Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование исследовательских компетенций учащихся. Теоретический аспект.

Познакомить с особенностями применения исследовательского метода обучения в урочной системе, выявить роль учителя при использовании этого метода, рассказать с приеме, позволяющем проводить мини-исследование на уроке.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование исследовательских компетенций учащихся. Теоретический аспект.

Состояние современного российского общества, динамические изменения во всех сферах человеческой деятельности обуславливают потребность государства в формировании личности, обладающей высоким уровнем интеллекта, творческими возможностями, способной к созданию и усвоению инноваций в любой отрасли. Сегодня, как никогда, общество заинтересована в том, чтобы подрастающее поколение способно было отражать серьезные вызовы современного мира, создавать новые технологии, изменяющие жизнь людей к лучшему. Воспитание творческой интеллектуально развитой личности возложено прежде всего на систему образования. Для решения этой задачи необходимо совершенствовать методы преподавания. Одним из таких методов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода к образовательным результатам, является исследовательская деятельность школьников. Эта деятельность подразумевает, что современный педагогический процесс должен состоять из ряда неповторимых ситуаций, требующих экспромтных решений, эффективных педагогических импровизаций, которые будут развивать творческие способности учащихся, активизировать их познавательную, поисковую деятельность. Исследовательская и проектная деятельность обучающихся - это важная часть образования, отдельная система в образовании. Сегодня перед современным учителем стоит задача подготовить выпускника, способного адекватно реагировать на изменения в мире, вооруженного практико-ориентированными знаниями, которые позволят ему реализоваться, правильно выстроить в реальном пространстве свою профессиональную и жизненную траекторию.

А значит, необходимо обучать детей таким образом, чтобы они могли самостоятельно находить пути решения проблем, возможно, осуществлять и научную деятельность в будущем. Обучение детей с помощью исследовательского метода позволяет организовать такое обучение.

Если раньше применение исследовательского метода использовалось только в рамках дополнительного образования, то сегодня необходимо формировать исследовательские умения в урочной деятельности. Применение исследовательского метода на уроке позволяет организовать поисковую и познавательную деятельность учащихся таким образом, что они должны самостоятельно решать практические задачи, поставленные учителем. Такая организация работы на уроке способствует развитию у детей исследовательского типа мышления и реализации творческого потенциала каждого ребенка. Открывая новые знания самостоятельно, ребенок может проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Ценность такой научно-исследовательской деятельности заключается еще и в том, что ребенок может посмотреть на различные проблемы, представляя себя ученым, занимающимся научным исследованием. Такой подход к организации учебной деятельности мотивирует ученика к изучению проблемы и поиску ее решения. Следовательно, доля самостоятельности ученика в учебной деятельности увеличивается, что в свою очередь повышает качество обучения и делает знания учащегося более прочными.

Учебно-исследовательская работа учащихся может быть организована по двум направлениям:

– урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки; семинары; практические и лабораторные занятия, др.;

– внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: научно - исследовательская и реферативная работа, интеллектуальные марафоны, конференции.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:

– урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об ученых, урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;

– учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов.

В школе существует несколько видов исследовательской деятельности. Учебно-исследовательская деятельность предполагает творческую самостоятельную деятельность ученика. В результате такой деятельности школьник овладевает методами самостоятельного получения новых знаний, переработки информации. Задача учителя заключается в создании условий такой деятельности. Если речь идет о проектно-исследовательской деятельности, результатом которой является реферат, доклад, то в этом случае учитель выступает научным руководителем. Именно этот вид работы позволяет связать теорию с практикой и достичь высокого уровня усвоения знаний. Самостоятельное творческое исследование темы, где учитель выступает в роли консультанта, называется научно-исследовательской деятельностью. Хочется выделить еще один вид деятельности - исследовательскую практику. Цель такой практики – формирование условий для создания у учащихся исследовательских навыков. Учитель здесь – организатор.

Одним из методических приемов для организации мини-исследования на уроке является метод « Фишбоун». Суть метода заключается в том, что учащиеся в процессе исследования устанавливают причинно-следственные связи между объектами анализа и влияющими на него факторами, что позволяет им сделать вывод и решить проблему. Изобретение японского профессора Ишикавы (Исикавы) представляет графическое изображение в форме рыбьего скелета, где голова - это проблемный вопрос, тема, которые подлежат анализу, верхние косточки - основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме, нижние - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме. Хвост- ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения. Использование данной схемы позволяет организовать работу в группах, парах, индивидуально, видеть взаимосвязи между причинами и следствиями, распределять факты по степени их значимости. Применение этого метода развивает умение школьников работать в группах, анализировать текст, выделять главное, обобщать, делать выводы. Он стимулирует творческие способности детей, развивает критическое мышление, что важно для сегодняшней школы. Этот метод можно использовать практически на любом уроке.

Фишбоун на уроке родного языка при изучении темы: «Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике», 8 класс .

Организуя исследовательскую деятельность, учитель следует методологии исследования. Под руководством учителя ребенок выявляет проблему, намечает пути ее решения. Обозначенная проблема должна быть интересна для юного исследователя и актуальна. В процессе организации исследования учитель направляет работу мысли ученика, а ребенок пытается самостоятельно находить ответы, опираясь на имеющиеся знания, делать выводы. Следовательно, роль учителя велика в формировании этой компетенции.

Полученную информацию ребенок может применить при решении новой задачи. Результаты исследовательской работы ребенок может озвучить как на уроке, так и на конференции. Такие выступления дают возможность учащимся научиться отстаивать свою точку зрения, вести конструктивный диалог, а в дальнейшем определиться с профильным обучением в старших классах и в будущем - с выбором профессии. Результат этой деятельности возможен только при внимательном отношении педагога к ученику и учете индивидуальных особенностей ребенка.

Описанная методика организации исследовательской деятельности школьников позволяет ученику создать банк знаний для отдельных объектов окружающего мира, формировать научно-исследовательские навыки, реализовывать личный творческий потенциал в научно-исследовательской деятельности, сделать самостоятельный выбор дальнейшего образования, расширить область индивидуальных знаний через знакомство с другими исследованиями, расширить область личных знаний.

Таким образом, исследовательская деятельность является основной для умения действовать на базе полученных знаний и активно применять их в различных профессиональных сферах деятельности, поэтому данной компетенцией должны овладеть все выпускники современной школы.

В настоящее время выделяются следующие виды исследовательской деятельности в общеобразовательной организации, и роль учителя в каждом из них различна.

1.Учебно-исследовательская деятельность - творческая самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на решение исследовательских задач и формирование исследовательских умений. В процессе такой деятельности происходит развитие личности учащегося, открытие им субъективно нового научного знания. Целью учебно-исследовательской работы учащихся является переход от усвоения готовых знаний к овладению методами самостоятельного получения новых знаний и переработки полученной информации. Учитель здесь выступает как организатор такой деятельности.

2.Исследовательская проектная деятельность, продуктом которой является исследовательский труд: реферат, доклад, статья и другое, то есть результат исследовательского труда. Проектно-исследовательская деятельность позволяет связать теорию с практикой и уровнем подготовки учащихся, объединить интересы школьников, достигнуть высокой степени усвоения учебного материала. В этом случае учитель - научный руководитель.

3.Научно-исследовательская деятельность - такая работа учащихся, которая обнаруживает самостоятельное творческое исследование темы. В этом случае учитель выступает в роли консультанта.

4.Исследовательская практика - деятельность учащихся в средовых условиях, требующих исследовательского подхода. Исследовательская практика вводится с целью создания условий для приобретения учащимися исследовательских умений и навыков в решении общественно значимых проблем. Учитель здесь - организатор практики.

Учитель направляет ученика в его познании, а ребенок учится самостоятельно открывать новое, опираясь на имеющиеся знания, делать выводы . Следовательно роль учителя велика в формировании этой компетенции. Результат этой деятельности возможен только при внимательном отношении педагога к ученику и учете индивидуальных особенностей ребенка

К каким результатам приводит использование
исследовательского метода?

Предлагаемая методика организации исследовательской деятельности школьников позволяет:

Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными, интересными, личностно значимыми для юного исследователя, работа должна выполняться им добровольно с обязательным обеспечением необходимого комплекса вспомогательного материала, оборудования и средств. Учитель направляет мысли и работу ученика, а ребенок самостоятельно пытается находить ответы, проверять их правильность и правдивость при помощи уже имеющихся знаний, старается делать выводы. Полученную информацию юный исследователь может применить при решении уже новой задачи, сравнивая и собирая в единое целое. Но результат этой деятельности возможен лишь только при внимательном отношении педагога, опирающегося на особенности развития каждого ученика. Итогом исследовательской работы и одним из значимых для юных исследователей этапом обучения является выступление на конференции. Выступления на конференциях дают возможность учащимся научиться отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать других, вест

В процессе включения обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В настоящее время выделяются следующие виды исследовательской деятельности в общеобразовательной организации, и роль учителя в каждом из них различна. 1.Учебно-исследовательская деятельность - творческая самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на решение исследовательских задач и формирование исследовательских умений, в процессе которой происходит развитие личности учащегося, открытие им субъективно нового научного знания. Целью учебно-исследовательской работы учащихся в общеобразовательной организации является переход от усвоения готовых знаний к овладению методами самостоятельного получения новых знаний и переработки полученной информации. Учитель здесь – организатор такой деятельности. 2.Исследовательская проектная деятельность, продуктом которой является исследовательский труд: реферат, доклад, статья и другое, то есть результат исследовательского труда. Проектно-исследовательская деятельность позволяет, во-первых, связать теорию с практикой и уровнем подготовки учащихся; во-вторых, объединить интересы школьников; в35 третьих, достигнуть высокой степени усвоения учебного материала. В этом случае учитель выступает в роли научного руководителя. 3.Научно-исследовательская деятельность — такая работа учащихся, которая обнаруживает самостоятельное творческое исследование темы. В этом случае учитель выступает в роли консультанта. 4.Исследовательская практика — деятельность учащихся в средовых условиях, требующих исследовательского подхода. Исследовательская практика вводится с целью создания условий для приобретения учащимися исследовательских умений и навыков в решении общественно значимых проблем. Учитель здесь – организатор практики. Организуя учебно-исследовательскую деятельность обучающихся необходимо следовать методологии исследования. Под руководством учителя ребенок определяет проблему учебного исследования и намечает пути ее решения. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными, интересными, личностно значимыми для юного исследователя, работа должна выполняться им добровольно с обязательным обеспечением необходимого комплекса вспомогательного материала, оборудования и средств. Учитель направляет мысли и работу ученика, а ребенок самостоятельно пытается находить ответы, проверять их правильность и правдивость при помощи уже имеющихся знаний, старается делать выводы. Полученную информацию юный исследователь может применить при решении уже новой задачи, сравнивая и собирая в единое целое. Но результат этой деятельности возможен лишь только при внимательном отношении педагога, опирающегося на особенности развития каждого ученика. Итогом исследовательской работы и одним из значимых для юных исследователей этапом обучения является выступление на конференции. Выступления на конференциях дают возможность учащимся научиться отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать других, вест

Ценность учебно-исследовательской работы определяется возможностью обучающихся посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным исследованием. Учебно-исследовательская работа учащихся может быть организована по двум направлениям: – урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки; семинары; практические и лабораторные занятия, др.; – внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: научно16 исследовательская и реферативная работа, интеллектуальные марафоны, конференции и др. Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся может проводиться в том числе по таким направлениям, как: исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое. В рамках каждого из направлений могут быть определены общие принципы, виды и формы реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности, которые могут быть дополнены и расширены с учетом конкретных особенностей и условий образовательной организации, а также характеристики рабочей предметной программы. Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими: – урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об ученых, урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей; – учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; – домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени. Следующей причиной, обуславливающей актуальность данного исследования, является потребность педагогического сообщества в методике учебно-исследовательской работы по русскому языку.

Метод предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Учебно-исследовательская деятельность направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Исследовательская деятельность, используемая как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) или как самостоятельная деятельность, позволяет решить многие задачи, стоящие перед современной школой.

Во-первых, она изменяет суть преподавания: ученик не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам; учитель же руководит, направляет, создает условия для реализации потенциала учащегося.

Во-вторых, доля самостоятельности ученика в учебной деятельности увеличивается, что в сою очередь повышает качество обучения и делает знания учащегося более прочными.

В-третьих, результатом исследовательской деятельности становится определённый «продукт»: доклад, реферат, исследовательская работа, проект, макет, изделие, выполненное руками учащегося и т.п. Всё это позволяет исследователю заявить о себе, представить свою работу не только на уроке, но и на конкурсе, фестивале, семинаре, научно-практической конференции.

Участие в подобных мероприятиях способствует социализации школьников, реализации их потенциала, определению профиля обучения на старшей ступени и, как следствие, – правильному выбору профессию.

А теперь рассмотрим учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — прежде всего, это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области