Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад для детей раннего возраста №1
Педагогическая игра "Снятие эмоционального напряжения через театрализованную деятельность"
Подготовила воспитатель: Вахонина О.В.
Армавир
2023
Цель: повышение психолого – педагогической грамотности педагогов и родителей при взаимодействии с детьми дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Актуальность: Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными. Так в раннем детстве малыши живо и непосредственно реагируют на все происходящее.
С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным. Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать.
Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что, помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, «обесчувствованию» людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.
Тетрализованная деятельность формирует положительный настрой детей на детский сад, снижает эмоциональное напряжение и тревогу у детей и родителей. Детей очень привлекает театрализованная игра, т. к. в игре они могут перевоплощаться в других людей, животных, птиц, а значит выплеснуть накопившиеся эмоции и переживания.
Мы привлекаем детей к театрализованным играм, формировать интерес в процессе просмотра кукольных и костюмированных спектаклей. Дети эмоционально реагируют: хлопают в ладоши, дополняют знакомые диалоги за героев сказок и проявляют желание участвовать в процессе игры.
Для снятия эмоционального напряжения можно использовать игры, этюды, упражнения на отработку жестов, мимики, например, «Грустный мишка», «Радостный зайчик», «Хитрая лисичка» и т. д.
Разминка.
Этюд «Ласковые и злые кошки»
Цель: учить детей выражать эмоцию радости и эмоцию гнева.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Ребёнку или группе детей, предлагается превратится в кошечек, добрых или злых. Ребёнок выбирает сам в какую кошечку ему превратится добрую или злую. Добрые кошечки ласкаются, тихонько мурлычут, а злые шипят, имитируют руками, лапки с выпушенными когтями. Потом детям предлагается поменяться ролями.
Для детей 2-3 лет самым доступным материалом является сказка. Лучше всего использовать сказки и потешки соответствующие данному возрасту, которые носят игровой характер. Дети, участвуя в обыгрывании потешек и сказок, снимают эмоциональное напряжение.
Практическая часть.
Сегодня предлагаю вам проиграть сказки вместо детей. Нам необходимо выбрать 6 участников игры.
Желающие выходят и выбирают разноцветных котят, и выполняют действия по тексту, обращаясь друг к другу, играя роль выбранного котенка.
Ведущий.
Бывают чувства у людей, У рыбок, птичек и зверей.
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто удивлен?
А кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.
Черный и белый котенок поочередно подходят к домикам разноцветных котят.
Ведущий – сказочница рассказывает придуманную сказку «Как котята подружились с Грустинкой и Веселинкой» и что в результате произошло:
Как котята подружились с Грустинкой
Сказочница: Жила - была Грустинка, она была на всех сердитая, потому что у нее было плохое настроение. Не нравилось ей, что все смеются и радуются когда ей грустно. Она любила когда на небе сердитые тучки, пасмурно (достаются соответствующие атрибуты),
Участник - чёрный котёнок:
Я маленький, чёрненький, грустный котёнок Сердитый, печальный, несчастный с пелёнок.
Где я только появлюсь, там сразу наступает грусть. Темнеет небо, солнышко, травинки За это все зовут меня - Грустинка.
Сказочница:
Пошла Грустинка, чтобы передать свое плохое настроение, к разноцветным котятам. Шла она, шла, и пришла к домику синего котенка:
Участник - синий котёнок
Я весёлый и счастливый,
Я по цвету синий – синий!
Я танцую и пою! Всех на свете я люблю.
Участник – чёрный котёнок
Давай с тобой дружить синий котенок. Котенок согласился, но вдруг ему стало грустно, решил он пойти в домик, а его домик из синего превратился в темно синий грустный и сердитый.
(Домик поворачивается с синего на темно синий, котенок печалится, меняется смайлик на мордочке котенка на грустного)
Участник – жёлтый котёнок
Котёнок чёрный не грусти…
Ко мне в гости заходи,
Поиграем мы немножко (два котёнка играют)
Что случилось!? Как же так?
В моём доме кавардак…
(Котёнок загрустил, заплакал, меняется смайлик на мордочке и домик с жёлтого на тёмно - жёлтый)
Сказочница: И к какому бы домику не подходил чёрный котёнок, настроение у всех портилось, все грустили, печалились и плакали.
(Зеленый на темно- зеленый, красный на тёмно- красный)
Как котята подружились с Веселинкой
Сказочница:
Жила -была Веселинка, у нее было очень хорошее настроение она, смеялась радовалась и поэтому на небе светило солнышко, летали и чирикали птички (достаются соответствующие атрибуты ), и у всех было очень хорошее настроение (какую песенку можно спеть?-веселую). Решила Веселинка пойти погулять, чтобы передать свое хорошее настроение.
Ребёнок белый котёнок:
Я озорной, смешной котёнок белый
Весёлый, добрый, я мурлыка – СМЕЛЫЙ. Я не грущу, не лью я зря слезинки.
Зовут меня ребята – ВЕСЕЛИНКА.
Сказочница: Шла она, шла, и пришла к домику синего котенка.
Веселинка. Давай с тобой дружить синий котенок, я хочу тебе передать хорошее настроение.
Сказочница: И к какому бы домику не подходил белый котёнок, все радовались. (разворачиваем домик с синего на голубой, котенок улыбается, меняется смайлик на мордочке котенка с грустного, на веселого, соответственно: красный на розовый, темно-желтый на светло-желтый, темно-зеленый на светло-зеленый)
Белый котёнок:
Вы котята не грустите
Ко мне скорее подойдите
Вас за лапку я возьму, обниму, развеселю!
Все котята:
Дружно за руки возьмёмся, Улыбнёмся, повернёмся,
Из сказки в садик мы вернёмся.
Ведущий. Проигрывание сказок стимулирует к объединению в игровое сообщество, вызывая у детей позитивный эмоциональный отклик на совместную деятельность со сверстниками.
Наша игра подошла к завершению.
Желаем творческих успехов. Спасибо за внимание.