Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка "Чтобы помнили.." экскурсия по мини-музею боевой славы

Цель формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Задачи • культивировать чувство благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость родины • воспитывать чувство гордости за свою Родину на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников • расширять кругозор детей и формировать исторические знания посредством ознакомления с музейными экспонатами • развитие представлений о правилах поведения в музеях • научить использовать полученные знания в рассказах, рисунках.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 35

Невского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2020

Содержание:

1.

Содержание и введение……………………............

стр. 2

3.

Сценарий мероприятия……………………………

стр. 3

4.

Приложения…………………………………………

стр. 8

Введение.

Данная разработка посвящена 75-летию празднования Дня Победы над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов.

Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)

Цель: формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Структурно-логическая схема мероприятия

Предварительная работа отражает общую логику подготовки и погружения в тему участников:

Создатели музея: педагоги и родители ГБДОУ №35

Ход мероприятия:

(под песню «День Победы» муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова дети в сопровождении взрослого входят в музей боевой славы)

Воспитатель: ребята, чему посвящена эта песня? (ответы детей). Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павший героев и всему миру говорит о том, что война – это плохо. День Победы (9 Мая) – праздник, который вызывает противоречивые чувства: гордости за страну, выстоявшую и победившую врага и скорби о миллионах погибших людей.

(переодетые в солдатскую форму, дети читают стихотворение)

Дети-чтецы:

Не забудем тех героев,

Что лежат в земле сырой,

Жизнь отдав на поле боя

За народ – за нас с тобой!

Слава нашим генералам

Слава нашим адмиралам

И солдатам рядовым -

Пешим, плавающим, конным,

В жарких битвах закаленным!

Слава павшим и живым

От души спасибо им! (C.Михалков)

Воспитатель: ребята, мы с вами пришли в наш музей Боевой Славы. А что такое музей? (ответы детей).

Правильно, музей - это место, где хранятся интересные предметы, вещи. Он нужен людям для того, чтобы помнить о разных событиях, знать, как жили люди в разное время. Эти предметы называют экспонатами, а рассказывает о них экскурсовод. Сегодня я и мои помощники будем вашими экскурсоводами. В нашем музее представлены разные экспонаты, сделаны они руками наших замечательных педагогов, а также родителями и детьми. Мы расскажем о некоторых из них, это поможет вам проникнутся духом военного времени и представить, что же чувствовали и как жили люди.

Вы, конечно, знаете, что приближается всенародный праздник – День Победы. Его отмечают все люди нашей страны. А что вы знаете об этом празднике? (ответы детей)

В этот день 75 лет назад закончилась самая страшная война в истории нашей страны. Мы вспоминаем солдат, сражавшихся в боях, погибших и живых, тружеников тыла. В день во уголках нашей страны люди с портретами своих героев выходят на улицы городов и сёл, чтобы плечом к плечу пройти в ряду «Бессмертного полка». У памятников и мемориалов люди возлагают огромное количество цветов, как дань памяти и скорби по погибшим. Знаете, ли вы что такое что памятники? Для чего их возводят? (ответы детей)

Мемориал «Вечный огонь» (Приложение № 1).

Демонстрация экспоната

Помощник-ребёнок: слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Всем тем солдатам, чьи имена остались неизвестными, по всей стране воздвигали такие памятники - вечный огонь, озаряющий пятиконечную воинскую звезду, а на граните надпись: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».

(Звучит муз. Роберта Шумана «Грёзы» в переложении для хора)

Воспитатель: Вечная слава всем защитникам нашей Родины! Герой – почетное звание для человека. Но только в нашей стране есть города – герои.

Кто может назвать эти города? (ответы детей).

Это почетное звание городам присвоили за героизм и мужество, проявленные в борьбе за свободу и независимость. Мы с вами живём в одном из самых красивых городов мира. Знаете ли вы, что 8 мая 1965 года Ленинграду, а ныне Санкт-Петербургу было присвоено звание «Город-герой»?

Фотоэкспозиция «Мемориальные места Санкт-Петербурга»

В память об этом на площади Восстания установлен обелиск «Городу – герою Ленинграду». Обелиск – это каменный столб с заостренной верхушкой, на которой установлена звезда и четырьмя гранями, сужающимися кверху. Обратите внимание, что вокруг обелиска расположены скульптурные фигуры воинов – защитников города (дети рассматривают и обсуждают).

Воспитатель: ребята, не так давно мы говорили с вами о подвиге ленинградцев. Что такое Блокада Ленинграда? (ответы детей).

Мемориал «Разорванное кольцо» (Приложение №2).

«В кольце блокады» 872 дня находился город Ленинград и его жители. Мемориал «Разорванное кольцо» посвящён Дню полного снятия блокады города. Находится он на западном берегу Ладожского озера.

Ребёнок-помощник:

Война бушевала над городом

Фашисты, не в силах прорваться,

Снарядами, бомбами, голодом

Пытались сломить ленинградцев.

Нелёгкое детство досталось им.

Их жизнь баловала так редко,

А смерть, холодна и безжалостна,

Была им привычной соседкой. (А. Молчанов)

Фотоэкспозиция «Герои войны»

Ребёнок-помощник: мой прадедушка, Алексеев Николай Георгиевич подростком пережил всю блокаду. Копал первые оборонительные окопы, тушил зажигательные бомбы, работал на Адмиралтейском заводе. А ещё, у него был блокадный дневник, который мы храним как самую дорогую вещь. Я очень горжусь своим прадедом!

Воспитатель: какое значение имело Ладожское озеро для жителей Ленинграда? (ответы детей)

Ленинград выстоял благодаря «Дороге жизни», проходящей через Ладожское озеро, всего 30 километров разделяли город с большой страной. На «полуторках» в блокадный Ленинград везли сотни тонн военных грузов и продовольствия, а обратно-его истощённых жителей. Обратите внимание, на нашей выставке представлен макет этого легендарного автомобиля.

Грузовик «Полуторка» (Приложение №3)

Демонстрация экспоната

Помощник-ребёнок: Такое название в народе грузовик получил благодаря своей грузоподъёмности в полторы тонны. Водители полюбили его за простоту конструкции и надёжность. В первые годы войны, наша страна несла огромные потери, не хватало техники, было принято решение упростить грузовик: двери были заменены на брезентовые накладки, вместо крыши использовали тент, а в целях экономии с грузовика сняли по одной фаре и дворнику. Отсутствие двери позволяло спастись водителю, если вдруг машина уходила под лёд. Выдержал грузовик все трудности войны и стал таким же символом, как танк Т-34.

Воспитатель: есть ещё одно памятное место в нашем городе - это мемориальный комплекс «Пулковский рубеж».

Мемориал «Пулковский рубеж» (Приложение №4).

Здесь экспонатами выступают два танка модели Т-34. Они как часовые на посту, гордо несут свой пост, за ними огромное мозаичное панно с изображениями сцен фронтовой жизни, тягот и трудностей работы в тылу. На нашей выставке представлены три модели этого танка.

Демонстрация экспоната

Ребёнок-помощник: танк Т-34, самый знаменитый танк времён Великой Отечественной войны, манёвренный, с мощным вооружением и отличными боевыми качествами. Разработан он под руководством Михаила Ильича Кошкина. В середине корпуса танка находилось боевое отделение, впереди управление, моторное отделение и ведущие колёса размещались сзади. Экипаж танка состоял из четырёх человек. Для врага танк был почти неуязвим. В прошлом году мы с родителями смотрели фильм в кинотеатре, который так и назывался «Т-34».

Фотоэкспозиция «Герои войны»

Ребёнок-помощник: мой прадедушка Исаев Михаил Никонорович был танкистом. От тяжёлых ранений он погиб в военном госпитале и был похоронен в селе Хвойное Ленинградской области. У него остались жена и трое детей. У нас сохранились его фотография и «похоронка» – для нашей семьи это тоже самые дорогие вещи. Я горжусь своим прадедом и тем, что ношу его фамилию.

Воспитатель: всё дальше вглубь уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстояли свободу и независимость Родины. Для них не важно было какой ты национальности, где и кем ты работаешь, в городе ты живёшь или в селе-все они как один встали на защиту своей страны, дома, семьи. Мы не имеем права забывать их, мы должны быть благодарны им за их мужество и отвагу, за храбрость и доблесть!

Фотоэкспозиция «Герои войны»

Ребёнок-помощник: мой прапрадедушка – Шатаев Дмитрий Романович до войны работал строителем, строил заводы в городе Иваново. Когда началась война, ему было двадцать девять лет. Он ушел на фронт. Служил в стрелковом отряде, погиб в феврале сорок третьего года. Похоронен в Павловском районе Ленинградской области. У него остались жена и трое детей, которые очень горевали о нем. Об этом мне рассказала моя прабабушка (его дочь). Я горжусь им, он - настоящий герой! И в этом году вся наша семья с портретом прапрадеда обязательно примем участие в шествии Бессмертного полка!

Мемориал «Журавли» (Приложение №5)

Воспитатель: в нашем Невском районе, на пересечении Дальневосточного проспекта и улицы Новосёлов стоит мемориальный комплекс «Журавли». На этом месте похоронены почти пятьдесят тысяч ленинградцев: это мирные жители и военные, что стояли за оборону города. На основной стеле помещена композиция из бронзовых журавлей. Журавли стали одним из главных символов потерь, которые понесла планета в годы Второй мировой войны. Война - это горькие слёзы, это смерть, разлука ведь каждый имеет право жить, расти, учиться, трудиться на благо своего народа. И пусть каждый, кто захочет взять в руки оружие, спросит у ребёнка, хочет ли он войны и дети всего мира ответят: «Нет войнам! Нам нужен мир!»

Выставка работ «Открытка ветерану» (Приложение №8)

У меня в руках белый бумажный журавлик- это символ мира и надежды. Обратите внимание, на одной из открыток ко Дню Победы, тоже встречается этот символ. Предлагаю вам сегодня, сделать своего бумажного журавлика. Я расскажу и покажу как правильно сложить бумагу, а чтобы нам не допустить ошибок, воспользуемся опорной схемой (дети рассматривают и обсуждают).

Демонстрация плана-схемы оригами «Журавлик»

Продуктивная деятельность за столами оригами «Журавлик» (Приложение №7)

Слышны «Крики журавлей» (аудиозапись)

дети смотрят вверх на парящих птиц (композиция «Журавли») движутся по кругу друг за другом, то поднимая, то опуская поделку в руках

(Звучит песня «Журавли» сл. Расула Газматова, муз. Яна Френкеля)

Воспитатель: эту войну назвали Великой, потому что слово «великий» означает большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года. Война — это большое горе, и никто не хочет, чтобы такие страшные и грустные события повторились. Жители нашей страны – не хотят войны! Журавлики, которые вы сделали – будут напоминать нам об этом. Ведь они – символ жизни, света и радости. Посмотрите какие они хрупкие… как мир на планете, который надо беречь и защищать.

(дети рассматривают и обсуждают).

Воспитатель: 9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. В канун празднования Дня Победы каждый человек прикрепляет к себе на одежду Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом. Цвета ленты: черный и оранжевый – это «дым и пламя». Именно эта ленточка означает заветные слова «Я помню, я горжусь».

Надевая ленту, мы говорим:

Дети хором: «Мы помним! Мы гордимся!».

«Открытка ветерану» (Приложение№8)

Воспитатель: каждому из вас я хочу подарить открытку «Знамя Победы». Обратите внимание, оборотная её сторона ничем не заполнена. Я знаю, что многие из вас уже умеют читать и писать, а тем, кто пока этого делать не умеют, пусть помогут родители. Подпишите открытку и отправьте её ветерану.

Такие весточки, что написаны от руки и от всего сердца, будут особенно дороги нашим героям Победы.

(Дети исполняют песню «Нам нужен мир» муз. А.Филлипенко, сл.Н.Найдёновой)

Рефлексия

По окончании, с детьми необходимо обсудить мероприятие для закрепления полученного опыта.

Вопросы могут быть следующие:

1. Что новое вы узнали, о чем не слышали раньше?

2. Что вас удивило? Что огорчило?

3. Что запомнились больше всего?

4. Кому покажите журавликов?

5. Вы помните символом чего они являются?

6. Расскажите, кому подарите открытки?

Приложение№1

Мемориал «Вечный огонь»

Демонстрация экспоната

Помощник-ребёнок: слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Всем тем солдатам, чьи имена остались неизвестными, по всей стране воздвигали такие памятники - вечный огонь, озаряющий пятиконечную воинскую звезду, а на граните надпись: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».

Приложение№2

Мемориал «Разорванное кольцо»

Демонстрация экспонатов

«В кольце блокады» 872 дня находился город Ленинград и его жители.

Мемориал «Разорванное кольцо» посвящён Дню снятия блокады города, находится он на западном берегу Ладожского озера.

Фотоэкспозиция «Герои войны»

Помощник-ребёнок: мой прадедушка, Алексеев Николай Георгиевич подростком пережил всю блокаду. Копал первые оборонительные окопы, тушил зажигательные бомбы, работал на Адмиралтейском заводе. А ещё, у него был блокадный дневник, который мы храним как самую дорогую вещь. Я очень горжусь своим прадедом!

Приложением №3

Грузовик «Полуторка»

Демонстрация экспоната

Помощник-ребёнок: такое название в народе грузовик получил благодаря своей грузоподъёмности в полторы тонны. Водители полюбили его за простоту конструкции и надёжность. В первые годы войны, наша страна несла огромные потери, не хватало техники, было принято решение упростить грузовик: двери были заменены на брезентовые накладки, вместо крыши использовали тент, а в целях экономии, с грузовика сняли по одной фаре и дворнику. Отсутствие двери позволяло спастись водителю, если вдруг машина уходила под лёд. Выдержал грузовик все трудности войны и стал таким же символом, как танк Т-34.

Приложение №4

Мемориал «Пулковский рубеж»

Демонстрация экспонатов

Есть ещё одно памятное место в нашем городе - это мемориальный комплекс «Пулковский рубеж». Здесь экспонатами выступают два танка модели Т-34. Они как часовые на посту, гордо несут свой пост, за ними огромное мозаичное панно с изображениями сцен фронтовой жизни, тягот и трудностей работы в тылу.

Ребёнок-помощник: танк Т-34, самый знаменитый танк времён Великой Отечественной войны, манёвренный, с мощным вооружением и отличными боевыми качествами. Разработан он под руководством Михаила Ильича Кошкина. В середине корпуса танка находилось боевое отделение, впереди управление, моторное отделение и ведущие колёса размещались сзади. Экипаж танка состоял из четырёх человек. Для врага танк был почти неуязвим. В прошлом году мы с родителями смотрели фильм в кинотеатре, который так и назывался «Т-34».

Фотоэкспозиция «Герои войны»

Помощник-ребёнок: мой прадедушка Исаев Михаил Никонорович был танкистом. От тяжёлых ранений он погиб в военном госпитале и был похоронен в селе Хвойное Ленинградской области. У него остались жена и трое детей. У нас сохранились его фотография и «похоронка»- для нашей семьи это тоже самые дорогие вещи. Я горжусь своим прадедом и тем, что ношу его фамилию.

Приложение №5

Мемориал «Журавли»

Демонстрация экспонатов

Ребёнок-помощник: мой прапрадедушка - Шатаев Дмитрий Романович до войны работал строителем, строил заводы в городе Иваново. Когда началась война, ему было двадцать девять лет. Служил он в стрелковом отряде, погиб в феврале сорок третьего года. Похоронен в Павловском районе Ленинградской области. У него остались жена и трое детей, которые очень горевали о нем. Об этом мне рассказала моя прабабушка (его дочь). Я горжусь им, он - настоящий герой! И в этом году вся наша семья с портретом прапрадеда обязательно примем участие в шествии Бессмертного полка!

В нашем Невском районе на пересечении Дальневосточного проспекта и улицы Новосёлов стоит мемориальный комплекс «Журавли». На этом месте похоронены почти пятьдесят тысяч ленинградцев: это мирные жители и военные, что стояли за оборону города. На основной стеле помещена композиция из бронзовых журавлей, журавли стали одним из главных символов потерь, которые понесла планета в годы Второй мировой войны.

Приложение№6

Выставка работ «Открытка ветерану» (педагоги и дети)

Война - это горькие слёзы, это смерть, разлука ведь каждый имеет право жить, расти, учиться, трудиться на благо своего народа. И пусть каждый, кто захочет взять в руки оружие, спросит у ребёнка, хочет ли он войны и дети всего мира ответят: «Нет войнам! Нам нужен мир!»

У меня в руках белый бумажный журавлик- это символ мира и надежды. Обратите внимание, на одной из открыток ко Дню Победы, тоже встречается этот символ. Предлагаю вам сегодня, сделать своего бумажного журавлика.

Приложение№7

План-схема оригами «Журавлик»

Приложение №8

«Открытка Ветерану»

Каждому из вас я хочу подарить открытку «Знамени Победы». Обратите внимание, оборотная её сторона ничем не заполнена. Я знаю, что многие из вас уже умеют читать и писать, а тем, кто пока этого делать не умеют, пусть помогут родители. Подпишите открытку и отправьте её ветерану. Такие весточки, что написаны от руки и от всего сердца, будут особенно дороги нашим «Героям Победы».

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области