РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Здоровейка»
Направление: оздоровительное
Класс: 4
Количество часов в неделю: 1 час.
Количество часов по программе: 34 часа.
Пояснительная записка.
Эта программа направлена на профилактику и коррекцию нарушений здоровья у учащихся 4 классов. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часов в год,составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Отражены планируемые результаты и формируемые универсальные учебные действия. В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» разработана программа курса групповых занятий «Здоровейка» для учащихся начальных классов общеобразовательного учреждения.
Одними из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации являются постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Так же для обеспечения преемственности в процессе получения знаний, восстановления непрерывности обучения основным вопросам обеспечения здорового образа жизни необходимо расширение базового курса «Окружающий мир». Это возможно сделать в рамках групповых занятий во внеурочной деятельности, которые позволяют интегрировать в отдельные темы более значимые вопросы по поддержанию здорового образа жизни.
Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности групповых занятий, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде, способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни.
В соответствии с вышеизложенным настоящая программа направлена на профилактику и коррекцию нарушений здоровья и общее оздоровление организма, и обеспечивает непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
Реализация программы позволит:
- привить учащимся знания, умения и навыки в области здорового образа жизни;
- сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
- выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Программа построена на основе базисного компонента «Окружающий мир». Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся.
Таким образом, предлагаемая программа групповых занятий является звеном, не только дополняющим определенные темы основного образовательного компонента «Окружающий мир», но и обеспечивающим получение глубоких, систематических знаний, умений и навыков по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
Учитывая изложенное, основной целью интеграции знаний по основам безопасности жизни в содержание базового курса «Окружающий мир» является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Предлагаемое дополнение содержания ознакомления с окружающим миром ставит основной предмет «Окружающий мир» в особое положение по вкладу в развитие и воспитание младшего школьника и определяет его инвариантность в учебном плане четырехлетней начальной школы.
Актуальность программы: необходимость оздоровления учащихся младшего школьного возраста.
Цель программы: создание условий для общего оздоровления детей.
Задачи программы:
- способствовать расширению кругозора;
- содействовать формированию первоначального представления о здоровом образе жизни;
- сформировать первоначальное представление о нормах личной гигиены;
- сформировать первичное представление о строении своего организма;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- учить пользоваться различными источниками информации.
Планируемые образовательные результаты:
- Предметные результаты - научатся формулировать основные правила гигиены и здорового образа жизни; обосновывать необходимость их соблюдения; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу каждого урока ЗОЖ и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
- Личностные результаты — формирование бережного отношения к своему здоровью и установки на безопасный, здоровый образ жизни; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог;
- Метапредметные результаты — овладеть начальными сведениями об особенностях своего организма и здорового образа жизни; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Универсальные учебные действия:
- Регулятивные: ориентирование в полученных знаниях; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
- Познавательные: извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о своем организме и здоровом образе жизни; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
- Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
- Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
Учащиеся должны знать/ уметь:
- Основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни».
- Необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья.
- Правила личной гигиены и трансформировать их в стойкие навыки и привычки.
- Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
- Правила поведения при возникновении пожара.
- Своевременно оказывать первую помощь, которая позволит избавить человека от серьезного нарушения здоровья.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Здоровейка»
4 класс
«Я, ты, он, она - мы здоровая семья»
Цель: формирование чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Категория слушателей: обучающиеся 4 классов
Срок обучения: 1 год
Режим занятий: 1 час в неделю
№ | Наименование разделов и дисциплин | Дата | |
плановая | фактическая | ||
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 | |
1.1 | Час общения «Здоровье и здоровый образ жизни» | 3.09 | |
1.2 | День Здоровья. Кросс наций. | 10.09 | |
1.3 | Организация здорового образа жизни в детском рисунке. Конкурс рисунков «Мой режим дня» | 17.09 | |
1.4 | Праздник «Остров здоровья» | 24.09 | |
II | Питание и здоровье | 5 | |
2.1 | «Культура питания. Приглашаем к чаю.» игровое мероприятие | 1.10 | |
2.2 | «Здоровая пища для всей семьи» сообщение учащихся | 8.10 | |
2.3 | Беседа «Как питались в стародавние времена и питание нашего времени» | 15.10 | |
2.4 | КВН «Здоровье» | 22.10 | 22.10 |
2.5 | «В здоровом теле, здоровый дух» конкурс | 5.11 | |
III | Моё здоровье в моих руках | 7 | |
3.1 | Беседа «Домашняя аптечка – что это?» | 12.11 | |
3.2 | «Мы за здоровый образ жизни» конкурс рисунков | 19.11 | |
3.3 | Экскурсия «Природа – источник здоровья» | 26.11 | |
3.4 | Час общения «Береги зрение с молоду». | 3.12 | |
3.5 | Беседа «Как избежать искривления позвоночника» | 10.12 | |
3.6 | День здоровья «Отдых для здоровья» | 17.12 | |
3.7 | «Умеем ли мы отвечать за своё здоровье» викторина | 24.12 | |
IV | Я в школе и дома | 6 | |
4.1 | Беседа «Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим» | 14.01 | |
4.2 | «Класс не улица ребята И запомнить это надо!» разучивание игр на перемене | 21.01 | |
4.3 | Кукольный спектакль «Спеши делать добро» | 28.01 | |
4.4 | Диспут «Что такое дружба? Как дружить в школе?» | 4.02 | |
4.5 | Мероприятие «Мода и школьные будни» | 11.02 | |
4.6 | «Делу время , потехе час» веселые старты | 18.02 | |
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | |
5.1 | «Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься» сообщение учащихся про виды спортов. | 25.02 | |
5.2 | Конкурс плакатов «За здоровый образ жизни» | 3.03 | |
5.3 | Экскурсия на свежем воздухе | 10.03 | |
5.4 | Диспут «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности | 17.03 | |
VI | Я и моё ближайшее окружение | 4 | |
6.1 | Моё настроение Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение» | 7.04 | |
6.2 | Беседа «Вредные привычки и их профилактика» | 14.04 | |
6.3 | Анкетирование «Школа и моё настроение», диспут | 21.04 | |
6.4 | «Мир моих увлечений» выставка учащихся | 28.04 | |
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 | |
7.1 | Беседа «Я и опасность» | 5.05 | |
7.2 | Игра «Мой горизонт» | 12.05 | |
7.3 | «Лесная аптека на службе человека» Экскурсия | 19.05 | |
7.4 | Анкетирование «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни?» | 26.05 | |
Итого: | 34 |