Тема: "Формирование представлений у детей дошкольного возраста о неживой природе".
Целью моей работы по самообразованию в 2022-2023 году было формирование представления детей о неживой природе, познавательного развития детей через экспериментальную деятельность, пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему.
.
В процессе самообразования я решала следующие задачи:
Решению данных задач способствовали следующие методы:
1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.
2.Изучение и обобщение педагогического опыта по формированию представлений у детей дошкольного возраста о неживой природе.
Актуальность темы обусловлена тем, что формирование представлений у детей дошкольного возраста о неживой природе полностью отвечает требованием ФГОС ДО, а значит, и интересам детей. На протяжении дошкольного возраста у детей формируются знания о смене дня и ночи, о типичных погодных явлениях, характерных для того или иного времени года: наличие теплых и холодных дней, пасмурной и солнечной погоды, типичных атмосферных явлений — дождь, снегопад, ветер, изморозь, иней, гроза и т. д. Дошкольники учатся распознавать состояние погоды и определять ее соответствующим термином-словом. Постепенно дети начинают соотносить состояние погоды с тем или иным временем года, устанавливать причины сезонных изменений. У детей формируются представления об агрегатном состоянии воды и его зависимости от температуры воздуха. В детском саду воспитанники знакомятся с такими объектами неживой природы, как песок, глина, почва и их свойствами. У ребят формируются представления и о некоторых космических телах: о Луне, звездах, Солнце. При формировании представлений о неживой природе немаловажную роль играет экспериментирование. Опытно-экспериментальная деятельность помогает дошкольникам развивать наглядно-образное мышление, логику, зрительную память, позволяют показать связи между живым и неживым в природе; предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "Как?" и "Почему?". В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов. Каждое исследование помогает ребенку найти решение различных задач и дает возможность понять, почему все происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению познавательного творчества.
В процессе работы по самообразованию я изучила следующую литературу:
деятельность дошкольников.»
Начиная работу по формированию представлений детей о неживой природе, я, прежде всего, внимательно изучила соответствующие разделы в примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Подобрала методическую литературу по данной теме и с большим интересом ознакомилась со статьями, которые помогли мне планировать образовательную и воспитательную деятельность.
Требования к предметно – пространственной среде, сформулированные в ФГОС дошкольного образования, направлены на поддержку инициативы детей во всех видах детской деятельности. Так, организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность.
Для решения поставленной цели в группе был организован уголок экспериментальной деятельности,обновлен и дополнен необходимый инвентарь для экспериментирования, приобретен микроскоп. Собран демонстрационный материал: «Явления неживой природы», карточки-схемы для проведения опытов, изготовлены календарь наблюдения за погодой, пособие «Части суток»,коллекции бумаги, пуговиц, ткани, семян, гербарии, альбомы по ознакомлению с объектами неживой природы «Детям о снеге», «Всё о звёздах», разработана картотека дидактических игр по ознакомлению с неживой природой, картотека опытов и экспериментов, правила поведения в научной лаборатории, подобран занимательный материал о неживой природе, реализован проект «Удивительный песок».
Также я проводила работу с родителями. Мною были разработаны рекомендации «Организация экспериментирования дома», «Неживая природа», памятка «Как организовать увлекательные наблюдения за неживой природой для детей 4-5 лет", консультации «Роль экспериментирования в формировании представлений об объектах неживой природы», «Наблюдения за неживой природой»
На протяжении всего учебного года я знакомилась с работой педагогов нашего детского сада и делилась своим опытом. Мной было разработано и проведено открытое занятие для педагогов нашего детского сада на тему «Удивительный песок»
Таким образом, решение поставленных задач позволило организовать в группе условия, способствующие развитию познавательного интереса детей к неживой природе, создать необходимые условия для детского экспериментирования. Благодаря систематической работе, расширились и углубились знания детей о неживой природе, повысился уровень развития любознательности, исследовательских умений и навыков детей, ребята стали замечать красоту, необычность природы, любоваться, наблюдать, сравнивать.
Получив положительные результаты к концу года, было решено продолжить работу в данном направлении:
• Пополнить базу методических разработок, наглядных пособий, схем, необходимого справочного материала;
• Изучить новинки методической литературы;
• В работе с родителями включать беседы, организацию совместных мероприятий.