Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формы и методы методической работы с педагогами в дошкольной образовательной организации

Обеспечить методическую работу с педагогами в дошкольной образовательной организации.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формы методической работы в детском дошкольном образовательном учреждении.

Идет сложный процесс психологической перестройки в методической работе, ломке привычных понятий и стереотипов. Необходимо менять стиль, искать новые формы общения с людьми. К своим профессиональным задачам приходится подходить с иных позиций. И конечно, без самообразования, без повышения общечеловеческой и профессиональной культуры сегодня не обойтись.

Традиционные формы педагогической работы, в которых отводилось и еще отводится главное место докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используют новые, активные формы и методы работы с педагогическим коллективом. Это различного рода дискуссии, диспуты, викторины, марафоны, аукционы, педагогические гостиные и т.д., которые способствуют развитию творчества и профессионального мастерства. Все эти мероприятия важны и тем, что обеспечивается обратная связь, откровенный обмен мнениями, что позволяет анализировать конкретные ситуации. Все это помогает сплачивать коллектив, повышать уровень отношений между сотрудниками.

И при всех сложностях сегодняшнего дня каждый педагог через такие виды мероприятий повышает свое профессиональное мастерство, наращивает свой творческий потенциал. И не случайно при коллективном планировании учитывается, кто какое мероприятие сможет организовать и провести.

Методическая работа превращается в пустую формальность, если она не вооружает педагога необходимыми ему научными знаниями и методами для достижения этой цели. В организации методической работы следует исходить из конкретного анализа деятельности педагогического коллектива, учитывая его достижения и недоработки.

Формы методической работы с педагогическими кадрами могут быть систематическими и эпизодическими, коллективными и индивидуальными. Все они проводятся с учетом категории педагогов; уровня их подготовленности, стажа работы, образования и дополняют друг друга.

Методическая работа должна быть максимально гибкой, способствовать развитию инициативы, творчества, повышать качество работы с детьми, отличаться результативностью. Она должна быть неразрывным компонентом, составным звеном во всей цепи повышения квалификации педагогических кадров.

Педагогический совет — это совместное обсуждение вопросов воспитания и обучения детей в ДОУ Он может быть организован в форме:

ПЕДСОВЕТ — круглый стол. Обсуждается проблема в одном из направлений каждым присутствующим, предполагается плюрализм мнений в выработке решений.

ПЕДСОВЕТ — дискуссия. Высказывание собственного мнения педагога по любому вопросу обсуждаемой проблемы. Выработка своей точки зрения — это самоутверждение во взглядах, в формировании своей жизненной позиции. Доказывает, чем его метод эффективен. Публичное обсуждение спорной проблемы, вопроса.

ПЕДСОВЕТ — диалог. Одна проблема, но допускаются разные варианты решений. Показать различия действий двух или нескольких лиц.

ПЕДСОВЕТ — диспут. Публичный спор, глубокое знание направлений. Умение использовать в раскрытии реальной жизненной позиции.

ФОРМЫ

Педагогический ринг. Выявление проблем (болевых точек) через почтовый ящик или анкетирование. Наиболее важно попытаться решить через обсуждение. Попытка найти причины их возникновения и этапы согласованного решения.

Мозговой штурм. Полное раскрепощение мыслей, осознание возможностей применять в дальнейшей работе. Быстрый переход от одного к другому обсуждению и поиск выхода в решении.

БРИФИНГ — обсуждение разных точек зрения на предложенную информацию по определенному вопросу.

Для всех этих форм общее — это анализ состояния по данному вопросу обсуждаемой проблемы. Необходимо педагогическому коллективу разобраться, откуда возникли проблемы, нерешенные вопросы, каковы основные трудности в их решении. К каждому педсовету независимо от того, в какой форме он будет проходить, проводить определенную подготовительную и поисковую работу.

Разная наглядность, проблемные вопросы, социометрические карты, диаграммы, сама соревновательная форма проведения способствуют созданию атмосферы педагогического сотрудничества.

Вот почему прежде чем говорить о формах методической работы, хотелось бы более подробнее остановиться на методической активизации педагогов. Практика показала, что конечный результат любого методического мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения каждого педагога в активную работу. Выбор методов для каждого конкретного методического мероприятия должен определиться целями и задачами, особенностями содержания, контингента педагогов, конкретным состоянием учебного-воспитательного процесса в данном учреждении по проблеме.

Думается, что приведенное ниже описание известных методов и форм активизации поможет руководителям при подготовке и проведении очередного методического мероприятия в ДОУ.

Анализ конкретных ситуаций и решение педагогических задач

Лучше предложить воспитателям конкретную ситуацию из практики работы с детьми. Данный метод помогает выбрать обоснованное решение проблемы из множества предложенных педагогами. А это возможно в том случае, если глубоко и всесторонне проанализировать предложенную ситуацию, сравнить, научно обосновать решения. Известны 4 вида конкретных ситуаций. В ситуациях - иллюстрациях описываются простые случаи из практики и здесь же дается решение.

Ситуации-упражнения нужно решать, проделав некоторые упражнения (составить план конспекта, заполнить таблицу усвоения детьми того или иного раздела ”Программы воспитания и обучения в детском саду“ и другие).

В ситуациях-оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать принятое решение, оценить его.

Наиболее сложный метод активизации — это ситуации-проблемы, где конкретный пример из практики излагается как существующая проблема, которую надо решить. В помощь воспитателям дается несколько вопросов.

Можно предложить обсуждение двух противоположных точек зрения. Руководитель предлагает к обсуждению две точки зрения в педагогике на одну и ту же проблему. Педагог должен высказывать свое отношение и обосновать его.

Обучение практическим умениям. Данный метод очень эффективен, но его нужно предварительно готовить, продумывая, кто из педагогов будет его проводить. По продолжительности он должен занимать незначительную часть от общего времени (до 5 минут).

Лучше давать обучающий элемент из опыта работы.

Метод имитации рабочего дня воспитателя. Педагогам предлагается характеристика возрастной группы детей, формируются цель и задачи, которые надо решить, и предлагается в течение определенного времени смоделировать свой рабочий день. В заключении руководитель организует обсуждение всех предложенных моделей, анализирует положительное и недостатки.

Решение педагогических кроссвордов и перфокарт помогает уточнить задание воспитателей по конкретной теме, развивает педагогический кругозор, а значит, влияет на качество работы с детьми. Их можно использовать как на групповых, так и на индивидуальных методических занятиях.

Метод «педагогический бой» используется так же, как составная часть консультации, семинара или педсовета (не более 10 минут). Разделив педагогов на две группы, даются вопросы, заранее подготовленные. На обдумывание вопроса — 1 мин., после чего поочередно выслушиваются и оцениваются ответы по трехбалльной системе, при этом учитываются:

— быстрота при подготовке ответа;

— правильность, краткость и оригинальность ответа;

— умение дать обоснование.

Анализ детских высказываний, детского поведения, детского творчества.

Руководитель готовит материал в виде магнитофонной записи, подборки рисунков или поделок детей, видеозаписи поведения детей в разных отрезках времени. Воспитатели знакомятся с материалом, анализируют его, дают оценку умениям, навыкам, развитию, воспитанности детей, формулируют несколько конкретных предложений в помощь работающему воспитателю с этими детьми.

Метод игрового моделирования повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

В целом игры с их многосторонним анализом в конкретных ситуациях позволяют связывать теорию с практическим опытом педагогов.

Деловые игры, в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить деятельность педагогов, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации. Это дает возможность рассматривать проблему не вообще, а как конкретную проблему, вытекающую из педагогической деятельности конкретного ДОУ.

Деловая игра — коллективная деятельность, направленная на обучение, воспитание и развитие детей с использованием моделей, имитаций, импровизаций, ролей, анализа ситуаций.

Главное направление деловых игр — взаимодействие между участниками игры.

Предлагается следующая классификация (Дик Н.Ф., старший преподаватель Ростовского МПС).

Деловые игры в узком значении представляют собой такую организацию коллективной деятельности, которая направлена на рассмотрение реального явления и должна завершаться принятием конкретного решения.

ПОЗИЦИОНННЫЕ ИГРЫ. Взаимодействие между участниками игры есть выяснение позиций по технологиям, программам. Позиционная игра предполагает выяснение истины посредством борьбы мнений.

РОЛЕВАЯ ИГРА. Отличается от позиционной тем, что определяются и позиции, и роли. Позиция определена с исполнением ролей. Каждая роль обладает какими-то уже известными характеристиками.

СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ. Отражают и роли, и позиции в определенном сюжете. Сюжетные линии можно проследить, представляя различные документы по определенному вопросу.

СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ. Имеют и дело, и реальное явление, и роли, и сюжет, но ведущим есть ситуация, т.е. напряженное действие, в относительно непродолжительное время. Ситуационные игры всегда связаны с конфликтом.

ИМИТАЦИОННЫЕ ИГРЫ. Связаны с такими темами, которые нельзя играть посредством ни позиций, ни ролей, ни через ситуации. Имитировать можно абстракции.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ИГРЫ. Самый сложный вид игры, так как связан с выработкой теоретических концепций и практических рекомендаций в рамках проблемы, коллективное написание рекомендаций, разработок.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ. Это игры, которые связаны с работой инициативных творческих групп, действующих на протяжении продолжительного времени, группа может работать целый год и наработать определенный материал по одному из направлений, выбранных группой.

Деловые игры позволяют активизировать процесс и существенно ускорить формирование у слушателей комплекса теоретических знаний, умений и навыков, которые влияют на повышение эффективности деятельности педагога. Участники учебной деловой игры должны постоянно ощущать важность решаемой проблемы и понимать, что подобные проблемы им придется решать на своем рабочем месте.

Проспект деловой игры может быть представлен в следующем виде:

— название игры;

— учебные цели;

— состав участников;

— исходная информация;

— методические рекомендации;

— порядок проведения и подведения итогов деловой игры.

В каждой деловой игре ее содержание определяют сами слушатели — участники игры. Как правило, ход рассмотрения деловой игры и ее результаты не повторяются. Каждая деловая игра — это своего рода эксперимент.

Обязательными условиями деловых шр и конкретных ситуаций могут быть такие: — внимательность, когда участнику игры надо думать только об игре;

— включенность, когда надо сразу включиться в игру и отвлечься от всего другого;

— сопричастность, когда все участники работают в игре совместно, видя друг друга, и уважительно относятся к высказываниям других, даже в тех случаях, когда это не совпадает с собственной точкой зрения;

— масштабность, когда все участники игры видят проблему и пути ее разрешения без учета жестких рамок существующих законов, инструкций, положений и сложившегося стиля работы.

Это дает возможность существенно расширить рамки проведения деловой игры и обеспечить ”раскованность” каждого слушателя.

В такой ситуации, как правило, появляются новые идеи, которые можно адаптировать к практическим действиям;

— самовыражение, когда каждый участник игры старается выразить себя, внести свой личный вклад в разрешение проблемы.

В период деловой игры необходимо рассматривать противоречия между старыми и новыми знаниями, между современными требованиями к данной проблеме и возможностью или невозможностью ее разрешения.

Активизация познавательной деятельности слушателей будет зависеть от того, насколько слушатели осознают эти противоречия и тенденции их развития. Уточнение терминологии понятий очень важно при самостоятельной работе слушателей для взаимопонимания и единого взгляда на одну и ту же ситуацию.

Методические советы организатору проведения деловых игр и конкретных ситуаций

Занятия следует разделить на несколько этапов.

На первом этапе формируется цель игры и дается необходимая исходная информация. На этом этапе участники игры должны четко представить себе проблему или структуру задач, соотнести проблему с поставленной целью. Составить малые группы (команды) и организовать их работу. Преподавателю следует обратить внимание на формирование команд. Важно, чтобы это была творческая группа. На наш взгляд, здесь может быть несколько подходов. Более рациональным яшшется подход, когда слушатель самостоятельно выбирает определенную проблему и самостоятельно решает, с какой группой участников игры у него есть желание работать.

Второй этап — это самостоятельная работа слушателей в малых группах. Приступая к решению проблемы или задачи, участники деловой игры не владеют в достаточной степени знаниями и умениями разрешения подобных проблем. Однако они пытаются с помощью преподавателя вникнуть и глубоко понять проблему, вырабатывают навыки к анализу ситуации и проявляют способности личности. Здесь активно используется практический опыт каждого участника деловой игры, осуществляется обмен опытом решения подобных проблем или задач, уточняются позиции и вырабатываются обобщающие выводы или решения. При коллективном обсуждении в малых группах необходимо, чтобы свою позицию, свою точку зрения имел возможность высказать каждый участник группы. Коллективное обсуждение проблемы выявит разные подходы и решения одной и той же проблемы или задачи. Здесь важно использование принципа консенсуса, т.е. единогласного принятия общих решений, но не путем голосования, а на основе предварительного соглашения. Однако это не означает, что кто-либо из участников и в этом случае не может выйти на коллективное обсуждение в общей группе со своей точкой зрения.

Третий этап — это межгрупповая дискуссия. Каждая малая группа докладывает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других малых групп выступают в качестве оппонентов, они задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку представленного проекта.

Большая роль в проведении дискуссии отводится подведению итогов. Следует иметь в виду, что в основном должны высказываться слушатели, а не организатор. Организатор открывает дискуссию, поддерживает ее равновесие между участниками деловой игры и при необходимости управляет ею с помощью наводящих вопросов.

Крайне нежелательно, чтобы организатор на ходу дискуссии выражал свою точку зрения.

В числе общих требований организации провеДенил Деловых игр можно назвать следующие:

Необходимо установить достаточное число упражнений для закрепления того или иного умения, так как большое количество упражнений может привести к снижению активности, внимания и интереса к игре, а следовательно, к ухудшению качества работы (количество упражнений для выработки того или иного умения будет различным для разных).

7.Нельзя превращать игру в самоцель: существенно не только и не столько получить правильный ответ, сколько понять ход действий, поступков участников игры, уметь их анализировать, обобщать, делать правильные выводы.

8.Необходима фрагментность структуры игры (блочность по независимым задачам и функциям), позволяющая комбинировать блоки для составления других игр. Она дает возможность обеспечить различные варианты игр в зависимости от класса, состава, контингента играющих и отводимого времени для игры.

9.Перед началом игры необходимо давать инструктаж, в котором определяются цель игры, ее задачи, условия. Желательно, чтобы участники игры сами определили, какие умения помогла сформировать им данная игра и для чего нужны деловые игры.

10.Для достижения успеха деловой игры требуется тщательная подготовка ее участников, состязательность, гласность, высокая управляемость.

Наряду с такими методическими мероприятиями стало модно проводить презентации.

К такой работе коллектив или группа педагогов готовится продолжительное время и как бы показывает итог своей деятельности.

Конкурсы — виды соревнований для выявления лучших из числа участников.

Одна из главных задач конкурса — разработка его конкретных условий и определение системы оценки.

Одной из эффективных форм педагогической работы являются научно-методические семинары, которые следует рассматривать не только как школу педагогического мастерства, но и как форму повышения профессиональной квалификации педагогических кадров.

Слово ”семинар” — латинское, в переводе на русский означает рассадник. Таким образом, семинар — это ”рассадник”, распространитель научных и методических знаний.

Задачи научно-методических семинаров

1.Знакомить педагогов:

а) с новейшими достижениями педагогики, психологии, социологии, физиологии и других наук, знание которых необходимо педагогу;

б) с совершенными психолого-педагогическими технологиями;

в) с современными методами психолого-педагогической диагностики;

г) с передовым педагогическим опытом, в том числе с опытом педагоговноваторов с целью его изучения.

2.Готовить педагогов к проведению опытно-экспериментальных исследований по проблемам обучения, воспитания и развития дошкольников.

3. Стимулировать педагогов на поиски наиболее эффективных путей, способствующих повышению учебно-познавательной активности дошкольников, уровня их воспитанности и психического развития.

Одна из задач научно-методических семинаров — дать педагогам почувствовать, что они не просто воспитатели, но и исследователи, призванные усовершенствовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ.

Необходимо помочь педагогам раскрыть их творческий потенциал, использовать его в своей профессиональной деятельности.

Структура научно-методических семинаров

Проводимые в ДОУ научно-методические семинары различают по целям, проблематике, содержанию и видам. Планируются они заранее: на полугодие или на весь учебный год.

Определив проблему, которую целесообразно изучить по всем ее аспектам на научно-методическом семинаре, его организаторы продумывают (наряду с решением других вопросов) структуру семинара, логику обсуждения интересующих вопросов.

Предлагаем примерную структуру научно-методического семинара (она может меняться в зависимости от вида и поставленной цели).

1. Вступительное слово организатора семинара с кратким научным обоснованием актуальности проблемы

2. Выступление участника или участников семинара с научным докладом, сообщением. С докладом может выступить приглашенный на семинар ученый — педагог или психолог.

3. Обсуждение проблемы в дискуссионном плане по вопросам и заданиям, предложенным участникам семинара за неделю-две до начала его работы.

4. Подведение итогов обсуждения проблемы, методические рекомендации.

Перед началом семинара целесообразны открытые занятия или воспитательные мероприятия. Посещение их участниками семинара явится предпосылкой для активного дискуссионного обсуждения вынесенных на семинар актуальных проблем обучения, воспитания и развития детей.

Памятуя о том, что научно-методический семинар в ДОУ рассматривается как одна из активных форм повышения профессионального мастерства педагога, необходима четкая и поэтапная подготовка к его проведению.

Требования к организации и проведению научно-методических семинаров

Организаторы семинаров рассматривают их как одну из эффективных форм повышения квалификации педагогов. Продуктивность семинаров, активное участие воспитателей в их работе в значительной степени зависит от четкого выполнения организаторами предъявляемых к ним требований, перечисленных ниже.

1. Заранее определить проблему, которую предполагается исследовать в теоретическом и практическом аспектах.

2. Составить программу семинара и довести ее до сведения воспитателей.

3. Придумать вопросы по проблеме, подлежащей обсуждению, ознакомить с ними участников семинара за 10 дней до начала его работы.

4.Определить выступающих с рефератами и основного докладчика.

5.Подготовить список рекомендуемой литературы по проблеме.

6.Организовать посещение занятий специалистов и воспитателей.

7.Пригласить на семинар специалистов по интересующим проблемам.

Доклады, рефераты и сообщения планируются заранее. Активное участие в работе научно-методических семинаров учитывается при аттестации педагогических кадров.

Рассмотрена лишь система некоторых используемых активных форм методической работы. Однако это дает возможность педагогу более творчески подойти к воспитательно-образовательному процессу. Конечный результат любого методического мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения каждого педагога в активную работу. Выбор метода для каждого методического мероприятия должен определяться целями и задачами, особенностями содержания, контингента педагогов, конкретным состоянием учебно-воспитательного процесса в данном учреждении по проблеме.

Сотрудники учреждения должны ценить индивидуальность каждого коллеги, не соревноваться между собой, а сотрудничать, обогащать свой опыт путем обмена и обсуждения удач и неудач в работе, поиском своего авторского почерка. Это даст возможность каждому педагогу как личности самореализоваться.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области