Технологическая карта занятия
по ознакомлению с природным окружением
ФИО студента: Панкова Дарья Николаевна
Образовательные области: социально-коммуникативная, речевая, познавательная, художественно-эстетическая.
Тема занятия: Птицы
Возрастная группа: средняя (4-5лет)
Цель занятия: формирование знаний детей об утках (домашней и дикой), формирование знаний детей о признаках зависимости домашней утки от человека. Закрепление знаний детей о зимующих и перелетных птицах (их названии).
Задачи занятия
обучающие:
- познакомиться с признаками зависимости домашней утки от человека (кормление, поддерживание чистоты в утятнике. создание условий для жизни и кормления, лечение); Познакомиться с дальними родичами (утка шипунка - утка кряква); Вспомнить и назвать диких перелетных птиц, живущих в климатической степной зоне Донского края, вспомнить их названия.
развивающие:
- развивать умение классифицировать, сравнивать, логически мыслить, воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.
воспитательные:
- воспитывать интерес, желание больше узнать о птицах; воспитывать доброе, заботливое отношение к ним; воспитывать бережное отношение, любовь ко всему живому.
Дополнительные задачи:
Словарная работа: обогащать природоведческий словарь (употреблять в речи названия птиц: утка – шипунка, утка кряква).
Планируемый результат занятия:
- дети знакомятся с признаками зависимости домашней утки от человека (кормление, поддерживание чистоты в утятнике. создание условий для жизни и кормления, лечение);
- дети знакомятся с дальними родичами (утка шипунка - утка кряква);
- дети называют диких перелетных птиц, живущих в климатической степной зоне Донского края, вспоминают их названия.
Подготовительная работа: Знакомство с дикими перелётными и зимующими птицами, живущих в климатической степной зоне Донского края.
Материалы и оборудование: Изображение дикой и домашней утки; карточки с признаками домашней утки и с признаками дикой утки; карточки с изображением зимующих птиц и перелетных, карточки с изобр. Юга и зимы.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты | |||
1. | Организационно – мотивационный этап | Организовать детей на деятельность, мотивировать их. | Воспитатель: Собрались все дети в круг (встают в круг) -Дети, а сейчас присаживайтесь на стульчики и послушайте стихотворение которое я вам прочитаю. Когда прослушаете стихотворение, скажите, о чем там говорилось. Воспитатель читает детям стихотворение: Дождик теплый шел с утра. - О чем же говорилось в этом стихотворении? | Использование художественного слова. | Слушают воспитателя, отвечают на его вопросы. | Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности | |||
2. | Основной этап | ||||||||
2.1. | Этап постановки проблемы | Поставить перед детьми цель: что нужно помогать птицам, потому что им больше некому помочь, кроме нас. | -Дети, утки бывают домашние и дикие. Как вы думаете, чем отличие дикой утки от домашней? -Правильно, дикие утки- перелетные птицы, они не только перелетают с одного болота на другое в поисках корма, но и легко преодолевают большие расстояния, когда поздней осенью летят на юг. Домашние же утки от хозяев ни куда не улетают, ведь летать оно давно разучились. А еще домашние утки гораздо больше диких. И они несут больше яиц, и яйца у ник крупнее. Утки быстро растут и дают много яиц – это очень важно для человека. В пищу утиные яйца не используют, но зато из них можно вырастить утят, а из утят - уток. Так же, за домашней уткой ухаживает полностью человек, он кормит, поит утку, так же ухаживает и следит за чистотой в утятнике, при необходимости оказывает помощь и лечит утку. А сейчас, я предлагаю нам поиграть в игру, которая называется «Потеряжки». Д.И «Потеряжки» Дикая и домашняя утки, перемешали свои карточки и теперь не могут разобраться, где чья карточка, они просят нас помочь им. Поможем? Перед вами на столах карточки, которые перемешались и с одной стороны изображение дикой утки и с другой стороны домашней утки. Каждый из вас берет одну карточку и говорит, куда она относится и почему. Будьте внимательны, потому что есть карточки, на которых признаки относятся и к дикой утки, и к домашней. Признаки которые относятся и туда , и сюда кладите по середине. - Вы помогли дикой и домашней утке, они вас благодарят за помощь и впредь, обещают быть внимательнее. Вы были очень внимательными и быстро справились. Теперь присаживайтесь на стульчики. -На нашей планете так же есть многочисленное кол-во птиц, которые делятся на перелетных и на зимующих. На прошлом занятии мы говорили об этом с вами. - Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Зима близко». В этой игре нам нужно отправить перелетных птиц в теплые края, т.к скоро зима, птицам пора улетать и оставить тех птиц, которые останутся с нами, это зимующие. | Беседа, дидактические игры. | Дети отвечают на вопросы и активно участвуют в диалоге с воспитателем. Играют в дидактические игры. | Дети знакомятся с дальними родичами (утка шипунка - утка кряква); | |||
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Закрепить знания о перелетных птицах. | Д.и «Зима близко». - Перед вами изображения птиц, и две карточки с изображением зимы и юга. Зимующих птиц мы отнесем к какой карточке? Вот мы и соотнесли зимующих птиц и перелетных. | Практический (игра), наглядный (карточки) | Отвечают на вопросы, соотносят карточки. | - дети называют диких перелетных птиц, живущих в климатической степной зоне Донского края, вспоминают их названия. | |||
2.3. | Этап практического решения проблемы | -Кормушку, верно. Для таких случаев и придумали кормушки. Когда мы с вами выйдем на прогулку, то скажем Владимиру Михайловичу (подразумевается работник ДС, который работает в качестве плотника) что бы он смастерил кормушку для птиц и мы все вместе повесим ее на дерево. | Беседа. | Дети отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, ищут решение данной проблемы. | Дети дружелюбно относятся к животным, проявляют помощь. | ||||
3. | Заключительный этап | Провести рефлексию занятия | - На сегодняшнем занятии мы с вами узнали что утка бывает ……., что домашней утки помогает …… участвует в ее жизни. А что он делает для утки? ( кормит, поит, при необходимости лечит, соблюдать чистоту в утятнике). Так же на сегодняшнем занятии мы с вами вспомнили, что птицы бывает как зимующие так и ……. Перелетные это какие птицы? Зимующие - это какие птицы? А с какой проблемой мы сегодня столкнулись в конце нашего с вами занятия? Какая была проблема? Верно что зимой река замерзает и птицам нечего есть. Очень холодно и голодно, поэтому наша с вами задача была найти выход, и как мы решили эту проблему чем мы поможем птичкам? Что бы он смастерил кормушку для птиц. -Вы на сегодняшнем занятии были очень активными и справились со всеми заданиями. У вас все получилось. | Вопросы, анализ результатов. | Ответы детей. Рассуждают. Делают выводы. Ребята высказывают свои мысли о проведённом занятии и своей работе. | Дети умеют планировать, организовывать и оценивать свою деятельность. |