ПРОЕКТ
В первой группе раннего возраста
«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики»
Воспитатель:
Кондратьева Дарья Олеговна
МБДОУ «Детский сад №103»
«Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев…».
В. А. Сухомлинский
Г.Дзержинск
2023г
Паспорт педагогического проекта
Наименование проекта | «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики» |
Актуальность проекта | Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности. В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Исходя из этого, хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе. Пальчиковые игры — это своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогает концентрировать внимание. |
Участники проекта | Дети 1 младшей группы, воспитатель, родители. |
Цель проекта | Развитие мелкой моторики кистей рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. |
Задачи проекта | Задачи для детей: |
Задачи для родителей: | |
Задачи для педагогов: 1.создание системы взаимодействия с родителями. 2. содействовать повышению компетентности педагогов в области речевого развития и развития мелкой моторики воспитанников младшего дошкольного возраста. | |
Сроки реализации | Долгосрочный, сентябрь- май. |
Вид проекта | Социально-значимый, коллективный. |
Продукт проекта | Игры с водой и песком |
Особенности проекта | Данный проект даст возможность родителям больше узнать о развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игры через информацию (буклет, собрании, стенды и т. д.) |
Итоги проекта | Для детей: в результате предложенных упражнений разовьется мелкая моторика, кисти рук приобретают подвижность гибкость, исчезает скованность движений, развивается речь детей. Дети проявляют интерес к пальчиковым играм, используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни. Для родителей: Родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию речевых пальчиковых игр. Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников. Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам развития моторики детей посредством пальчиковых игр. |
Подготовительный этап
1 этап - подготовительный (октябрь 2023 г.)
Основной этап
2 этап - основной (ноябрь 2023 г. - апрель.2024 г.)
Деятельность детей | Деятельность родителей | Деятельность педагогов |
• Дать родителям рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики и пальчиковой игры • Консультации на стенд, папки передвижки, памятки для родителей. • Привлечение родителей к выполнению дома пальчиковой гимнастики. • Индивидуальные беседы с родителями | • Создание картотеки пальчиковых игр • Систематизация, дополнение картотеки пальчиковых игр «Наши пальчики играют». |
Заключительный этап
3 этап – заключительный (май 2024 г.)
Результаты реализации проекта
«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики»
Пальчиковые игры обогащают занятия эмоционально, их можно использовать при переходе от одного вида деятельности к другому. Занятия мелкой моторикой оказывают благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле и др.
Отчет о реализации проекта
№ п/п | Дата реализации | Продукт реализации |
1 | В течение года | Включение пальчиковых игр в НОД (ПР, РР, ЧХЛ, ХЭР) |
2 | В течение года | Включение пальчиковой гимнастики в различные режимные моменты |
3 | 03.10.2023г | Консультация для родителей «Пальчиковые игры» |
4 | 24.10.2023г | Диагностика развития мелкой моторики рук |
5 | 31.10.2023г | Беседа «Наши руки не для скуки» |
6 | 07.11.2023г | НОД «Пальчиковый театр «Репка» |
7 | 21.11.2023г | Буклет для родителей «Пальчиковые игры для детей 2-3 лет» (конкретные примеры) |
8 | 26.11.2023г | Беседа «Наши помощники» |
9 | 05.12.2023г | Повторение изученных ранее пальчиковых игр (индивидуальная диагностика) |
10 | 13.12.2023г | Развлечение с игрушками - шагайками |
11 | 18.12.2023г | Рассмотрение темы «Пальчиковые игры» на родительском собрании |
12 | 25.12.2023г | Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики и речи детей» |
13 | 13.01.2024г | Игры с водой и песком |
14 | 20.01.2024г | Беседа «Секрет в ладошке» |
15 | 27.01.2024г | Домашнее задание «Моя любимая пальчиковая гимнастика» |
16 | 05.02.2024г | Буклет «Ум на кончиках пальцах» |
17 | 14-20.02.2024г | Индивидуальный опрос родителей по развитию моторики детей |
18 | 21.02.2024г | НОД «Пальчиковый театр «Колобок» |
19 | 04.03.2024г | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома» |
20 | 12.03.2024г | Беседа «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков» |
21 | 18.03.2024г | Промежуточное тестирование |
22 | 25.03.2024г | НОД «Пальчиковый театр «Репка» |
23 | Апрель | Видеоотчет «Пальчиковая гимнастика на ура» |
24 | Май | Подведение итогов |