Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №34» города Бийска Алтайского края
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
Подготовили:
Землянухина Е.В., старший воспитатель
Евсеева В.А., воспитатель
Бийск, 2023
Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, подчерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.
И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования.
Очень важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.
Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольном учреждении. Эти методы часто вынуждают детей действовать в рамках установленных схем, которые не возбуждают фантазию ребёнка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Как утверждают многие педагоги: все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты; и постараться, как можно раньше дать детям возможность проявить их на практике. Развивая с помощью взрослых творческие способности, ребенок создает новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) различными изобразительно-выразительными средствами, поэтому необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения.
Работая с детьми дошкольного возраста в течении нескольких лет, я обратила внимание на результаты изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по критериям: умение штриховать, наносить линии цветными карандашами; умение наносить штрихи узкой и широкой кистью; умение узнавать, называть различные цвета, оттенки и смешивать их; умение правильно использовать кисти, клей и пластилин; умение использовать трафареты и печати при работе; умение убирать за собой рабочее место. Одновременно появились и другие особенности: неуверенность и скованность детей в действиях и ответах; пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположения на листе; растерянность при использовании способов нестандартного рисования; ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования. Подводя итог, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности.
Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала бы творческий потенциал детей, развивала их художественно-творческие способности.
Практика показывает, что нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками законов композиции, цвета и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей и вызывает больший интерес к работе. А это значит, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
По словам психолога Ольги Новиковой «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».
Несомненным достоинством нетрадиционных техник является универсальность их использования.
Нетрадиционные художественные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов, а технология их выполнения интересна и доступна ребенку. Именно поэтому нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, т.к. они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний к самовыражению в целом.
Чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей, необходимо было найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свой творческий замысел.
Изучая и осваивая различные техники рисования, ранее не использованные в работе с детьми, я экспериментально пронаблюдала всплеск положительных эмоций от процесса рисования в связи с применением нетрадиционных техник в совместной деятельности с детьми.
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.