Тема: «Кактус в горшочке»
Цель: обобщить знания о кактусе, комнатных растениях, используя выразительные средства аппликации.
Задачи:
Образовательные: продолжать расширять знания детей о комнатных растениях; совершенствовать навыки в вырезании овала из бумаги прямоугольной формы.
Развивающие: развивать мелкую моторику рук, композиционные умения, умение работать совместно с другими.
Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, аккуратность при работе с ножницами.
Словарная работа:
Обогащение словаря: шипы, зауженный.
Активизация словаря: кактус, стебель, колючки.
Организация развивающей предметно-пространственной среды: иллюстрация с изображением кактуса, картон желтого цвета (14,5*20,4), простой карандаш, цветная бумага (зеленая – 10*10, коричневая – 11*9, оранжевая – 10*3), салфетки, ножницы, клейстер, кисти, подкладные клеенки.
Предварительная работа: чтение стихотворения А. Ерошин - «Кактус», отгадывание загадок, рассматривание кактуса.
Методы и приёмы обучения: сюрпризный момент, информационно-рецептивный, репродуктивный, анализ детских работ, рефлексия.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, отгадайте мои загадки:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. (Герань)
Лист горбочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет.
Зато лечит нас
В любой день и час. (Алоэ).
С молоком, а не коза,
С корой, а не лоза.(Фикус)
Зелёный, в колючках,
Похож на ежа,
А цветки атласные
Белые, жёлтые, красные. (Кактус)
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу начать наше занятие со стихотворения
Е. Кудряшовой «Кактус»:
Спросил у кактуса Ежонок,
Чуть приоткрыв глаза спросонок:
"Ну что ж колючий ты такой?
Пойду-ка я к себе домой!
Улягусь там я на перинку,
Чтоб не кололи иглы спинку"...
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, уже, догадались, чему будет посвящено наше занятие. Сегодня мы поговорим о растении пустынь - кактусе. Кактус – очень выносливое и неприхотливое растение. Стебель у кактуса толстый и имеет разную форму: округлую, овальную. На кактусе много колючек – это видоизмененные листики. Как вы думаете, почему стебель у кактусов толстый, а листики в виде иголочек? (Листики в виде шипов не дают испаряться воде).
Воспитатель: Да, правильно, листики в виде шипов не дают испаряться воде, которая находиться в растении. А когда бывает длительная засуха, долго нет дождей, влага, находящаяся внутри толстого стебля, помогает растению выжить. Вот так растения приспосабливаются к неблагоприятным условиям, которые часто случаются в природе. Люди полюбили это удивительное растение и стали выращивать его в горшочках на подоконниках. (Показать растение в горшочке).
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем изображать свой кактус. Но сначала немного разомнемся.
Физкультминутка
Мы зарядку начинаем,
Наши руки разминаем,
Вверх рука и вниз рука,
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки,
Нам сегодня не до скуки.
Демонстрация образца и показ приемов аппликации:
Ребята, какой формы горшок? (Внизу горшок зауженный, а сверху немного расширенный).
Какого он цвета? (Фиолетового).
А какой формы кактус? (Овальной).
Какого цвета? (Зеленый).
Что есть еще у кактуса? (Цветочек, иголочки).
Правильно, посмотрите, как выполняется работа по вырезыванию кактуса.
Сначала берем коричневый квадрат, складываем его пополам и от середины нижнего края отрезаем до верхнего правого угла. Затем берем прямоугольник зеленого цвета, складываем его пополам и от середины нижнего края закругляя, отрезаем верхний правый угол. После чего берем прямоугольник оранжевого цвета, складываем его гармошкой и вырезаем цветочек.
Выкладываем готовый кактус в горшочке на картоне, затем берем кисть в правую руку и набираем достаточное количество клейстера на кисточку, после берем вырезанный горшочек, кладем его на клеенку вверх не цветной стороной, намазываем клейстером поверхность от середины к краям, кладем кисть на подставку, приклеиваем горшочек на картон и прикладываем сверху салфеткой, промокнув лишний клейстер. После берем стебель кактуса, кладем его на клеенку вверх не цветной стороной, намазываем клейстером поверхность от середины к краям, кладем кисть на подставку, приклеиваем стебель на картон, так чтобы получился кактус в горшочке, и прикладываем сверху салфеткой, промокнув лишний клейстер. Берем цветочек и кладем его на клеенку вверх не цветной стороной, намазываем клейстером поверхность от середины к краям, кладем кисть на подставку, приклеиваем цветочек на картон и прикладываем сверху салфеткой, промокнув лишний клейстер.
И в завершении берем карандаш и рисуем у кактуса колючки.
По окончании работы воспитатель:
Ребята, я предлагаю вам выставить все работы на доску в один ряд и полюбоваться пустыней с кактусами.
Анализ детских работ:
Как вы думаете, какие у нас получились работы? У кого самый красивый кактус? А какая самая аккуратная работа?
Рефлексия: