Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект по обучению детей Коми языку на тему: «Семья»

Цель Формирование и развитие у детей первоначальных умений и навыков практического владения коми языком в устной форме по лексической теме «Семья». Задачи 1. Формировать звуковую сторону Коми языка произносить звуки, в частности, специфические коми звуки - ö, дж, дз, тш, ич пöль, пöч, ичöт, ыджыд, сэтшöм, уджалö 2. Формировать лексическую сторону Коми языка, словарная работа бать, мам, пöль, пöч, чой, вок, ичöт кага, тьöт, дядь, тайö ме, ыджыд мамö, ныв, пи, уджалö, отсасьö 3. Формировать связную речь учить разговаривать на коми языке, учить составлять рассказ на коми языке монолог, учить вести диалог на коми языке. 4. Формировать грамматическую сторону Коми языка, введение новых грамматических форм и синтаксических конструкций пи отсасьö, ныв отсасьö мамыслы 5. Привлечь родителей к проекту по формированию и развитию у детей первоначальных умений и навыков практического владения коми языком составление родословного дерева и рассказа к нему.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Проект по обучению детей Коми языку на тему: «Семья»

Воспитатель:

Крицкая М.С.

Структура и описание тематического проекта

Тема проекта

«Семья»

Цель проекта

Формирование и развитие у детей первоначальных умений и навыков практического владения коми языком в устной форме по лексической теме «Семья»

Вид проекта

Долгосрочный, практико-ориентированный

Сроки реализации проекта

2 недели

Участники проекта

Дети подготовительной группы, родители, воспитатели

Назначение проекта

Формирование лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенции детей подготовительной группы

Нормативно–правовые документы, регулирующие реализацию проекта

1. Конституция РК (с изменениями на 6 ноября 2019 года): ст.3, 27, 30

2. Закон «О государственных языках в РК»» (май 1992)

3. Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об образовании» (февраль 1998)

4.З.В.Остапова, Т.А.Москвина. Программно- методические материалы для организации занятий по коми языку как государственному в дошкольных образовательных учреждениях. (Допущено МО РК, 2012 г.)

Итоговое мероприятие

Итоговое занятие на тему «Котыр»

Паспорт проекта

Введение

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что в Республике Коми с каждым годом всё меньше людей, понимающих и разговаривающих на Коми языке, который считается вторым государственным. Это всё приводит к тому, что Коми язык стоит на грани исчезновения. Для того, чтобы этого не произошло, нам взрослым необходимо приобщать к Коми культуре, в частности к Коми языку, детей, уже начиная с дошкольного возраста.

Проблема: В настоящее время дети дошкольного возраста не знают Коми язык, не разговаривают и не понимают его.

Проект предназначен для детей подготовительной группы и их родителей.

Цель проекта: Формирование и развитие у детей первоначальных умений и навыков практического владения коми языком в устной форме по лексической теме «Семья».

Задачи проекта:

1.Формировать звуковую сторону Коми языка: произносить звуки, в частности, специфические коми звуки - ö, дж, дз, тш, ич (пöль, пöч, ичöт, ыджыд, сэтшöм, уджалö)

2. Формировать лексическую сторону Коми языка, словарная работа (бать, мам, пöль, пöч, чой, вок, ичöт кага, тьöт, дядь, тайö ме, ыджыд мамö, ныв, пи, уджалö, отсасьö)

3.Формировать связную речь: учить разговаривать на коми языке, учить составлять рассказ на коми языке (монолог), учить вести диалог на коми языке.

4. Формировать грамматическую сторону Коми языка, введение новых грамматических форм и синтаксических конструкций: (пи отсасьö, ныв отсасьö мамыслы)

5. Привлечь родителей к проекту по формированию и развитию у детей первоначальных умений и навыков практического владения коми языком (составление родословного дерева и рассказа к нему).

Ожидаемые результаты:

Содержание проекта

1. Подготовительный этап

2. Основной этап

3. Заключительный этап

Содержание этапов проекта

Подготовительный этап:

Основной этап:

Мероприятие

Задачи

Сроки реализации

Ответственные

Пальчиковая игра «Менам котыр» (Моя семья)

Формирование словаря: бать, мам, пöль, пöч, чой, вок, ичöт кага, тьöт, дядь, тайö ме; развитие мелкой моторики рук.

14.02.2022 г.

Воспитатели

Чтение стихотворения

«Ыджыд мамö» (С. Попов)

Знакомство со стихотворением о бабушке. Пополнение словаря: «ыджыд мамö» (бабушка).

15.02.2022 г.

Воспитатели

ООД по развитию речи «Семья»

Ввести в словарь детей новые слова: мам, бать, ныв, пи, баб, дед, уджалö, отсасьö.

Закрепить конструкцию «пи отсасьö». Ввести новую типовую конструкцию «Ныв отсасьö мамыслы».

Упражнять в отчетливом произношении звука «дз» изолированно, в звукосочетаниях, в словах. Развивать фонематическое восприятие. Помочь понять текст.

16.02.2022 г.

Воспитатели

Составление рассказа по фотографии

Учить детей составлять рассказ о семье на коми языке (овладение связной речи – монолог)

17.02.2022 г.

Воспитатели

ООД по рисованию «Мам, бать и ме-тайö менам котыр»

Развивать творческую деятельность посредством рисования на тему семьи.

Активизировать словарь: мам, бать, чой, вок, ме. Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к членам семьи.

18.02.2022 г.

Воспитатели

Составление родословного дерева своей семьи

Закрепить представление о семье, родственных связях. Закрепить слова по лексической теме «Семья»

21.02.2022 г.

Родители, дети

Д/и «Телефонöн сёрнитöм»

Учить детей вести диалог на коми языке (овладение диалогической речью)

22.02.2022 г.

Воспитатели

ООД по развитию речи «Мамук радейтана менам»

Ввести в словарь детей новы слова: дона, зарни, муса. Закрепить конструкции типа «Ныв отсасьö мамыслы». Продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя, поддерживая разговор. Помочь понять содержание текстов.

24.02.2022 г.

Воспитатели

Сюжетно-ролевая игра «Менам котыр»

Обыгрывание разных социальных и бытовых ситуаций; побуждать детей употреблять слова на коми языке по лексической теме «Семья»

25.02.2022 г.

Воспитатели

Конспект итогового мероприятия на тему «Котыр» для детей подготовительной группы

Цель: Закрепление пройденного материала по лексической теме «семья» на Коми языке.

Задачи:

Материал и оборудование: письмо в виде листочка дерева, изображение дома и членов семьи (мам, бать, пöч, пöль, ныв, пи, чой, вок), корзина, кубик с изображением членов семьи, листы с изображением членов семьи и фломастеры.

Ход:

I. Вводная часть:

В: Видза оланныд, челядь!

Дети: Видза оланныд!

В: Ребята, сегодня я шла на работу, и почтальон передал мне письмо. Посмотрите, какое оно интересное, написано на листочке дерева. Для того, чтобы узнать от кого это письмо, попробуйте отгадать загадку.

Что за сказочный герой,

Спрятался за той сосной,

И стоит среди травы

Шапка больше головы.

Зверей и птиц он охраняет,

И про всё на свете знает.

Вот он  по лесу идёт

Тихо песенку поёт.

Добрый, славный старичок,

старичок – лесовичок

В: Конечно, это лесовичок. Давайте, прочитаем письмо, что же он нам пишет. «Ребята, помогите мне в моей беде. У меня есть друг, который знает не только русский, но и коми язык. Когда он спрашивает меня о чём-то, я ничего не могу ответить. Я так хочу рассказать ему про свою семью. Я слышал, что вы в садике учите коми язык, может, вы и меня научите говорить по коми? Если вы сможете помочь мне, позвоните по этому номеру: 1, 2, 3, 4, 5.

В: Что скажете, ребята, поможем лесовичку? Только для начала нам нужно вспомнить, какие слова о семье мы с вами уже знаем на Коми языке и как их правильно произносить.

II. Основная часть:

Воспитатель выставляет дом на магнитную доску.

В: Ребята, посмотрите, какой красивый домик.  Как думаете, кто там живёт? (Ответы детей)

В: Давайте попросим этих жителей выйти из домика и узнаем, кто же живет в нем.

Воспитатель выставляет картинки на магнитную доску и закрепляет с детьми слова: мам, бать, пöч, пöль, ныв, пи, чой, вок. Дети воспроизводят хором и индивидуально.

В: Молодцы. Мы с вами узнали, кто живет в этом доме, правильно назвали на коми языке. Ребята, а как будет звучать на коми языке слово «Семья»? (Ответы детей)

В: Молодцы, «котыр» или «се́мья».

В: А для того, чтобы еще лучше запомнить всех членов семьи на коми языке, давайте поиграем в игру «Кто спрятался?».

В: Сейчас я вам объясню правила игры, по сигналу вы должны будете закрыть глаза и по сигналу их открыть. Когда вы откроете глаза, то должны будете угадать, кто из членов семьи спрятался от вас и назвать его на коми языке. Все поняли правила?

(Проводится игра)

В: А теперь, ребята, проверим, какие вы смышленые. Я буду читать вам загадку, а вы должны её отгадать. Но отгадку нужно сказать на коми языке. Готовы?

Д: Да!

В: Кто же трудную работу

Может делать по субботам?

— С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш …

Д: Бать

В: Молодечъяс!

В: Приготовит, постирает,

Все погладит, поиграет,

Всех обнимет, поцелует,

Пожалеет, приголубит.

Другом станет самым, самым

Кто же это? Наша …

Д: Мам

В: Свяжет тёплые перчатки,

Поиграет в ладушки.

В волосах седые прядки,

Это моя …

Д: Пöч

В: Самый старший он в семье,

Самый мудрый во дворе,

Голова вся в седине,

А встает он заре.

Д: Пöль

В: Молодечъяс!

В: Ой, ребята, пока мы с вами отгадывали загадки, кто-то принес корзину. Давайте посмотрим, что в ней лежит.

Открывают корзину, смотрят.

В: Посмотрите, в корзине лежит один кубик с изображениями членов семьи: мам, бать, пöч, пöль, вок, чой. Кто-то из вас будет бросать кубик, а вы все вместе должны будете на коми языке сказать, кто выпал из членов семьи и что он делает. Давайте по считалочке выберем, кто будет бросать кубик.

Считалочка:

Тірс–торс,
Куим стӧкан морс,
Он кӧ вӧдит,
Он и ворс!

В: Кидать кубик будет Ваня.

(Ребёнок кидает кубик, а дети называют на коми языке того, кто выпал и что он делает)

Практическая деятельность

В: А тут в корзине ещё рисунки и фломастеры. Зачем, не знаете? Что же делать надо? Вот видите, посередине мальчик и девочка, а вокруг все члены семьи. Мальчик и девочка, это вы. Надо соединить своё изображение линией с теми членами семьи, кто с вами живёт.

(Дети садятся за столы и выполняют задание)

III. Заключительная часть:

В: Молодечъяс, все справились. Теперь, я думаю, вы прекрасно сможете помочь лесовичку. Сможете? А номер телефона помните? Я позвоню и приглашу лесовичка на следующее занятие. Вы по своим рисункам расскажете, с кем вы живёте. Согласны? Молодечъяс!

В: Чем вы сегодня занимались? (Ответы детей)

В: Какая игра запомнилась вам больше всего? (Ответы детей)

В: Какие слова на коми языке мы сегодня с вами повторили? (Ответы детей)

В: Вы сегодня большие молодцы, справились со всеми заданиями!



Список используемой литературы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области