Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рисование северного оленя гелиевой ручкой

Изображение северного оленя 1. Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида оленя, средой обитания и особенностями образа жизни. Показать значение оленя в жизни северных народов. 2. Совершенствовать навыки рисования животных, соблюдать пропорции, изображать животное в движении передавать характерные особенности северных оленей короткие ноги, приземистое тело, на голове ветвистые тонкие рога, на шее пушистая грива. 3. Познакомить детей с нетрадиционной техникой - рисование гелиевой ручкой. 4. Развивать воображение, интерес к природе Севера. 5. Обогатить словарный запас детей словами камус, лобаши, тоборы, важенка, тынзей, хорей, пантокрин, лишайник, ягель, пушица. Воспитывать любовь к родному краю.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Технологическая карта урока

Предмет

Изобразительное искусство

Учитель

Минькина Жанна Станиславовна

Учебная группа

5 класс

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Тема урокаф

Рисование северного оленя гелиевой ручкой

Цель

Изображение северного оленя

Задачи

Планируемые образовательные результаты

Предметные: формировать понимания выразительных возможностей изображения, понимание связи с окружающим пространством; систематизировать формирование познавательной активности, совершенствование умения рисовать животных, углубление знаний анатомическом строении, цветовой окраске; общее и индивидуальное в строении тела животных.

Метапредметные: понимают поставленную задачу занятия, отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на занятии; вступают в речевое общение.

Личностные: имеют положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявляют интерес и уважение к культуре других народов.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия и термины

Ненцы, оленеводство, стадо, подвес, камус, важенка, тынзей, хорей, лишайник, ягель.

Образовательные ресурсы

http://www.tepid.ru/reindeer.html

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: слайды «Олени», «Северный олень», «Последовательность рисования»

Оборудование

Бумага (лист А4), простой карандаш, ластик, гелиевая ручка.

. Компьютер, проектор.

Организационная структура занятия

Этапы занятия

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Просмотр слайда «Олени».

Учитель проверяет готовность учащихся к занятию.

(1 слайд)

-Посмотрите на слайд и скажите, какие животные изображены?

Олени.

Благородный олень

Олень Вапити

Пятнистый олень

Лань

Олень – лира

Беломордый олень

Северный олень

Косуля

- Они все одинаковые или есть различия?

- Какой из оленей нам ближе и родней?

Северный олень.

Немного о каждом олене.

Благородный олень.

Встречается в Малой Азии, Северной Африке, Афганистане, Туркестане, Монголии, северо-восточном Китае, на юге Сибири и Дальнего Востока.

Олень Вапити.

Вапити – более крупный подвид благородного оленя, встречающийся в западной части Северной Америки. Предпочитает лесные опушки, саванны, летом в горах заходит до альпийских лугов.

Это олени высотой 130-150 см и массой 240-450 кг. Рога ветвящиеся, длиной до 100 см.

Пятнистый олень.

Встречается в Японии, Вьетнаме, на Тайване, на севере Китая, в России – в Приморском крае. Завезен в Европу и Новую Зеландию. Обитает в лесах.

Лань.

Населяет Европу, Малую Азию. Также была завезена в Австралию. Предпочитает смешанные леса, кустарниковые заросли.

Олень – лира.

Обитает олень-лира в низменных болотистых равнинах северо-восточной Индии, Таиланда, Вьетнама, острова Хайнань.

Беломордый олень.

Этих редких и малоизвестных оленей можно встретить только в Тибете, где они нашли себе приют на безлесных высокогорьях на высоте около 3,5-5 тысяч метров.

Косуля.

Это животное населяет леса, лесостепи и кустарниковые заросли Европы, Малой Азии, юга Сибири и Дальнего Востока, Монголии, Китая, Кореи.

Северный олень.

Встречается в Северной Европе, Сибири, на Дальнем Востоке, Сахалине, Аляске, Канаде, в Гренландии и прилежащих островах; места обитания – тундра, лесное редколесье.

- Как вы думаете, о каком олене сегодня на уроке мы будем говорить?

- Правильно, сегодня мы поговорим о северном олене – об одном из самых красивых животных Севера, украшением тундры.

(2 слайд) Северный олень.

Этот «северный красавец», называемый по - ненецки ИЛЕБЦЯ (жизнь), действительно, является символом ЖИЗНИ И ПРОЦВЕТАНИЯ для северного народа.

-_Какие можно поставить на урок задачи?

Расширим знания о северном олене, об его образе жизни, о значении этого животного для человека, а главное – научимся рисовать.

Получив целевую установку, слушают педагога.

Просматривают слайд и отвечают на вопросы, обсуждают, сравнивают, анализируют, находят правильный ответ.

Ставят перед собой цель.

Ставят задачи.

Фронтальная работа.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала.

Устные ответы.

Изучение нового материала

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Северный олень».

Просмотр слайдов «Северный олень».

Вся жизнь ненцев связана с северным оленем.

- Что вам известно об этом прекрасном северном животном? (Ответы детей).

Аркадий.

Северные олени – прекрасное, могучее животное. У них крупное туловище, большая голова, ветвистые рога, короткие, мощные ноги.

Вес тундрового оленя достигает намного мельче и меньше. Их вес едва превышает центнер.

Обычно северные олени держаться стадами.  Олени великолепно чувствуют себя среди суровой северной природы.

Их тело покрывает густая и длинная шерсть, защищающая животное от холода.

Зимний мех длинный, особенно на шее, где образуется свисающая вниз грива (подвес). Толстая сердцевина волоса наполнена воздухом, поэтому волос очень легкий, ломкий, но теплый.

На ногах волосы короткие, но прочные (камус).

Олег.

Летом олени линяют, меняют густой и длинный мех на более короткий. Меняется и цвет шерсти. Она становится коричневой или серовато – бурой.

Летом в тундре намного теплее и животному не нужен густой, теплый мех. А цвет меняет потому что, зимой, среди бесконечных снежных просторов белый северный олень незаметен для стаи хищных голодных волков.

Летом, олени почти сливаются с болотными коричневатыми и бурыми кочками. Такая окраска называется защитной.

- Обратите внимание на копыта оленя.

Широкие не по росту копыта северного оленя позволяют ему без особых затруднений передвигаться и по глубокому снегу, и по болоту, практически не проваливаясь. У северных оленей мочка носа у всех покрыта шерстью, зимой спасающей животное от обмораживания, а летом от кровососущих насекомых, столь многочисленных в тундре.

- Скажите, пожалуйста, чем кормится олень?

Валера

Зимой основной корм оленя – ягель, который они добывают из-под снега. Его даже называют оленьим мхом.

Олени — вегетарианцы: они питаются мхом, корой, почками или водными растениями. Летом они угощаются сочными травами, растущими по берегам тундровых рек и озер, белыми пушистыми шариками пушицы, веточками и листьями карликовой березы, ягодами морошки, брусники и грибами.

При случае охотно поедают леммингов, полевок, яйца птиц и другую животную пищу. Очень жадны северные олени к соли, выедают снег с мочой, пьют морскую воду и едят водоросли.

Кирилл.

  Северные олени, единственные у которых рога имеют самки.

Зимой, когда снежный покров особенно высок, оленям трудно добывать себе пищу. Они вынуждены раскапывать снег, иногда на глубину до 70-80 сантиметров, так, что у кормящегося животного поверх снега бывает, видна только спина. Олени теряют на это слишком много сил и худеют. В связи с этим звери предпочитают искать малоснежные места.

В поисках пищи стада оленей кочуют по тундре. Олени хорошо плавают и успешно переплывают большие водные пространства.

Ярослав.

Северные олени – осторожные, чуткие животные. У них хорошее обоняние, приличный слух, но слабое зрение. В стадах они руководствуются поведением вожаков – самцов.

Наибольший урон стадам северных оленей наносят волки. Однако здоровых взрослых, не истощенных оленей волку взять трудно. Кроме того, волки разгоняют стада оленей, чем весьма затрудняют нормальную зимовку.

- Как вы думаете, олень дикое животное или домашнее?

Максим.

Существует два вида оленей: дикие и домашние. Дикие олени сами по себе кочуют по тундре. У них шерсть темной окраски, симметричные, ветвистые рога, которыми они защищаются от нападения врагов. Обыкновенно дикие олени держатся стадами, в которые собирается множество животных. Домашних оленей держат в стадах, за ними присматривает пастух - оленевод.

Оленевод - это человек, который выращивает оленей. Заботится о своем стаде. Защищает их от хищников. Хотя олени круглый год живут под открытым небом, домашний олень требует много забот.

-Дети, что такое тынзей и хорей.

Миша.

 Тынзей - (длинная-предлинная веревка с петлей), при помощи которой, оленевод ловит оленей.

Хорей – пятиметровая палка с наконечником, служащая для понукания оленей упряжки.

- Кто такая важенка?

Виталий.

В мае – июне, у важенки - так называют самку северного оленя, на свет появляются малыши – оленята.

Самка северного оленя, приносит 1 олененка, как редчайшее исключение — 2. На другой день после рождения, а иногда и к концу первого дня олененок уже начинает хорошо бегать. Важенка кормит его молоком до поздней осени, а иногда и до рождения нового олененка. После первой же кормежки, через 5—6 часов, мать хорошо отличает своего детеныша среди многих других в стаде по запаху. Малыш же отличает свою мать по голосу.

-Посмотрите на схему (на слайде показана схема – шкура оленя, на которой подписаны все её части: лобаши, камус, щетка, шкура, копыта), Расскажите об использовании человеком этого животного?

- Для чего используют камус?

Сшить бурки, тапочки, раньше использовали для обивки лыж, для хорошего скольжения; камус гладкий, блестящий, ворс короткий.

-Шкуру для чего используют?

Шьют малицу, паницу, тоборы, покрышки для чума, совики, пастель в чуме – 2 слоя.

- Где применяют лобаши?

Шьют сумки-тучейки, подошва для обуви; ворс короткий , мягкий.

- Для чего используют щетку?

Щетка – межкопытная часть, очень маленькая, поэтому её собирают и сшивают, используют при пошиве на подошву по центру, получается комбинированная подошва: камус и щетка.

- Какую роль играют рога?

Из рогов варят клей, делают пугавицы для упряжки (на морозе не лопаются, не трескаются), ручки для ножей, делают сувениры, в пищу изготавливают костную муку, получают лекарство из вытяжки рогов – пантокрин, как стимулирующее средство при заболевавнии панкреатита – воспаление поджелудочной железы.

_- Где применяют копыта?

Делают игрушки для детей в тундре.

Слушают педагога, отвечают на вопросы.

Всю информацию о северном тундровом олене дети готовят заранее дома.

Просматривают слайды и отвечают на вопросы, обсуждают, анализируют.

Выполняют упражнения.

Фронтальная работа.

Работа группами.

Работа группами.

Работа группами.

Работа группами.

Фронтальная работа.

Личностные: стремятся к приобретению новых знаний.

Познавательные: имеют способность к художественному познанию.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, работают в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Устные ответы.

Творческая практическая деятельность

Практический.

Изображение оленя на фоне северной природы. Выявление красоты северного оленя художественными средствами (гуашь).

Последовательность выполнения творческой работы.

- Давайте рассмотрим оленя (изображение оленя на слайде).

- Какие геометрические фигуры можно использовать при рисовании оленя?

Туловище в виде овала, голова в виде овала, голову с туловищем соединим линиями, ноги – наклонные линии.

- Давайте составим алгоритм действий, т.е. последовательность рисования (последовательность показана на слайде):

1. Рисуем тело в виде овала.

2. Рисуем голову в виде овала чуть подальше туловища, оставляя место для шеи.

3. Соединим голову и туловище плавными линиями.

4. Ноги у северного оленя короткие, верхняя часть ног – это овалы, нижняя часть – наклонные линии, к низу расширяем, образуются копыта.

5. Дорисовываем мелкие части туловища: ухо, глаза, хвост, рога, нос.

- После изображения карандашом, вся дальнейшая работа выполняется не гуашью, не акварелью, а используем нетрадиционную технику – рисование гелиевой ручкой. Работая гелиевой ручкой, вы увидите выразительность, четкость, контрастность в работах. Я думаю, что вы получите большое удовольствие от такой работы.

- Сейчас повторим, с чего будем начинать работу.

- Во время работы наброска карандашом, не прорисовывайте сильно линии, они должны быть чуть заметными, потому что гелиевая ручка плохо рисует по карандашу.

Приступаем к работе.

Составляют план работы над рисунком.

Повторяют последовательность работы над рисунком.

Создают рисунок.

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа.

Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка.

Наблюдение. Выполнение творческой работы.

Итог занятия. Рефлексия.

Выставка работ учащихся, анализ и эстетическая оценка. Обобщающаяся беседа в форме

«слово -ответ».

- Давайте повторим, что нового узнали на уроке. Я показываю слово, а вы говорите значение этого слова.

Слова: ПОДВЕС, КАМУС, ЯГЕЛЬ, ОЛЕНЕВОД, ТЫНЗЕЙ, ХОРЕЙ, ВАЖЕНКА.

- Теперь покажите мне, насколько вам интересен был материал на уроке, при этом вы должны встать и организовать выставку из своих работ.

- Сейчас оцените каждый свою работу.

Рассматривают рисунки, оценивают свою работу. Отвечают на поставленные вопросы.

Фронтальная работа.

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают полученный материал; связывают свои знания об олене с материалом полученным на занятии.

Осознают свои эмоции; адекватно выражают и контролируют их.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Устные ответы.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области