муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Руче-ёк»», с.Березичский стеклозавод Козельского района Калужской области
Консультация для педагогов
Тема: «Формы работы с родителями по экологическому воспитанию через проектную деятельность»
Подготовила: старший воспитатель Позднякова Н.А.
с.Березичский стеклозавод
2016 г.
Цель: систематизировать знания педагогов о разнообразии форм работы с родителями в рамках проекта по ознакомлению с природными особенностями национального парка «Угра».
Задачи:
1. рассмотреть традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями по экологическому воспитанию.
2. изучить формы работы по ознакомлению родителей с природными особенностями национального парка «Угра».
С принятие закона «Об Образовании» в России семейная политика признана одним из приоритетных направлений социальной политики. В нормативных документах: Конвенция о правах ребенка, ФГОС ДО, Семейный кодекс, закон «Об Образовании», говорится о обязанности и правах ребенка и родителя, где ребенок является главным субъектом взаимодействия. Также для полноценного развития ребенка необходимо создать все условия по взаимодействию семьи и образовательного учреждения. Детский сад является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Для полноценного взаимодействия необходимо установить контакт, где все станут союзниками и равноправными партнерами по реализации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. В детском саду предлагаются новые методы для взаимодействия и одним из них является метод проектов. В ФГОС ДО сказано, что взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи метод проектов является особенно актуальным.
Основная цель проектного метода:
– развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей;
– формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста посредством совместной проектной деятельности дошкольного учреждения и семьи.
Для реализации метода проекта по экологическому воспитанию и привлечения родителей в этой деятельности в дошкольном учреждении необходимо использовать разнообразные формы работы с родителями. Используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы:
Традиционные – анкетирование родителей, индивидуальные беседы консультации, папки-передвижки, родительские собрания.
Нетрадиционные – мастер-классы, круглые столы по проблеме, информационная газета, квест-игра, развлечения, природоведческие акции.
Немного подробно разберем каждую форму работы с родителями:
1. Анкетирование- является первой ступенью для определения компетентности родителей в вопросах экологического воспитания понимания и осознания предлагаемой проблемы, поможет определить степень заинтересованности и участие в проекте.
2. Индивидуальные беседы – помогают воспитателю в выборе индивидуальных форм работы с родителями по ознакомлению с природными особенностями родного края, помогают выяснить чем конкретная семья может помочь в реализации проекта.
3. Консультации – сообщают и помогают родителям ответить на интересующие их вопросы по экологии, дают полную информацию о естественно-научных знаниях, о животном и растительном мире национального парка «Угра».
4. Папки-передвижки – знакомят родителей с информацией, в которой отражена тема изучаемого вопроса. В папках-передвижка использует не только информационный материал, но и наглядный, отражающий этапы реализации проекта по экологии.
5. Родительские собрания – являются обобщающим этапом по изучению и внедрения в практику работы по экологическому воспитанию, позволяют выявить степень успеха детей в той или иной области, пути решения неудач в развитии детей, помогают сравнить реальные достижения детей с предъявляемыми требованиями по работе над проектом.
6. Мастер-классы – учат родителей способам практической деятельности в применении различных методов и технологий работы с детьми по экологическому проекту.
7. Круглый стол – в ходе практической деятельности над проектом выявляются проблемы и противоречия по формированию экологической культуры детей, круглый стол призван к обсуждению и нахождению путей решения создавшейся проблеме.
8. Информационная газета – знакомит родителей с деятельностью группы и детского сада по проблеме, дает советы и рекомендации, сообщает о проведенных экологических мероприятиях в рамках реализации проекта.
9. Квест-игра – это поэтапный поиск решения в создавшейся ситуации. Квест-игра помогает в игровой форме найти интересующий ответ, при этом родители сами добывают знания с помощью предложенных заданий.
10. Досуги и развлечения – итоговое мероприятие характеризующее совместную работу детей, родителей и педагогов.
11. Экологические акции – проводятся для привлечения внимания общественности к проблеме охраны окружающей среды.
Таким образом, реализуя в детском саду совместные экологические проекты и используя в работе над проектом, разнообразные формы работы с родителями устанавливаются партнерские отношения с каждой семьёй ребенка, создается атмосфера взаимопонимания в ходе совместной работы, повышается знания и умения родителей в вопросах образования и воспитания детей по экологическому воспитанию, у родителей появляется уверенность в своих педагогических возможностях.
Список используемой литературы:
1. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с родителями, 2006.
2. Зверева О.Л. Общение педагогов родителями в ДОУ, методический аспект, 2009.
3. Интернет-ресурс - https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/01/22/konsultatsiya-dlya-vospitateley-na-temuorganizatsiya