Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 104 комбинированного вида»
«Осень – в гости просим!» проект в старшей группе
Учитель-логопед:
Беляева Н.А.
г.о. Саранск, 2023 г.
Актуальность:
Паспорт проекта « Осень – в гости просим!»
Вид проекта: творческий, краткосрочный.
Участники проекта: дети группы, воспитатели, родители
Актуальность: В дошкольном возрасте одним из основных средств формирования представлений об окружающем мире является природа. В процессе ознакомления с природой ребенок открывает для себя окружающий мир.
В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, делает его более чутким. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в значительной степени зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.
Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательного времен года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой. Знания в этой сфере ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.
Формирование экологической грамотности дошкольников представляет решение следующих задач:
- Расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период.
- Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, умственной).
- Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.
- Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту.
- Приобщать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Успех реализации данных задач обеспечивается несколькими обязательными условиями:
- личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка в процессе освоения программы.
- постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
- построением предметно- развивающей среды в группе и на участке;
- активным участием родителей в воспитательном процессе.
Взаимодействие педагога и детей
Формирование устойчивого познавательного интереса возможно при создании и соблюдении определенных условий – это расширение и углубление знаний каждого ребенка, включение детей в активный поиск знаний, организация их разнообразной деятельности (продуктивной, игровой, поисковой, наблюдения, общения), использование наглядных пособий, игр, игровых приемов.
Ознакомление детей с первоначальными знаниями экологической культуры происходит через различные формы взаимодействия педагога и детей:
Беседы:
- «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?»
- «Почему опасно бегать с палками?»
- «О пользе деревьев для человека».
- «Осенние хлопоты человека».
- «Деревья осенью»
- «Здравствуй осень золотая»
- «Поздняя осень»
- «Сколько красок у осени?»
Составление творческих рассказов:
- «Зайцы готовятся к зиме еще осенью».
- «Как белка готовится к зиме?»,
- «Как еж встречает зиму?»
Составление рассказа по сюжетным картинкам
* «Явления природы»
* «Золотая осень» (рассказ по картине-пейзажу)
* «Щедрая осень»
Художественное слово
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;
И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»;
К. Бальмонт «Осень»;
А. Майков «Осенние листья»;
Г. Скребицкий «Четыре художника»;
П. Молчанов «Последний лист»;
Т. Домаренок «Осенняя сказка»;
Н. Абрамцева «Осенняя сказка»;
Сладков «Осень на пороге»;
- Чтение стихотворений
- Загадки об осени.
- Считалочки.
- Пословицы
Изобразительная деятельность:
- рисование
«Натюрморт «Яблоко на блюде»
Рисование « Золотая осень» (с помощью ватных палочек).
Рисование «Ветка рябины осенью»
- аппликация
«Аппликация из сухих листьев «Осеннее дерево».
«Фрукты в вазе»,
- лепка
Лепка из соленого теста «Корзина с овощами»
Конструктивно-модельная деятельность:
- Конструирование из картона «Осень в лесу»,
- «Как шишки превратились в животных»;
Ручной труд (природный, подручный материал):
- «Животные в лесу» из бросового материала
Музыкальная деятельность:
- Слушание песен разных композиторов об осени.
- Слушание произведений П.И.Чайковского, А. Вивальди «Времена года»
Подвижные игры:
- «Живое - неживое»,
- «Паук и мухи»,
- «Стань другом природы»;
- «Экологический светофор»;
- «Времена года»
Дидактические игры
- «Одень дерево»,
- «Опиши словами осень»,
- «Осень в лесу»,
- «Вспомни и назови»,
- «Один – много»,
- «Будь внимательным!»,
- «Осенние деревья»,
- «Подбери действие»,
- «С какого дерева листок?»