МБДОУ Детский сад «Полянка» п.Андреево
Путешествие по Экологической тропе на территории детского сада
«Тропинка Эколят»
разновозрастная группа 4-7 лет
Воспитатель: Храмова Н.В.
Цель создания экологической тропы : Учить детей наблюдать, рассуждать; расширять знания детей о деревьях, развивать речь, умение пользоваться простейшими способами обследования деревьев; воспитывать патриотические чувства – любовь к природе, к родному посёлку, саду.
Задачи:
Обучающие: Закрепить знания и приспособления живой природы к сезонным изменениям; продолжать учить выделять признаки осени.
Развивающие: Развивать умения узнавать и называть растения родного края, доказывать принадлежность растения и животного к определённому виду.
Воспитательные: Воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
Предварительная работа: Разработка маршрута, маршрутной карты, чтение стихов о природе, подбор рассказов- описаний деревьев, кустарников, трав, а также стихов и загадок, посвященных лету, подбор подвижных игр.
Ведущий: воспитатель.
Лесовик: муз. руководитель
Участники: воспитатель, дети.
Время проведения: Октябрь - осень (теплый, ясный солнечный день)
Актуальность:
Формируя гуманное отношение к природе, мы должны исходить из того, чтобы ребенок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе — есть забота о человеке, о его будущем. То, что приносит вред природе, наносит вред и самому человеку.
Поведение маленького ребенка в природе подчас бывает сложным и противоречивым: имея самые добрые намерения, дети совершают отрицательные поступки. Познавая окружающий мир, дети могут сорвать растения и попробовать их на вкус, взять в руки и сильно сжать какое-нибудь насекомое, маленькое животное, и это может привести к травме как малыша, так и животного. Поэтому мы должны не только дать детям знания о природе, воспитать бережное отношение к ней, но и учить правильно вести себя в окружающее среде — в нашем общем Доме – и обеспечить свое безопасное проживание с разными соседями – животными и растениями
Чтобы помочь нашей планете, надо научиться ее любить, бережно с ней обращаться. Загрязняется наша Земля. От этого гибнут животные, растения, болеют люди. Наша планета в опасности, она требует помощи. Мы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач. К сожалению, вольно или невольно мы нередко нарушаем эти правила. Человек – это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех. Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направлять на охрану и защиту природы на планете Земля.
Сколько на земле интересного: животные, растения, насекомые! Какая земля разная: реки, горы, леса и поля, моря и океаны. Всюду жизнь! Рыбы, животные и птицы не выращивают цветы, не строят города, не умеют считать и рисовать! Но сколько нужного и полезного они дают людям!
Какую пользу они приносят?
Как мы должны заботиться о них?
Как важны растения, которые кормят и согревают нас. Вся природа радует нас и заботится о них. Мы должны любить нашу землю и беречь ее. Каждый на земле должен заниматься своим важным делом! А мы будем помогать Земле!
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Вопитатель: Здравствуйте ребятки. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по территории детского сада. Все готовы? (Ответы детей. – Да!!!) Начинаем!
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут,
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой похожей, нету!
(Дети подходят к столу с глобусом)
Воспитатель: (показывает глобус) Это что? Верно, это глобус, модель нашей планеты Земля.
Воспитатель: Какой основной цвет нашей планеты?
Дети: (Голубой)
Воспитатель: А что он обозначает?
Дети: (большая часть планеты занята морями и океанами)
Воспитатель: Какие цвета вы видите ещё? Что они обозначают?
Хотите я вам подскажу?
Дети: (Зеленый - леса, коричневый - горы, жёлтый - пески).
Воспитатель: Наша планета Земля очень красива. На ней живут люди, животные, рыбы, насекомые, растения.
-Ребятки, оглянитесь вокруг! Обратите внимание на окружающую нас природу.
- Какое сейчас время года? (Ответы детей).
– Молодцы, правильно Осень!
Сегодня мы с вами отправимся в Зеленую страну по экологической тропе. Зеленый цвет – это цвет живой природы. А природу можно сравнить с большой увлекательной книгой. Любая травинка, каждая птичка, каждая бабочка – это страницы книги природы. Мы - её часть и призваны беречь её, и быть мудрыми друзьями.
Сначала мы изучим карту. (Дети с воспитателем рассматривают карту).
Рассмотрим маршрут. Здесь мы видим, что стрелочки нам показывают путь от одной остановке к другой, мы с вами отправимся в путешествие- путешествие по экологической тропе. Наша Экологическая тропинка состоит из определенных станций, и на каждой живут «природные существа». Это растения: травы, деревья, кустарники; животные: улитки, насекомые, птицы.
Путешествие начнём с приветствия окружающей природе: (все вместе)
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуйте, птицы, деревья, вода!
Здравствуйте, жители планеты Земля!
Воспитатель: - Молодцы!!! Весело, дружно произнесли приветствие. В добрый путь! Смотрите, всё замечайте, ничего не пропускайте! Назовите, какая нас ожидает первая остановка: (загадывает загадку)
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (лес)
Правильно, первая остановка - это станция ЛЕСНАЯ. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по волшебному лесу. Посмотрите кто нас в лесу встречает (ответы детей), правильно это Лесовик который живет в лесу. Давайте познакомимся с ним.
Лесовик: «Здравствуйте ребята! Я слышал, что вы хорошие, умные дети и очень хочу поближе познакомиться с вами. Я ищу помощников, которые помогали бы мне заботиться о природе. Готовы ли вы помочь?
Для начала я предлагаю вам поиграть в игру «Если я приду в лесок». Если поступок хороший, говорим «да», если плохой, то все вместе говорим «нет»!
Игра «Если я приду в лесок»
Если я приду в лесок и сорву ромашку? «Нет»
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? «Нет»
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? «Да»
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? «Да»
Если разведу костёр, а тушить не буду? «Нет»
Если сильно насорю, а убрать забуду? «Нет»
Если мусор уберу, банку закопаю? «Да»
Я люблю свою природу, я ей помогаю! «Да»
Молодцы! Правила поведения в лесу вы знаете, а скажите мне
- Что такое природа?
(Природа – это то, что нас окружает, не созданное руками человека.)
- Какая бывает природа?
( Живая и неживая.)
- Что относится к неживой природе?
(вода, земля, камни, небо, луна, солнце, горы, радуга и т. д.)
- Что относится к живой природе?
(К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения, насекомые.)
- Почему мы называем природу живой?
(Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.)
- Что дает человеку природа? А может ли человек прожить без природы?
(Человек – часть природы. Человек не может жить без природы! Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду)
- А еще она дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее.
- Ребята, а вы знаете кто такие эколята? (Ответы детей)
Лесовик: Правильно эколята – это друзья и защитники природы. Это и мои помощники, а зовут их Елочка, Шалун, Тихоня, и Умница
Они вам сейчас расскажут правила поведения на экологической тропе
-Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
-Шум не помощник в познании природы, слушай голоса леса. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
-Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
-На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
-С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п.
-С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
Воспитатель: А вы хотите побыть Эколятами (ответы детей). Вот и хорошо сейчас мы тоже будем эколятами, будем дружить любить и защищать природу (одеваем галстуки)
Воспитатель: А вторая наша станция это - ЕЛЬ (загадка)
Зеленая и летом и зимой,
В Новый год приходит к нам домой,
Вместо листьев шишки да иголки,
Всем полезен хвойный запах -ёлки.
- Да, конечно это ёлки! И мы с вами идем к еле.
-К какому виду относится это растение?
Дети- это дерево!
- Верно, это дерево!
У дерева - один толстый ствол, у кустарников- тонкие стволы, и их много.
-У нашего дерева есть ещё и иголки - это ель, хвойное дерево. Посмотрим на красивые и пушистые ветки ели, (она не сбрасывает иголки). Хвоинки живут на дереве 2 года, а потом они осыпаются и вырастают новые. Хвоинки падают по очереди, поэтому дерево вечно зелёное. А на макушке посмотрите, висят шишки с сиреневым отливом, они ещё совсем маленькие, но очень красивые. Ёлочка, короткая иголочка. Сосна игла длинная.
Лесовик: Третья станция КУСТАРНИК (загадка)
Не дерево и не трава.
В огне горит он как дрова,
Когда ломают, слышен хруст,
Боль чувствует хоть он и (куст)
Лесовик: - Ребята! Посмотрите, что это? Дети -Кустарник! Правильно, еще раз повторим: у дерева - один толстый ствол, у кустарников- тонкие стволы, и их много.
Воспитатель: четвертая станция - БЕРЕЗА (загадка)
Ствол белеет, шапочка зеленеет,
Стоит в белой одёжке, свесив серёжки.
Дети- Это береза!!!
Воспитатель: - Конечно береза. И мы отправляемся, к русской белоствольной берёзке.
- Ребятки, почему берёзу называют белоствольной красавицей?
Дети: - У нее кора белая!
Воспитатель: Правильно, за цвет коры. Берёза единственное дерево с белой корой.
- Берёза хороша в любое время года, она является символом России. Кора у берёзы тонкая, нежная без белой коры у берёзы были бы солнечные ожоги. Почему у берёзы чёрные пятна? Через них она дышит. Из берёзы люди делают посуду, мебель, игрушки, ложки, корзины и многое другое. Когда в Древней Руси не было бумаги, люди писали на бересте. Берёзка может лечить людей. Для лечения у берёзы используют: серёжки, сок, листья. Ещё берёза может лечить людей своей энергетикой, берёзу можно обнять и попросить у неё здоровья, и она обязательно поможет. - Добавлю, что на Руси вокруг березы играли и водили хороводы.
Воспитатель: Пора продолжать свое путешествие. Слушаем загадку!
Лесовик: Слушаем загадку!
Красивой формы грядка,
Где можно по порядку
Нам высадить цветы,
Чудесной красоты. (Клумба, цветник). (Ответы детей)
Лесовик: Правильно это станция наша пятая станция и называется она - ЦВЕТНИК
- Дети, какие вы внимательные! Только внимательные дети могут так быстро отгадывать загадки. Молодцы!!!
Лесовик: Правильно это станция наша пятая станция и называется она - ЦВЕТНИК
– ЦВЕТЫ наши постоянные и добрые друзья. Они радуют нас своим цветением с ранней весны и до поздней осени, украшают нашу жизнь и дарят хорошее настроение. Мы с вами рассмотрим садовые растения.
ПИОН – Самые нарядные цветы июня- несомненно пионы! Огромные разноцветные шапки радуют глаз. Прекрасные многолетние цветы, которые очень популярны среди садоводов. Они радуют нас неповторимым ароматом и красотой. Пионы- прекрасные цветы являются не только украшением садового участка, но и используются для букетов.
БАРХОТКИ - широко применяются для украшения сада и огорода. Низкорослые цветы высаживают в качестве бордюров вдоль садовых дорожек, и на клумбе. Это уникальное растение настоящий санитар сада и огорода. От колорадского жука бархотки высаживают по периметру картофельного поля.
ПЕТУНЬЯ - Цветы петуньи разнообразные по форме и цвету. Они бывают махровыми и простыми. Цветет белым, розовым, фиолетовым, красным цветом. Листья окрашены в зеленый или темно-зеленый цвет. Как листья, так и стебли этих растений полностью покрыты мелкими волосками.
ФЛОКС, является травянистым растением. Известно приблизительно 70 видов, а культивируется всего около 40- а. В переводе с греческого языка флокс означает"пламя".Это наименование растение получило за яркую окраску. Растение неприхотливое. Их используют для декоративного оформления участков. А несколько разновидностей – высокорослые с прямостоящими стеблями и низкорослые, цветущие все лето и до глубокой осени, украшают дачные участки и радуют хозяев разноцветной окраской.
- Продолжаем наш путь? Воспитатель загадывает загадку:
Лесовик: Шестая станция это - КЛЕН (загадка)
Жёлто-красная одёжка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это...(клён)
Лесовик: Клён – В России растет очень много видов клёна. Клён любит свет и тепло. А ещё клен является одним из главных символов русской осени. Клен – очень красивое дерево, которое прекрасно выглядит в любое время года, но осенью – по-особенному. С наступлением осени клен превращается в палитру красок, от которой невозможно оторвать глаз. Он отличаются невероятной палитрой цветов: желтый, зеленый, багряный, оранжевый, и красный.
Воспитатель: Седьмая станция - ОРЕШНИК (загадка)
Очень густо он растет,
Незаметно он цветет,
А когда проходит лето,
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке —
Берегите, детки, зубки!
Воспитатель: Летом куст орешника легко определить по листьям, имеющим овальную форму и украшенным по краю мелкими зубчиками и острым кончиком. Лист орешника отличает слегка шершавая на ощупь фактура. В первые годы орешник развивается медленно. На 5-6-м году резко идет в рост, образуя множество молодых побегов. В природе лесной орешник распространен на всей европейской территории России.
Лесовик: Восьмая станция - СИРЕНЬ (загадка)
Словно гроздья винограда,
На кустах цветы цветут,
И лиловым своим цветом,
Лето в гости к нам зовут! (Сирень)
Дети:- Сирень!
Воспитатель:- Молодцы, ребятки! Это действительно сирень!
Сирень - это благоухающий кустарник, радующий нас в мае. Его цветы, немного похожие на колокольчики, собраны в пушистые кисти разных цветов и оттенков: от белого до розового, от лилового до фиолетового. Кусты сирени могут цвести и радовать глаз до сотни лет. Сирень – растение декоративное значит, его сажают в садах и парках для красоты.
Воспитатель: А вот девятая станция называется сказочная ПОЛЯНА (загадка)
Осенью погибает , весною оживает,
Коровам без неё беда, Она их главная еда. (Трава).
Дети: Трава!!!
Воспитатель: - Молодцы ребятки, конечно это трава!
Трава является одним из ярусов на земле. В этом ярусе проживают и живут, много различных насекомых. Подойдём поближе и рассмотрим, что ещё есть на поляне? (дети рассматривают)
Правильно листочки. Предлагаю вам поиграть в игру, а называется она «Поляна желаний»
Игра « Поляна пожеланий».
Дети берут по одному листочку и говорят, что хорошего для природы они хотят сделать и дарят свой листочек полянке.
Воспитатель: Десятая это - ПОДОРОЖНИК(загадка)
Тонкий стебель у дорожки. На конце его — серёжки.
На земле лежат листки — Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг, Лечит ранки ног и рук.
Воспитатель: Взгляните на это растение. Многим из вас оно знакомо. Как оно называется? Дети: - Подорожник. Подорожник довольно обычное растение, растет на влажных местах, вдоль дорог, в садах. Давайте рассмотрим подорожник повнимательнее.
- Подорожник — лекарственное растение. Еще в стародавние времена подорожник называли "Матерью всех трав" за его умение лечить раны и болезни. С помощью подорожника можно остановить кровотечение, он умеет заживлять раны, лечить разные заболевания. Если вы натерли мозоль – приложите чистый лист подорожника, и вам легче будет идти. А все потому, что в листьях есть витамин К. Подорожник – друг путешественников.
Воспитатель: А вот одиннадцатая – это МУРАВЕЙНИК - Послушайте загадку. Про кого идёт речь?
Сорок тысяч мужичков. Строят дом без уголков. (Муравьи)
- Подойдем поближе, посмотрим через лупу и увидим удивительный мир окружающей нас природы, что вы увидели? - Дети- Муравьёв! - Муравьи – Эти маленькие жители встречаются во всех уголках Земли и известны всем без исключения детям и взрослым. Загадки про муравья уже давно волнуют ученых, ведь их самоорганизация похожа на организацию общества людей. Интересно, что в течение всего одного года муравейник полностью сменяется новыми жителями, а вот их королева может жить и двадцать лет. Муравей – символ трудолюбия, взаимопомощи, про него написано много басен и сказок. У муравья нет начальника, но он всё равно непрерывно работает и ленивцам есть чему у него поучиться.
Воспитатель: На этом наша экскурсия заканчивается.
Воспитатель:Ребята, вы справились со всеми заданиями, вы настоящие друзья и знатоки природы.
Молодцы! Вы ответили на все вопросы, как настоящие эколята.
А теперь вы можете сказать кто такие эколята?
(Прослушать ответы детей).
Эколята — это дети, которые знают законы природы и выполняют их.
Эколята — это дети, которые уже сейчас делают все, что могут, чтобы жизнь на нашей планете продолжалась.
Все большие молодцы! Были активными, внимательными, громко отвечали. Много знаете о природе, доказали, вы настоящие защитники природы и за это я хочу вам вручить - эмблемы юных экологов. Чтобы о сегодняшней прогулке вы помнили как можно дольше.
Вручение эмблем.
- А сейчас давайте скажем наш девиз…
Дети произносят: наш девиз: «Природу люби, помогай и береги!»
Вывод:
«Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте всех зверей внутри себя».