Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Авторская программа "Я познаю мир".

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №56 Родничок»

Программа по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.

«Я познаю мир»

на 2023-2025 учебный год

Срок реализации 2 года.

Разработала программу:

Низамова Венера Наилевна,

воспитатель 1 кв.категории

г.Набережные Челны, 2023 год

Содержание

Учебно-тематический план 2 года обучения

Содержание программы для старшей группы

Содержание программы для подготовительной группы

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.

Дети и география… Некоторые могут сказать, что школьные термины не согласуются с дошкольниками. Отнюдь нет. Пытливый детский ум впитывает всю интересующую его информацию, тем более, если она предоставлена в форме игры. Первые основы в изучении окружающего мира должны даваться педагогами дошкольных учреждений. Изучение окружающего мира можно разнообразить изучением основ географии.
Изучение географии в детском саду очень мало рекламируется, материал нужно собирать по крупицам, используя научно-методическую литературу в виде детских энциклопедий, художественную литературу географического направления, географические настольные игры, ресурсы интернета. Этот предмет не введен в программу ДОУ, поэтому существует потребность собрать материал, обобщить его и представить в таком виде, который удобен для работы с детьми. 
Дети дошкольного возраста по своей природе исследователи всего, что их окружает, им всё интересно познать. Ежедневно для себя они открывают новые предметы и необычные явления. Детей дошкольного возраста всё интересует, побуждает размышлять, задавать интересующие вопросы. Иногда они комментируют то, что узнали, внося своё видение, используя нестандартное, интересное объяснение.
Дети склонны к открытиям, их волнуют путешествия в дальние страны, и в этом педагог им окажет большую помощь, изучая с ними географию.

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний воспитанников. Участие детей в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.

Программа направлена на:

-создание условий для развития личности ребёнка;

-развитие мотивации ребёнка к познанию, творчеству и исследованиям;

-обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

-приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

-профилактику асоциального поведения;

-создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;

-целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребёнка;

-укрепление психического и физического здоровья детей;

-взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй.

1.2.Срок и планируемые результаты реализации программы

Сроки реализации программы – 2 года. Предусматривается 2 этапа работы:

1 этап – первый год обучения – 31 занятие в год;

2 этап – второй год обучения –32 занятия в год.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: с 5 до 7 лет. Первый год обучения - дети 5-6 лет (старшая группа)

Второй год обучения – дети 6-7 лет (подготовительная группа)

Допускается возможность по мере усвоения программного материала усложнение или упрощение материала с индивидуальным подходом к каждому воспитаннику, также возможны смещение некоторых тем на другие этапы обучения.

Режим работы кружка - 1 раз в неделю, во второй половине дня. Занятия проводятся с группой детей (12 человек).

Длительность занятий: не более 25 мин в старшей группе,

не более 30 мин – в подготовительной группе.

1.3. Цели и задачи программы.

Цель: Развитие элементарных естественно -научных представлений о земле, о природе, о населении нашей планеты.

Задачи:

Обучающие:

Задачи направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение дошкольниками интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья повышение интереса к предметам естественного цикла и географии в частности;

Формировать способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Формировать у дошкольников представление о «замечательных» объектах своей страны и мира;

Формировать у дошкольников диалектическое мышление, т.е. способности видеть многообразие мира в мире взаимосвязей и взаимозависимостей; обучение умению планирования своей работы;

Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

Обучение анализу логических закономерностей.

Развивающие:

- Развивать у детей представления о единстве окружающего мира;
- Развивать познавательный интерес и любознательность детей;
- Развивать интеллектуальные и творческие способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

-Стимулировать мотивацию детей к получению знаний;

-Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать

исследовательские задачи.

-Развивать познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных

-Развивать образного мышления и воображения;

-Создавать условий к саморазвитию детей;

-развивать у детей эстетического восприятия окружающего мира.

-Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;

-Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.

-Совершенствование навыков классификации.

-Активизация памяти и внимания.

-Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

-Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их значением и строением.

-Развитие речи и коммуникативных способностей.

-Развивать творческие способности и логическое мышление воспитанников

-Закреплять знания детей об окружающем мире.

-Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе распределении обязанностей.

-Выявить и обеспечить дальнейшее развитие одаренным, талантливым детям, обладающим нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности

-Закрепить знания детей об окружающем мире

-Совершенствовать коммуникативные навыки  детей  при  работе  в  паре, коллективе, распределение обязанностей;

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к природе, желание сохранить её красоту и неповторимость;
- Заложить основы нравственного отношения детей к природе, воспитание 
экологической культуры.

- Воспитывать любознательность, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимание с другими народами; позитивного отношения к окружающей среде;

-Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, способствовать сплочению воспитанников.

-воспитание уважения к труду и людям труда;

-формирование чувства коллективизма;

-воспитание аккуратности;

-Выявить и  обеспечить  дальнейшее  развитие  одаренным,  талантливым  детям, обладающими  нестандартным  мышлением,  способностям  в  конструктивной деятельности.

1.4. Планируемые результаты.

- формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных естественно-научных представлений о Земле;
- повышение интереса к природе и бережное отношение к планете Земля;
- дети используют в своей речи специальную терминологию, пополняют свой словарный запас географическими понятиями;
- у детей повышается рост уровня наблюдательности; 
- дети умеют делать выводы, выдвигать гипотезы;
- заинтересованность родителей в изучении с детьми данной науки, сбор интересного материала, накопление практических материалов.

- в результате обучения на занятиях кружка дети приобретут знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и России: истории их возникновения, их архитектуре, их географии;

-приобретут практические навыки и умения: работы с картой, работы со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами, навыки организации работы в группе.

-совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

-сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

-развитие творческого мышления, изобретательности, мелкой моторики, внимания, усидчивости, точности;

-повышение мотивации к поиску качественного результата;

-формирование умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

-сформируются умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

-ребенок будет проявлять инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской;

-ребенок будет способен выбирать участников команды, малой группы (в пары);

-ребенок будет обладать установкой положительного отношения к природе, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

-ребенок будет активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных исследованиях, техническом творчестве, иметь навыки работы с различными источниками информации;

-ребенок будет способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты;

-ребенок будет уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-ребенок будет способен к волевым усилиям при решении технических задач, сможет следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками;

-сможет соблюдать правила безопасного поведения в природе;

-ребенок будет проявлять интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно наблюдать, экспериментировать;

2. Содержательный раздел программы.

2.1. Учебно – тематическое планирование

Учебно- тематический план 1 года обучения

Раздел

Тема занятия

Кол-во занятий

Введение

Вводное занятие на тему: «Что такое «География».

1

«Что такое природа. Живая и неживая природа».

1

Развитие элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях.

«Вселенная. Космос»

1

«Солнечная система»

1

«Звезда по имени солнце»

1

«Планета Земля»

1

«Луна- спутник Земли»

1

«Люди и космос»

1

«Полет в космос»

1

Развитие у детей географических представлений

- О Земном шаре, атмосфере

«День и ночь»

1

«Смена времен года»

1

«Строение Земли»

1

«Глобус – модель Земли»

1

«Карта»

1

«Полюса и экватор»

1

«Материки и океаны»

1

- о материках

«Австралия»

1

«Загадочная Америка»

1

«Путешествие по Северной Америке»

1

«Путешествие по Южной Америке»

1

«Путешествие в Африку»

1

«Евразия!»

1

«Континенты и страны

1

- разных видах ландшафта

«Путешествие в подводный мир»

1

«Горы »

1

- о природных богатствах недр Земли

«Богатства Земли»

1

«Любите Землю-матушку!»

1

«Каменный уголь и мел»

1

«Металл, его качества и свойства».

1

Учебно-тематический план 2 года обучения

Раздел

Тема занятия

Кол-во занятий

Развитие у детей географических представлений

«Страны Америки»

- о странах мира

«Страны Африки»

1

«Австралия»

1

«Европа - часть света»

1

"Путешествие в Италию"

1

«Азия - часть света»

1

«Тайны Востока»

1

- О Земном шаре, гидросфере, атмосфере

«Горы»

1

«Дымящие горы»

1

«Мировой океан и воды суши»

1

«Атмосфера»

1

- природно-климатических зонах, условиями жизни на Земле

«Арктика»

1

«Путешествие в тундру»

1

«Лес»

2

«Пустыня»

1

«Путешествие в Антарктиду»

1

«От Арктики до Антарктиды»

1

- о природных богатствах Земли

«Знакомство с магнитами»

1

«Подземная кладовая»

1

- о значении природных объектов в жизни животных, растений и человека

«Кто живет в песчаном доме»

1

«Для чего человеку песок и глина»

1

«Как человек использует камни»

1

«Вода в жизни растений, животных и людей»

1

Развитие у детей представлений о свойствах объектов природы.

- различные свойства почвы

«Знакомство с подземным царством»

1

- различные свойства воды

«Вода. Какая она»

1

«Вода в разных состояниях»

1

- различные свойства песка и глины

«Знакомство с песком и глиной»

1

«Откуда берется песок

1

- о различных свойствах камней

«Какие бывают камни»

1

2.2. Содержание образовательного процесса

Содержание программы для старшей группы

месяц

тема

содержание программы

материалы и оборудование

октябрь

1

диагностика

2

«Что такое «География»

Выяснить с детьми кто такие «географы» и чем они занимаются

-Познакомить с понятием «география».

-Заинтересовать, приобщить к изучению географии.

Дидактическая игра «Что? Где? Когда»

Электронная презентация, запись песни «Весёлый ветер», блокноты, цветные карандаши, раскраски.

3

«Что такое природа? Живая и неживая природа»

Дать представление о понятии «живое» (на примере комнатного растения и аквариумных рыбок) и «неживое» (на примере искусственных цветов и игрушек). Сравнивать живое и неживое по характерным особенностям (живет, растет, развивается, дышит, питается, размножается — живое). Сформировать представление о неразрывной связи человека с природой.

Д.и. «Живая – не живая природа».

Кукла Буратино, комнатное растение, букет искусственных цветов, аквариум, игрушечные рыбки, иллюстрации живой и неживой природы.

4

«Вселенная. Космос».

Сформировать у детей понятия "космос", «Вселенная», выяснить, что есть в космосе; объяснить, что представляет собой Вселенная, ввести понятия "звезды", " планеты"; воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения общей цели.

Д/И «Собери целое», «Узнай и назови»;

Художественное творчество «Рисуем кометы и метеориты»

Разрезные картинки на космическую тему; изображение космических объектов; тонированные черным цветом листы бумаги формата А3;конфетти, клей, кисти для клея.

ноябрь

5

«Солнечная система»

Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной системы. Расширить и обобщать представление детей о планетах солнечной системы; Способствовать закреплению полученных знаний детей об освоении космоса.

Подвижная игра: «Каждой планете свое место».

Аппликация «Что сверху видит солнышко»

Фотоиллюстрации с изображением планет Солнечной системы, плакат «Солнечная система», шапочки с изображением планет, магнитофон.

6

«Звезда по имени Солнце»

Дать представление детей о том, что Солнце является источником тепла и света; причиной смены дня и ночи. Знакомство с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными материалами.

Формирование познавательных умений и навыков.

Художественное творчество «Солнце в виде огромного огненного шара»

Подвижная игра «Вокруг Солнца»

Глобус, настольная лампа без абажура; картина с изображением солнечной системы;белые и черные лоскутки ткани, светлые и темные камни, песок, деревянные и пластмассовые предметы.

7

«Планета Земля»

Дать детям представление об уникальности Земли, научить активно мыслить, правильно произносить новые слова, видеть красоту Земли.

Дидактические игры «Ассоциация. На что похожа Земля?», «Найди ошибку в рассказе».

Фото Земли из космоса, глобус, картинки инопланетян, иллюстрации «Древние представления о Земле».

8

«Луна — спутник Земли»

Сформировать представление о Луне как о холодном небесном теле шарообразной формы. Учить сравнивать и обобщать. Рассказать о рельефе лунной поверхности и особенностях условий окружающей среды на ней.

Экспериментальная деятельность.

Дидактическая игра: "Космический путешественник".

Аппликация "Солнечная система" для каждого ребенка; мяч на резинке; костюм Царицы космоса; кружочки желтой самоклеящейся бумаги; три круга; звездочки из блестящей; объемные фигуры различной формы; глобус, 2 листа ватмана с нарисованными на них кругами; емкость с песком; камни по числу детей; "лунная пыль"; дудочки; фонарик; картинки с изображением различных вещей и предметов; круги из бумаги с изображением фаз Луны.

декабрь

9

«День и ночь».

Познакомить детей с понятием «день» и «ночь», с помощью опыты помочь детям понять о смене дня и ночи.

Д/игра «Ассоциации»,

Экспериментальная деятельность «Солнечные зайчики.

Названия дней недели на отдельных листах бумаги, воздушный шарик, глобус, настольная лампа, 2 бумажных изображения мальчиков.

10

«Смена времен года»

Закрепитьзнания детейо названиях времен года, научить детей отличать времена года, углубить и обобщить представления о каждом времени года.

Экспериментальная деятельность.

Подвижная игра «Вокруг Солнца»

Незнайка (кукла), календарь природы, картинки с изображением разных времен года, цветные карандаши, индивидуальные задания на листе бумаги.

11

«Люди и космос».

Познакомить детей с советскими космонавтами, дать представление о космическом скафандре. Воспитывать интерес к профессии космонавта; подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек; воспитывать в детях гордость за свою страну, любовь к своей Родине.

Художественное творчество «Аппликация. Ракета».

Портреты Ю.А. Гагарина, В. Терешковой, иллюстрация «Космический скафандр», плоские геометрические фигурки, клей цветная бумага, ножницы.

12

«Полет в космос».

Закрепить знания детей о космосе, космонавтах; пробуждать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность. Воспитывать любовь к своей планете.

Игра «Путешествие космического корабля по этажам в Волшебном домике»

Обручи, бумажные ракеты, макет «Солнечная система», бутылочки с сосками, разноцветные ленточки разной длины, мяч.

январь

13

«Строение Земли».

Сформировать элементарные представления о строении Земли.

Д/и «Что означает это слово», «Угадай, что внутри»

Игрушечный Буратино, кукла-матрешка, иллюстрация «Слои Земли», картонная коробка, различные предметы, платок.

февраль

14

«Богатства Земли».

Познакомить детей с природными богатствами Земли(ископаемым топливом, древесиной, солнечной энергией, ветром, водой), развивать у детей интерес к богатствам Земли.

Д/и «Собери коллекцию»

Дед Знай (кукла), иллюстрации полезных ископаемых.

15

«Любите Землю-матушку!»

Познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (гранит, соль, песок, глина), показать их применение в жизни человека, познакомить со свойствами этих полезных ископаемых.

Экспериментальная деятельность.

Д/и « «Найди где спрятано?»

Образцы полезных ископаемых (гранит, соль, песок, глина); фланелеграф и набор картинок (король, остров, дом, корабль); две прозрачные емкости, 2 воронки, песок и глина, две ленточки разного цвета.

февраль

16

«Каменный уголь и мел».

Познакомить детей со свойствами каменного угля и мела, закрепить умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, назвать их свойства и особенности.

Экспериментальная деятельность.

Мел и каменный уголь на каждого ребенка, стаканы с водой, увеличительные стекла, бумажные салфетки.

17

«Металл, его качества и свойства».

Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

Помочь понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.

Экспериментальная деятельность.

Д/и«Наведи порядок в сундуке»

Металлические предметы, емкость с водой, свеча, спички, магнит, сундук, деревянные и резиновые предметы, иллюстрации по теме, варежки с магнитом, лист бумаги, домовенок Кузя (кукла).

18

«Горы»

Познакомить дошкольников с существованием особыхландшафтов — гор, показать, что они состоят из камней.

Конструирование «Горы»

Цветик-семицветик,географическая (физическая) карта или глобус, фотографии, слайдыо горах, иллюстрация «Строение гор».

19

«Глобус – модель Земли».

Познакомить детей с глобусом, закрепить знания детей о том, что Земля имеет форму шара.

Экспериментальная деятельность,

Д/и « Цветовая гамма на глобусе»,

Глобус, стеклянная банка, зернышко зерна.

март

20

«Карта».

Дать детям представления о географических картах – плоских рисунках Земли, показать уникальность карты в отличие от глобуса.

Д/и «Собери карту»,

Художественное творчество «Рисуем карту»

Письмо от Незнайки,кукла Дед Знай, различные карты, карты разрезанные на фрагменты.

21

«Полюса и экватор».

Познакомить детей с понятием «полюса» и «экватор», учить ориентироваться на карте, глобусе.

Игра «Кругосветное путешествие»

Глобус, карты, индивидуальные занятия на листе бумаги.

22

«Материки и океаны».

Сформировать элементарные представления о материках и об океанах Земли и систематизировать их.

Экспериментальная деятельность

Д/и «Кругосветное путешествие».

Глобус, карта, яблоко, по 2 стакана воды на каждого ребенка, поваренная соль, индивидуальные задания на листе.

23

«Путешествие в подводный мир».

Сформировать и систематизировать знания детей об обитателях моря, об их особенностях, внешнем виде, питании, передвижении. Познакомить детей со свойствами морской воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, плотность. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с прозрачной посудой (стеклышки, пробирки).

Экспериментальная деятельность

Художественное творчество Аппликация «Осьминог»

Глобус, «подводные» маски для каждого ребенка, грамзапись (шум моря), Нептун (кукла), схемы опытов, морская соль, тазик, осьминожки – сувениры, слайды с морскими обитателями.

Цветная бумага, ножницы, клей, кисточки

апрель

24

«Австралия»

 Познакомить детей с Австралией как с материком, об особенностях географического расположения. Систематизировать и упорядочить знания детей о растениях и животном мире Австралии.

Стихотворение А. Усачева «Заброшена Австралия почти на край Земли»,

Подвижная игра “Кенгуру”.

Игры с картой “ Волшебная география”.

Атлас животных Австралии, иллюстрации энциклопедии. карточки с их изображением,

контур материка цветные карандаши

25

"Загадочная Америка"

Дать детям элементарное представление об особенностях географического положения Америки, учить находить и показывать на карте Северную Америку и Южную Америку;

Д/и «Я назову, а ты отгадай»

Аппликация Корабль»

Географическая карта; портреты: Америго Веспуччи и Христофор Колумб; слайды с природой и животных Америки, музыкальное сопровождение;

26

«Путешествие по Северной Америке».

Дать детям элементарное представление об особенностях географического положения Северной Америки; продолжать формировать представления о взаимосвязях, взаимодействии и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.

Д/и «Рассели животных»

Игры с картой “ Волшебная география

Географическая карта, иллюстрации с изображениями флоры и фауны Северной Америки, контур материка цветные карандаши

27

«Путешествие по Южной Америке».

Дать детям элементарное представление об особенностях географического положения Южной Америки; продолжать формировать представления о взаимосвязях, взаимодействии и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.

Подвижная игра «Кактусы»

Географическая карта, иллюстрации с изображениями флоры и фауны Южной Америки.

май

28

Путешествие в Африку”

Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки; формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания

Экспериментальная деятельность

Творческая деятельность «Составляем африканский ландшафт»

Глобус, схемы – подсказки с изображением фауны Африки, иллюстрации с изображением флоры Африки, оборудование к опыту.

29

«Евразия!»

Познакомить детей с континентом Евразия, с его жителями, растительном и животном мире. Учить узнавать плод по описанию, находить и называть животных Евразии. Воспитывать любознательность, активность.

Д/и «Я знаю!»

Глобус, схемы – подсказки с изображением фауны Евразии, иллюстрации с изображением флоры Евразии.,

30

«Континенты и страны»

-Познакомить с понятиями «страна» и «континент». Объяснить различие в понятиях.

- Заинтересовать поиском стран на карте.

Д/и «найди на карте», «Кто, где живет?»

Электронная презентация, географические карты: физическая и политическая. худ. слово

31

диагностика

Содержание программы для подготовительной группы

месяц

тема

содержание программы

материалы и оборудование

октябрь

1

диагностика

2

«Страны Америки»

Познакомить с географическим положением, научить находить страны на карте. Рассказать о традициях достопримечательностях стран.

Д/и «Америка. Карта по кусочкам»

Подвижная игра из Чили: «Беги, Гуарача, беги!»

Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цветные карандаши

3

«Страны Африки»

Познакомить с географическим положением, научить находить страны на карте. Рассказать о традициях, достопримечательностях стран.

Д/И «Выбери подходящее».

Детская подвижная игра из Ганы: «Пилоло!»

Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цветные карандаши

4

«Австралия»

Расширять знания детей об Австралии, достопримечательностями, народными традициями и культурой. формировать интерес к окружающему миру.

Д/и «Собери флаг Австралии»

Подвижная игра«Скиппиру-кенгуру»

Географическая карта, иллюстрации с достопримечательностями. Игрушка-кукла «Дед Знай», электронная презентация

ноябрь

5

«Европа - часть света»

Познакомить со странами и народами Европы, с государственными символами, достопримечательностями, растительным и животным миром. Сформировать толерантное отношение к людям другой культуры.

Подвижная игра из Греции: «Агалмата».

Д/и «Чего не стало»

Географическая карта, иллюстрации с достопримечательностями, игрушка-кукла «Дед Знай», электронная презентация

6

"Путешествие в Италию"

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса и уважения к культуре итальянского народа.

Д/и «Разрезные картинки»

Географическая карта; игрушки: Буратино и Пиноккио, иллюстрации: флаг Италии, герб Италии, Римский Форум, Колизей, диск со слайдами (виды Италии), скрипка, маска,

7

«Азия - часть света»

Знакомить детей со странами Азии, расширять представления детей о странах Азии, знакомить с их обычаями, достопримечательностями, народными традициями и культурой, формировать интерес к окружающему миру.

Подвижная игра из Пакистана: «Верх – низ»

Географическая карта, иллюстрации с достопримечательностями, игрушка-кукла «Дед Знай», электронная презентация

8

«Тайны Востока»

Обобщить знания детей об Индии, об особенностях её географического расположения. Способствовать развитию интереса к окружающему миру, его культуре и традициям.

Экспериментальная деятельность

Аппликация «Лотос»

Рис, перец, шерстяная нитка, воздушные шарики на каждого ребенка, игрушка слон,

Цветная бумага, клей, кисточки для клея

декабрь

9

«Арктика».

Познакомить детей с особенностями природных условий Арктического края; обогащать и активизировать словарь по теме Арктики; закреплять знания детей о животном мире Арктики; учить устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью животных; уточнить знания детей о природных явлениях Арктики.

Экспериментальная деятельность

Проектор, экран, подготовленные слайды по темам: животный мир Арктики; природные зоны; ролик «Полярное сияние», глобус, музыкальные записи северного ветра, метели, звуки, сопровождающие северное сияние, видеофильм «Арктика», цветик-семицветик, емкость с водой, масло, детский крем.

10

«Путешествие в тундру».

Дать представление о природной зоне Земли – тундра, познакомить с климатом, природой, животным миром тундры, способами приспособления к данной среде обитания; такими явлениями, как пурга, вечная мерзлота; закрепить знания о других природных зонах.

Д/и «Назови лишнее», «Что не растет в Тундре», экспериментальная деятельность.

Иллюстрации животных, карта природных зон России, две коробки, участки природной зоны – тундра, емкости с землей, стаканы с водой, салфетки, корзинка с клюквой, слайды о тундре, фоновая музыка «ветер», макеты материков, цветик-семицветик, компьютер.

11

«Лес. Лесная флора».

Сформировать знания о лесе, флоре леса; закрепить элементарные видовые и родовые понятия; способствовать углублению и обобщению представлений о лесе; развивать умение слушать друг друга.

Д/и «Найди пару», «Какого дерева не стало?», «Найди по описанию»

Мяч, многофункциональное настенное панно, набор картинок: деревья; кусты , травы и цветы и грибы; цветик-семицветик.

12

«Животный мир леса».

Обобщить и систематизировать знания детей о лесе, познакомить детей с фауной леса. Развивать разговорную речь. Воспитывать бережное отношение к природе.

Д/и «Кто где живёт», «Найди хозяина», " Назовите сказки с дикими животными"

Многофункциональное настенное панно, набор картинок «Лесные животные»

январь

13

«Пустыня».

Формировать у детей представление о пустыни (особенности климата, растительного и животного мира); перечислить приспособительские особенности растений и животных в природной зоне; уточнить и расширить представления детей об образе жизни животных в этой зоне; Расширить знания детей о верблюде.

Художественное творчество «Животные пустыни» (лепка),

Подвижная игра «Кто быстрее украсит кактус»

Цветик-семицветик, иллюстрации пустынных пейзажей, фотографии животных и растений пустыни, ватман, пластилин, цветные ленточки.

14

«Путешествие в Антарктиду».

Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Антарктиды. Формировать представления о связях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.

Экспериментальная деятельность.

Художественное творчество «Животные Антарктиды» (рисование)

Глобус, картинки с изображением животных Антарктиды, айсберга, фигурки пингвинов, трехлитровая банка с водой, лед, цветик-7цветик, альбомы, краски, кисточки

15

«От Арктики до Антарктиды».

Закрепить знания детей о различных климатических зонах земного шара и их особенностях; закрепить представления о мире животных и растений, вспомнить их приспособленческие особенности к жизни в различных условиях;уметь устанавливать взаимосвязь между климатическими условиями и способами обитания животных и состоянием растений.

Д/и «Кто где живет»

Карта земного шара, глобус, фигурки животных и растений разных климатических зон, плоскостной макет земного шара в центре группы.

16

«Атмосфера».

Познакомить детей с понятием «атмосфера», познакомить со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, легкий и т.д.) и с его значением для всего живого.

Экспериментальная деятельность.

Пластмассовые стаканчики (70 и 200 мл), трубочки, вода, бумага, камешки, чеснок, корка апельсина, Карлсон (кукла).

Февраль

17

«Знакомство с подземным царством».

Познакомить детей с почвой, ее особенностями, значением в жизни растений, животных, с некоторыми почвенными обитателями, с ролью грибов, дождевых червей в образовании почвы («волшебные превращения листьев»).

Экспериментальная деятельность, Д/и «Волшебный мешочек»

Д/и«Плохо-хорошо»

Образцы почвы, лист бумаги, банка с водой, стаканчики, различные предметы,

18

«Знакомимся с песком и глиной».

Познакомить детей с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.

Экспериментальная деятельность.

П/И «Песчинки и частички глины»

Письмо Боровичка, песок, глина, стаканчики, увеличительное стекло, листы бумаги, палочки, емкость с водой.

19

«Откуда берется песок».

Дать элементарные представления о происхождении песка, развивать мышление дошкольников. Показать детям разнообразие объектов неживойприроды, в частности, песка.

Экспериментальная деятельность.

Художественное творчество «Цветные узоры»

Камни, подкрашенный песок, речной, морской песок, увеличительные стекла, настольная лампа, листы бумаги темного цвета,Незнайка (кукла).

20

«Кто живет в песчаном домике».

Познакомить детей с некоторыми живыми организмами, живущими в песчаных местообитаниях, и их приспособленностью к таким условиям.

Д/И«Если бы я был...»

Песок, фотографии животных песчаных пустынь и морских или речных пляжей,фрагменты видеофильмов об их жизни; макет пустыни,настольная лампа, Дед Знай (кукла).

март

21

«Для чего человеку песок и глина».

Познакомить дошкольников с использованием пескаи глины в зависимости от их свойств; воспитыватьуважительное отношение к народным промыслам,бережное отношение к предметам быта, игрушкам.

Дидактические игры «Что лишнее»

Черепки глиняной посуды, слепленные из глины небольшие тарелки, чашки, миски, как целые, так и разбитые (посуда «древних людей»), дощечки для работы с образцами глины и песка, Незнайка (кукла), цемент, стекло.

22

«Какими бывают камешки».

Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, учить классифицировать поразным признакам.

Экспериментальная деятельность.

Д/И «Вспомни сказку», «Камень, ножницы, бумага», «Найди свой камень», «Что лишнее?».

Коллекция камней, небольшой ящик, различные предметы, емкость с водой, увеличительные стекла, монетки, пластилин. иллюстрации декоративных и драгоценных камней, Незнайка (кукла)

23

«Как человек использует камни».

Показать, какую роль играют камни в жизни человека, познакомить дошкольников с некоторыми камнями,которые люди используют для своих нужд с давних времен.

Художественное творчество «Домик Наф-Нафа», «Каменный цветок».

Экспериментальная деятельность.

Иллюстрации «Изображения на камнях», камни, иллюстрации «Использование камней людьми», клей, песок, веточки, картон.

24

«Подземная кладовая».

Познакомить детей с полезными ископаемыми и ихролью в жизни человека.

Д/И «Найди нужный предмет», «Чудесный мешочек».

Образцы полезных ископаемых (каменный уголь, различные виды соли, торф и т.п.) и сделанные из них предметы.

апрель

25

«Горы».

Продолжатьзнакомить дошкольников с существованием особыхландшафтов — гор, показать, что они состоят из камней.

Моделирование «Гора»,

Д/И «Сочини сказку»

Географическая (физическая) карта или глобус, фотографии, слайды, фрагменты видеофильмов о горах.

26

«Дымящие горы».

Дать детям первое представление о вулкане как природном явлении, развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов.

Экспериментальная деятельность.

Фотографиивулканов, слайды, видеофильмы по теме; репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи», пемза, уксус, сода, красная краска, пластмассовая бутылка, бутылка минеральной воды.

27

«Знакомимся с магнитами»

Познакомить детей со свойствами магнита и их использованием человеком.

Экспериментальная деятельность.

Д/И «Ловись рыбка»

Большие и маленькие магниты, иголки, емкость с водой, кусочек пенопласта, стальные, железные, алюминиевые и неметаллические предметы,магнитная доска или магнитная азбука, компасы.

28

«Вода. Какая она».

Закрепить знания о воде, обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды и закрепить их в ходе исследовательской деятельности

Д/И «Назови лишнее слово».

Художественное творчество «Нарисуй и раскрась»

Экспериментальная деятельность.

Стеклянные стаканчики, сахар, ложечки, фильтрованная бумага, игрушки, цветные полоски, мука, сказочный герой: Водяной.

май

29

«Мировой океан и воды суши»

Познакомить детей с понятием «мировой океан», дать первые элементарные знания о 4 океанах на Земле. Сформировать элементарные представления о ледниках, реках, озерах и болотах земной поверхности.

Д/И «Хлопни в ладоши».

Художественное творчество «Как рождается река»

Лист бумаги, карандаш, глобус, сказочный герой: Капелька, ллюстрации водных объектов, ледников, листы бумага, цветные карандаши, голубая бумага, клей, ножницы, письмо с загадками.

30

«Вода в разных состояниях»

Познакомить детей с различными природными явлениями, показать парообразное , твердое и жидкое состояние воды в природе.

Экспериментальная деятельность.

Д/И «Назови лишнее», «Какой бывает снег»

Художественное творчество «Капля росы», «Туча»

Сосулька, снег, лед, фильтрованная бумага, иллюстрации снежинок, инея, мяч. Стекло, чайник, иллюстрации росы, радуги, тумана листы бумаги, цветные карандаши, сказочный герой: Дед Знай.

31

«Вода в жизни растений, животных и людей»

Дать представления о значении воды в жизни растений, животных, познакомить с некоторыми видами водных растений, с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде.

Художественное творчество «Лист кувшинки»

Д/И «Найди водных животных»

Иллюстрации водных растений и растений на суше, животных, обитающих в водной среде (рыб, лягушек и др.) листы цветной бумаги, клей, цветные карандаши, ножницы, сказочный герой: Буратино, схема «Кому нужна вода»

32

диагностика

2.3 Формы, методы, приемы.

-Наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, дидактические игры, показ иллюстраций, показ исполнения педагогом, наблюдение, работа по образцу)

-Словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы, дискуссии, рассказ, беседа, объяснение, загадывание загадок, художественное слово)

-Познавательные (восприятие, осмысление и запоминание воспитанниками нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);

-Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий);

-Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов).

-Проблемный- (постановка проблемы и поиск решения, творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.)

-Игровой- (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.)

-Частично-поисковый, исследовательский, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, дискуссионный, проектный.

-Убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

-Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей)

-Систематизирующий (беседа по теме, составление схем и т.д.)

-Соревнования (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию).

В соответствии с требованиями СанПиН количественный состав группы не должен превышать 12 человек. Занятия предусматривают коллективную, групповую и возможно индивидуальную формы работы для отработки пропусков занятий по болезни.

2.4 Особенности взаимодействия с семьями воспитанника

В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.

Система взаимодействия с родителями по развитию познавательного интереса у детей включает:

2.5 Диагностика

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его познавательного развития); оптимизация работы с группой детей.

Определение уровня знаний при изучении космоса и материках Земли

(старшая группа)

Проводится индивидуально с каждым ребенком.

Задание 1.

Цель: определить уровень знания о Вселенной и планетах Солнечной системы.

Оборудование: карточки с вопросами

Инструкция к проведению: Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

1. Как называется планета, на которой мы живем? Какой формы наша Земля?

2. Как называется ближайшая к нам звезда?

3. Как называется спутник Земли?

4. Кто был первым космонавтом?

5. Что такое комета?

6. Что такое скафандр?

7.Почему на смену дня приходит день ночь?

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень (3 балла). Ребенок без труда отвечает на вопросы.. Правильно называет отличительные характеристики космических объектов. При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

Средний уровень (2 балла). Ребенок в основном правильно отвечает на вопросы. Называет основные отличительные характеристики планет Солнечной системы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры космических объектов.

Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок допускает значительные ошибки при ответе на вопросы. Не всегда правильно называет отличительные характеристики космических объектов.

Задание 2

Цель: определить уровень знания о природных богатствах недр Земли.

Оборудование: иллюстрация по теме «Полезные ископаемые», конверты с их картинками, дидактическая игра «Выбери нужное».

Инструкция к проведению: Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

1. Что такое полезные ископаемые?

2. Зачем нужны?

3. Где спрятаны они?

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень (3 балла). Правильно называет отличительные признаки: самостоятельно рассказывает всё, что связано с мелом, каменным углем. Отвечая на вопросы, проявляет умозаключения, фантазию, логически правильные выводы по использованию их.

Средний уровень (2 балла). Ребёнок, в основном, правильно отвечает на вопросы. Называет отличительные признаки; нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании полезных ископаемых.

Уровень ниже среднего (1 балл). Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе на вопросы; не всегда правильно называет отличительные признаки; затрудняется при ответе на вопросы.

Дидактическая игра «Выбери нужное».

Дидактическая задача: закреплять знания о природных богатствах недр Земли. Развивать мышление, познавательную активность.

Материалы: полезные ископаемые

Ход игры: на столе полезные ископаемые. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Задание 3

Цель: определить уровень знания о материках Земли.

Оборудование. Круглая модель, разделённая на сектора по количеству материков сезону, карточки-иллюстрации животного и растительного мира каждого материка. Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Инструкция к проведению.

-Какой материк тебе нравится больше и почему?

Затем предлагает ответить на вопрос «Узнай по описанию?»

- Самый южный материк на Земле? (Антарктида)

- Самый сухой материк?(Австралия)

- Назовите самый жаркий материк. ( Африка)

-На каком материке нет ледников, и действующих вулканов? ( Антарктида)

-Назовите материки, которые пересекает экватор? ( Африка, Южная Америка, Евразия)

- Самый маленький материк? ( Австралия)

-На каком материке находится наша страна? (Евразия)

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень (3 балла). Ребёнок правильно называет материк; знает характерные признаки каждого материка, его географическое положение; проявляет творчество, и фантазию, при ответе на вопрос «Какой материк тебе больше нравится и почему? По памяти воспроизводит особенности животного и растительного мира того или иного материка.

Средний уровень (2 балла). Ребёнок правильно называет материк; в, основном, знает характерные признаки каждого материка, его географическое положение; но иногда допускает незначительные ошибки. На вопрос «Какой материк тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно.

Уровень ниже среднего (1 балл). Ребёнок не всегда правильно называет название материка; не знает характерных признаков каждого материка, его географическое положение; а вопрос, «Какой материк тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно.

Определение уровня знаний характерных особенностей неживой природы и природных зон Земли.

(подготовительная группа)

Проводится индивидуально с каждым ребенком.

Задание 1.

Цель:Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование: четыре баночки (с песком, с глиной, с камнями, с почвой, с водой)

Вопросы:

Какие свойства песка и глины ты знаешь?

Где и для чего человек использует песок, глину?

Какие свойства камней ты знаешь?

Где и для чего человек использует камни?

Что такое вулкан?

Какие свойства почвы ты знаешь?

Перечисли подземных животных.

Какие свойства воды ты знаешь?

Где и для чего человек использует воду?

Какие водные объекты ты знаешь?

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень (3 балла). Ребенок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.  При  ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

Средний уровень (2 балла). Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек. Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры, того, как люди используют объекты неживой природы.

Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

Задание 2

Цель: определить уровень знания характерных особенностей, достопримечательностях разных стран мира.

Оборудование. Картинки стран, их достопримечательности. Традиции разных стран.

Инструкция к проведению.

Воспитатель предлагает взять картинки достопримечательностей и разместить их к странам и объяснить, почему он так сделал. Затем назвать их. После того, как ребёнок справился с заданием, воспитатель предлагает ему выбрать картинки с традициями и рассказать о них.

Вопросы по всем картинкам:

-как называется страна)?

-что ты можешь рассказать о нём?

-твоё отношение к ним.

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень (3 балла). Ребёнок без особого труда распределяет достопримечательности по странам, аргументируя свой выбор. Знает характерные традиции, связно и последовательно отвечает на вопросы. Стойкий интерес и эмоционально выраженное отношение к разным странам.

Средний уровень (2 балла). Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении достопримечательностей по странам. Свой выбор не всегда аргументирует. В основном, соотносит традиции к соответствующей стране. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах, иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к странам.

Уровень ниже среднего (1 балл). Ребёнок часто допускает ошибки при распределении достопримечательностей по странам, не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит традиции к соответствующей стране. Затрудняется назвать характерные признаки и отвечать на вопросы. Не проявляет и не выражает своё отношение к странам.

Задание 3

Цель: определить уровень знания детей о природных зонах Земли.

Оборудование: дидактическая игра «Кто где живет», макеты природных зон Земли.

Дидактическая игра «Кто где живёт»

Дидактическая задача: закреплять знания о животных растениях и местах их обитания.

Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных растений, а у детей – макеты с изображениями различных природных зон. Воспитатель показывает картинку с изображением животного, растения. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его средой обитания, «поселить» у себя.

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень (3 балла). Ребёнок без труда знает характерные признаки природных условиях географических зон Земли, правильно называет представителей животного и растительного мира каждой природной зоны, устанавливает причинно-следственные связи между средой обитания и приспособления животных и растений к ним.

Средний уровень (2 балла). Ребёнок в основном знает характерные признаки природных условиях географических зон Земли, не всегда называет представителей животного и растительного мира каждой природной зоны, не всегда может установить причинно-следственные связи между средой обитания и приспособления животных и растений к ним.

Уровень ниже среднего (1 балл). Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе о признаках природных условиях географических зон Земли, по картинкам; затрудняется при ответе на вопросы; не может установить причинно-следственные связи между средой обитания и приспособления животных и растений

Вид

Тематика

-географический и политический глобус

- карта мира

-карта « Планеты Солнечной системы»

- карта материков

2.Демонстрационный материал

- Космические корабли

- Портреты учёных и космонавтов

- Природные явления

- Животный и растительный мир материков

- Достопримечательности стран мира

-плакат «Солнечная система»

- иллюстрация «Слои Земли»

-иллюстрации полезных ископаемых

- Образцы полезных ископаемых (гранит, соль, песок, глина)

-иллюстрация «Строение гор».

-портреты: Америго Веспуччи и Христофор Колумб;

-репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи»,

-схема «Кому нужна вода»

3. Дидактические игры

- «Что? Где? Когда?»

- «Живая – не живая природа»

- «Собери целое»

- «Узнай и назови»

-«Космический путешественник"

-«Собери коллекцию»

- «Собери карту»

- «Волшебная география»

- «Рассели животных»

-«Собери флаг Австралии»

- «Чего не стало»

- «Разрезные картинки»

- «Кто где живёт»,

- «Волшебный мешочек»

4.Технические средства

- компьютер.

- мультимедиа

- диафильмы

- электронные презентации

- интерактивные игры

-DVD диски

- магнитофон

5.Дидактический материал

- макет природных зон земли (макет Арктики,

макет тундры, макет леса, макет пустыни)

- макет Солнечной системы

- контуры материков и стран мира

- многофункциональное настенное панно «Лес»

- дидактическое пособие «Цветик- семицветик!»

6. Материал для проведения опытов, наблюдений

- настольная лампа

- зеркала

- телескоп, увеличительные стекла

- белые и черные лоскутки ткани

-воздушные шарики

- мяч

-бутылочки и емкости различных размеров

- сито, воронки

- коллекция почв

-глина, песок

-магниты, металлические и неметаллические

предметы

-полезные ископаемые (мел, каменный уголь,

соль, сода, уксус)

- пищевые продукты (сахар, крахмал, пищевые

красители)

- салфетки

- коллекция зерен, семян

- трубочки

- формы для льда

- палочки

7. Куклы-игрушки и сказочные герои:

Кукла Буратино, Незнайка, матрешка, Дед Знай,

Карлсон, Капелька

8. Материал для продуктивной деятельности

листы бумага, цветные карандаши, цветная бумага, клей, ножницы, краски, кисточки.

3.2.Учебно-методическаялитература

1. Природа. Удивительная энциклопедия; пер. С англ.- Москва: Эксмо, 2014.

2.Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – Москва Баласс 2003

3.Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения.// Управление ДОУ 2004 г № 4, стр. 84

4.Е.П. Левитана «Твоя Вселенная, 1» - Программа по астрономии для дошкольников изд. 1994г.

5.Майорова Т. Игры и рассказы о космосе. Москва. Лист, 1999.

6.И. Старжинская “Занимательное пособие по географии для дошкольников”/Минск “Юнипресс”, 2006.

7.Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. Тайны планеты Земля. Москва, Вече, 2002 г.

8.Посвянская Н.П. «Планета Земля. Занятия с детьми дошкольного возраста».-М.: ООО изд-во Скрипторий 2000», 2005

9.Рыжова Н.А. наш дом – природа: Почва – живая земля (блок занятий «Почва»). М.,1996.

Шорыгина Т.А. «Беседы о воде в природе»

Шорыгина Т.А. «Беседы о природных явлениях и объектах»

Яворская И. Занимательная география. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Литература для обучающихся:

Большая энциклопедия эрудита./ Москва «Махаон», 2004.

С. Гаврина «Атлас по географии»/ ООО «Альт-Канц», 2008.

Д.Денисова “География для дошкольников “/ “Мозаика-Синтез”, 2013.

Д.В.Кошевар “Лучшая детская энциклопедия. Земля”/ Москва “АСТ”, 2014.

Мир знаний. Космос/Сост. Г.И. Белов.- Науч.- поп. издание для детей.-М.: ЗАО “РОСМЭН- ПРЕСС”, 2009.

Информационные ресурсы:

http://kosmokid.ru/

http://www.lunohod.info/

https://www.google.ru/

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 14.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области