Открытый урок биологии на тему "Размножение растений". 6-й класс
Разделы: Биология
Класс: 6
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:
1. Раскрыть сущность понятия…
2. Расширить представления о…
3. Научиться выделять … размножения.
Задачи урока:
Формируемые УУД:
1. Личностные:
– Развитие высших чувств – эстетических чувств (чувство прекрасного), интеллектуальных чувств (радость познания).
– Формирование чувства сопричастности ответственности человека за благосостояния общества.
2. Регулятивные:
– Целеполагание как постановка учебной задачи.
– Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Оценка – оценивание качества и уровня усвоения.
– Коррекция
3. Познавательные:
– Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать собственные знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
– Логические: подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.
4. Коммуникативные:
– Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
– Развитие инициативного сотрудничества в поиске и обработке информации;
– Умение выражать свои мысли, используя монологическую и диалогическую форму речи.
Оборудование и материалы к уроку:
– для учителя: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран), учебник, презентация (Приложение 1).
– для учащихся: учебник, гербарии, биологические символы, посадочный материал, торфяные горшки, ящички с землей, лейка, перчатки.
Межпредметные связи: история, информатика, русский язык, математика.
Используемая литература:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент (1 мин.) | У: Добрый день дорогие ребята! -С каким настроением пришли на этот урок? (хорошим) - Каким бы вы хотели увидеть наш урок? (интересным) - А какими вы должны быть, чтобы всё было так, как вы хотите? (активными) Девизом нашего урока будут такие слова: Думать Определять Слушать Запоминать Доказывать Применять Оценивать (Слайд № 1) Сегодня вы работаете в группах. Каждая группа имеет свое название: “Земляничка”, “Папоротник”, “Фиалка” и “ Лаборатория”. Проверка домашнего задания!!! | Д: (хорошим) (интересным) (активными) |
Актуализация знаний, определение темы урока “Знаю – Рисунок” (2 мин.) | У: А сейчас посмотрите на слайды, что вы здесь видите? (Слайд № 2) | Д: Цветок один – клумба цветов; на карте два города и много городов и человек с помощью ксерокса размножает рисунок. |
У: Какое понятие (процесс) объединяет эти рисунки? | Д: Размножение. | |
У: Что вы понимаете под размножением? К доске прикрепляется слово РАЗМНОЖЕНИЕ. (слайд № 3). На доске заранее вывешиваются картинки органов растения. | Д: Увеличение чего-либо. | |
У: Что изображено на рисунках? | Д: Органы растений: цветок, корень, плод, побег. | |
У: Зачем эти органы растению нужны? | Д: для роста, питания, размножения. | |
У: При помощи этих органов может, происходит размножение растений. О чем сегодня мы будем говорить? Сформулируйте тему нашего урока (слайд№4) Целью нашего сегодняшнего урока являются: ………………………….(слайд№5) | Д: Размножение растений. (Запишите тему урока в тетрадь) | |
Мотивационный этап “Важность – рисунок” (3 мин.) | У: Ребята скажите, а для чего нам нужно знать, как размножаются растения? Обратим внимание на слайд № 6, что мы видим? | Д: Пшеничное поле, плоды яблони, хлопок, лес. |
У: Зачем нам нужны эти растения? | Д: Пища, одежда, отдых, свежий воздух, | |
У: Человек заинтересован в том, чтобы растений было больше? | Д: Да | |
У: А это и есть результат…… | Д: ... размножения. | |
У: Ребята скажите, по выполняемым функциям какие здесь изображены органы? | Д: вегетативные и генеративные органы. | |
У: За что отвечают генеративные органы? | Д: За половое размножение. | |
У: А за что отвечают вегетативные органы? | Д: За вегетативное размножение – бесполое размножение. | |
У: Молодцы! Вы сейчас сами ответили на следующий вопрос. Сколько способов размножения существует в природе? Ребята меня мучает один вопрос. “Что произойдет с растениями в природе, если они будут размножаться только бесполым способом?! Я думаю, что в конце урока вы мне ответите на этот вопрос (мотивация) | Д: Два: половое и бесполое размножение. | |
Целеполагание, объяснение алгоритма действий “Маршрут – Направление” (3 мин.) | У: Сегодня вы работаете в группах по технологическим картам (Приложение 2). Найдите свои карты и возьмите их в руки (показ технологических карт), а у лаборатории своя инструкция по выполнению работы (Приложение 3). На каждом столе есть, задание к технологической карте (Приложение 4), найдите их. Распределите между собой задания. Следуя, этой карте вы должны, выполнить задания и рассказать о проделанной работе. У: Сейчас посмотрите на технологические карты и сформулируйте свою цель, начиная со слов: Изучить… У: Ребята из “ Лаборатории” рассказывают о своей работе и показывают, что у них получилось. У: В конце урока как итог нашей работы мы с вами должны составить общую схему размножения растений. | Д: Цели: “Земляничка”: изучить бесполое размножение растений (технологическая карта № 1) “Папоротник”: изучить споровое размножение (технологическая карта № 2). “Фиалка”: изучить половое размножение (технологическая карта №3). “Лаборатория” размножить лук в домашних условиях (технологическая карта № 4) |
Самостоятельная практическая работа учащихся “Поиск – Деятельность” (8 мин.) | Сопровождение работы | Распределение заданий. Работа в группах |
Оформление информационного поля “Знания – Ресурсы” (6 мин.) | У: Сейчас представители групп дают свои ответы. Другие группы внимательно сравнивают ответы ребят с эталоном на слайде (слайды № 5-7). Каждый после ответа в листе самооценки (найдите лист самооценки) выставляет себе оценку по критериям которые у вас лежат на столе. Работа 1 группы Работа 2 группы | Ответы учащихся. Трансляция полученных знаний. Сравнение с образцом, исправление. Самооценка. |
Физкультминутка | Для разминки из-за парт поднимаемся на старт! Бег на месте! Веселей! И быстрей, быстрей, быстрей! чтобы плечики размять. раз-два-три-четыре-пять! выше прыгаем все вместе! | |
Работа 3 группы У: Похвалить ребят о проделанной работе. У: О каких способах размножения мы узнали на уроке? | Д: О половом и бесполом размножении (на доске прикрепляются слова бесполое и половое). | |
Оформление знакового поля “Итог – Схема” (4 мин.) | У: Ребята из “Лаборатории” (технологическая карта №4) рассказывают о своей работе и показывают, что у них получилось. У: А сейчас материал урока продемонстрируем в виде схемы (технологическая карта №5). Для этого у вас есть набор инструментов (показать): цветные кружки, клей, бумага формата А3, сделайте общую схему размножения. Цвет имеет значение и очень важное!!! Объясните почему. У: Демонстрация схем, сравнение, выбор правильной схемы и ее размещение на доске. При обнаружении ошибок найти и их исправить. | Все группы выполняют технологическую карту №5 “Земляничка” и “Фиалка” создают схему по половому размножению, а “Папоротник” и “Лаборатория” создают схему бесполого размножения. |
Мотив: однообразие растений, не будет видового разнообразия, а значит и развития (эволюции) растительного мира. Домашнее задание: раскрасить схему размножения растений (Приложение 5) и вклеить в рабочую тетрадь. | Ответ детей: не будет разнообразия, развития растительного мира. | |
Включение в систему знаний “Я применяю” (3 мин.) | Рефлексия: Достигли ли мы поставленной в начале урока цели? Давайте вернемся к девизу нашего урока. Думать Применять Опредеять Опредеять Слушать Слушать Запоминать Запоминать Доказывать Думать Применять Оценивать Оценивать Доказывать Оцените свою работу. Из выделенных букв составьте слово. Все работали очень активно и эффективно. Вы сегодня молодцы поработали все от души! 2. Оценивает работу отдельных обучающихся. Дает комментарии к домашнему заданию Д/з: п. 21, прочитать. Выберите любое растение, опишите все возможные способы его размножения. ТВОРЧЕСКОЕ Составить кроссворд на тему «Размножение растений» У: Помогут ли нам в экономии денег семейного бюджета знания этой темы? Интересно?! Для этого давайте порассуждаем. Скажите, сколько, стоит 1 кг зеленого лука? Обычно продают, его граммами 100 гр. по 20 руб. Вроде и недорого. В день семья из 3 человек съедает по 100 гр. Сколько денег уйдет на лук за 1 месяц и 9 месяцев? 30•20= 600 руб. в месяц, а за 9 месяцев 600•9= 5400 руб. Получается достаточно большая сумма. А ведь он так полезен нашему организму “Лук – от всех недуг”. У: Явная экономия для семьи. Сделать подарок маме к празднику 8 МАРТА вырастить своими руками зеленый лук (слайд №8). Здорово! И на новые ролики будут деньги. У: У кого возникло желание вырастить зеленый лук у себя дома? Слова благодарности за урок. Вы сегодня молодцы поработали все от души! | Рефлексия: Дети поднимают руки и дают свое согласие. |