ООД во второй группе раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром «Приобщение детей к истокам народной культуры. Матрёшка.»
Программное содержание.
Приобщать детей к русскому народному искусству. Познакомить с народной игрушкой – матрёшкой, вызвать интерес к игрушке. Учить сравнивать составляющие матрёшки, обогащать сенсорный опыт детей при знакомстве с величиной, закрепить понятие «Большой», «Маленький», «Один», «Много»; названия цветов – красный, синий, жёлтый, зелёный. Развивать внимание, речь, воспитывать дружеский взаимоотношения. Формировать умения выполнять движения по показу взрослого, обогащать двигательный опыт детей.
Словарная работа.
Матрёшка, расписная, деревянная, матрёшечка.
Материал и оборудование.
Матрёшки (разной величины – 3 шт.), паровоз, вагончики, звукозапись: мелодия паровозика, песня «Матрёшки – вот какие крошки». Изображение матрёшек, сложенное гармошкой на закрепление понятия «Один», «Много». Изображение матрёшки (на сарафане разноцветные контуры геометрических фигур разной величины), геометрические фигуры – квадрат, треугольник, круг – разного цвета и размера, мольберт.
Ход.
Сюрпризный момент. Въезжает паровозик – в вагончике сидит матрёшка (звучит мелодия паровозика).
В.: «Вот поезд наш едет – колёса стучат
А в поезде нашем – игрушка сидит»
Матрёшка: Здравствуйте, дети, я весёлая игрушка – а зовут меня … (Матрёшка)
В.: Правильно, это матрёшка. (Хоровое и индивидуальное закрепление)
Рассмотрим её. (Дети рассматривают матрешку)
Какая матрёшка? (Ответы детей)
В.: А ещё говорят: «Расписная». Её раскрасили, расписали красками разных цветов. (Хоровое и индивидуальное закрепление «Расписная»)
Матрёшка – это куколка, она красивая, нарядная, яркая, разноцветная, расписная. Нашу куколку сделали из дерева – она деревянная. (Хоровое и индивидуальное закрепление «Деревянная»)
Как ласково можно назвать матрёшку? (Ответы детей)
Верно, матрёшечка – так ласково называют нашу куколку.
А я сегодня тоже нарядилась как матрёшка. На мне сарафан – какого цвета? (Ответы детей)
Правильно, красного цвета сарафан.
На голову я повязала платочек – какого цвета платок? (Ответы детей)
Сегодня – я Матрёшка. А Вы хотите стать матрёшками и потанцевать со мной? (Ответы детей)
«Вокруг себя повернёмся – и в матрёшек обернёмся».
Теперь Вы – Матрёшки! Будем танцевать!
Исполняется танец «Матрёшки – вот какие крошки».
В.: Молодцы, красиво исполнили танец матрёшек. А теперь вокруг себя повернитесь – и в ребяток обернитесь.
А Вы знаете? – У нашей матрёшки есть большой секрет. Вместе с ней к нам пришли её подружки – только где же они? (Воспитатель встряхивает матрёшку)
Что же это за стук? Да это матрёшка просит её открыть. (Воспитатель пробует открыть матрёшку)
В.: не получается. Нужно сказать волшебные слова:
«Матрёшка, матрёшка, откройся немножко». Скажем вместе! (Матрёшка открывается)
Ах, вот она подружка – такая же красавица, но только поменьше (Хоровое и индивидуальное закрепление)
Давайте посмотрим – может и она привела подружку?
«Приоткрою-ка немножко, там внутри ещё матрёшка!». (Воспитатель достаёт матрёшку) Она, какая по размеру? (Ответы детей)
Поставим их в один ряд. Посчитаем: 1, 2, 3 – много. Сколько матрёшек? (Ответы детей)
А сколько было матрёшек сначала? (Ответы детей)
В.: Правильно, была одна куколка – а стало много. Поиграем с матрёшками в прятки!
Игра «Прятки» (Дети прячут матрёшек и достают их, закрепление понятий: один, много, поменьше, большая, маленькая)
Молодцы! Поиграли в прятки. А теперь немного отдохнём!
Физминутка «Матрёшки».
«Мы матрёшки расписные – мы матрёшки озорные,
Весёлые матрёшки – хлопают в ладошки,
На ногах сапожки – топают матрёшки,
Вправо, влево – наклонись,
Все знакомым – поклонись,
Мы матрёшки расписные – мы матрёшки озорные.»
В.: Пока мы отдыхали – наши матрёшки сфотографировались.
Рассмотрим фотографию. Сколько матрёшек на фото? (Ответы детей)
А теперь? (Изображение матрёшек, сложенное гармошкой – на закрепление понятия один-много)
В.: А вот ещё одна фотография – на ней изображена 1 матрёшка. Только вот беда – сарафан не успели раскрасить. А узоры посмотрите – непростые. Это фигуры! Рассмотрим их повнимательнее.
Дети рассматривают изображение матрёшки, называют геометрические фигуры – их цвет и размер.
Игра «Распиши сарафан матрёшки». (На столе разложены фигуры разных цветов и размеров, дети выбирают фигуры определённого цвета и размера и прикрепляют к «Сарафану» - проговаривая названия фигуры, размер и цвет)
В.: Умнички, вот и расписали сарафан матрёшки необычным узором – она очень довольна, говорит Вам: «Спасибо».
В.: Ребята, а какая игрушка к нам сегодня приезжала на паровозе? (Ответы детей)
Правильно, матрёшка. Это деревянная, красивая, расписная игрушка. А как мы с матрёшкой веселились? (Ответы детей)
Молодцы! Матрёшка предлагает нам поиграть в игру вместе с нашими гостями.
Игра «Догони меня матрёшка».
«Вот и гости молодцы – поиграли с нами,
Приходите в гости к нам – будем очень рады».