Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


КВН "Занимательная грамматика" для учащихся 7-8 классов

формирование общеучебных компетенций по русскому языку за курс 7-8классов. повторить теоретические сведения по русскому языку за курс 7-8 классов развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла расширить кругозор учащихся.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Внеклассное мероприятие по русскому языку.

КВН по русскому языку среди учащихся 7 – 8 классов.

«Занимательная грамматика».

Цель:формирование общеучебных компетенций по русскому языку за курс 7-8классов.

Задачи: повторить теоретические сведения по русскому языку за курс 7-8 классов;

              развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного  

           цикла; расширить кругозор учащихся.

                                                Ход мероприятия.

- Мы собрались сегодня, чтобы показать свои знания по русскому языку, как мы умеем их использовать в другой ситуации, а не на уроке. Желаю всем удачи!

   1) Домашнее задание. Приветствие команд.

   2)  Разминка.

     а) Какие 3 местоимения самые чистые? (ВЫ – МЫ – ТЫ)

     б) Какие 2 местоимения мешают ездить по дорогам? (Я –МЫ)

     в) Какое  местоимение требует чистоты? (МОЙ)

     г) Какое  местоимение можно считать и самым хвастливым и самым скромным? (Я)

– Итак, начнём.

   3)    Задание: Подобрать к существительным прилагательные. (1 балл).

1 команда: вестибюль (просторный), мозоль (болезненная)

2 команда: рояль (новый), вермишель (яичная)

3 команда: тюль (разноцветный), изложение (сложное).

   4)    Задание: Назвать фразеологизмы.  (1 балл).

1 команда: быстро бежать (во весь дух, сломя голову), тесно (яблоку негде упасть),

смеяться  (умирать со смеху);

2 команда: хорошо знать (как свои пять пальцев), падать духом (вешать нос),

уединяться (запираться в четырёх стенах);

3 команда: медленно (черепашьим шагом), легко (раз плюнуть, пара пустяков),

испугаться (поджать хвост).

1 команда: руки чешутся, топтаться на одном месте;

2 команда: развешивать уши, положа руку на сердце;

3 команда: кусать себе локти, два сапога пара.

    6)  Игра с болельщиками.

Задание: Закончить строку, назвать автора, произведение.

а) Скажи–ка,  дядя, ведь недаром…     (М.Ю. Лермонтов «Бородино»)

б)  Играют волны, ветер свищет…        (М.Ю. Лермонтов « Парус»)

в)  Волк ночью, думая залезть в овчарню… (И. Крылов «Волк на псарне»)

г) Ты слушать исповедь мою…               (М.Ю. Лермонтов «Мцыри»).

         Загадки – шутки.

7)  «Гонка за лидером или дальше, дальше, дальше»

1 команда:

       1. Сколько звуков в слове лью? (три)

       2. Антоним к слову высокий (низкий)

       3. У меня зазвонил телефон. Кто говорит?  (слон)

       4.  Прилагательное с корнем мороз (морозный)

       5.  Объясните значение выражения «работать спустя рукава» (плохо)

       6.  Как проверить написание словарного слова? ( по словарю)

       7. Часть слова без окончания.  ( основа).

       8.  Проверочное слово к слову кормушка (корм)

       9.  Слово не воробей …  (вылетит – не поймёшь).

2 команда:

        1. Сколько звуков в слове ель? (три)

        2. Синоним к слову отважный (храбрый)

        3. Кто спас Муху – Цокотуху? (комар)

        4. Прилагательное со словом дом (домашний)

        5. Объясните значение выражения «ворон считать» (отвлекаться)

        6. Часть слова, стоящая перед корнем (приставка)

        7. Проверочное слово к слову трава (травы)

        8. Не спеши языком,…  (спеши делом)

        9. Слово с приставкой под-…  

3 команда:

        1. Сколько звуков в слове ёж? (три)

        2. Подбери синоним к слову весёлый (весёлый)

        3. Прилагательное со словом сад (садовый)

        4. Часть слова, которая служит для связи слов в предложении (окончание)

        5.  Объясните значение выражения «работать засучив рукава» (старательно)

        6. Сколько с приставкой пере-

        7. Проверочное слово к слову волна (волны)

        8. Откуда Айболиту пришла телеграмма?  (Африка)

        9. Сколько гласных букв в русском алфавите? (33 буквы)

   Сосна – насос,  куст – стук,

   кайма – майка, карп – парк,

   деталь – дельта, корма – комар.

    9)  Задание: Сочинить четверостишье на тему «Весенняя музыка».

10)  Игра с болельщиками. «Замени одним словом.»

       Рукой подать –  близко        

       В час по чайной ложке – медленно

       Во весь дух –    быстро

       Морочить голову –  обманывать

       Засучив рукава –  старательно

       Зарубить на носу – запомнить

       Обвести вокруг пальца – обмануть

       Яблоку негде упасть –  тесно

       Прокатить с ветерком –  очень быстро.

11)   Задание: Показать в рисунках гнездо слов:       

3 команда:  Сад, садовник, садик.

12)  Подведение итогов мероприятия.

Ведущий:    Мы начинаем КВН

Для чего? Для того?
Чтоб не осталось в стороне
Никого, никого.
Пусть не решит он всех проблем,
Не решит всех проблем
Но станет радостнее всем,
Веселей станет всем.

П.    Сегодня в клубе веселых и находчивых встречаются 2 команды.
(представление команд)

I «Умники»

Девиз: «Покоряем все высоты

Владея русским языком»

II «Разумники»

Девиз: «Мы хотим всегда всё знать,

Сочинять и размышлять»

Приветствие команд:

     Нас умнее в школе нет
Шлем вам свой большой привет

     Нас разумней в школе нет
Шлем вам тоже свой привет

А теперь настало время познакомиться с капитанами обеих команд.

     Команда «Умники» - моя,
А капитан, конечно, я

     «Разумники» - моя команда
Меня и представлять не надо!

Конкурс знатоков русского языка «Любимый мой язык» для учащихся 7-8 классов

Автор: Мамбедалиева Эльзара Мустафаевна
Место работы: Новосёловская общеобразовательная школа
Описание материала: данное мероприятие предназначено для учащихся 7-8 классов при повторении и обобщении пройденных материалов по языку и литературе.
Цели: приобщить учащихся к изучению русского языка, развивать сообразительность, логическое мышление, стремление быть активными, творческими и всесторонне развитыми личностями, воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: карточки с заданиями, ручки, листы бумаги, музыкальное сопровождение мероприятия.
Ход мероприятия
Ведущий 1:
Родной язык! В нём нежность, вечность, сила.
Я с ним росла: и не по букварю Сладчайшие слова произносила - Сначала - мама, а потом - люблю.
Ведущий 2:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре, - Выучи русский язык!
Ведущий 1:
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи – 
Выучи русский язык!
Ведущий 2:
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник – 
Блещут зеркальностью русского слова,
Выучи русский язык!

Ведущий 2: Дорогие друзья! Сегодня в нашей школе проходит турнир знатоков русского языка! Встречаются команды 7-8 классов. Посмотрим, какая команда разгадает мудрые языковые загадки, в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!
I тур. Разминка
1. Маленький Алёша говорит: "Папа, как я буду раскрашивать трёх богатырей, если у меня нет гнедого карандаша?" Какого карандаша не было у Алёши?
(коричневого)
2. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения?
(многоточие, тире, кавычки)
3. Укажите существительное или несколько существительных женского рода.
Профессор, вермишель, шампунь, тюль, шимпанзе, тополь.
(вермишель)
4. У каких существительных нет формы единственного числа?
Они, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы, сутки.
(бигуди, жалюзи, санки, каникулы, сутки)
5. Какой знак препинания был введён Н. Карамзиным?
(тире)
6. В древнерусском языке было слово, которое обозначало 10.000. Сейчас у нас такого числительного нет, но когда мы хотим сказать о большом количестве, то к нам на помощь приходит слово. Какое?
Найдите его в реплике Чацкого:

Когда в делах - я от веселий прячусь,
Когда дурачиться - дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа. .
(Тьма)
7. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (ё)
8. Что правильно? Декоративный
А)Служащий для украшения;
Б)С крапинками, пятнистый;
В)Исполненный ручным трудом.
9. Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами? (именительный)
10. Что означают выражения:
Шиворот-навыворот;
Спустя рукава;
Точить лясы.

II тур. Орфография
1. Подобрать пять слов с удвоенной согласной в корне.
2. Компания или кампания?
3. Сколько орфографических ошибок допущено в предложении?
Виднелись не обозримые песчанные ровнины или далекие чащебы.

III тур. Фонетика
1. Какое смысловое различие в выделенных словах?
Густые хлеба в поле — будет и хлеба вволю.
2. О гласных или согласных звуках идет речь: в молдавском языке их 7, в польском - 9, а в древнерусском их было 11?
3. После каких согласных никогда не пишется Ь?
4.
IV тур. Лексика
1. Переведите текст. Как называются в лексике слова, которые вы «переводите»?
-Тебя отпустили? Ты завалил? Что там? Рассказывай.
Он облегченно вздохнул и сказал: «Заметано!»
Но ребята не унимались:
-Что делает Сам?
-Режет всех подряд.
-А Русалка?
-Топит.
-Ну, а этот их ассистент?
-Этот? Засыпает!
-А как же ты?
-Я немного секу, но и то чуть не схлопотал пару.
-А Васька?
-Плавает на шпорах...

Vтур. Морфология
1. .Какие разряды местоимений различаются только значением?
2. Писатель Д.В. Григорович, рассказывая о своих литературных начинаниях, вспоминает, что его очерк «Петербургские шарманщики» заслужил одобрение Ф. М. Достоевского, но одно место ему не понравилось. «У меня, - пишет Д.В. Григорович, - было написано так: Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика».
Какую часть речи (включая формы глагола) предложил вставить Ф.М. Достоевский, чтобы достичь большей выразительности?
3. Какое окончание состоит из первой и последней буквы алфавита?

VI тур. Синтаксис и пунктуация
1. Найдите подлежащее в предложении:
«Со всех сторон собак сбежалося с полсотни» И. Крылов.
2. Как правильно: выпил воду или выпил воды?
3. Английский король Эдуард II (на рубеже XIII и XIV веков) восстановил против себя притеснениями и непосильными налогами большинство подданных. Против него составился заговор, во главе которого стояла его жена Изабелла. Король был положен по решению парламента и заключен в замок, в котором провел 8 месяцев, ожидая решения своей участи. Тюремщики получили от королевы такое предписание: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно».
В чем заключается уловка королевы?

Ведущий 1: Вот и закончился наш турнир. И, как ни грустно, но нам пора расставаться. Мне остается поблагодарить вас за активное и дружное участие. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками».
Заключительное слово предоставляется жюри.

Сценарий турнира знатоков русского языка

«Люби и знай русский язык»

( 7 класс)

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!

Сегодня мы проводим турнир знатоков русского языка «Люби и знай русский язык». Приурочена наша встреча к открытию декады русского языка и литературы. Так давайте же покажем, что мы знаем и любим русский язык, умеем применять его правила, относимся бережно к русскому языку, а еще – умеем работать в команде. В нашем турнире участвуют 2 команды:

- команда ______класса «Морфемы» – капитан -

- команда _____ класса «Эрудиты » – капитан -

Оценивать конкурсы будет наше уважаемое жюри –

Итак, 1 конкурс – «Приветствие». Максимум 10 баллов.

-Название, девиз, речевка, эмблема.

(Выступление команд)

2 конкурс: Люблю тебя, грамматика!

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я.

«Грамматике учиться - всегда пригодится» - так называется наш следующий конкурс – разминка.

Все игроки по одному выходят к стенду, переворачивают слово (слова напечатаны на листах и перевёрнуты) и вставляют пропущенную букву. (Всего 10 слов)

Слова: возр..жение, пр..одолеть, трен..ровка, иску…тво, арти…ерия, р…зиденция, пр..тензия, жёва…ый, га..ерея, предв…рительный.

(За ошибку снимается 1 балл. Максимальная сумма баллов – 5)

Ведущие:

- Капитан, капитан, улыбнитесь, ведь улыбка – это флаг корабля.

- Капитан, капитан, подтянитесь, только смелым покоряются моря (звучит музыка конкурса капитанов)

3 конкурс: Конкурс капитанов

Капитаны отгадывают вопросы по русскому языку. Кто больше даст правильных ответов за 30 секунд. За верный ответ – 1 балл.

(вопросы для капитанов прилагаются)

Вопросы для капитанов

1 команда.

1. На какие две группы делятся части речи? (Самост. и служебн.)

2. Какой город летает? (г. Орел)

3. К какой группе языков относится русский язык? (славянской)

4. Что изучает лексика? (Словарный состав языка. Значение слова)

5. Сколько звуков в слове Я? (2 звука)

6. Что изучает морфемика? (состав слова)

7. Один инженер, а много - ...? (инженеры)

8. Форзац или форзац? (форзац)

9. Значимая часть слова? (корень)

10. Квартал или квартал? (квартал)

11. Как называется суффикс –СЯ? ( возвратный)

12. Что находится между горой и долиной? (и)

13. Какое дерево только что проснулось? (сосна)

14. Ю – это звук или буква? (буква)

15. Что такое торос? (ледяная глыба)

2 команда

1. Сколько чисел у существительного в русском языке? (2)

2. Сколько букв в русском алфавите? (33)

3. Первая школьная книга для чтения? (букварь)

4. Какой город есть в компоте? (г. Изюм)

5. Что изучает морфология? ( Части речи)

6. Щавель или щавель? (щавель)

7. Что изучает синтаксис? (построение предложений, синтакис. единицы)

8. Средства или средства? (Средства)

9. Что входит в основу слова? (Приставка, корень, суффикс)

10. Что изучает пунктуация? (знаки препинания)

11. Главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)

12. Чем оканчивается день и начинается ночь? (мягкий знак)

13. Один директор, а много - ... ? (директора)

14. Изменяемая часть слова? (окончание)

15. Что такое просека? (полоса в лесу, очищенная от деревьев)

4 конкурс : Юный писатель За 7 минут составить текст, в котором все слова начинаются на букву «К». Начало текста: «Когда Катя..........» Высший балл – 10

5 конкурс: Конкурс болельщиков «Подберите антонимы»

Восход заход
Польза вред
Лентяй трудяга
Щедрый жадный
Храбрый трусливый
Ловкий неуклюжий
Трудный легкий 
Дружба вражда
Отдых работа (Одно слово-1 балл)

Выберите подходящее слово

Я купил (абонент / абонемент) в театр.
Я услышал много (обидных / обидчивых) слов.
Любой (поступок / проступок) заслуживает осуждения.
Ученик быстро (усвоил / освоил) материал.
У мальчика был (виновный / виноватый) вид.
Рабочий (усвоил / освоил) профессию токаря (Одно слово-1 балл).

Вставьте слово, которое было бы окончанием первого и началом второго слова.

Ведущий: Мы приглашаем наши команды для того, чтобы они продемонстрировали свой талант юных писателей. (Зачитывают текст)

6 конкурс: Фразеологизмы. Команды должны за 2 минуты вспомнить как можно больше фразеологизмов со словом НОС. Затем по очереди называют фразеологизмы, побеждает команда, ответившая последней.

7 конкурс: Дружная команда

В сетку по горизонтали впишите шесть слов, содержащих «гол»

( голова, голубь, иголка, уголок, гоголь, щеголь)

Высший балл – 6. Задание получают на листочках.

Ведущие:

- Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре,

Выучи русский язык.

- Он твой наставник, могучий, великий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык.

- Наша игра подходит к концу. Пора подвести итоги.

СЛОВО ЖЮРИ

Подведение итогов.

НАГРАЖДЕНИЕ

Лист жюри

конкурс

баллы

1 команда

2 команда

Примечание

1. приветствие

(название, девиз, сценка, эмблема)

10

2.Грамоте учиться - всегда пригодится

( один прав. ответ- 1 балл)

3. конкурс капитанов

( за правильный ответ – 1 балл)

15

4. Юный писатель

10

5. Конкурс болельщиков

( за правильный ответ – 1 балл

6.Фразеологизмы

5

7. Дружная команда

6

итого

Описание:

Сценарий турнира знатоков русского языка 

 «Люби и знай русский язык» 

 ( 7 класс) 

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! 

Сегодня мы  проводим турнир знатоков русского языка «Люби и знай русский язык». Приурочена наша встреча к открытию декады русского  языка и литературы. Так давайте же покажем, что мы знаем и любим русский язык, умеем применять его правила, относимся бережно к русскому языку, а еще – умеем работать в команде. В нашем турнире участвуют 2 команды:

                 -   команда ______класса «Морфемы» – капитан  -                 

                 -   команда _____ класса «Эрудиты »  – капитан - 

                 Оценивать конкурсы будет наше уважаемое жюри –

ВЕДУЩИЙ:

Не наяву и не во сне,

Без страха и без робости

Мы снова бродим по стране,

Которой нет на глобусе.

На карту не нанесена,

Но знаем ты и я,

Что есть она, что есть страна.

Литературная!

Уважаемые игроки, болельщики жюри! Сегодня мы проводим литературный турнир. Правила игры очень просты. Игра стоит из шести туров. Если у команды нет ответа, имеет право ответить команда соперников, а затем - болельщики, которые тоже могут внести вклад в копилку команды. После каждого тура подводится итог. Этим займется наше уважаемое жюри.

ТУР I «ПРИВЕТСТВУЮ ТЕБЯ!»

ВЕДУЩИЙ: Итак, мы начинаем. В первом туре командам предлагается за две минуты сочинить стихотворное приветствие своих соперников. В это время болельщики постараются узнать поэтов и писателей по их портретам.

(На сочинение стихотворного приветствия дается 5 минут. Пока команды придумывают приветствие. Ведущий проводит с болельщиками конкурс «Узнай портрет», каждый правильный ответ болельщика приносит его команде дополнительный балл. По истечении пяти минут команды приветствуют друг друга стихами собственного сочинения, а жюри выставляет и подсчитывает очки за первый тур.)

ТУР II «ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ...»

ВЕДУЩИЙ: Это шуточный конкурс на знание русских пословиц и поговорок. Я читаю начало пословицы и предлагаю вам два варианта ее окончания. Вы должны выбрать верный вариант.

(Ведущий обращается к командам поочередно.)

Задание

2. Любишь кататься...

3. С глупым водиться...

4. Не рой другому яму…

5. Близок локоть...

6. Пришла беда...

ТУР Ш «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»

ВЕДУЩИЙ: Как вы уже поняли, речь пойдет о сказках: народных и авторских, русских и зарубежных, старинных и современных. На вопрос в этом туре отвечает команда, первая поднявшая руку. За правильный ответ начисляется 1 балл. Но если команда, отвечавшая первой, дала неверный ответ, соперники при правильном ответе получают 2 балла.

Вопросы

10. Как звали героя сказки с бородой необычного цвета? (Синяя Борода из одноименной сказки братьев Гримм.)

ТУР IV «ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?»

ВЕДУЩИЙ: Этот тур посвящен жизни и творчеству известных русских поэтов и писателей. Вы должны будете по фактам биографии, которые я вам прочитаю, определить, о ком идет речь.

Задание

А. С. Пушкин

способности в математике, играл на скрипке и фортепиано, рисовал, лепил из крашеного воска, играл в шахматы. Позже стал офицером, воевал на Кавказе.

М. Ю. Лермонтов

А. П. Чехов

Н. В. Гоголь

А. И. Куприн

• Этот поэт родился в 1895 г. в селе Константинове Рязанской губернии. Погиб в

1925 г. С двух лет он был отдан на воспитание деду и дядьям. В три года мальчика посадили на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Плавать ребенка учили следующим образом: дядя на лодке отвозил его подальше от берега, на глубину, и, как щенка, бросал в воду. Пока мальчик не захлебывался, дядя все кричал: «Эх! Ну, куда ты годишься!» Позже, лет в восемь, другому дяде будущий поэт заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками... В детстве будущий поэт постоянно с кем-то дрался, всегда ходил в царапинах и очень хорошо лазил по деревьям.

С. А. Есенин

ТУР V «БЛИЦ-ТУРНИР»

Блиц-турнир проводится письменно: Ведущий выдает списки вопросов, задача команд — написать как можно больше ответов за 1 минуту

Вопросы

Для команды 1

Для команды 2

3. Что подарил Гринев Пугачеву в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»? (Тулуп.)

4. Назовите литературного героя, подковавшего блоху. (Левша, герой одноименного рассказа Н. С. Лескова.)

9. Назовите фамилию, имя и отчество героя нашего времени.
(Печорин Григории Александрович, герой романа М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени».)

10. Что, согласно обычаю, о котором рассказывает Л. А. Кассиль в повести «Кондуит и Швамбрания», должны были делать гимназисты в конце учебного года? (Жечь дневники.)

11. Как звали немого дворника из повести И. С. Тургенева «Му-му»? (Герасим.)

ТУР VI «ТОМ СОЙЕР. СКАРЛЕТТ И ДРУГИЕ»

ВЕДУЩИЙ: На этом конкурсе вы сможете продемонстрировать свои знания зарубежной литературы.

Вопросы

1. Назовите настоящее имя французской писательницы Жорж Санд. (Аврора Дюдеван.)

10. Как звали оруженосца Дон Кихота, героя одноименно
го романа М. Сервантеса? (Сан-чо Панса.)

16. Назовите имя американского писателя — короля ужасов. (С. Кинг.)

17. Назови автора романа «Белый клык». (Дж. Лондон.)

18. Кто такой Дик Сэнд? (Пятнадцатилетний капитан из
одноименного романа Ж. Верна.)

19. В конце XVIII в. в России вышла переводная книга под на
званием «Не любо — не слушай, а лгать не мешай». Как она называется сейчас? («Приключения барона Мюнхгаузена» Р. Распе.)

20. Назовите имя чешского писателя, придумавшего слово «робот». (К. Чапек.)

«ПЕРЕВЕРТЫШИ»

ВЕДУЩИЙ: Пока жюри подводит итоги игры, я предлагаю отдохнуть и поиграть в «Перевертыши». Я буду называть «зашифрованные» заглавия книг, а вы должны перевести их на «нормальный» язык, заменив слова на противоположные по смыслу. Каждый правильные ответ принесет команде полбалла. Возможно, это игра повлияет на итоги игры.

Названия книг

Жюри объявляет результаты игры. Награждение победителей.

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 7 – 8 классов «Лучшие знатоки литературы».

Автор: Енина Тамара Васильевна, учитель МОУ Климоуцевская СОШ.

Цели:

Образовательные:

- повторить ранее изученный материал;

- продолжить ведущуюся на уроках русского языка и литературы работу по обогащению словарного запаса, способствовать формированию и развитию культуры речи;

- формировать умение говорить, слушать и понимать устную речь;

- учить навыкам подготовки и проведения устного выступления.

Развивающие:

- вырабатывать у обучающихся интерес к чтению, к поиску новой информации;

- развивать речевые способности;

- способствовать укреплению памяти;

- формировать логическое мышление. 

Воспитательные:

- вырабатывать усидчивость и внимание;

- прививать навыки культуры поведения во время общественных мероприятий. 

- прививать любовь к чтению художественной литературы.

Оборудование: портреты писателей и поэтов, чье творчество изучается в 7 и 8 классах, мультимедийный проектор, аудиозаписи классической музыки.

Ход мероприятия.

Не наяву и не во сне, без страха и без робости

Мы снова бродим по стране, которой нет на глобусе.

На карту не нанесена, но знаем ты и я,

Что есть она, что есть страна - Литературия.

(Из радиопередачи «В стране литературных героев»).

Ведущий: - Ребята, сегодня мы собрались, чтобы провести литературное соревнование между учащимися 7 и 8 классов, в конце мероприятия мы узнаем, какой класс заслуживает титула «Лучший знаток литературы».

1.Литературная разминка.

« Писатель – не писатель»

Вы должны быть очень внимательными. Я буду называть известные фамилии, а вы должны поднимать руку вверх исключительно при имени писателя. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Выиграет та команда, которая к концу конкурса останется более многочисленной.

7 класс.

А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Софья Ковалевская (математик), Николай Рубцов, Сергей Ожегов (автор словаря), Лев Толстой, Сергей Безруков (актер), А. Фет, Джанни Родари, Мария Разумовская (автор учебника русского языка).

8 класс.

М.Ю. Лермонтов, В. И. Даль (автор словаря), А.Барто, Илья Репин (художник), В. Г. Короленко, И. С.Тургенев, А. Пугачева (певица), Алексей Толстой, Льюис Кэрролл, Геннадий Беленький (автор учебника литературы).

«Пословицы – перевертыши»

Замените каждое слово антонимом – и вы узнаете русскую пословицу.

7класс.

Украденной кобыле глядят в затылок. - (Дареному коню в зубы не глядят).

Мужик на сани – коню тяжелее. – (Баба с возу – кобыле легче).

8 класс.

Иной страус чужую пустыню ругает. – (Всяк кулик свое болото хвалит).

Жара велика, нет прыгать разрешает. – (Мороз невелик, да стоять не велит.)

Ведущий – Продолжается наша конкурсная программа, следующее испытание называется «Интерьер». (Интерьер – внутреннее помещение в здании).

Назовите автора, из чьего произведения взято описание интерьера, укажите название произведения.

7 класс.

«Изба состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок, лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая».

(И.С. Тургенев «Бирюк»).

8 класс.

«У меня дом первый в Петербурге. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа, открою крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий раз на балах».

( Н.В. Гоголь «Ревизор»).

7 класс.

«Светлица была убрана во вкусе того времени… Все было чисто вымазано цветною глиною. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружье, хитро отделанный рог для пороху, золотая уздечка для коня. Окна в светлице были маленькие, с тусклыми стеклами. Вокруг окон и дверей были красные отводы».

(Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»).

8 класс.

«Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой, на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке, около него красовались лубочные картинки. У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки, которые держал кривой старичок в офицерском мундире».

( А.С. Пушкин «Капитанская дочка»).

Ведущий: - Все вы любите разгадывать кроссворды, ребусы, давайте вспомним шарады. Третий конкурс: Шарады, шифровки, загадки. (Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей).

8 класс.

Союз, предлог объединили –

Малютку-слово получили.

Им воинов крылатых звали,

Что по - геройски воевали. (АС).

7 класс.

С М – тягучий,

Липкий, сладкий,

С Л – холодный,

твердый, гладкий. (Мед и лед).

8 класс.

С буквой У – стоят с водою,

С Ы - катают нас зимою. (Лужи и лыжи).

7 класс.

С буквой У – на нем сидят,

С О - и пишут, и едят. (Стул и стол).

Отыщите зашифрованных птиц в предложениях:

Мощный кран перенеС ОКОЛо ста тысяч тонн металла.

ТопОР Елку рубит.

Медленно войдя во дВОР, ОНА окликнула хозяев.

Дон И ВОЛГА соединены каналом.

Ведущий: - Много лет назад по телевидению показывали передачу «Счастливый случай», одним из заданий этой игры был конкурс «Дальше, дальше, дальше».

Каждой команде предлагаются 10 вопросов, кто больше ответит за 1 минуту, тот и победит. Если ответа нет, то нужно говорить – дальше.

7 класс.

1. Воинское звание героя сказки С-Щедрина. (Генерал).

2.Крупное стихотворное произведение. (Поэма).

3. Имя и отчество Некрасова. (Николай Алексеевич).

4.Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. (Псевдоним).

5. Автор рассказа «Лошадиная фамилия». (А. П. Чехов).

6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж).

7. Какими словами начинается сказка А.С.Пушкина «О царе Салтане…»?

(«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)

8. Кто нарисовал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»:

И. Репин или В. Васнецов? (И. Е. Репин.)

9. С каким животным ассоциируется полицейский надзиратель Очумелов?

(Хамелеон).

10. Продолжи фразу из стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»: «…но нельзя верить, чтобы такой язык….(НЕ БЫЛ ДАН ВЕЛИКОМУ НАРОДУ!»)

8 класс.

1. Автор рассказа « Каштанка». (А.П. Чехов).

2. Момент наивысшего острого действия в художественном произведении. (Кульминация).

3. Дата рождения А.С. Пушкина: 1799 или 1796? (1799).

4. Чей это портрет: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась».

(Портрет Маши Мироновой).

5.Почему гусар Бурмин из повести «Метель» не мог сделать предложение Марье Гавриловне? ( Он уже был женат).

6. Продолжите фразу: « Немного лет тому назад,

Там, где сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры

струи … ( АРАГВЫ И КУРЫ),

Был монастырь. ( М. Лермонтов «Мцыри»).

7. Что это: связанные между собой события, изображаемые в художественном произведении. (Сюжет).

8.Назовите имя и отчество Тургенева. (Иван Сергеевич).

9.Разговор двух или более лиц. (Диалог).

10. Как звали няню А.С. Пушкина? (Арина Родионовна).

Ведущий: - Буриме. Это не строгий научный термин. Это веселая и хитрая литературная игра. Вы придумываете несколько рифм, а потом сочиняете стихи с этими рифмами.

Началось это в 17 веке, во Франции, когда некий поэт Дюло заявил, что потерял рукопись с 300 сонетами. Стихи потерял, но заготовленные для них рифмы остались. Друзья – поэты не очень поверили Дюло. Но они были веселые люди. Взяли заготовленные рифмы и сочинили новые сонеты. Так родилось БУРИМЕ – игра с рифмованными концами строк.

7 класс 8 класс.

кружок у реки

соседи знали

снежок мужики

медведи. кричали.

Ведущий: - Пантомима. Каждая команда получает иллюстрацию к художественному произведению и изображает без слов то, что на ней нарисовано. Другая команда-соперница старается угадать, что это за произведение?

Пока команды готовятся, мы предлагаем вам немного отдохнуть и улыбнуться.

«Из школьных сочинений Михаила Генина».

- Ломоносов был „первым русским университетом“, который впоследствии окончили студенты многих стран. 
- … и тогда на борьбу с Гулливером поднялись все лилипуты — от мала до велика! 
- …Только встретив Пятницу, а потом и дикарей, Робинзон с ужасом понял, что остров необитаем.

- Иногда Очумелов думал так же, как все помещики, иногда — головой. 
- … Желая приучить внука к самостоятельности, дед Каширин пустил его по миру.

- Домашняя работа не волк, в лес не убежит.

Учитель задаёт вопрос ученику:

- Кто в произведении И.С. Тургенева «Муму» не умел говорить?

- Лодка.

- Ответ неверный, Герасим.

- Подождите… А что, лодка говорила?

Ведущий: - Восстановите четверостишие по рифмованным словам. Назовите автора произведения.

7 класс.

Идет бычок, КАЧАЕТСЯ,

Вздыхает НА ХОДУ:

Ох, доска КОНЧАЕТСЯ,

Сейчас я УПАДУ. (А. Барто).

8 класс.

Наша Таня громко ПЛАЧЕТ,

Уронила в речку МЯЧИК.

Тише, Танечка, НЕ ПЛАЧЬ,

Не утонет в речке МЯЧ. ( А. Барто).

7 класс.

Сижу за решеткой в темнице СЫРОЙ.

Вскормленный в неволе орел МОЛОДОЙ.

Мой грустный товарищ, махая КРЫЛОМ,

Кровавую пищу клюет ПОД ОКНОМ.

( А. С. Пушкин «Узник»).

8 класс.

Скажи-ка, дядя, ведь НЕДАРОМ,

Москва, спаленная ПОЖАРОМ,

Французу отдана.

Ведь были ж схватки БОЕВЫЕ,

Да, говорят, еще КАКИЕ! (М. Ю. Лермонтов «Бородино»).

Ведущий: - Конкурс КАПИТАНОВ. Кто напишет больше слов, начинающихся на А, оканчивающихся на Я, тот и выиграет.

( Акция, акация, администрация, аннотация, астрономия, Австралия, аллея, агрессия, азалия и т.д.).

(Звучит легкая классическая музыка).

Капитаны трудятся, команды тоже займутся

составлением слова. Мудрый ворон кричит: - КАР!

Вот и напишите слова, в которых встречается КАР.

( Макароны, карты, картина, карбонат, картон, карлик, картофель и др.)

Пока жюри подводит итоги последнего конкурса и всего соревнования в целом, подумаем и мы - что нам дал этот праздник. Мы проверили себя на смекалку и сообразительность, побывали в разных областях страны Литературии. И не важно, кто сегодня победит. Вспомним благородный девиз греческих олимпиад: «Главное - не победа, а участие!». Надеемся, что это путешествие в страну любимых книг не последнее, и мы вновь встретимся.

(Жюри объявляет победителей, вручает им памятные призы).

ТЕМА: «Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы»

(По рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»)

Провела: учитель русского языка и литературы

Саркулова Ж.Ж.

Актобе-2017

Предмет: Русская литература

Дата: 15.02.17

Класс: 5 "Б"

Учитель: Саркулова Жанна Жанаисовна

Тема: Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы

(По рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»)

Цели :Обучающие: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по рассказу, по системе образов рассказа;

Развивающие: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;

Воспитывающие: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

1.Орг.момент

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул новый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Сегодня вы будете работать в группах. На партах у вас лежат смайлики, используя которые, вы будете оценивать выступления ребят из других групп. Также у вас есть оценочные листы, на протяжении урока лидер группы будет вносит оценки за этапы работы каждому участнику группы.

2. Актуализация

Слово учителя:

Кавказ никого, кто хоть раз побывал там, не оставит равнодушным, многие великие писатели, поэты, художники и музыканты воспевали и продолжают воспевать Кавказ. Пушкин был на Кавказе два раза Поэта поразили красота, краски Кавказа. Он восхищался жителями гор - их подвигами, характерами. Он изучал обычаи горцев, их предания, мелодии, песни. Кавказ стал темой его творчества.

С самого детства в Кавказ был влюблен Михаил Юрьевич Лермонтов. Вот строки одного из его произведений о Кавказе:

Светает. Горы снеговые

На небосклоне голубом

Зубцы подъемлют золотые;

Слилися с утренним лучом

Края волнистого тумана,

И на верху горы Шайтана

Огонь, стыдясь перед зарей,

Бледнеет…

Как я любил, Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных, громких бурь…

Тема Кавказа не оставила равнодушным и Л.Н.Толстого. Он был непосредственным участником военных событий на Кавказе.

В его произведение «Кавказский пленник», которое вам нужно было прочитать дома, речь идет о том времени, когда на Кавказе шла война

3. Работа над темой урока

Инсценировка

Л.Толстой:

Я два с половиной года участвовал в военных действиях на Кавказе.

Это война была тяжелой и кровопролитной. Император России, Николай 1, хотел завоевать земли Кавказа. Однако горцы оказывали сопротивление: и в лесах, на дорогах, на переправах рек они устраивали засады, брали русских офицеров и солдат в плен…»

Однажды я чуть не попал в плен, когда отъехал от своего отряда далеко. Выручил меня тогда мой спутник из беды…

Садо:

Надо сказать, что незадолго до этого происшествия, я купил молодого скакуна. А поскольку Лев Николаевич был моим другом, то мы с ним лошадьми и обменялись. Обычай у нас такой: я ему своего коня, а он мне своего. А когда нас в том походе стали чеченцы настигать, я сказал Льву, чтобы он уходил. Однако Лев Николаевич не захотел меня бросать. У меня еще ружье было, но оно не заряженным оказалось. А я грозно целюсь в них и кричу, что есть мочи. Нас, видимо, хотели взять в плен живыми и потому не стреляли. Когда мы приблизились к крепости, нас увидели казаки и поспешили на подмогу, а чеченцы развернулись восвояси.

После этого случая я принес в дар Льву Николаевичу свою саблю в знак того, что он меня не оставил, и мы вместе спаслись чудным образом.

Л.Толстой:

Пока шла кровопролитная война многие журналы и газеты пестрили рассказами о захваченных горцами русских офицеров и солдатах. Особенно записывали со слов людей, что побывали в плену.

Я встречался с такими людьми, беседовал с ними об их жизни в плену. Все это и стало основой для моего «Кавказского пленника».

Слово учителя:

Во время войны люди зачастую не обращают внимания на то, с кем они воюют. На то, что их противники тоже люди. Так было и во время войны на Кавказе. Там проживало много различных народов, но русские называли их всех одинаково – татары.

Бывают в жизни такие моменты, когда ты оказываешься в трудной, даже опасной ситуации. Как поступить? Как не упасть духом? Как сделать так, чтобы тебя уважали? Герои рассказа Л.Н.Толстого “Кавказский пленник” Жилин и Костылин оказались в плену у горцев – татар. Как ведут они себя? Как проявляется их характер? Об этом мы и будем говорить сегодня на уроке.

Ребята, а вы были когда-нибудь в татарской сакле?

Что такое сакля? (картинка, толкование слова)

Сейчас мы вместе с героями рассказа окажемся в татарской сакле, где будет решаться их дальнейшая судьба. Вы будете не просто наблюдателями, а участниками событий. Ребята, всмотритесь в лица героев, обратите внимание на их поведение.

Просмотр отрывка из кинофильма «Кавказский пленник» эпизода «Требование выкупа»

Слово учителя:

- Что вы почувствовали, находясь в татарской сакле? (злобность горцев. Было страшно. Казалось, что сейчас накинутся на тебя).

Такие же чувства испытывали и наши герои: Жилин и Костылин.

Перед тем ,как начать обсуждение образов главных героев, их характера, судьбы их взаимоотношения с окружающими, давайте прослушаем мини-проекты , «ЭОС»

Вывод: (учитель) вы познакомились с лингвистическим анализом слов , а сейчас мы поближе познакомимся с героями, с их характерами и судьбой.

4. Работа в группах (на подготовку 5 мин.на выступление по 3 минуты)

1.группа Жилин (постер)

Словесный портрет Жилина

Как внешность, фамилия помогают понять характер героя.

Почему Жилин поехал в отпуск домой?

Как Жилин попал в плен?

Письмо матери

Поведение в плену

Неудачный побег

Второй побег

Вывод: Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, так как он сумел расположить к себе даже своих врагов; он решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других. Жилин сумел убежать из плена

2.группа Костылин

Словесный портрет Костылина

Как внешность, фамилия помогают понять характер героя

Письмо домой

Поведение в плену

Неудавшийся побег

Смирение со своей судьбой (постер)

Вывод.: Л.Н.Толстой показывает, каким беспомощным, каким слабым физически оказывается Костылин, как он надеется только на выкуп, который пришлет его мать. Костылин находится в двойном плену, он остался не только и не столько в татарском плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма.. Писатель, рисуя данный образ, как бы говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться и из плена внешнего.

3.группа Окружение героев

Описание местности ,куда попали герои

Нравы и обычаи горцев

Отношение местных жителей к Жилину

Отношение местных жителей к Костылину.(постер)

Вывод: как и все люди, горцы изображены разными: есть среди них добрые и злые, печальные и весёлые. Два русских офицера оказываются во враждебной им среде. Однако татарский аул не военный лагерь, а очаг мирной жизни. Татары соблюдают обычаи, любят своих детей, жен. Писатель подчеркивает противоестественность войны

Взаимооценка

5. релаксация

Ребята, сейчас мы немного отдохнем. Кавказ издавна считался родиной вольнолюбивых, гордых людей. С какой птицей можно сравнить людей проживающих на Кавказе?

Гимнастика для глаз «Полет орла»

6.Взаимоопрос «Внимательный ли ты читатель?»

1 группа.Жизнь и быт горцев

1. Как называется жилище татар? (сакля)

2. Как называется посуда для воды у горцев? (кувшин)

3.Назовите виды оружия горцев. (пистолет, шашка, нагайка)

4.Чем вымазаны стены жилища татар? (глина)

5. Как называется обувь татар? (башмаки)

6.Какие блюда из муки готовили татары? (блины. лепешки)

7. Назовите напиток, который пьют татары.(буза)

8.Назовите основные занятия горцев. ( земледелеи,скотоводство, торговля пленными)

2.группа Чей портрет

1.…Мужчина грузный, толстый, весь красный, пот с него так и льёт. (Костылин)

2. …Молоденькая, в рубахе цветной, распояской, в штанах и сапогах, голова кафтаном покрыта, а на голове большой кувшин жестяной с водой.(татарка)

3. …С красной бородой, в бешмете шёлковом. На ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая. Баранья, чёрная, назад заломлена.(Кази-Мугамед)

4.Глаза чёрные, светлые, румяный. Бородка маленькая, подстрижена; лицо весёлое, всё смеётся. Одет… ещё лучше. Бешмет шёлковый, синий, галунчиком обшит. Кинжал на поясе большой, серебряный; башмачки красные, сафьянные… серебром обшитые. А на тонких башмачках другие толстые башмачки.( Абдул-Мурат)

3 группаО ком идет речь?

1.И умная, и хорошая, и именье есть. (Невеста Жилина)

2.Быстрый, живой, так весь на пружинах и ходит. (Абдул)

3. Хоть и невелик ростом да удал был. ( Жилин)

4. Побежала на гору, как козочка прыгает. Только в темноте слышно – монисты в косе на спине побрякивают ( Дина )

6. Итог урока

Слово учителя:

Герои прошли трудный путь. Мы с вами тоже переживали. Иногда осуждали. Хотели помочь. Назовите те качества характера Жилина, которые вызвали у нас и восхищение, и уважение. Можно ли их взять за основу своего поведения, чтобы вас уважали? (Да, конечно).

Л.Н.Толстой, автор рассказа “Кавказский пленник”, всю жизнь формировал себя, свою личность, высокие задачи ставил перед собой. В этом ему помогали личные дневники, записи на каждый день. Давайте и мы попробуем составить "Кодекс чести"“ «Каким я должен быть, чтобы меня уважали».

7. Рефлексия "Кодекс чести"

“Чтобы тебя уважали…”. (Силуэт человека)

• смелость

• твердость

• настойчивость

• деятельность

• стойкость духа

• мужественность

• преданность

• доброта

8. Оценивание работы в группе (лидер)

9. Домашнее задание

-Ответить письменно на вопрос «Чему меня научил рассказ «Кавказский пленник»

-Составить синквейн Жилин,Костылин ,Дина

-Подробный пересказ понравившегося эпизода

-Нарисовать иллюстрацию к произведению

ЛЮБИМЕЦ

А на самом деле Мари потому не отходила от стола с подарками, что только сейчас заметила что-то, чего раньше не видела: когда выступили гусары Фрица, до того стоявшие в строю у самой елки, очутился на виду замечательный человечек. Он вел себя тихо и скромно, словно спокойно ожидая, когда дойдет очередь и до него. Правда, он был не очень складный: чересчур длинное и плотное туловище на коротеньких и тонких ножках, да и голова тоже как будто великовата. Зато по щегольской одежде сразу было видно, что это человек благовоспитанный и со вкусом. На нем был очень красивый блестящий фиолетовый гусарский доломан, весь в пуговичках и позументах, такие же рейтузы и столь щегольские сапожки, что едва ли доводилось носить подобные и офицерам, а тем паче студентам; они сидели на субтильных ножках так ловко, будто были на них нарисованы. Конечно, нелепо было, что при таком костюме он прицепил на спину узкий неуклюжий плащ, словно выкроенный из дерева, а на голову нахлобучил шапчонку рудокопа, но Мари подумала: «Ведь крестный Дроссельмейер тоже ходит в прескверном рединготе и в смешном колпаке, но это не мешает ему быть милым, дорогим крестным». Кроме того, Мари пришла к заключению, что крестный, будь он даже таким же щеголем, как человечек, все же никогда не сравняется с ним по миловидности. Внимательно вглядываясь в славного человечка, который полюбился ей с первого же взгляда, Мари заметила, каким добродушием светилось его лицо. Зеленоватые навыкате глаза смотрели приветливо и доброжелательно. Человечку очень шла тщательно завитая борода из белой бумажной штопки, окаймлявшая подбородок,— ведь так заметнее выступала ласковая улыбка на его алых губах.

—Ах!— воскликнула наконец Мари.— Ах, милый папочка, для кого этот хорошенький человечек, что стоит под самой елкой?

—Он, милая деточка,— ответил отец,— будет усердно трудиться для всех вас: его дело — аккуратно разгрызать твердые орехи, и куплен он и для Луизы, и для тебя с Фрицем.

С этими словами отец бережно взял его со стола, приподнял деревянный плащ, и тогда человечек широко разинул рот и оскалил два ряда очень белых острых зубов. Мари всунула ему в рот орех, и — щелк!— человечек разгрыз его, скорлупа упала, и у Мари на ладони очутилось вкусное ядрышко. Теперь уже все — и Мари тоже — поняли, что нарядный человечек вел свой род от Щелкунчиков и продолжал профессию предков. Мари громко вскрикнула от радости, а отец сказал:

—Раз тебе, милая Мари, Щелкунчик пришелся по вкусу, так ты уж сама и заботься о нем и береги его, хотя, как я уже сказал, и Луиза и Фриц тоже могут пользоваться его услугами.

Мари сейчас же взяла Щелкунчика и дала ему грызть орехи, но она выбирала самые маленькие, чтобы человечку не приходилось слишком широко разевать рот, так как это, по правде сказать, его не красило. Луиза присоединилась к ней, и любезный друг Щелкунчик потрудился и для нее; казалось, он выполнял свои обязанности с большим удовольствием, потому что неизменно приветливо улыбался.

Фрицу тем временем надоело скакать на коне и маршировать. Когда он услыхал, как весело щелкают орешки, ему тоже захотелось их отведать. Он подскочил к сестрам и от всего сердца расхохотался при виде потешного человечка, который теперь переходил из рук в руки и неустанно разевал и закрывал рот. Фриц совал ему самые большие и твердые орехи, по вдруг раздался треск — крак-крак!— три зуба выпали у Щелкунчика изо рта и нижняя челюсть отвисла и зашаталась.

—Ах, бедный, милый Щелкунчик!— закричала Мари и отобрала его у Фрица.

—Что за дурак!— сказал Фриц.— Берется орехи щелкать, а у самого зубы никуда не годятся. Верно, он и дела своего не знает. Дай его сюда, Мари! Пусть щелкает мне орехи. Не беда, если и остальные зубы обломает, да и всю челюсть в придачу. Нечего с ним, бездельником, церемониться!

—Нет, нет!— с плачем закричала Мари.— Не отдам я тебе моего милого Щелкунчика. Посмотри, как жалостно глядит он на меня и показывает свой больной ротик! Ты злой: ты бьешь своих лошадей и даже позволяешь солдатам убивать друг друга.

—Так полагается, тебе этого не понять!— крикнул Фриц.— А Щелкунчик не только твой, он и мой тоже. Давай его сюда!

Мари разрыдалась и поскорее завернула больного Щелкунчика в носовой платок. Тут подошли родители с крестным Дроссельмейером. К огорчению Мари, он принял сторону Фрица. Но отец сказал:

—Я нарочно отдал Щелкунчика на попечение Мари. А он, как я вижу, именно сейчас особенно нуждается в ее заботах, так пусть уж она одна им и распоряжается и никто в это дело не вмешивается. Вообще меня очень удивляет, что Фриц требует дальнейших услуг от пострадавшего на службе. Как настоящий военный, он должен знать, что раненых никогда не оставляют в строю.

Фриц очень сконфузился и, оставив в покое орехи и Щелкунчика, тихонько перешел на другую сторону стола, где его гусары, выставив, как полагается, часовых, расположились на ночлег. Мари подобрала выпавшие у Щелкунчика зубы; пострадавшую челюсть она подвязала красивой белой ленточкой, которую отколола от своего платья, а потом еще заботливее укутала платком бедного человечка, побледневшего и, видимо, напуганного. Баюкая его, как маленького ребенка, она принялась рассматривать красивые картинки в новой книге, которая лежала среди других подарков. Она очень рассердилась, хотя это было совсем на нее не похоже, когда крестный стал смеяться над тем, что она нянчится с таким уродцем. Тут она опять подумала о странном сходстве с Дроссельмейером, которое отметила уже при первом взгляде на человечка, и очень серьезно сказала:

—Как знать, милый крестный, как знать, был бы ты таким же красивым, как мой милый Щелкунчик, даже если бы принарядился не хуже его и надел такие же щегольские, блестящие сапожки.

Мари не могла понять, почему так громко рассмеялись родители, и почему у старшего советника суда так зарделся нос, и почему он теперь не смеется вместе со всеми. Верно, на то были свои причины.

КОМАНДА «Умники»

КОМАНДА «Разумники»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области