Технологическая карта урока (учебного занятия)
ФИО учителя: Бирюкова Татьяна Николаевна
Предмет: математика
Тема урока согласно учебно-тематическому плану рабочей программы: «Порядок действий в числовом выражении ( со скобками и без скобок)
Класс: 3
Дата: 13.10. 2023 г.
Тип урока :открытие новых знаний
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).
Предметные УУД
Способствовать развитию умений устанавливать и использовать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок, находить значение выражений
Метапредметные УУД
Познавательные УУД:
Уметь определять круг своего незнания. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы. Определять, в каких источниках можно найти информацию для выполнения задания. Наблюдать и делать самостоятельные выводы
Коммуникативные УУД:
Овладевать навыками осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации (готовность слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий).
Слушать и понимать речь других; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Регулятивные УУД :
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; определять последовательность действий; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей. Овладение навыками самоконтроля, умением осуществлять коррекцию
Личностные УУД
Личностная мотивация к познавательной деятельности
Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- осознание успешности при изучении темы.
- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Средства обучения: проектор, карточки с заданиями.
Формы работы на уроке :фронтальная , индивидуальная, парная,
Характеристика этапов урока:
Название, содержание и цель этапа урока1 | Деятельность педагога2 | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. Цель: создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать учащихся на работу. Содержание: приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация к учебной деятельности. | Задача: способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке, включение в ритм урока. Учитель приветствует учащихся, обеспечивает благоприятный микроклимат, создает эмоциональный настрой учащихся на учебную деятельность. Методы: доброе и внимательное отношение ко всем учащимся, свободный диалог, побуждение к высказыванию, слушание. Приёмы: улыбка, словесное поощрение, апелляция к ассоциативному мышлению и высказывает добрые пожелания детям. - Чтоб урок наш стал светлее, Мы поделимся добром. Вы ладони протяните, В них любовь свою вложите, Ей с друзьями поделитесь И друг другу улыбнитесь. Запишите дату в тетрадь: 13 октября Классная работа | Учащиеся приветствуют учителя. Проверяют уровень своей готовности к уроку и включаются в урок, в сотрудничество с одноклассниками и с учителем. Слушают. Настраиваются на урок. Записывают дату. Классная работа |
2.Проверка домашнего задания. Цель: выяснить степени усвоения заданного на дом материала, выявить пробелы в знаниях, наметить пути их устранения. Содержание: проверка выполнения задания по эталону, представленному на слайде, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Устная работа | Задача: организовать проверку домашнего задания, установить правильность и осознанность его выполнения, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. - Открыли тетради, проверим д/з.Стр.23, № 7:расставьте знаки «+», «-« так,чтобы равенства стали верными. Проверьте по образцу (слайд 1) 32-9+7= 30 18+6-5=19 50+5 -8=47 70-8+6=68 Учитель организует обратную связь: просигнальте карточками. - Объясните, на каком этапе решения допустили ошибку?. Оказываю индивидуальную помощь ученикам, допустившим ошибки. Математика – интересная наука. - Что вы ждёте от этого урока? -Правильно, новые знания ждут нас сегодня. -Ну, а чтобы открыть что-то новое, нам необходимо выполнить разминку для ума, повторить, что мы с вами уже знаем. -По традиции предлагаю нашу разминку начать с устных упражнений 1.- У каждого ученика на парте лист с числами, возьмите его. Каждый свой ответ отмечайте в таблице точкой. - Я задумала число, из него вычла 80, получила 18. - Какое число я задумала? - Я задумала число, к нему прибавила 12, получила 70. - Какое число я задумала? - Первое слагаемое 89, второе слагаемое 6. - Найдите сумму. - Соедините полученные результаты. - Какую геометрическую фигуру вы получили? - Расскажите, что вы знаете о данной геометрической фигуре. 2.Выполни вычисление и расставь значения выражений в порядке возрастания. Подсказка: он должен быть в доме, в шкафу, на столе и даже в портфеле. 3х3:3 О 2х6:3 Р 24:8: 3 П 18:2х3 К 2х9:1 Я 16:2х3 О 14:2х3 Д Проверим ( слайд 2) 1 3 4 18 21 24 27 П О Р Я Д О К -Действительно во всём должен быть порядок и в математике тоже. Выполняя задание, мы пользовались законами и правилами математики. Эти правила и законы и поддерживают математический порядок. | Ученики проверяют решение задачи по эталону, исправляют ошибки, у кого они есть. Ученики поднимают красный кружок, если есть ошибки, или зелёный кружок, без ошибок. Высказывают свое мнение. Выполняют задание. Выполняют действия Треугольник, имеет 3 стороны, 3 вершины, 3 угла. Выполняют задание и составляют слово |
3.Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников Цель: актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний; создать проблемную ситуацию; . Содержание: анализ высказываний, предположение, формулирование темы и целей урока. | Задача:организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить место и причину затруднения. Осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей - Посмотрите на следующие два примера. Что можете о них сказать? (слайд 3) 2 + 5 ∙ 3 = 30 2 + 5 ∙ 3 = 17 - Вижу, вы удивлены. Почему? - В жизни вы постоянно совершаете различные действия: встаете, умываетесь, делаете зарядку, завтракаете, идете в школу. Как вы думаете, можно ли поменять этот порядок действий? Например, позавтракать, а потом умыться. - Наверное, можно. Может быть, будет не очень удобно завтракать неумытому, но ничего страшного из-за этого не случится. А в математике можно ли менять порядок действий по своему усмотрению? - Нет, математика – точная наука, поэтому даже малейшие изменения в порядке действий приведут к тому, что ответ числового выражения станет неверным. - Вернёмся к нашим выражениям. - Как вы думаете, можем ли мы выполнять действия по порядку? - Но в этом случае мы должны поставить скобки.(слайд 4) (2 + 5) ∙ 3 = 30 - Так что же обозначают скобки? - Как мы будем считать второе выражение? 2 + (5 ∙ 3) = 17 - Ребята, кто сможет назвать тему нашего урока. Порядок действий в числовых выражениях (Порядок действий в числовых выражениях.) -Как вы думаете о чём пойдёт речь сегодня на уроке ? -Какую цель вы себе поставили? | - Примеры одинаковые, а результат разный. - Используют одинаковые числа и действия. - Почему в одинаковых примерах бывают разные ответы? - Можно. - Нет. -Да. - Что действие со скобками будет первым. - Первое действие будет умножение для этого надо поставить скобки. - Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать |
4.Изучение новых знаний Цель: побуждать обучающихся к активности при изучении нового материала; развивать мотивы учебной деятельности; создать условия для самостоятельного добывания знаний | Задача: направлять познавательную деятельность учеников на составление алгоритма порядка выполнения действий в числовых выражениях. Порядок действий в выражениях особый. Сначала в скобках все посчитай. Потом умножай или дели. И, наконец, вычитай или сложи. - Давайте вместе составим алгоритм порядка выполнения действий. (слайд 5) (Открывается памятка) Действия в числовых выражениях выполняют в следующем порядке: 1) ( ) 2) «∙» или «:» 3) «+» или «-» Организует коллективное решение выражений. Учит оформлять запись в тетради. 70 + 6 ∙ (14 – 9) 4 ∙ 7 – 7 ∙ 1 + 6 ∙ 9 | Составляют алгоритм порядка выполнения действий Находят значение выражений с объяснением и записывают в тетрадь. |
5.Физминутка (1 мин) Цель: создать условия для снятия напряжения (профилактика утомления) | Задача. Организовать и провести физминутку (слайд 6) -Сколько хвостов у 5 котов? (Прыжки на двух ногах) -Сколько лапок у 6 цыпляток? (Прыжки на правой ноге) -Сколько ушей у четырёх малышей? ( Прыжки на левой ноге) | Выполняют физминутку. Ученики выполняют указанные действия, проявляя внимательность. |
6.Применение новых знаний, обобщение и систематизация. Цель: организовать усвоение учениками нового способа действия; выявить степень усвоения обучающимися нового материала Содержание: зафиксировать новый способ действий во внешней речи, тренироваться в применении новых правил при выполнении заданий | Задача:проверить, как ученики умеют применять полученные знания и умения при нахождении значения выражений.. Организовать парную работу и работу по вариантам.. 1 - Рассмотрите выражения, установите порядок выполнения действий и выполните вычисления. (по вариантам) 36 – (15 – 7) ∙ 2 21: (3 + 4) х3 14:2+3х4 18:3+4х3 28+21:3 24+27:3 1.Укажи, какое действие в выражении будете выполнять первым? 38-2х7+19 а) сложение б) вычитание в) умножение 2. Укажи, какое действие в выражении будете выполнять последним? 40:5+12-8 а) вычитание б) сложение в) деление 3. Укажи выражение, значение которого равно 6? а) 9х2+24 б) 4х2-4:2 в) 4х2+3 -Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга. ( слайд 7) -Оцените работу товарища | Обучающиеся выполняют задания по вариантам. Взаимопроверка. |
7.Контроль и самоконтроль, коррекция. Цель: создать условия для формирования контроля и самоконтроля Содержание: Выявление и фиксация границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний. Домашнее задание | Задача :проверить и оценить свое умение применять новое учебное содержание в базовых условиях на основе эталона. Самостоятельная работа I уровень Определи порядок действий и вычисли: (58 +11) – 29 = 40 5 + 3 ∙ 2 = 11 (57 – 36) : 3 = 7 4 ∙ 6 – 3 ∙ 7 = 3 II уровень Определи порядок действий и вычисли: 18 : (27 : 3) + 88 = 90 3 ∙ 9 – 12 : 2 = 21 84 – 8 ∙ (11 – 8) = 60 57 + 20 – 15 : 3=72 Проверка ( слайд 8) Кто выполнил задание без ошибок, поднимите зеленый сигнал. Кто допустил ошибки – красный с. 25, №2, а на закрепление задание по выбору - придумать стишок про скобки; - придумать примеры со скобками; - придумать математическую задачу, решая которую используем скобки | Выбирают уровень по силам. Решают, находят правильный ответ. Проверяют по слайду с правильными ответами. Самопроверка. Сигнализируют правильность выполнения. Учащиеся слушают, записывают домашнее задание. Если не понятно, то задают вопросы. |
Итог урока. Рефлексия деятельности . Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Содержание: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; организовать анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся . | Задача: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей, зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности; Подводит учащихся к обобщению учебной деятельности на уроке. Организуется рефлексия. - Над какой темой мы работали на уроке? - Какую задачу ставили на урок? - Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? - Где можно применить полученные знания? - А сейчас возьмите вот такую карточку на столе. Зелёный – знаю, умею, могу помочь другим Жёлтый - знаю, но допускаю ошибки Красный – нужна помощь учителя, помощь родителей, товарищей. -Какие советы мы можем дать ребятам, которые выбрали жёлтый и красный цвет. Учитель благодарит детей за работу на уроке, выставляет и комментирует оценки. | - Порядок выполнения действий в выражениях. - Учиться правильно расставлять порядок действий в выражениях. - Да, решали выражения, изучали правила. - на уроках математики при решении выражений и задач. Работают с таблицей. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия. Дети оценивают себя, проставляют в таблицу «Светофорики» Дают рекомендации ребятам , которые выбрали жёлтый и красный цвет. |
______________________________ Подпись аттестуемого педагога
Учебное занятие было проведено в рамках реализации рабочей программы, утвержденной приказом № 109 от 31.08.2023 г.
____________________________ подпись руководителя ОУ
Какие задачи решает педагог на каждом этапе урока
Зависит от типа и целей урока