Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Современные подходы к формированию основ математической культуры дошкольников»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Старший воспитатель

МДОУ «Д/с № 55 о.в.»

г. Магнитогорска

А.Х. Суфьянова

«Современные  подходы  к формированию основ  математической культуры  дошкольников»

Вхождение  детей в мир математики начинается  уже в дошкольном  детстве. Математика является  универсальным методом познания  окружающего  и  предметного мира  и ее роль  в современной  науке постоянно  возрастает.  Изменение концептуальных  подходов к  определению  содержания  и выбору  методик   обучения  математике  в школе, широкое использование  современных  образовательных  технологий  обусловило  и требования к математической подготовке детей  дошкольного возраста.

Сегодня «математика-это больше, чем наука, это-язык». Изучение  математики совершенствует культуру мышления, приучает  детей  логически  рассуждать, воспитывает  у них  точность  высказываний.

Математические  знания  и умения  необходимы  для успешной адаптации  ребенка  к процессам  социальной  коммуникации, информатизации  и технологизации общества. Они  расширяют  кругозор  ребенка. Математическая культура - составная часть   общей   культуры  личности, а в период   дошкольного детства   имеет  свои особенности, связанные с возрастными  и индивидуальными  возможностями детей.

Традиционно  в содержании  математического  образования  дошкольников  выделяются  четыре   линии: арифметическая, алгебраическая,  геометрическая  и величинная. Сегодня, с учетом  обновления содержания дошкольного образования добавляется  пятая  содержательная линия - алгоритмическая (схемы, модели, алгоритмы). Использование  информации  в символизированной  форме  способствует развитию  умения  действовать  в мысленном плане, развивает логическое  и творческое  мышление, воображение.

Математический материал  должен  раскрываться   во время  проведения экскурсий, ознакомления с литературными произведениями и малыми  формами  фольклора, играх  с природным  материалом (вода, песок, фасоль, горох, крупа), через  игровые упражнения  с сенсорными  эталонами, предметами, конструктивные  и дидактические  игры,  в проблемных  ситуациях. Все  эти формы  варьируются  в соответствии  с возрастом.

 За время  пребывания в детском саду   наш выпускник  должен  научиться  применять математические  знания  и представления  в значимой для него  практической деятельности: игре, детском экспериментировании, конструировании, в трудовой   деятельности, художественно- изобразительной.

 И как следствие  самореализации, у ребенка будет формироваться  учебная  мотивация.

Таким образом, и будут  решаться   приоритетные  задачи  непрерывного образования детей.

Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста

Под логико-математическим развитием дошкольников следует понимать «позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций»

Мы должны рассматривать новые подходы к организации логико-математического развития детей в условиях ФГОС ДО, анализировать способы организации образовательной деятельности, направленной на логико-математическое развитие детей с учетом интеграции образовательных областей и разных видов детской деятельности.

В первую очередь использовать игру, игровую деятельность как ведущую деятельность детей дошкольного возраста и обращать внимание на то, что сюжетная логико-математическая игра представляет собой аналог традиционного математического занятия. В сюжетно-ролевых играх могут быть созданы условия для освоения дошкольниками вычислительных действий, пространства и времени, для организации опыта экспериментирования с различными веществами и пр.

Сугубо математические операции, такие как классификация, сериация, сравнение, анализ, оказываются востребованными в процессе речевого развития детей, когда используются игры и упражнения, предусматривающие установление родовидовых отношений (игрушки, овощи, фрукты и т.п.) и последовательности событий, отгадываются загадки, составляются рассказы и пр.

Опыт движений и передвижения ребенка в пространстве позволяет ему ориентироваться в «пространстве-карты», «пространстве-книги», «пространстве-листа рабочей тетради».

Пространство, цвет, линия, величина — математические категории, без которых невозможна изобразительная деятельность, в продуктивной деятельности они усваиваются ребенком незаметно для него самого, без специального педагогического сопровождения и воспринимаются как важные и необходимые для получения результата.

В процессе организации поисково-исследовательской деятельности педагог знакомит детей с понятиями величины и множества, пространства и времени, многообразием геометрических форм на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей.

В трудовой деятельности, при организации совместных трудовых действий, дежурств, поручений, заданий необходимо обращать внимание на освоение детьми временных и количественных характеристик и зависимостей, логических связей, отношений и зависимостей; различных средств и способов познания.

В музыкально-художественной деятельности логико-математическое развитие детей осуществляется за счет использования «временных интервалов, освоения таких категорий, как длительность, последовательность, продолжительность, темп, ритм, скорость, высота звука и т.п.; использования счета для определения количества движений, отсчитывания ритма и т.п.»

Логико-математическому развитию детей дошкольного возраста способствует чтение (восприятие) художественной литературы, прежде всего математического содержания «Мальчик с пальчик» Ш. Перро, «Дюймовочка» Г.X. Андерсена, «Бизнес крокодила Гены» Э. Успенского и др.), а также произведения, в названии которых присутствуют указания на числа (русская народная сказка «Волк и семеро козлят», английская народная сказка «Три поросенка», словацкая народная сказка «Двенадцать месяцев» и др.)

При таком подходе к логико-математическому развитию дошкольники не только осваивают разнообразие геометрических форм, количественных, пространственно-временных отношений объектов окружающего мира во взаимосвязи, но и овладевают способами самостоятельного познания, которые применяют в своей жизнедеятельности, что создает условия для их социализации, развития предпосылок учебной деятельности.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области