Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы
«Центр развития ребенка – Детский сад №73»
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
по речевому развитию детей
в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
тема: Описательный рассказ «Птицы к нам вернулись»
Автор: Комлева Светлана Александровна, воспитатель
высшая квалификационная категория
2018
Тема: Составление описательного рассказа по теме «Птицы к нам вернулись».
Форма проведения: фронтальное занятие.
Место проведения: МБДОУ города Костромы «Центр развития ребенка – Детский сад №73», групповое помещение
Тип занятия: закрепление ранее приобретенных знаний и умений.
Цель: обучение детей описательному рассказу по предметным картинкам с опорой на графическую схему.
Программные задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Интегрируемые образовательные области:
речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие.
Методы и приемы:
- Словесные: вопросы, беседа, рассказ воспитателя, словесная инструкция, команды, д/и «Назови ласково», самостоятельный рассказ детей, поощрение.
-Наглядные: рассматривание предметных картинок, графической схемы.
-Игровые: сюрпризный момент – кукла - медведь, п/и «Журавленок».
-Практические: выбор предметных картинок с изображением перелетных птиц.
Оборудование и материалы:
доски магнитные – 3шт., кукла – медведь, предметные картинки с перелетными и зимующими птицами, графическая схема.
Предварительная работа:
Образовательные области | Совместная образовательная деятельность с детьми | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Беседы о перелетных птицах «Перелетные птицы», «пернатые друзья»; Организация дидактических и настольных игр по теме «Перелетные птицы», «Определи чья тень», «Скажи наоборот», «Подбери признак», «Назови ласково», «Скажи одним словом». «Четвертый лишний», «Узнай предмет по его части», «Один – много», «Кто где живет». | Предложить родителям совместно с детьми рассмотреть иллюстрации в журналах и книгах с изображением птиц, повторить их названия, обобщить и дифференцировать. Во время прогулки понаблюдать за поведением птиц, обратить внимание на их внешний вид, вспомнить, чем они питаются. |
Речевое развитие | Загадывание загадок по теме, составление описательных рассказов по сюжетным и предметным картинкам. | Предложить родителям подобрать и загадать детям загадки на тему: зимующие и перелетные птицы. |
Художественное-эстетическое | Чтение художественной литературы - РНС «Лиса и журавель»; - Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»; - Г. Снигирев «Ласточка»; - Н. Сладков «Ранняя птичка», «Вежливая галка», «Своя песня»; | Предложить родителям совместно с детьми нарисовать перелетных птиц, сделать поделки из различных материалов. |
физическое развитие | -подвижные игры: «Совушка-сова», Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки»; -рассказывание по мнемотаблицам; - анализ детьми рассказов сверстников. | Изготовление мнемотаблиц к рассказам, сказкам, стихам. |
План непосредственно образовательной деятельности
1этап | Организационный момент. Цель: Организация детей на предстоящую деятельность. - сюрпризный момент (появление куклы - медведя); - создание игровой мотивации (вхождение в историю о медведе для оказания ему помощи); - формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми (дети проявляют желание помочь медведю разобраться: кто такие перелетные птицы). | 2 минута |
2 этап | Основная часть. Цель: закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных детьми ранее, в совместной и самостоятельной деятельности. - уточнение и закрепление знаний детей о птицах (отбор картинок с перелетными птицами из комплекта «перелетные и зимующие птицы», повторение определения: кто такие перелетные птицы, где они живут, чем питаются, какую пользу приносят); - физкультминутка; - уточнение и закрепление знаний детей по работе с графической схемой; - описательный рассказ, составленный воспитателем; - закрепление знаний и умений детей по составлению описательных рассказов о перелетных птицах (составление (индивидуально) рассказов о перелетных птицах, составление рассказа по цепочке); - дидактическая игра «Назови ласково». | 16 - 20 минут |
3 этап | Подведение итога НОД Цель: Выход из деятельности, переход к самостоятельной игровой деятельности. - выход из игровой ситуации (медведь прощается с детьми и уходит в лес); - мини – беседа. | 2 минут |
Ход непосредственно - образовательной деятельности
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | Организационный момент. Воспитатель. Дети, встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Обратите внимание: сегодня пасмурная погода, но солнышко смотрит на вас из-за туч и посылает вам горячий весенний привет (Сегодня ярко светит солнце оно посылает вам свой горячий весенний привет). Давайте и мы передадим друг другу свой теплый привет, улыбнемся и подарим хорошее настроение. | Дети встают в круг и берутся за руки. |
Стук или шум. Воспитатель. /Выходит в коридор, берет медведя, возвращается в группу/. Кто это к нам пришел? Медведь. В лесу шум, гам. Разбудили меня, не дали выспаться! Кругом суматоха! Столько птиц перелетных вернулось: вороны, снегири, синицы, воробьи… Воспитатель. Что ты, медведь! Что ты такое говоришь! Дети, разве вороны, снегири, синицы, воробьи – это перелетные птицы? Какие это птицы? Почему они называются зимующими? Воспитатель. Ты слышал медведь? Даже дети знают, что вороны, снегири, синицы, воробьи – это зимующие птицы. Медведь. Что-то я все перепутал. А кто же тогда такие перелетные птицы? Воспитатель. Дети, поможем медведю разобраться? Тогда проходите и занимайте места. | Ответ детей: это медведь. Ответ детей: Нет! Ответ детей: это зимующие птицы. Ответ детей: Потому, что эти птицы остаются зимовать в наших краях. Ответ детей: да! Дети проходят и садятся на стулья. | |
2 этап | Воспитатель. - Дети, посмотрите на картинки и выберите только перелетных птиц. - Давайте объясним медведю почему эти птицы называются перелетными. - А, сейчас мы тебе, медведь расскажем, где живут перелетные птицы. -Дети, где живет скворец? (Как называется его домик?). -Где живут журавли? - А, где строят свои гнезда ласточки? -Давайте вспомним, чем питаются перелетные птицы? Воспитатель. Какую пользу приносят перелетные птицы людям? Воспитатель. Сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Физкультминутка: Журавленок встал на ножки, Пошагать решил немножко. Смотрит вдаль из-под ладошки. Кто там скачет по дорожке? Жабы вышли на лужок. Жабы встали все в кружок. Важно подняли головки. Посмотрите, как мы ловки! Вот похлопали в ладошки. Вот попрыгали немножко. Поскакали, Покружились. А потом остановились. Занимайте свои места. Воспитатель. Уважаемый медведь, мы тебе сейчас расскажем о перелетных птицах, а поможет нам в этом схема. Давайте её внимательно рассмотрим. О чем надо сказать в начале? О чем мы будем рассказывать дальше? О чем мы скажем в конце? Воспитатель. Сейчас подумайте о какой перелетной птице вы хотите составить рассказ. Медведь с нетерпением ждет ваших рассказов. Давайте, дети, я первая начну рассказывать медведю о перелетной птице. Воспитатель. А сейчас я предлагаю выбрать перелетную птицу и составить рассказ о ней Артему. Анализ. Воспитатель. Кто расскажет о следующей птице? Анализ. Воспитатель. Кто еще хочет помочь медведю и рассказать о перелетной птице? Анализ. Воспитатель. Теперь мы попробуем составить рассказ все вместе по цепочке. Слушайте внимательно друг друга. Выбери, Сережа, птицу, о которой мы будем сейчас рассказывать. Рассказ детей по цепочке. Анализ. Медведь. Спасибо вам, дети, теперь я знаю, какие птицы перелетные. Только вот обидел я птиц. Научите меня ласково называть их, чтобы с ними подружиться. Воспитатель Знаешь, медведь, перелетных птиц можно назвать ласково. Д/и «Назови ласково» (соловей – соловушка, скворец – скворушка, лебедь - лебедушка, журавль – журавушка, утка – уточка (утушка). Д/и «Скажи наоборот» (Лебедь белый, а грач. (чёрный) У журавля длинные ноги, а у скворца. (короткие) У соловья тонкий клюв, а у утки. (толстый). У гуся короткий хвост, а у кукушки. (длинный) У ласточки маленькая голова, а у журавля. (большая) У скворца черная грудка, а у ласточки. (белая) У чижа есть пятнышки на туловище, а у грача. (нет), Д/и «Внимательные глазки». | Дети называют перелетных птиц и отбирают с ними картинки. Ответ детей: Потому, что эти птицы улетают осенью в теплые края, богатые пищей, а весной возвращаются назад. В скворечнике. На болоте. Они строят свои гнезда в болотистой местности. Под крышами домов, сараев, под балконами. Насекомыми, гусеницами, червяками, мышами, зернами, молодыми побегами растений, ягодами, водорослями, улитками, змеями, лягушками и т. д… Ответы детей: Они уничтожают насекомых, гусениц, мышей, которые поедают растения в садах и лесах; очищают водоемы, уничтожаю кровососущих насекомых и т. д. Шаги с высоко поднятыми коленями Движения в соответствии с текстом. Прыгать на месте, руки на поясе. Шаги на месте. Образовать круг. Поднять голову. «Гордые» повороты головы вправо - влево. Похлопать в ладоши. Прыгать на обеих ногах. Прыгать то на правой, то на левой ноге. Кружиться на месте. Остановиться и сесть на свое место. Дети занимают свои места. Ответы детей: 1.как называется птица; 2.какого она размера; 3.какого цвета; 4.части тела. 5.чем питается; 6.перелетная или зимующая. Рассказ ребенка. Рассказ ребенка. Рассказ ребенка. Рассказ детей. Дети играют в Д/и «Назови ласково». Дети играют в Д/и «Скажи наоборот». Дети играют в «Внимательные глазки». |
3 этап | Итог: Воспитатель: Дети, подойдите ко мне. Встаньте в круг. О каких птицах мы рассказывали медведю? Каких перелетных птиц вы знаете? Почему эти птицы называются перелетными? Медведь: Спасибо, дети, теперь я знаю какие птицы перелетные. Пойду домой. До свидания. Воспитатель: Медведь ушел в лес, а мы с вами можем отдохнуть и поиграть. | Ответ детей: О перелетных. Дети называют перелетных птиц. Ответ детей: Потому, что эти птицы улетают осенью в теплые края, богатые пищей, а весной возвращаются назад. |