Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Технологии, способствующие развитию самостоятельности и инициативности дошкольников»

Развитые самостоятельность и инициативность позволяют детям Быть более успешными в обучении и дальнейшей жизни. Быть более уверенными в себе и своих силах. Быть более творческими и открытыми к новому. Быть более адаптивными к меняющимся условиям.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №360 г. Челябинска»

Консультация для педагогов

«Технологии, способствующие развитию самостоятельности и инициативности дошкольников»

Подготовила:

Шмидт Светлана Вячеславовна

Воспитатель

2023 год

Самостоятельность и инициативность детей дошкольного возраста: как их развивать?

Самостоятельность и инициативность - важные качества личности, которые необходимо развивать у детей с самого раннего возраста. Самостоятельные дети умеют принимать решения, ставить цели и достигать их, не боятся трудностей и неудач. Инициативные дети проявляют интерес к окружающему миру, задают вопросы, придумывают новые идеи и способы действий.

Почему важно развивать самостоятельность и инициативность у детей?

Развитые самостоятельность и инициативность позволяют детям:

* Быть более успешными в обучении и дальнейшей жизни.

* Быть более уверенными в себе и своих силах.

* Быть более творческими и открытыми к новому.

* Быть более адаптивными к меняющимся условиям.

Как развивать самостоятельность и инициативность у детей дошкольного возраста?

Для развития самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста необходимо создавать соответствующие условия.

* Обеспечьте детям выбор. Дайте детям возможность выбирать, чем им заниматься, как играть, с кем дружить. Это поможет им развить чувство ответственности за свои решения и действия.

* Не торопитесь помогать. Если ребенок затрудняется с чем-то, поддержите его, но не делайте за него. Дайте ему возможность попробовать справиться самостоятельно.

* Поощряйте проявления самостоятельности и инициативы. Хвалите ребенка за его успехи, даже если они незначительные. Это поможет ему почувствовать себя увереннее и мотивирует на дальнейшие действия.

Конкретные методы и приемы развития самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста:

* Игры и свободная деятельность с неоформленным материалом. В таких играх дети могут проявлять свою фантазию и творчество, придумывать новые правила и способы действий.

* Метод проектов. Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно исследовать интересующие их вопросы, решать проблемы и достигать поставленных целей.

* Организация среды группы. Среда группы должна быть организована таким образом, чтобы она побуждала детей к самостоятельной деятельности. Это может быть мобильная мебель, разнообразные материалы и игрушки, которые дети могут использовать по своему усмотрению.

Советы родителям

Родители также могут внести свой вклад в развитие самостоятельности и инициативности детей.

* Не ограничивайте свободу действий ребенка. Дайте ему возможность делать то, что он хочет, в пределах разумного.

* Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Каждый ребенок развивается в своем темпе.

* Поощряйте ребенка к самостоятельности и инициативе. Хвалите его за успехи и не ругайте за неудачи. Развитие самостоятельности и инициативности у детей - это длительный и кропотливый процесс. Но, приложив усилия, можно вырастить уверенную в себе и своих силах личность, которая будет готова к вызовам современного мира.

Развитие детской инициативности посредством новых педагогических технологий (лепбук, геокешинг, мобиль).

Лэпбук

Лэпбук – это интерактивная самодельная папка-книжка, которая содержит информацию по определенной теме в виде рисунков, текстов, фотографий, игр и других элементов. Лэпбуки используются в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Как сделать лэпбук?

Для создания лэпбука вам понадобятся следующие материалы:

* плотная бумага или картон

* ножницы

* клей

* фломастеры, краски, карандаши

* другие материалы для украшения (бумага, ткань, фетр, бусины и т.д.)

Сначала необходимо определиться с темой лэпбука. Затем необходимо подготовить материалы и заполнить папку-книжку.

Как использовать лэпбук?

Лэпбуки можно использовать в различных целях:

* для изучения новой темы

* для закрепления пройденного материала

* для проведения исследовательских работ

* для развития творческих способностей

Преимущества лэпбуков

Лэпбуки обладают рядом преимуществ перед традиционными методами обучения:

* Лэпбуки делают обучение более интересным и увлекательным для детей. Дети с удовольствием занимаются созданием и изучением лэпбуков.

* Лэпбуки способствуют развитию творческих способностей детей. Дети самостоятельно выбирают материалы и оформляют лэпбуки, что позволяет им проявить свою фантазию и креативность.

* Лэпбуки помогают детям лучше понять и запомнить материал. Информация, представленная в виде лэпбука, более наглядна и запоминается лучше.

Примеры лэпбуков

Лэпбуки можно создавать на любые темы. Вот несколько примеров лэпбуков:

* Лэпбуки по математике помогают детям освоить основные математические понятия и операции.

* Лэпбуки по русскому языку помогают детям научиться читать, писать и составлять предложения.

* Лэпбуки по окружающему миру помогают детям узнать о природе, животных и растениях.

* Лэпбуки по истории помогают детям познакомиться с историческими событиями и личностями.

Лэпбуки – это уникальная методика обучения детей, которая делает обучение более интересным, увлекательным и эффективным.

Геокешинг

Геокешинг в детском саду: как сделать игру развивающей?

Геокешинг - это увлекательная игра, которая позволяет детям и взрослым интересно проводить время на природе, развивая при этом свои навыки и способности. В последние годы геокешинг становится все более популярным и среди дошкольников.

Что такое геокешинг?

Геокешинг - это игра, в которой участники используют GPS-навигатор или мобильное приложение для поиска тайников, спрятанных другими игроками. Тайники, называемые "кешами", могут быть спрятаны в любом месте: в лесу, на улице, в парке, даже в помещении. В каждом кеше находится записка с логотипом и координатами следующего тайника.

Как использовать геокешинг в детском саду?

Для того чтобы играть в геокешинг с дошкольниками, не обязательно использовать GPS-навигатор. Можно обойтись картой-схемой, составленной педагогом. На карте-схеме нужно указать место, где спрятан тайник. Тайник может быть наполнен конфетами, сладостями, игрушками или другими небольшими подарками.

Какие задачи решает геокешинг в детском саду?

Геокешинг в детском саду решает следующие задачи:

* Развитие интереса к самостоятельному решению познавательных, творческих задач. Дети должны самостоятельно найти тайник, следуя указаниям на карте-схеме. Для этого им нужно проявить смекалку, логику и творческие способности.

* Закрепление у детей умения самостоятельно ориентироваться на местности по карте – схеме, определять направление маршрута. Дети учатся ориентироваться по карте-схеме, определять направление маршрута и находить кратчайший путь до цели.

* Развитие таких качеств как целеустремленность, концентрация внимания, логическое мышление. Дети должны быть целеустремленными, чтобы не сдаваться, если они не могут сразу найти тайник. Они должны концентрироваться на поисках, чтобы не пропустить нужный объект. Логическое мышление необходимо им для того, чтобы понять указания на карте-схеме.

* Стимулирование спортивной деятельности команд. Детей можно разделить на команды и устроить соревнования по поиску тайников. Это будет способствовать развитию у них спортивного духа и командного взаимодействия.

* Формирование исследовательских умений воспитанников. Дети должны быть исследователями, чтобы найти тайник. Они должны внимательно изучать карту-схему, искать подсказки и использовать свои знания и умения для решения задач.

* Формирование коммуникативных умений детей, культуры общения в жизненных ситуациях. Дети должны уметь общаться друг с другом, чтобы вместе искать тайник. Они должны уметь договариваться, помогать друг другу и решать конфликты.

* Развитие активной жизненной позиции. Дети должны быть активными и любознательными, чтобы искать тайники. Они должны быть готовы к преодолению трудностей и достигать поставленных целей.

Как организовать геокешинг в детском саду?

Для того чтобы организовать геокешинг в детском саду, необходимо выполнить следующие шаги:

1. Подготовить карту-схему. Карта-схема должна быть простой и понятной для детей. На ней нужно указать место, где спрятан тайник, а также подсказки, которые помогут детям найти его.

2. Спрятать тайник. Тайник нужно спрятать в надежном месте, где его не смогут найти случайные люди.

3. Провести игру. Дети должны по очереди искать тайник, следуя указаниям на карте-схеме.

Примеры игр в геокэшинг для дошкольников

Вот несколько примеров игр в геокэшинг для дошкольников:

* Игра "Лабиринт". На карте-схеме нужно изобразить лабиринт, в котором спрятан тайник. Дети должны найти выход из лабиринта, чтобы найти тайник.

* Игра "Сокровища". На карте-схеме нужно указать места, где спрятаны несколько тайников. Дети должны найти все тайники, чтобы собрать все сокровища.

* Игра "Весёлый поиск". На карте-схеме нужно указать места, где спрятаны различные предметы. Дети должны найти все предметы, чтобы получить приз.

Игра в геокэшинг - это отличный способ сделать обучение дошкольников интересным и увлекательным. Игра помогает детям развивать свои навыки и способности, а также стимулирует их к познавательной деятельности.

Мобиль

Мобиль - это подвесная конструкция из различных элементов, которые движутся под действием гравитации. Чаще всего мобили используют для детей младенческого возраста, подвешивают над кроваткой.

История мобилей

История мобилей уходит глубоко в историю. Первые мобили были созданы еще в Древнем Египте и Китае. Они представляли собой простые конструкции из деревянных фигурок животных и птиц. В 1930-х годах мобили стали использоваться в качестве произведений искусства. Одним из самых известных художников-кинетистов, создавших мобили, был Александр Колдер.

Мобиль для детей

Мобиль для детей - это не только красивая игрушка, но и полезный развивающий инструмент. Мобиль привлекает внимание ребенка, помогает ему развивать зрение, мелкую моторику и координацию движений.

Как выбрать мобиль для ребенка

При выборе мобиля для ребенка следует обратить внимание на следующие факторы:

* Возраст ребенка. Мобили для детей младшего возраста обычно состоят из простых элементов, которые не могут травмировать ребенка. Мобили для детей старшего возраста могут быть более сложными и включать в себя подвижные элементы.

* Материал. Мобиль должен быть изготовлен из безопасных материалов, которые не содержат вредных веществ.

* Размер. Мобиль должен быть достаточно крупным, чтобы ребенок мог его хорошо видеть.

* Дизайн. Мобиль должен нравиться ребенку.

Как использовать мобиль

Мобиль следует повесить на высоте примерно 20-30 сантиметров над кроваткой ребенка. Мобиль должен быть расположен таким образом, чтобы ребенок мог его хорошо видеть, но не мог до него дотянуться.

Мобиль можно использовать как для игры, так и для сна. Во время игры ребенок может рассматривать мобиль и следить за движением его элементов. Во время сна мобиль может успокаивать ребенка и помогать ему заснуть.

Мобиль в дошкольном образовании

В дошкольном образовании мобили используются для развития детей в различных направлениях. Мобили могут использоваться для развития:

* Зрительного восприятия. Мобиль помогает ребенку развивать способность различать цвета, формы и размеры.

* Мелкой моторики. Мобиль помогает ребенку развивать мелкую моторику рук, что важно для подготовки к письму.

* Координации движений. Мобиль помогает ребенку развивать координацию движений, что важно для развития двигательных навыков.

* Воображения и творчества. Мобиль может служить источником вдохновения для детских фантазий и творчества.

Как сделать мобиль своими руками

Мобиль можно сделать своими руками. Для этого можно использовать различные материалы, такие как дерево, металл, пластик, ткань и т.д.

Вот несколько идей для мобиля, который можно сделать своими руками:

* Мобиль из бумаги. Для этого можно использовать цветную бумагу, картон и нитки.

* Мобиль из дерева. Для этого можно использовать деревянные бусины, палочки и нитки.

* Мобиль из металла. Для этого можно использовать проволоку, металлические бусины и нитки.

* Мобиль из ткани. Для этого можно использовать кусочки ткани, ленты и нитки.

Мобиль, сделанный своими руками, будет уникальным и неповторимым. Он станет не только развивающей игрушкой, но и предметом гордости ребенка

Ожидаемые результаты развития детской инициативы посредством новых педагогических технологий:

- Ребенок научится входить в игровые ситуации и инициировать их сам, творчески развивать игровой сюжет, применяя для этого знания, полученные из различных источников.

- Ребенок начнет принимать участие в поиске, анализе и сортировке информации.

- Ребенок научится мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

- Ребенок овладеет умением отмечать новые предметы в окружении и проявлять интерес к ним; активно обследовать вещи, практически обнаруживая их возможности (манипулировать, разбирать - собирать, без попыток достигать точного начального состояния).

- Ребенок научится решать свою собственную задачу, а не ту, которую перед ним поставил взрослый.

- Ребенок овладеет умением самостоятельно собирать и структурировать информацию и др.

Таким образом, детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области