Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Как провести интерактивное учебное занятие урок с использованием современных педагогических технологий»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Сценарий педагогического совета по теме:

«Как провести интерактивное учебное занятие (урок) с использованием современных педагогических технологий»

Аннотация

Педагогический совет по теме: «Как провести интерактивное учебное занятие (урок) с использованием современных педагогических технологий» проводился в форме групповой работы с использованием элементов интерактивного обучения.

При подготовке к педсовету создается творческая группа учителей, которая совместно разрабатывает сценарии фрагментов уроков с использованием интерактивных форм работы. Членами этой группы проводятся занятия с учащимися, которые записываются на видео. Созданные видеофрагменты используются при проведении основной части педсовета.

Организационно педагогический совет построен с использованием интерактивных форм проведения занятий, что должно помочь педагогам далее использовать полученные знания при планировании и проведении своих интерактивных уроков.

Используемые при подготовке к педсовету источники описаны в приложении 1.

Для работы во время педсовета коллектив учителей делится на несколько рабочих групп. (Входя в конференцзал, каждый учитель вытянул карточку одного из шести цветов, соответствующих определенным группам.)

Эпиграф (на слайде)

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелинами»

У Ш. Амонашвили

1. Вступление. Формулирование цели педагогического совета.

Завуч:

Добрый день, уважаемые коллеги! Вы знаете, самую точную примету: если встретились два учителя, то обязательно начнется педсовет? А когда собралось вместе столько педагогов, то уже можно начинать совещание!

Сегодня наша работа на педсовете будет построена в виде групповой работы.

В законодательстве Российской Федерации закреплен, как один из основополагающих, принцип гуманизации образовательного процесса, признающий творческую природу личности каждого ребенка. Поэтому главная цель образовательного процесса – не просто усвоение определенного объема соответствующих знаний, а целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности, является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, в которой ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности. Реализовать деятельностный подход в обучении позволяет применение современных интерактивных технологий. Почему именно интерактивных, а не других? Использование любой педагогической технологии должно иметь выход на качество. Вопрос о качестве преподавания, которое даёт школа, был актуальным во все времена. «Образование – это то, что остаётся у человека, когда всё выученное уже забыто», - утверждают психологи.

Исследование, описываемое в статье А. Зверева "10 и 90 - новая статистика интеллекта", начиналось с обычного эксперимента, проводимого американскими социологами. Они обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончившим школу, с рядом вопросов из различных учебных курсов. И оказалось, что только в среднем 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы.

Результат этого исследования подтолкнул российского педагога М. Балабана сделать вывод, который и приводит в недоумение педагогов: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только одного из десяти своих учащихся.

Эффективность педагогической деятельности педагога средней школы характеризуется все теми же 10% учащихся. Объяснение очень простое:

«только 10% людей способны учиться с книгой в руках»

Говоря другими словами, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% учащихся также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».

Современная наука доказала, что в традиционной форме большинство современных детей учиться не могут. Обучение должно строиться иначе, по-другому, таким образом, чтобы все учащиеся могли учиться.

Цель педагогического совета: обсуждение вопроса о том, как построить урочный процесс, чтобы сделать его более эффективным.

Один из вариантов организации учебного процесса - использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения.

Поэтому, тема педсовета звучит так: «Как провести интерактивное учебное занятие (урок) с использованием современных педагогических технологий».

2. Основная часть педсовета

Завуч:

Любая педагогическая технология  это информационная технология, потому что основу технологического процесса обучения составляет информация и её преобразование. Бурное развитие новых информационных технологий и их внедрение оказывают большое влияние на воспитание ребёнка и его восприятие окружающего мира.

Для того чтобы понять методы интерактивного обучения надо разобраться  что же такое это самое «интерактивное обучение». Ведь многие учителя необоснованно считают, что главным образом компьютер и есть тот самый «интерактив». Применяешь персональный компьютер на уроке  интерактивные методы, не применяешь  нет! Так ли это?

Задание группам: Вставить пропущенные слова в определение понятия

интерактивного обучения.

(Группы работают в течение 2 минут, заполняют пропуски в определении, вставляя предложенные слова, изменяя при необходимости их падеж и число).

Через 2 минуты на экране (на слайде) появляется текст, по которому педагоги могут сравнить результат своей работы с источником.

Приложение 2

Завуч: (Об основных принципах интерактивного обучения)

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учеников в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность.

При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Учитель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие учителя и учащегося: активность учителя уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий:

- пробуждают у обучающихся интерес;

- поощряют активное участие каждого в учебном процессе;

- обращаются к чувствам каждого обучающегося;

- способствуют эффективному усвоению учебного материала;

- оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;

- осуществляют обратную связь;

- формируют у обучающихся мнения и отношения;

- формируют жизненные навыки;

- способствуют изменению поведения.

К интерактивным формам обучения можно отнести такие, где ребенок активен, имеет возможность высказывать свою точку зрения, даже если она отличается от точек зрения большинства в классе.

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Задачи интерактивных методов обучения

• Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.

• Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.

• Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Задание группам:

Из предложенного перечня выделите те методы и формы работы, которые соответствуют принципам интерактивного обучения.

- диктанты,

- творческие задания,

- работа в малых группах,

- ролевые игры,

- устный фронтальный опрос,

- деловые игры,

- экскурсии,

- проектная деятельность,

- письменный опрос,

- соревнования,

- лабораторные работы,

- разминки,

- проблемное изложение,

- лекции,

- прием «Ученик в роли учителя»,

- дискуссии,

- объяснение с элементами иллюстрации,

- дебаты,

- круглый стол,

- тестирование.

Заслушиваем результат работы одной из групп, обсуждаем.

Завуч:

Ценности интерактивного обучения раскрываются в следующих положениях:

1. Личность обучающегося важнее любых образовательных стандартов и программ;

2. Ценности важнее содержания и технологий обучения;

3. Позитив важнее негатива;

4. Процесс важнее содержания;

5. Качество важнее количества;

6. «Здесь и теперь» важнее, чем «там и тогда».

Ценности интерактивного обучения поддерживаются принципами, основополагающими правилами его организации:

- принцип простоты - усваивается то, что понятно;

- принцип комфорта - страх, дискомфорт резко снижают учебную мотивацию;

- принцип упражнения, деятельности (усваивается то, что многократно повторяется, развивается то, что тренируется);

- принцип ассоциаций, движения от известного к неизвестному;

- принцип общения, который позволяет чувствовать себя частью группы;

- принцип достижения результата как приращения знаний, навыков, достижения качественно новой оценки себя и группы.

Одна из групп, приглашается в центр конфернцзала (используем одно из интерактивных упражнений «Аквариум», когда одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а все остальные присутствующие обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих).

Группе предлагается вопрос для обсуждения

- Как вы думаете, принцип соревнования относится к традиционному или интерактивному обучению?

Педагоги, работающие в традиционной системе обучения, часто используют принцип соревнования, сущность которого можно зафиксировать в следующей фразе: «Я выиграю в том случае, если ты проиграешь». Нет ничего плохого в постоянном стремлении учащегося быть лучше других, если такое стремление подкрепляется конкретными успехами. Но, если он всегда оказывается хуже, если всегда первым становится кто-то другой, возможен ли в такой ситуации процесс учения?… В стратегии интерактивного обучения взаимодействие между учащимися строится на принципе кооперативности, сущность которого можно выразить в следующей фразе: «Я выиграю в том случае, если выиграешь ты».

Демонстрация видеофрагментов уроков коллег, специально подготовленных к педсовету. В сюжетах используются интерактивные упражнения (Приложение 3).

Работа в группах: по каждому сюжету ответить на вопрос «Отвечает ли урок принципам интерактивного занятия?», отметить три положительных и три отрицательных момента урока

3. Подведение итогов. Выводы.

Завуч:

Да, можно полностью согласиться с тем, что интерактивные методы не позволяют преподнести на занятиях большое количество материала, возможно, за исключением некоторых вариантов активной лекции. Но необходимо ли это? Если мы придерживаемся ценностей традиционного образования, то тогда, конечно, важно количество информации на занятии, а с позиций интерактивного обучения более ценно другое - … (Приложение 4)

4. Рефлексия:

оценка деятельности участников педсовета, полезность, результативность педсовета (по методу «Всё в твоих руках»: на листе бумаги обводят каждый свою левую кисть руки; каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…

Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

Мизинец – для меня было недостаточно

Завуч: (Возврат к началу педагогического совета)

С какой целью мы сегодня собрались? Для чего мы здесь? Какие ожидания подтвердились? Какие – не подтвердились?

Завуч: Благодарю за участие в педагогическом совете!

Приложение 1

http://pedsovet.su/metodika/5996_aktivnye_i_interaktivnye_metody_obucheniya

https://kpfu.ru/staff_files/F127326691/nasibullov_.pdf

http://pedsovet.su/publ/205-1-0-5764

https://womanadvice.ru/interaktivnoe-obuchenie-sovremennye-metodiki-polucheniya-znaniy

https://sites.google.com/site/mkelisdanij67/harakteristika-interaktivnyh-metodov-obucenia

https://prepod.nspu.ru/pluginfile.php/36246/mod_resource/content/0/Monografia_Dobryninoy_T_N.pdf

https://studme.org/191981/pedagogika/suschnost_metodologicheskie_printsipy_interaktivnogo_obucheniya

https://infourok.ru/master-klass-interaktivniy-urok-538930.html

Приложение 2

Интерактивное обучение – это одна из разновидностей ____________ метода обучения. Взаимодействие при интерактивном обучении осуществляется не только между ___________ и учеником, в данном случае все обучаемые контактируют и работают сообща (или ___________). Интерактивные методы обучения – это всегда взаимодействие, ___________________, _______, _______, игра между людьми или человеком и _______________________.

Слова:

Активный.

Пассивный.

Сотрудничество.

Информационная среда.

Группа.

Поиск.

Диалог.

Педагог.

Компьютер.

Монолог.

Ученик.

Через 2 минуты на экране (на слайде) появляется текст, по которому педагоги могут сравнить результат своей работы с источником.

Интерактивное обучение – это одна из разновидностей активного метода обучения. Взаимодействие при интерактивном обучении осуществляется не только между педагогом и учеником, в данном случае все обучаемые контактируют и работают сообща (или в группах). Интерактивные методы обучения – это всегда взаимодействие, сотрудничество, поиск, диалог, игра между людьми или человеком и информационной средой.

(Источник: https://womanadvice.ru/interaktivnoe-obuchenie-sovremennye-metodiki-polucheniya-znaniy)

Приложение 3

При создании видеороликов использовались следующие интерактивные приёмы:

• «Два, четыре – вместе»

Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обговаривание вопроса.

• «Микрофон»

Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

• «Синтез идей»

Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников.

Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.

• «Мозговой штурм»

Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ.

• Метод «ПРЕСС»

Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично. «Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов:

1. – Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»)

2. – Обоснование своей мысли («… Так как…»)

3. – Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…»)

4. – Обобщение, выводы («Итак…»).

• «Выбери позицию»

Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и понятие правильного решения.

• «Карусель»

Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.

• Броуновское движение

предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.

• Дерево решений

класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

• «Займи позицию»

Зачитывается какое-нибудь утверждение, и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.

Приложение 4

Завуч:

Да, можно полностью согласиться с тем, что интерактивные методы не позволяют преподнести на занятиях большое количество материала, возможно, за исключением некоторых вариантов активной лекции. Но необходимо ли это? Если мы придерживаемся ценностей традиционного образования, то тогда, конечно, важно количество информации на занятии, а с позиций интерактивного обучения более ценно другое - как было добыто знание учащимися, как они его применяют. Ведь информацию всегда можно найти в книгах и Интернете самостоятельно. Здесь педагогу важно определиться, с какой целью он использует методы активного обучения: чтобы учащиеся лучше запоминали учебный материал, но тогда это обыкновенный процесс оптимизации традиционного образовательного процесса, или он готов для серьезного и последовательного изменения своего мышления и своей деятельности, что в свою очередь приведет к изменению учебной деятельности учащихся.

Достаточно спорным представляется суждение о том, что для подготовки к занятиям с использованием методов интерактивного обучения необходимо прилагать значительно больше усилий, чем при традиционном способе преподавания. Ведь для подготовки качественной традиционной лекции или традиционного урока также требуются и время, и интеллектуальные усилия. Хотя в стратегии интерактивного обучения педагогу, помимо организации своей деятельности, важно удерживать в поле внимания и другие плоскости (организация деятельности учащихся, налаживание коммуникации между ними и т. д.), но здесь новые методы также обладают определенными преимуществами. Они помогают перенести часть нагрузки во время учебного занятия с педагога на учащегося.

Подводя итог, на основании многочисленных экспериментов и научных исследований можно определенно сказать, что интерактивное обучение позволяет резко увеличить % усвоения материала. Лозунгом интерактивного обучения можно считать слова основателя дидактики Яна Амоса Коменского: «Учащемуся положено работать, учителю – руководить этой работой»

и слова В.А.Сухомлинского:

«Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области