Автоматизация. Р. Конспект индивидуального логопедического занятия.
Тема: звук [Р]
Цели: автоматизация звука Р
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-формировать представление о правильной артикуляции звука [р]; -формировать правильную артикуляцию звука [р].
Коррекционно-развивающие:
-развитие мелкой моторики через пальчиковую гимнастику;
-развитие мимической моторики через гимнастику для лица;
-развивать подвижность артикуляционного аппарата;
-формировать навык фонематического слуха на звук [р];
-дифференцировать правильное и неправильное произношение звука [р];
-закреплять звук в чистом виде, слогах, словах с данными слогами и предложениях с отработанными словами.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям.
Оборудование: зеркала, ватные палочки, профили артикуляционного уклада, схемы артикуляционного уклада, картинки: (воздушный шар, профессий, карта, жираф, крокодил, кенгуру, носорог, зебра, пантера, тигр.), картинки букв (Р, Ы, Б, А)
Ход занятия:
Этап | Содержание |
2. Объявление темы | -Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей) -А на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей) - Здорово, вот мы с вами сегодня совершим путешествие, но не на обычном транспорте, а на воздушных шарах и отправимся в страну Рычандию. Как вы думаете, почему она так называется? Ответы детей. (в этой стране во всех названиях предметов есть звук Р.) Прежде чем совершить наше путешествие, мы подготовим наши ручки и язычки, сделаем гимнастику. |
3. Развитие мелкой моторики (2-3 мин.) 4. Развитие мимической моторики (1 мин.) | Ручки растираем и разогреваем, И лицо теплом своим мы умываем. Грабельки сгребают все плохие мысли, Ушки растираем вверх и вниз мы быстро! Щечки разминаем, чтобы надувались, Губки разминаем, чтобы улыбались. Губки пожуем мы, шарики надуем, И губами вправо-влево потанцуем! Язычок покусаем мы слегка, Чтобы речь наша правильной была! |
5. Артикуляция дыхат. гимнастика | -«Качели» -«Маляр» -«Лошадка» -«Грибок» -«Гармошка» -«Барабан» -«Индюк» -«Вкусное варенье» Для того чтобы полететь на воздушном шаре нужен ветер, давайте изобразим сильный ветер. |
Вот сейчас мы готовы к путешествию. -У меня есть карта, на которой нарисован путь в страну Рычандию. Я буду вашим штурманом и буду показывать вам путь. -Вы готовы? Тогда отправляемся в полет. -Посмотрите, какая красота вокруг. -Вот мы прибыли в страну Рычандию. | |
9. Формирование фонематического слуха | Ребята, а вот и жители Рычандии. Назовите профессии людей, живущих в этой стране (шофер, врач, строитель, рыбак, повар, дворник). -Угадайте, кто в каком доме живет, если в названии профессии людей, звук Р находится в начале слова - они живут в первом доме, если в середине, - то в среднем доме, если в названии профессии звук Р стоит в конце слова, этот человек живет в последнем доме. (ответы детей) |
6. Анализ артик. звука 7. Характеристика звука | -Молодцы. Ребята, скажите, что делают наши губы, зубы, язычок, при произнесении звука Р? (Губы - полураскрыты. Зубы - разомкнуты. Язык – широкий, кончик языка поднят к альвеолам и дрожит). Произнесите этот звук. Какой он? Радостный или грустный? Звонкий или глухой? Гласный или согласный? |
10. Автоматизация в слогах, словах, предлож. 11. Физминутка. | Рычандия - очень гостеприимная страна и повар нас хочет угостить супом и соком. Из чего приготовлены у вас суп и сок, и как он называется, скажите мне сами фразой: -у меня суп с горохом - это гороховый суп; -у меня суп с вермишелью - это вермишелевый суп; -у меня суп с картофелем - это картофельный суп; - у меня сок из граната – это гранатовый сок; - у меня сок из арбуза – это арбузный сок; - у меня сок из груши – это грушевый сок; - у меня сок из моркови – это морковный сок; - у меня сок из винограда – это виноградный сок. -Молодцы, ребята. Скажите спасибо повару за угощенье. А мы отправимся дальше. - Смотрите, ребята, зоопарк. (на столе картинки животных) Подбор прилагательных к существительному, отвечая на вопрос какой? какая? какое? -Ребята, что за животные живут в Рычандии? (жираф, крокодил, кенгуру, носорог, зебра, пантера, тигр) -Расскажите мне про этих животных начиная со слов: - жираф, он какой? Жираф он …длинный, пятнистый, оранжевый -крокодил, он какой? Крокодил он …хищный, зеленый, зубастый - носорог, он какой? Носорог он. рогатый, большой, неуклюжий, - зебра, она, какая? Зебра она. полосатая, - пантера, она, какая? Пантера она. черная, хищная, хитрая - тигр, он какой? Тигр он. грозный, зубастый, полосатый. Согласование существительных с числительными - Здорово, ребята, а давайте мы их посчитаем. Представим, что крокодилов 5, пантер 5, тигров 5. (один крокодил, два крокодила…пять крокодилов… - Ребята, мы с вами знаем песню про Жирафов, давайте, подарим ее зоопарку. «У жирафов пятна.» - хлопаем ладошками по всему телу «У слонов есть складки.» -«собираем складки» - щипаем себя. «У котяток шёрстка.» - поглаживаем себя «А у зебры есть полоски.»-проводим пальцами или ребром ладони по телу Припев - показываем указательными пальцами обеих рук на соответствующие части тела. - Отправляемся ребята дальше. - Посмотрите, это же море. Давайте заглянем в подводный мир Рычандии. Назовите предметы подводного мира, и определите количество слогов в каждом слове. Рыба, ракушка, кораллы, водоросли, рак, краб, русалка (дети прохлопывают количество слогов) - Здорово, а сейчас сделаем звуковой анализ слова КРАБ. - Посмотрите на доску, такая ли схема у вас получилась? - Дайте, пожалуйста, характеристику каждому звуку. К – согласный, глухой, обозначен, синим цветом. Р – согласный, твердый, звонкий, обозначен, синим цветом А – гласный, обозначен красным цветом Б – согласный, звонкий, твердый. - Сколько звуков в этом слове? - Молодцы. Ребята, посмотрите на следующую картинку, слово рассыпалось и нам нужно поставить все звуки на свои места. Чтобы отгадать это слово, я вам загадаю загадку. Блещет в речке чистой Спинкой серебристой? Слово рыба. - а б ы р Правильно, слово РЫБА - Придумайте предложение со словами КРАБ и РЫБА. - Наше путешествие подошло к концу, пора отправляться в домой. |
12. Итог занятия | - Вам понравилось путешествие? - Скажите почему эта страна называется Рычандия? - Что вам понравилось в этой стране больше всего? |