Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Нетрадиционные уроки

Цель повышение мотивации к изучению уроков литературы задачи -организовать учебную деятельность в нестандартной форме -использовать нестандартные формы работы с художественным текстом, биографическим материалом на уроках литературы -представить методические разработки уроков литературы нестандартных форм работы в 9 классах.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методическая разработка

по использованию нестандартных уроков литературы в 9 классе

С целью повышения мотивации к изучению литературы была разработана серия нетрадиционных уроков:

Урок 1. Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни: итегрированный

Урок с элементами исследования.

Урок 2. Мотивы любви в романе «Евгений Онегин»: урок-конференция

Урок 3. Урок-викторина по роману «Евгений Онегин»

Урок 1. Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни:

интегрированный урок с элементами исследования

Цель: углублять восприятие школьником художественного произведения, а с другой - снабжать его сведениями об истории и культурных традициях собственной страны.

Основное содержание урока: Россия и пушкинская эпоха в романе. Реальные исторические личности как герои романа.

Основные виды деятельности. Устные выступления с предьявлением презентаций.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание уважения к Отечеству; совершенствование коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные: развитие умения планировать пути достижения целей, выбирать эффективные способы решения учебных задач; строить логическое рассуждение и делать выводы.

Предметные: воспитание читателя, способного осознавать картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Орг. момент

В романе «Евгений Онегин» в качестве персонажей выступают реальные современники А.С. Пушкина. В процессе определения этих людей используется ряд культурно-исторических фактов, которые позволят нам глубже познакомиться с мастерством Пушкина-историка России первой трети XIX в. и самим убедиться в правильности оценки романа как «энциклопедии русской жизни».

Актуализация имеющихся знаний о реализме литературы 19 века:

Учитель: А.С. Пушкин сыграл значительную роль в развитии интереса к отечественной истории. Он был не только историком, но и своего рода летописцем, оставившим для потомков описание эпохи, в которой жил. Недаром В.Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». В собственно повествовательной его части и в лирических отступлениях поэт изобразил русскую жизнь во всей ее полноте и в то же время он это сделал кратко. В романе описывается жизнь русской провинции, барская Москва, светский Петербург, крепостная деревня и дворянская усадьба. А.С. Пушкиным представлена общественная и семейная жизнь того времени. Автор создает реалистические портреты дворянства, к которому сам принадлежал. Кто как не Пушкин знал эту жизнь? А первыми читателями романа были современники поэта, которые тоже о тех фактах, которые преводятся в тексте романа и не могли не заинтересовать современников Пушкина. В романе приводится множество фактов, которые, к сожалению, нам не понятны, так как мы про них мало что знаем. Для того чтобы нам понимать многие строки романа, мы провели ряд исследований, которые помогут лучше понять, о ком и о чем говорил поэт. 1

Сегодня мы познакомимся с реальными людьми того времени, о которых говорится в романе А.С Пушкина. И это всего несколько человек, которые момогут нам немного лучше понять характеры людей, современников А.С. Пушкина и, несомненно, самого поэта.

Основной этап.

Учитель:

В строфе XXV главы восьмой описывается вечер в доме Татьяны (куда приглашен Онегин). Там есть следующие строки:

…Тут был на эпиграммы падкий,

На все сердитый господин:

На чай хозяйский слишком сладкий,

На плоскость дам, на тон мужчин,

На толки про роман туманный

На вензель, двум сестрицам данный...

Учитель:

- О каком господине идет речь?

- Почему (среди прочего) он был сердит на вензель?

- Что это за вензель и каким сестрам он был дан?

- Чтобы ответить на эти вопросы, следует знать факты того времени, о которых идет речь в данном отрывке.

Учащимся заранее было дано задание - исследовать следующие вопросы и подготовить сообщения на темы:

1. Генерал Н.М. Бороздин и его семья.

2. Институт благородных девиц.

3. Институт фрейлин двора.

4. Личность графа Модена.

Проверка домашнего задания (Отчёты о домашней групповой подготовке)

Ведущий: называет общую тему и тему сообщения первой группы.

Группа 1. Генерал Н.М. Бороздин и его семья.

Учащийся1:

Николай Михайлович Бороздин (1777– 1830г.) был потомком старинного дворянского рода Псковской губернии со славными военными традициями. Отец, Михаил Саввич Бороздин, был генерал-поручиком. Николай Михайлович стал генералом в 30 лет. Отличился в Бородинском сражении и Европейской кампании 1813–1815 гг. Имел много орденов.

Н.М. Бороздин красивый молодой человек, получивший прекрасное образование, кружил головы женщинам, вел роскошную жизнь, имея хорошие средства для этого. Характер молодого дворянина отличался крайней, очень взыскателен на службе, но вне службы был добрым и снисходительным (Именно его, скорее всего, имел в виду А.С. Пушкин под «сердитым господином»).

Учащийся 2:

Личная жизнь Николая сложилась неудачно. В 1804 г. Он женился на 17-летней Елизавете Александровне Жеребцовой (дочь известной красавицы О.А. Жеребцовой-дочери фаворита Екатерины II Платона Зубова).

От этого брака у него было пятеро детей. Старшим был сын Александр. Остальные были девочки: Елизавета, Ольга, Анастасия и Наталья.

Брак закончился скандалом, который наделал много шума в петербургском обществе. Жена изменила Н.М. Бороздину с военнопленным французским генералом Пире. От этой связи родился мальчик.

Учащийся 3:

Когда Н.М. Бороздин узнал о позоре, он тут же подал прошение Александру I о разводе с женой. Император удовлетворил прошение Николая Михайловича, но уговорил его дать своё имя ребёнку и отправить жену вместе ссыном в Париж. Отписав все имения жене, Н.М. Бороздин просил жену никогда больше не возвращаться в Россию. Вместе с сыном Владимиром Елизавета уехала в Париж. О ее дальнейшей судьбе и сына нам мало что известно, только то, что она умерла в 1841 г., а Владимир женился на русской - А.П. Никитиной.

Ведущий:

В 1820 г. Н.М. Бороздин остался с пятью детьми на руках в возрасте от 4 до 15 лет. Он продолжил службу в действующей армии. Нам неизвестно какое образование получил сын Александр, а вот дочерей своих Н.М. Бороздин отдал в институт благородных девиц. Прежде чем говорить об этом решении Николая Михайловича, давайте узнаем, что представляли собой такие учебные заведения.

Группа 2. Институт благородных девиц

Учащийся1:

Знаменитый Смольный институт был основан Екатериной II в Санкт-Петербурге в 1764 г. Он был создан для того, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

Учащийся 2:

Дети поступали в заведение не старше шестилетнего возраста и обучались там двенадцать лет. Родители не могли забрать своих дедей раньше срока, так как с них бралась расписка, что они не будут требовать их назад ни под каким предлогом, пока не закончится период обучения. Императрица была уверена, что, дети должны выходить в свет уже развитыми и облагороженными девушками, и это будет способствовать смягчению нравов и создаст «новую породу людей».

Учащийся 3:

На самом же делев таких учебных заведениях готовили «женскую элиту» для придворной и светской жизни, в том числе фрейлин высочайшего двора. Попасть туда могли лишь дочери потомственных дворян или военных, имеющих только высой чин. Девушки изучали русскую словесность, Закон Божий, французский и немецкий языки, арифметику, географию, историю общую и естественную, физику. Кроме того, преподавались музыка, рисование, танцы, светские манеры, различные виды домоводства…

Ведущий 2:

Вернемся к дочерям Н.М. Бороздина. В 1824 г. генерал определил двух из них (Ольгу и Анастасию) в Петербургское Екатерининское училище. Почему именно их – мы не знаем. Очевидно, младшая и старшая дочери не подходили по возрасту.

Осенью 1830 г. Н. М. Бороздин приехал в Петербург на выпуск дочерей из Екатерининского института, которому обычно сопутствовала торжественная церемония. Лучшие выпускницы получали золотой вензель в виде инициала императрицы Екатерины II, который носили на белом банте с золотыми полосками.

Ведущий: (словарная работа). Обратить внимание на слово «Вензель», дать определение и проиллюстрировать.

«ВЕНЗЕЛЬ» – это сочетание начальных букв имени и фамилии или имени и отчества в виде вязи.

Ведущий: (продолжение)

Свои «вензеля» были и в других институтах. Но не об этом вензеле говорится в строке «Евгения Онегина»: На вензель, двум сестрицам данный...

Вскоре, после выпускного Н.М. Бороздин скоропостижно скончался. Дочери генерала остались сиротами, без какой-либо поддержки. Именно император, хорошо знавший Н.М. Бороздина, ценивший его за безупречную службу, пообещал умирающему генералу позаботиться о девочках.

Став фрейлинами двора ольга и Анастасия получили тот самый «вензель», о коем упоминается в известной нам строке романа.

Ведущий:

Об институте фрейлин нам расскажет 3 группа.

Группа 3. Фрейлины двора

Учащийся 1:

Фрейлина (незамужняя женщина, девушка, девица) - младшее придворное женское звание. Давалось незамужним представительницам знатных дворянских фамилий.

При назначении фрейлиной девушка получала «шифр», то есть украшенный бриллиантами голубой вензель царственной особы, в свиту которой она поступала. Вензель носился на левом плече. Если девушка выходила замуж, то это звание с них снималось, но они сохраняли право присутствовать вместе с мужьями на придворных балах и разных церемониях в Большом зале Зимнего дворца.

Учащийся 2:

Быть фрейлиной в те годы было не только престижно и выгодно. Они получали приличное жалованье, особенно фрейлины высшего ранга, к ним относились гофмейстерины, обер-гофмейстерины, камер-фрейлины и статс-дамы. А главным преимуществом фрейлины была возможность выхода замуж, так как при дворе можно было найти выгодного жениха. Императрица награждала невесту хорошим приданым. Именно поэтому стать фрейлиной при доре желали многие девушки.

Ведущий:

Итак, теперь мы с уверенность можем утверждать, о ком идет речь в обсуждаемом отрывке. Ольга и Анастасия и есть те самые «две сестрицы» с фрейлинским вензелем, которые упомянуты в романе. С этими девушками был знаком и сам А.С.Пушкин. А одна из сестер, Анастасия Николаевна, имела прекрасный голос, Александр Сергеевич называл ее «соловейко. Обе сестры пробыли фрейлинами недолго.

Ольга уже через год вышла замуж за 60-летнего генерал-майора Ф.И. Мосолова. Он был очень богатым человеком, но с женой обходился плохо. Узнав о неподобающем поведении генерала к своей жене, Николай I повелел супругам разойтись, а Ф.И. Мосолову приказал ежегодно выплачивать жене 25 тысяч ассигнациями. Не мог император предать памать Н.М. Бороздина, так пообещал ему заботиться о его дочерях.

Чуть позже вышла замуж и Анастасия. Ее мужем стал князь Н.А. Урусов - адъютант великого князя Михаила Павловича, капитан Измайловского полка.

Ведущий:

И чтобы окончательно разобраться в данном отрывке, нам осталась узнать неком господине, и почему он был недоволен сестрами?

…Тут был на эпиграммы падкий,

На все сердитый господин:

Группа 4. Судьба графа Модена

Учащийся 1:

В комментариях Ю.М. Лотмана цитируется черновой вариант строфы, в котором упоминается, не «господин», а вполне реальный человек - граф Гавриила де Реймонд-Моден, француз, принявший русское подданство в 1798 г. Если это было именно так, тогда понятна причина его недовольства. Для этого необходимо вновь вернуться к институту фрейлин.

Учащийся 2:

Следует сказать, что число фрейлин двора не ограничивалось, но было регламентировано. В 1826 г. Николай I ограничил число фрейлин (36 человек). Но на практике регламент вряд ли соблюдался. Были постоянные «внеплановые» претендентки на место придворной дамы. Ими могли стать лучшие выпускницы Смольного института или в «внеконкурсные» назначения. К таким назначениям можно отнести и случай с сестрами Бороздиными. Соответственно такие фрейлины занимали место «запланированных» кандидаток, и это никак не могло нравиться ни им, ни их родным. Так при чем же здесь граф Моден?

Учащийся 2:

Все дело в том, что у него была дочь, которая претендовала на место фрейлины. И поэтому неприязнь графа модена к сестрам Бороздиным была вполне объяснима. Дочь графа все же стала фрейлиной, но позднее. Кстати, Граф Моден, отличался желчностью и злобным характером. И потому А.С. Пушкин представляет этого персонажа с некой иронией и антипатией.

Ведущий 2:

Итак, с помощью наших команд мы получили довольно полный ответ на поставленные нами вопросы в начале урока, сумели разгадать зашифрованные А.С. Пушкиным факты из жизни дворянского общества того времени.

Заключительная часть – рефлексивный этап

Учитель:

Среди многочисленных эпизодических персонажей в романе можно найти немало реальных людей, составляющих общество того времени. Каждый такой человек, каждый факт, сколь бы мелким он ни казался, при внимательным рассмотрении помогает раскрыть и лучше понять исторически отдаленную эпоху, воссоздать объективную и широкую картину быта, нравов, обычаев России первой трети XIX в.

Контрольный этап – получение разноуровневого домашнего задания:

Учитель:

- Подобрать примеры, иллюстрирующие положения о реализме романа.

- Составить исторические справки о других реальных людях, упомянутых в романе А.С. Пушкиным.

- Групповые задания. Прочитать статьи учебника ««Евгений Онегин» в критике» и «В творческой лаборатории А. С. Пушкина». Подготовиться к обсуждению критических откликов: В. Г. Белинского, Д. И. Писарева, Ф. М. Достоевского, С. М. Бонди, Ю. М. Лотмана.

Урок 2. Мотивы любви в романе «Евгений Онегин»: урок-конференция

Подготовительный этап:

Класс был поделен на 4 группы по 3,4 человека, каждая группа получила мини-тему и задания по его выполнению. В результате каждая группа подготовила информационный материал, который на уроке озвучивался в устной форме, а также ребятами были подготовлены презентации по теме. Остальные учащиеся, незадействованные в подготовке докладов, были назначены «экспертами» в жюри. У каждого «эксперта» были листы-опросники, котрые они заполняли в течение всей конференции. Потом оценки всех «экспертов» складывались и переводились отметку.

Цель: развитие умения участвовать в обсуждении и анализе прочитанного;

Основные виды деятельности. Выразительное чтение фрагментов романа в стихах. Устные ответы. Сопоставление мотивов любви главных героев.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; анализ мотива любви в жизни человека. Метапредметные: развитие умения сопоставлять, строить логическое рассуждение и делать выводы; работать в группе.

Предметные: осознание значимости чтения и изучения литературы как особого способа познания жизни; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста.

Орг. момент.

Тема любви в романе «Евгений Онегин» великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина фактически является самой главной, поскольку именно с любовной линией главного персонажа, молодого дворянина Евгения Онегина, и провинциальной девушки Татьяны Лариной, связаны основные сюжетные моменты, и именно вокруг их отношений и развиваются события романа.

Учитель:

Автор сравнивает разные виды любви, разные подходы к пониманию любви, разные мотивы её появления. Рассмотрим, какие мотивы любви присутствуют у разных героев. Дл этого Вы объединитесь в 4 группы. В каждой группе будет проведено определение мотивов любви выбранного персонажа.

Доклады учащихся:

1 группа. Ольга Ларина

Учащийся 1:

Ольга относится к любви спокойно, легкомысленно. Отношения с Владимиром Ленским для нее лишь игра, приятное времяпровождение. Мотивы любви таких героинь, как Ольга, во многом определяются их психологическими особенностями и отношением к жизни.

Учащийся 2:

Образ Ольги в произведении А. С. Пушкина - красивая девушка, которая не имеет серьезных интересов и не готова к сильным чувствам:

«Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Всё в Ольге... но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно»

Учащийся 3:

Именно эти особенности Ольги - отсутствие серьёзных чувств, внутренней эмоциональности - способствовали тому, что она недолго горевала после смерти Ленского и быстро вышла замуж. В выборе спутника жизни Ольга руководствуется лишь внешними мотивами: стремлению к удобству, обеспеченному существованию, статусу замужней дамы.

2 группа. Татьяна

Учащийся 1:

Татьяна стремилась к уединению, к осмыслению своей жизни:

«Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей».

Обладая чуткой искренней душой, Татьяна стремилась найти свой идеал в романах:

«Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо».

Учащийся 2:

Скучная жизнь в селе Татьяну не устраивала. Однообразие быта и отсутствие интереса определили мотив её любви - встретить свой идеал, который она представляла, читая романы. Таким идеалом и оказался Е. Онегин, о чём она и сообщает ему в своём письме:

«Ты в сновиденьях мне являлся
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно... нет, это был не сон!
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!»

Учащийся 3:

Ещё одним мотивом любви Татьяны становится стремление изменить свою жизнь. Она мечтает, что Онегин - тот, кто может это осуществить:

«Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!»

Татьяна у Пушкина похожа на героиню из «южных» поэм, ее любовь - это трагическая любовь, несчастная судьба, духовное одиночество, она ждет своего героя, который ее «спасет». В начале романа Татьяна еще романтическая натура. А.С. Пушкин углубляет психологическую характеристику Татьяны, показывает ее богатый внутренний мир. Она любит природу, книги, уединение. При всем отличии от Ольги, при всей напряженности своего внутреннего мира юная Татьяна еще не знает настоящей жизни. К концу романа для повзрослевшей Татьяны любовь – это уже не романтическое чувство, а реальное. Она продолжает любить Онегина, но она, верная супружескому долгу, конечно же, не способна на измену мужу. Нравственный долг для неё превыше всего.

3 группа. Мать сестер Лариных

Учащийся 1:

В романе «Евгений Онегин» мы можем видеть, что мотивами любви обладали не только главные персонажи. Так, писатель отмечает, что мать Татьяны и Ольги когда-то тоже была влюблена, но не поддалась чувствам и вышла замуж за Дмитрия Ларина:

«Она вздыхала по другом,
Который сердцем и умом
Ей нравился гораздо боле:
Сей Грандисон был славный франт,
Игрок и гвардии сержант».

Учащийся 2: (Продолжает чтение отрывка)

«Как он, она была одета
Всегда по моде и к лицу;
Но, не спросясь ее совета,
Девицу повезли к венцу.
И, чтоб ее рассеять горе,
Разумный муж уехал вскоре
В свою деревню, где она,
Бог знает кем окружена,

Рвалась и плакала сначала,

С супругом чуть не развелась;

Потом хозяйством занялась,

Привыкла и довольна стала.

Привычка свыше нам дана:

Замена счастию она».

Как видно из приведённого текста, мать Татьяны и Ольги также имела серьёзную мотивацию любить, но это не было реализовано.

4 группа. Владимир Ленский

Учащийся 1:

Интересным представляется исследование мотивов любви Владимира Ленского. Сам Владимир относился к своей любви серьезно, поэтому в его отношениях с Ольгой были разногласия. Владимир считал любовь святым чувством, поэтому боролся за нее до конца. Например, его оскорбил танец Ольги с Онегиным на балу. Он решил защитить честь своей дамы в сражении, на котором погиб. Рассмотрим, какие личностные особенности В. Ленского способствовали формированию его любовных мотивов.

Учащийся 2:

Так, Владимир, который обучался в Германии, привёз оттуда вольнолюбие, романтичность и стремление жить яркой, насыщенной эмоциями жизнью:

«С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,

В нем рано волновали кровь.
Он с лирой странствовал на свете;
Под небом Шиллера и Гете
Их поэтическим огнем
Душа воспламенилась в нем;
И муз возвышенных искусства,
Счастливец, он не постыдил:
Он в песнях гордо сохранил
Всегда возвышенные чувства,
Порывы девственной мечты
И прелесть важной простоты».

Учащийся 3:

Однако, при всей внешней эмоциональности и романтике, А. С. Пушкин отмечает, что любовь Ленского - это хоть и яркое, но всё же поверхностное чувство. Таким образом, мотив любви Ленского - это получение удовольствия от жизни благодаря романтике:

«Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца, как луна
В пустынях неба безмятежных,
Богиня тайн и вздохов нежных.
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
Он пел те дальные страны,
Где долго в лоно тишины

Лились его живые слезы;

Он пел поблеклый жизни цвет

Без малого в осьмнадцать лет».

5 группа. Евгений Онегин

Учащийся 1:

Главный герой романа - Евгений Онегин - поначалу не считал любовь великим чувством. В этот период Евгений Онегин не был психологически зрел для отношений, не мог понять всей их значимости. Молодой человек относился к любви легко. Его популярность у девушек поднимала ему самооценку и делала его увереннее.

После Онегин всё-таки влюбляется в Татьяну, когда проходит очень много времени. Рассмотрим, благодаря каким мотивам это происходило.

Учащийся 2:

Так, Онегин, обладая пытливым умом и не желая подчиняться устоям, не удовлетворён собственной жизнью, так как не имеет серьёзных интересов, не разделяет внешней суеты, в которой не видит смысла. Он разочарован в жизни:

«Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан».

Учащийся 3:

Однако, встретив Татьяну в другом образе, Онегин, во-первых, искренне изумляется её внешним переменам и по-новому оценивает её. Во-вторых, эта ситуация словно открывает ему глаза на то, в чём истинные ценности жизни, а в чём - ложные. Любовь становится его главной жизненной ценностью:

«Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!»

Учащийся 4:

В восьмой главе Онегин предстает духовно обновленным, в нем ничего не осталось от прежнего холодного и рассудочного человека – он пылкий влюбленный, ничего не замечающий, кроме своей любви. В конце романа перед нами уже не романтический демон с преждевременно состарившейся душой, а герой, жаждущий счастья и любви. Герой впервые испытал истинное чувство, но оно обернулось новой драмой: Татьяна не может ответить на его запоздалую любовь.

Рефлексия:

На этом этапе ученики узнают мнение учащихся о конференции, как новой форме проведения урока. Могут быть, например, такие вопросы как:

Понравилась ли вам конференция?

Интересна ли была выбранная тема?

Убедительны ли были Ваши оппоненты?

Жюри подводит итоги, выставляет и озвучивает оценки, объявляет о результатах групп.

Итоги урока

Учащиеся делают вывод о том, что нового узнали на уроке.

Домашнее задание.

Урок 3. Урок-викторина по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Цель: выявить уровень знаний учащихся по содержанию романа «Евгений Онегин».

Основные виды деятельности.

Повторение, структурирование и предъявление явление знаний о романе. Устные и письменные ответы на вопрос.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы.

Метапредметные: развитие умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осознанно использовать знания по предмету в соответствии с задачей коммуникации; овладение основами самоконтроля и контроля

Предметные: развитие умений создавать краткие и развёрнутые высказывания умение применять знания на этапе контроля.

Описание игры:

Учащиеся поделены на четыре команды по 5 человек. Разыгрываются вопросы по темам: «Биография А.С. Пушкина», «История создания романа «Евгений Онегин», «Главные герои», «Содержание романа», «Своеобразие романа».

Правила игры:

 В каждой команде по 5 участников. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков. Вопросы оцениваются баллами от 1 до 10 в зависимости от их сложности.

Учитель задает вопрос, отвечает та команда, которая первой позвонила в колокольчик. Если команда правильно отчает на вопрос, то получает количество баллов, соответствующее этому вопросу. Если ответ неправильный, то очки вычитаются из суммы, набранной командой. И право выбора вопроса переходит к другой команде.

Тема 1. «Биография А.С. Пушкина»

( с. Болдино)

(1831г., на Гончаровой Наталье Николаевне)

Тема « Творческая история романа»

(1823-1830 г.г.)

(стихотворный роман)

О, не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана.

Тема «Герои романа»

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным,

Внимательным иль равнодушным! (Онегин)

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой. (Татьяна Ларина)

Во многом он бы изменился,

Расстался б с музами, женился,

В деревне, счастлив и рогат,

Носил бы стеганый халат…(Владимир Ленский)

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные

Движенья, голос, легкий стан…(Ольга Ларина)

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины; (Семья Лариных)

Тема «Содержания романа»

(«Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.)

Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины.

Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах. (Дом дяди Онегина в поместье)

Он был любим… по крайней мере
Так думал он, и был счастлив. (О Ленском)

Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость, и прямая честь.

Я вас люблю (к чему лукавить?)

Но я другому …. (Отдана и буду век ему верна)

Они сошлись. Волна и камень…(Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.)

Тема «Своеобразие романа».

Евгений Онегин – это натура…

А) цельная, непротиворечивая, однозначная;

Б) подражательная по отношению к западным образцам;

В) двойственная, сотканная из противоречий (В)

3. Выберите два правильных ответа. (3 балла)

Авторские отступления в романе нужны для…

А) для создания образа автора;

Б) для создания широкой картины русской жизни;

В) для того, чтобы повествование не было скучным и однообразным. (А, Б)

4. Установите последовательность событий в романе. (4 балла)

А) исповедь Татьяны;

Б) знакомство Онегина с Ленским;

В) приезд Онегина в деревню;

Г) исповедь Онегина;

Д) именины Татьяны (В, Б, А, Д, Г)

5.Опишите особенности и структуру «онегинской строфы» (5 баллов)

(Каждая строфа состоит из 14 строк, которые делятся на три четверостишия и заключительное двустишие с разными способами рифмовки: первое четверостишие имеет перекрёстные рифмы, второе - смежные, третье - опоясывающие, заключительное двустишие - смежные. Такое построение строф даёт возможность порассуждать на каждую тему, не отступая от сюжета и не теряя нити повествования.)

Рефлексия:

-Подведение итогов викторины.

-Жюри подсчитывает набранные командами баллы и определяет победителей.


Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 15.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области