Урок окружающего мира по теме «Где живут белые медведи?»
Цель урока: формировать представление о разнообразии природы Земли.
Задачи урока:
Планируемые результаты:
Предметные:
- учащиеся научатся показывать на глобусе и называть холодные районы Земли;
- устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.
Формирование универсальных учебных действий:
Познавательные УУД:
- на основе анализа объектов делать выводы;
Регулятивные УУД:
- уметь работать со схемой; моделью;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
Коммуникативные УУД:
- уметь работать в группе;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Личностные результаты:
- стремление к обучению, получению новых знаний
Оборудование:
1. Компьютер, проектор, глобусы для работы в группах.
2. Раздаточный материал: опорные таблички для рассказа о белом медведе и пингвине, картинки белого медведя и пингвина, снежинки
3. Наглядный материал:
- картинки Муравьишки -Вопросика, Мудрой Черепахи, цветик—семицветик, фото Северного и Южного полюса, опорные таблички «Северный полюс», «Южный полюс», «Арктика», «Антарктида».
4. Отрывок из фильма ВВС “Ребятам о зверятах”
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности Цель: эмоциональный настрой на предстоящий урок; осознание потребности и готовность к получению новых знаний | ||
Характеристика деятельности учителя | Характеристика деятельности учащихся | |
Интересный есть предмет, с ним узнаю целый свет. И про космос, про планеты, реки, горы, части света, Про предметы и тела, состояния вещества. -О каком учебном предмете идёт речь в стихотворении? А что такое окружающий мир? -Назовите, что нас окружает. Все эти предметы можно разделить на 2 группы, какие? -Сегодня мы вновь будем путешествовать в мир природы узнаем что-то новое и интересное. Все готовы? | - окружающий мир. Это всё, что нас окружает. - созданные природой и созданные руками человека. | |
Актуализация знаний Цель: воспроизведение имеющихся у учащихся знаний | ||
– На какие вопросы мы вместе с героями учебника получили ответы на прошлом уроке? Предлагаю вам проверить свои знания - поиграть в игру «Да – нет». Я буду читать предложение. Если вы согласны с тем, о чем в нем говорится, то на листочках пишете знак +, если не согласны, то знак -. 1. После четверга наступает среда. 2. В году четыре времени года. 3. В неделе семь дней. 4. Осенью на деревьях распускаются листья. 5. Первый день недели – это вторник. 6. Весна приходит после зимы. 7. Декабрь, январь и февраль – зимние месяцы. - Сверьте свою работу с эталоном на доске. Кто не допустил ни одной ошибки? Вы молодцы. Нарисуйте себе желтое солнышко. Кто допустил ошибки? Нарисуйте красное солнышко. Какой совет вы себе дадите? - | - Когда наступит суббота? и Когда придёт лето? (дети оценивают свою работу) - нам надо еще поработать над этой темой, подучить | |
Фиксация затруднения в пробном учебном действии Цель: фиксация затруднения | ||
- Какое сейчас у нас время года? - Какие признаки зимы можете назвать? - Какой основной цвет имеет зима? - Ребята, сегодня на урок Мудрая Черепаха приготовила для вас загадку про животного. Отгадайте, кто это: Здесь огромный океан. Плывёт на льдине капитан. Он в белой шубе, он лохмат Как брат лесной, он косолап. (На доске - картинка белого медведя) - А белый медведь какого цвета? Как вы думаете, почему и зима и медведь белого цвета? - Еще одну загадку приготовила Мудрая Черепаха: В чёрных фраках, в белых майках круглый год (Учитель вывешивает на доску картинку пингвина) - Это необычные животные. Где можно их увидеть? -А вот в природе могут ли встретиться белый медведь с пингвином? | - зима - холодно, кругом лежит снег, реки покрылись льдом и т.д. - белый цвет. - на севере - белый медведь (ответы детей) - пингвины - на картинках, по телевизору, в зоопарке. (ответы детей) | |
Целеполагание, постановка проблемы. Цель: формулирование основополагающего вопроса урока | ||
- Наши мнения разделились. Почему? Что мы не знаем, чтобы ответить на этот вопрос? Что нам нужно узнать? Какой будет главный вопрос на уроке? (фиксация вопроса на доске). А что еще про белых медведей мы можем узнать? - В работе нам сегодня поможет вот этот предмет, который принесла с собой Мудрая Черепаха. Что это? Что такое глобус? – Ребята, а Муравьишке-Вопросику тоже стало интересно узнать, а где же живут белые медведи? Кто знает? Кто сможет показать на глобусе север? - Почему он обозначен белым цветом? Что вы знаете о Севере? - На Земле есть очень холодный район - Арктика– это район Северного Ледовитого океана. Давайте вспомним, каким цветом обозначена на глобусе суша? А вода? - Почему же тогда Северный Ледовитый океан окрашен в белый цвет? - Да, большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе Земли расположен Северный полюс. (на доске - фото с изображением севера) (Учитель показывает на глобусе, прикрепляет табличку на доске «Северный полюс», Арктика). – Посмотрите на глобус. Кто знает, как называется противоположная от Северного полюса сторона? – Этот район Земли называется Антарктида, здесь расположен Южный полюс. (на доске - фото с изображением Антарктиды) (Учитель показывает на глобусе, прикрепляет табличку на доске «Южный полюс», Антарктида). - Да, Антарктида – огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда. Так что же общего между Северным Ледовитым океаном и Антарктидой? - Итак, на нашей планете Земля есть районы, где всегда холодно, где даже летом лежит снег. Хотите там побывать? – А поможет нам в этом волшебный цветок Цветик-семицветик. (Учитель показывает цветок). Из какой сказки этот цветок? – Мы с вами отправляемся в путешествие. | -мы не знаем, где живут эти животные. Где живут белые медведи? - чем питаются, какие животные живут рядом с ними и т.д. - это глобус, уменьшенная модель нашей планеты - на севере (ученик показывает) (ответы детей) - Суша-зелёным, коричневым, желтым, вода – голубым и синим (ответы детей) (ответы детей) (ответы детей) -Везде есть лёд, снег. - сказка В. Катаева “Цветик – семицветик”. | |
- Ребята, а как можно путешествовать? А еще, не выходя из дома, класса? Это называется виртуальное путешествие. - Первая группа отправится на Северный полюс, в Арктику, вторая группа – на Южный полюс, в Антарктиду. - Как нам нужно подготовиться? Что понадобится в путешествии? Почему? Правильно, и на Северном и на Южном полюсе очень холодно, много снега. | - на поезде, самолете. Мы путешествием, когда читаем книги, рассматриваем картины, смотрим видео. - теплая одежда - шапка, куртка, варежки. Там очень холодно. Могут лыжи пригодиться, снегоходы | |
Физкульминутка Цель: предупредить утомление детей, обеспечить активный отдых, поддержать внимание и работоспособность | ||
- Встаем, одеваем теплые шапки, куртки, сапоги и отправляемся в виртуальное путешествие. Лети, лети, лепесток, через запад на восток, – Вели оказаться на Северном и Южном полюсе. | дети имитируют одевание и повторяют движения за учителем | |
«Открытие» детьми нового знания Цель: выяснить природные условия Северного и Южного полюса, познакомиться с представителями животного мира | ||
(звучит музыка, слышится шум ветра) - Где же оказались мы, ребята? Первая группа, покажите на глобусе и назовите. Вторая группа - покажите на глобусе и назовите. (учитель показывает на глобусе) – Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Откройте учебники на странице 12 – 13. Первая группа внимательно рассматривает рисунок на с.12, вторая группа – на странице 13. Используя рисунок учебника, составьте рассказ по плану: 1. Где вы побывали? 2. Что увидели вокруг? 3. Каких представителей животного мира встретили? - Какие правила работы в группе мы знаем? Время на подготовку 2 минуты. - Слушаем рассказы представителей групп. Группа может дополнять выступающего. - Посмотрите, ребята, оказалось, что даже такие холодные и неприветливые части Земли обитаемы. Животные, которых можно здесь встретить, хорошо приспособились к жизни в холодных районах. -Давайте рассмотрим главных представителей Северного и Южного полюса: белого медведя и пингвина. У каждой группы на столах картинки с изображением животного и одинаковые наборы карточек. Вам нужно отобрать только те карточки, которые характеризуют вашего животного. Отобрав карточки, составьте предложения с каждым словом, чтобы получился рассказ. У первой группы – о белом медведе, у второй группы – о пингвине. (опорные карточки: ныряет, плавает, льдина, снег, вода, лапы-ласты, густая шерсть, подкожный жир, хищник, черный с белым, непромокаемая шкура, льдина, густое оперение) - Первая группа готова? Слушаем вас. – Я хочу дополнить сообщение ребят о белом медведе и прочитать маленький рассказ о жизни северного жителя. «Куда ни погляди – везде лёд, лёд, лёд. И всюду белым-бело. Здесь и живёт белый медведь. Вот высоко на вершину ледяной глыбы взобрался. Как с капитанского мостика, поглядывает вокруг. Ага, тюленя заметил. Насторожился. Теперь одна задача: незаметно подкрасться к нему. Шуба, конечно, не выдаст. Белая она, на фоне снега и льда неприметная. Только нос чёрный – ох уж этот уголёк! Но медведь догадлив. Нос лапой прикрыл. И получился не медведь, а сугроб. Искусно замаскировался… “Сугроб” осторожно пополз к добыче. Но вдруг край льдины хрустнул под ним. И неудивительно: полтонны весит медведь. Услыхал тюлень тот хруст и был таков: в воду соскользнул… Не повезло медведю! – На кого охотился белый медведь? – Как замаскировался медведь? Для чего? – Удалось ли медведю поймать добычу? Почему? – Итак, ребята, где же живут белые медведи? Покажите на глобусе. Как они приспособились к жизни в таком холодном районе Земли? | дети показывают и называют: Северный полюс и Южный полюс -выслушивать мнение товарища, вежливо обращаться друг к другу, помогать товарищу выступают представители групп ученики 1 группы рассказывают о белом медведе - на тюленя - прикрыл нос лапой - нет, хрустнул лёд. - на Северном полюсе. У них густой белый мех. Поэтому им не страшны морозы и ледяная вода. | |
– Послушаем рассказ ребят о представителе Южного полюса Земли – о пингвине. –Молодцы, ребята, хороший рассказ получился. Я предлагаю вашему вниманию небольшой отрывок из фильма о пингвинах. (Просмотр видео) - Внимательно смотрели? А теперь группы задайте друг другу вопросы по фильму, что вы узнали о пингвинах. – Ну, что ж ребята, наше путешествие подходит к завершению и пора возвращаться домой. А поможет нам в этом… Лети, лети, лепесток, через запад на восток, - Вели, чтобы мы оказались в 1 в классе Гимназии № 41. | рассказы учеников 2 группы о пингвине – О каком животном говорилось в фильме (об императорских пингвинах) – Кто запомнил рост и вес пингвина, какой он? (1 м, 30 кг) – Для чего нужны пингвинам крылья? Они умеют летать? (чтобы быстро плавать) - Цветик-семицветик | |
Первичное закрепление Цель: применение полученных знаний | ||
- Где мы с вами были ребята? Где путешествовали? Давайте ответим на вопросы в учебнике на с.13: - Как называются холодные районы на Земле? - Покажите на глобусах, где расположен Северный полюс, Южный полюс. - Приведите примеры животных холодных районов. | -Арктика, Антарктида дети показывают на глобусах Северный и Южный полюс, называют животных | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: создание ситуации успеха | ||
- Откройте с.9 в рабочей тетради. Выполните задание №1: обведите лишний рисунок в каждом ряду. Сверьте с образцом на слайде. Какое животное лишнее на первой картинке? Почему? На второй картинке? Почему? –В каких самых холодных районах Земли мы сегодня побывали? – Чем похожи эти районы? – Ребята, а теперь давайте ответим на вопрос Муравьишки-Вопросика и главный вопрос урока: где живут белые медведи и пингвины? - Правильно прикрепите на доске на схематическом изображении глобуса фигурки животных туда, где они обитают. | Учащиеся выполняют задание. Осуществляют самопроверку. Объясняют выбор. - там очень холодно, много снега и льда учащиеся прикрепляют картинки животных | |
Включение в систему знаний Цель: фиксация полученных знаний | ||
– А Мудрая Черепаха приготовила для вас последний очень интересный вопрос. – Подумайте, охотятся ли белые медведи на пингвинов? | - нет, потому что они живут в разных районах Земли | |
Рефлексия деятельности Цель: самооценка результатов деятельности | ||
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Спасибо за урок. На парте у каждого лежит белая снежинка. Нарисуйте на ней смайлик, оцените свою работу на уроке: Улыбающийся – я всё понял, хорошо работал на уроке Спокойный – было трудно, я не все запомнил, надо подучить. - Скажите, ребята, а где хотелось бы вам побывать: на Северном или Южном полюсе? Увидеть белых медведей или пингвинов? Выберите и прикрепите свою снежинку со смайликом на доске. | дети рисуют на снежинке смайлик и прикрепляют на доске к району Северного полюса или Антарктиды |