Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Отчет по самообразованию на тему "Формирование представлений у детей дошкольного возраста о неживой природе".

Поделиться опытом по формированию представлений детей о неживой природе, по развитию познавательного интереса детей через экспериментальную деятельность

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: "Формирование представлений у детей дошкольного возраста о неживой природе".

Целью моей работы по самообразованию в 2022-2023 году  было формирование представления детей о неживой природе, познавательного развития детей через экспериментальную деятельность, пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему.

.

В   процессе самообразования я решала следующие задачи:

Решению данных задач способствовали следующие методы:

1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.

2.Изучение и обобщение педагогического опыта по формированию представлений у детей дошкольного возраста о неживой природе.

Актуальность темы обусловлена тем, что формирование представлений у детей дошкольного возраста о неживой природе полностью отвечает требованием ФГОС ДО, а значит, и интересам детей. На протяжении дошкольного возраста у детей формируются знания о смене дня и ночи, о типичных погодных явлениях, характерных для того или иного времени года: наличие теплых и холодных дней, пасмурной и солнечной погоды, типичных атмосферных явлений — дождь, снегопад, ветер, изморозь, иней, гроза и т. д. Дошкольники учатся распознавать состояние погоды и определять ее соответствующим термином-словом. Постепенно дети начинают соотносить состояние погоды с тем или иным временем года, устанавливать причины сезонных изменений. У детей формируются представления об агрегатном состоянии воды и его зависимости от температуры воздуха. В детском саду воспитанники знакомятся с такими объектами неживой природы, как песок, глина, почва и их свойствами. У ребят формируются представления и о некоторых космических телах: о Луне, звездах, Солнце. При формировании представлений о неживой природе немаловажную роль играет экспериментирование. Опытно-экспериментальная деятельность помогает дошкольникам развивать наглядно-образное мышление, логику, зрительную память, позволяют показать связи между живым и неживым в природе; предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "Как?" и "Почему?". В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов. Каждое исследование помогает ребенку найти решение различных задач и дает возможность понять, почему все происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению познавательного творчества.

В процессе работы по самообразованию я изучила следующую литературу:

деятельность дошкольников.»

Начиная работу по формированию представлений детей о неживой природе, я, прежде всего, внимательно изучила соответствующие разделы в примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Подобрала методическую литературу по данной теме и с большим интересом ознакомилась со статьями, которые помогли мне планировать образовательную и воспитательную деятельность.

Требования к предметно – пространственной среде, сформулированные в ФГОС дошкольного образования, направлены на поддержку инициативы детей во всех видах детской деятельности. Так, организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря  должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность.

 Для решения поставленной цели  в группе был организован уголок экспериментальной деятельности,обновлен и дополнен необходимый инвентарь для экспериментирования, приобретен микроскоп. Собран демонстрационный материал: «Явления неживой природы», карточки-схемы для проведения опытов, изготовлены календарь наблюдения за погодой, пособие «Части суток»,коллекции бумаги, пуговиц, ткани, семян, гербарии, альбомы по ознакомлению с объектами неживой природы «Детям о снеге», «Всё о звёздах», разработана картотека дидактических игр по ознакомлению с неживой природой, картотека опытов и экспериментов, правила поведения в научной лаборатории, подобран занимательный материал о неживой природе, реализован проект «Удивительный песок».

Также я проводила работу с родителями. Мною были разработаны рекомендации «Организация экспериментирования дома», «Неживая природа», памятка «Как организовать увлекательные наблюдения за неживой природой для детей 4-5 лет", консультации «Роль экспериментирования в формировании представлений об объектах неживой природы», «Наблюдения за неживой природой»

На протяжении всего учебного года я знакомилась с работой педагогов  нашего детского сада и делилась своим опытом. Мной было разработано и проведено открытое занятие для педагогов нашего детского сада на тему «Удивительный песок»

Таким образом, решение поставленных задач позволило организовать в группе условия, способствующие развитию познавательного интереса детей к неживой природе, создать необходимые условия для детского экспериментирования. Благодаря систематической работе, расширились и углубились знания детей о неживой природе, повысился уровень развития любознательности, исследовательских умений и навыков детей, ребята стали замечать красоту, необычность природы, любоваться, наблюдать, сравнивать.

Получив положительные результаты к концу года, было решено продолжить работу в данном направлении:

• Пополнить базу методических разработок, наглядных пособий, схем, необходимого справочного материала;

• Изучить новинки методической литературы;

• В работе с родителями включать беседы, организацию совместных мероприятий.

Время Знаний

Россия, 2015-2025 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 21.01.2025


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области