государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Асбестовская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова,
темно понимает его или совсем не понимает
его настоящего значения и не получило навыка
распоряжаться им свободно в устной и письменной
речи, всегда будет страдать от этого недостатка
при изучении другого предмета».
К.Д. Ушинский
Тема: «Формирование активного словаря у обучающихся с ОВЗ
на уроках русского языка и литературного чтения»
Учитель: Молчанова О.А.
I квалификационная категория
2017 год
Содержание
I Введение. Актуальность проблемы…………………………………………..3
II Теоретическая часть………………………………………………………….5
III Практическая часть………………………………………………………….6
IV Заключение………………………………………………………………….14
V Литература…………………………………………………………..………15
VII Приложение.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Что бы настроиться на работу, давайте выполним очень простое упражнение. У меня в руках клубок ниток, я отмотаю от него начало нитки, нитку оставлю себе, а клубок передам одному из вас, он так же нитку оставит себе, а клубок передаст следующему и т.д…
(Передают клубок)
Мы оказались связанными одной нитью. Поднимите, пожалуйста, руки, в которых находится нить, вверх. Посмотрите на интересный узор, который получился. Распутать такую паутину помогут только совместные действия, взаимопонимание, доверительные отношения и дружба. Я надеюсь, что атмосфера на нашем мероприятии будет именно такой.
(Смотать нить)
Я сегодня для отчёта по теме самообразования выбрала активную форму, поэтому иногда мне будет нужна ваша помощь. Проведу что-то вроде мастер – класса, опыта в проведении такой формы нет, хотя массовые школы довольно давно и активно такую форму используют. Мы к сожалению от них оказались изолированы и не имеем возможности поучиться, увидеть хотя бы несколько примеров проведения мастер – класса.
Начну традиционно с актуальности проблемы моей темы по самообразованию.
Актуальность проблемы.
Одной из актуальных проблем является развитие речи у детей с ЗПР. Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство общения, служит важнейшим инструментом социализации таких детей. Школьник должен иметь достаточный объем пассивного и активного словаря, знать обобщенное, отвлеченное значение слов, обозначающих состояние, оценку, качество, признаки предмета, точно употреблять слова в речи.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Словарь - один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение
словарем является важным условием умственного развития, поскольку усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
В данное время в школу поступают дети с очень скудным словарным
запасом, который ограничивается простейшими бытовыми понятиями. Это
затрудняет общение с ними и их обучение, так как часто дети не понимают
родную речь, обращённую к ним. С этой проблемой мы сталкиваемся каждый раз при новом наборе детей в 1 класс и к сожалению, проведя сравнительный анализ можно сказать, что процент таких детей растёт.
Поэтому важное место в общей системе речевой работы занимает
обогащение словаря, его закрепление и активизация, так как совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов. Расширение запаса слов у детей - одна из важнейших задач воспитания и обучения. Уточнение и расширение словарного запаса играет большую роль в развитии логического мышления: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь.
Важным условием формирования словаря школьника является выбор
эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы.
В этой связи представляется важным исследование особенностей овладения словарным запасом и возможности целенаправленного формирования словаря у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Учитывая актуальность данной проблемы, я определила тему по самообразованию: «Формирование активного словаря у обучающихся с ОВЗ».
Аналитический обзор литературы по теме позволил выявить следующее противоречие в организации и содержании коррекционного обучения по развитию речи:
Сказанное позволяет выдвинуть в качестве актуальной проблемы поиск эффективных, целесообразных методов и приёмов формирования словаря у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Цель работы – доказать эффективность использования целесообразных методов и приёмов для формирования активного словаря детей с
ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения.
С учетом поставленной цели определила следующие задачи:
- провести теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме формирования активного словаря у детей с ОВЗ;
- определить содержание работы по формированию активного словаря у детей с ОВЗ;
- создать банк целесообразных методов и приёмов по формированию активного словаря у учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- проанализировать данные полученные в ходе экспериментальной работы.
Планируемый результат:
Предмет - содержание работы по формированию активного словаря у детей с
ОВЗ на уроках русского языка и литературного чтения с использованием эффективных, целесообразных методов, приёмов и форм.
Объект исследования – наиболее эффективные методы, приёмы и формы как средство формирования активного словаря у детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературного чтения.
II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Недостатки речи школьников изучены очень основательно многими
психологами.
У детей с ОВЗ значительно чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, встречаются различные недостатки речи, что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности и поведении детей с ОВЗ. Нарушения речи затрудняют общение ребенка с окружающими людьми, вызывают у него отрицательные переживания, осложняют процесс обучения и жизнь в обществе, ведут к речевой замкнутости.
Развитие речевой деятельности должно носить системный характер и предполагать сложное взаимодействие ее различных сторон.
Ученики затрудняются выразить в речи имеющиеся знания, ответить на вопросы, самостоятельно построить рассказ (недоразвитие информационной стороны); испытывают большие затруднения в передаче в речи чувств, отношения к предмету (недоразвитие выразительной стороны); не могут с помощью речи побудить слушателей к желаемому говорящим поведению (недоразвитие регулятивной стороны).
Отклонение от нормы имеет место и при усвоении детьми с ОВЗ словарного состава родного языка. Словарь обучающихся младших классов беден. Он состоит преимущественно из имен существительных и глаголов. Среди имен существительных преобладают слова, обозначающие хорошо знакомые детям предметы. Глаголы большей частью бесприставочные. Имена прилагательные занимают незначительное место в общем составе словаря. Они представляют собой малоконкретные характеристики типа «большой, маленький, хороший, плохой». Очень редко встречаются прилагательные, характеризующие личностные свойства и качества человека.
Для речи детей с ОВЗ свойственно существенное преобладание пассивного словаря над активным. Другими словами, они понимают более или менее правильно значительно большее количество слов, чем употребляют.
И одна из существенных проблем – перенести как можно больше пассивных слов в актив.
Проанализировав все факты можно сделать вывод, что словарный запас у детей с ЗПР, характеризуется:
Дети испытывают затруднения:
Для определения уровня сформированности активного словаря я использовала методику обследования активного словаря авторов: Т. Б. Филичева, Н. А. Чавелева, Г. В.Чиркина.
Цель методики: определить запас слов, хранящийся в активной памяти ребёнка.
Ребенку показывают 25 картинок с тематическими циклами («Домашние и дикие животные», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Транспорт», «Обувь».). Ребенок должен показать и назвать, что изображено на картинке.
И методику выявления уровня развития активного словарного запаса. Авторы: О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.
Цель: выявить уровень развития активного словаря.
Таким образом, проведенная диагностическая работа позволила мне не только определить уровень развития активного словаря у детей, но и определить направления моей дальнейшей работы.
Уважаемые педагоги, а сейчас я предлагаю проверить Вам свой словарный запас.
Один из простейших способов проверить используемое вами в речи количество слов – это толковый словарь. Возьмите Толковый словарь Живого великорусского языка под редакцией В.И. Даля и посчитайте сколько в среднем вы находите знакомых слов на одной странице. Если значение слова малознакомо, то не стоит его фиксировать. Далее необходимо умножить это количество на количество страниц, и вы получите примерный результат. Такой способ считается приблизительным, однако его результативность доказана практикой.
Так, если ребенок, идущий в первый класс, владеет двумя тысячами слов, то в последнем это количество уже дорастает пяти тысяч. Тем, кто учится и развивается дальше, словарный запас достигает 10000 слов и более. Тогда большинство из них относятся к пассивному запасу.
Эрудированные люди иногда владеют даже 50000 слов. Но, только малая часть употребляется ежедневно при общении. Остальной лексикон задействуют уже лишь с подобными ему интеллектуалами.
III ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Исходя из результатов диагностики, мне необходимо было определить более эффективные направления по обогащению словаря, условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей с ОВЗ.
Основной базой для достижения этой задачи послужили уроки литературного чтения и русского языка, т.к. большая часть времени для активной речевой деятельности обучающихся отводится именно на данных уроках.
Развивать речь детей — значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
Активизация словаря — одно из важнейших направлений словарной работы на уроках, поэтому моя задача — помочь обучающимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях и т.д. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления.
Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание.
Для активизации словаря я выделила основные этапы работы:
Все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют. Основные источники обогащения и совершенствования словаря — это произведения художественной литературы, тексты учебных книг, речь учителя. Все это — педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка. Но на речь учащихся влияют и источники неправильные (речь родителей, друзей и т.п.).
Все направления словарной работы возможны в начальных классах лишь на практической основе, главным образом с опорой на текст, без теоретических сведений и даже, как правило, без терминов.
В классе всегда бывает хотя бы один человек, который правильно понимает слова и обороты речи. Поэтому необходимо добиваться, чтобы сами школьники сумели объяснить значение слова, что обеспечивает их умственное развитие, воспитывает самостоятельность.
В методике русского языка известно много приемов работы над значениями нового слова. Использование всех приемов обеспечивает разнообразие работы, а также позволяет вводить новое слово наиболее рациональным именно для данного слова способом.
Ну а сейчас я попрошу Вас назвать хотя - бы 3 способа того, как ребёнок или взрослый может узнать значение незнакомого слова.
Я думаю, что у каждого из Вас в жизни, во взрослой уже жизни бывали ситуации, когда вы сталкивались с новыми незнакомыми для вас словами. Тем более, в нашей современной жизни, когда развивается наука и техника, молодёжь говорит современным языком. Так или иначе мы уже не замечаем сами, как новые слова входят в нашу жизнь и переходят из пассивного словаря в активный.
Как раз об этом хочу рассказать небольшую историю, случившуюся со мной. Когда я пополнила свой словарный запас, но далеко не современным словом, а старым словом, которое активно используют наши земляки, но к своему стыду, живя уже более 30 лет на Урале, я его услышала впервые. Случилось мне в этом году летом оказаться в г. Перми, где прогуливаясь, мы заходили в магазины, кафешки. И в одной из них я услышала новое для себя слово, слово смешное, которое вызывает улыбку и наводит на некоторые мысли. И естественно мне захотелось узнать, что оно обозначает. Воспользоваться методами, которые вы сейчас предложили, в тот момент я не могла, словаря Даля в моём чемодане не было, интернет в роуминге. Но из контекста, в котором это слово было произнесено, я примерно понимала, что это такое, но почему оно так называется было не ясно.
Я сейчас Вам предлагаю побыть в той же ситуации и попробовать растолковать значение этого слова, но не использовать данные методы, а прибегнуть к другим. Прежде чем я назову это слово, я попрошу, тех, кто знает значение этого слова помолчать некоторое время. Итак, это слово «посикунчики». Тем, кто с этим словом не знаком я предлагаю ещё 2 варианта: порассуждать, высказать своё мнение или догадаться из контекста о значении этого слова: «В Перми, на своей родине, посикунчики очень популярны», и второй вариант выяснить среди присутствующих кому это слово известно и узнать у них о значении этого слова.
Всего я выделила 10 основных приемов работы над значениями нового слова:
Разнообразие приемов и повышение активности обучающихся в объяснении значений слов - важнейшая задача словарной работы в начальных классах.
С многозначностью слов школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают ее. К пониманию многозначности дети приходят от иносказания (Солнышко спать пошло). Впервые с многозначностью слов дети встречаются в период обучения грамоте, читая тексты «Азбуки». Основой работы над многозначностью в это время является анализ слов из прочитанного текста, разграничение их значения. Но, кроме того, провожу специальные упражнения:
От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые обычно даю им в занимательных, игровых материалах: Несет меня лиса за темные леса.
Упражнения, которые учат детей выделять и усваивать связи слов, способствуют обогащению их словаря. Такие упражнения вырабатывают умения выбирать нужное слово, точно передавать смысл высказывания, понимать оттенки значения, а также развивают речь на основе объективно существующих в лексике связей между словами.
Мною были выбраны следующие направления работы по речевому развитию учащихся:
- работа над развитием речевого аппарата;
- уточнение и обогащение словарного запаса;
- формирование грамматического навыка;
- работа над связной речью;
Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроках я использую:
- игровые приемы;
- занимательный текстовый материал;
- задания, направленные на развитие творческого воображения.
1. Работа над развитием речевого аппарата включает в себя постановку правильного дыхания и развитие правильного звукопроизношения (внятности речи), чему способствуют чистоговорки, скороговорки, артикуляционная зарядка на уроках литературного чтения. Для достижения выразительности речи предлагаю такие задания:
- прочитай шепотом, беззвучно, тихо, громко;
- прочитай с разной интонацией: радостно, грустно, удивленно.
2. С целью уточнения и обогащения словарного запаса обучающихся использую задания следующего характера:
- подбор к слову синонимов и нахождение их в тексте, выяснение сходства и различия в значении;
- подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических пар и выяснение их значений;
- работа над прямым и переносным значением слов:
- работа с пословицами и поговорками;
- работа с фразеологическими оборотами;
- работа со словарями;
- выполнение различных видов творческих работ (составление предложений, пересказ прочитанного с использованием ключевых слов и по картинному плану, рассказы по наблюдениям, по картинам, инсценирования небольших диалогов).
Интеллектуальные игры и задания:
1) Игра в слова: (фрукты, овощи, деревья, мебель и т.д.)
2) «Признак»: ( железо - железный; бумага - …; стекло - …)
3) Подбор антонимов ( мокрый – сухой; ходить - …)
4) Подбор синонимов ( дом – терем – дворец; большой -…)
5) Подбор прилагательных (собака (какая?) большая, лохматая, веселая)
«Что бывает?» (зеленый – помидор, ель, трава, дом; тихий - …; добрый - …)
«Узнавание» (зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная – береза)
6) «Кто что делает?» ( обогащение лексического запаса детей словами-действиями) (учитель … ( учит); кузнец - …)
7) «Сравни»
по вкусу – лимон и мед
по цвету – грушу и сливу
по высоте – куст и дерево
8) «Угадай-ка» (загадки). Как догадались, о чем идет речь?
9) «Уменьшение» ( трава - травка; стул - …; тигр- …)
10) Объясни значение, поменяв одну букву (бочка – точка)
11) Наблюдение над многозначностью слов (коса; ключ; кисть)
Давайте в некоторые игры поиграем и мы с вами:
Следующие упражнения выполняются в письменном или устном виде.
Разбить участников на группы:
Непросто выполнить каждое из упражнений. Зато слова постепенно переходят из пассивного лексикона в активный и происходит его пополнение.
3. Формирование грамматических навыков правильной речи включает:
- предупреждение использования ошибочных словосочетаний в речи;
- правильное употребление слов в предложении, согласовывая в роде, числе и падеже;
- осознанное построение предложений.
Приемы работы:
1) Договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках:
* Лучше нас лесных … (ежей) нет на свете … (сторожей)
* Тишина царит в дремучем …
2) «Найди ошибку»:
* Зимой в саду расцвели яблони.
* В полу лежит красивый ковер.
3) Составление предложений по разным моделям:
* Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко)
4) Распространение предложения
* Ярко светит солнце.
На небе ярко светит солнце.
На небе ярко светит весеннее солнце.
На небе ярко светит и играет весеннее солнце.
5) Изменение порядка слов.
* На пороге сидела и жалобно мяукала кошка.
6) Восстановление деформированного предложения
* лесу, роет, в, лиса, нору
7) Составление предложения по аналогии:
* Песок сыплют, а воду…
8) Составление ответа на вопрос:
* Кто летает? Кто пишет стихи?
9) Добавление придаточных предложений:
* Мы завтра пойдем в лес, если…
10) «Объясни»:
* Собака идет на кухню. Она выпивает молоко у кошки. Кошка недовольна.
( Почему недовольна кошка?)
11) – Согласование существительных и местоимений:
* «Чья вещь?» (мой карандаш, моя книга)
- Согласование глаголов и существительных:
* Река … (шумела)
* Море … (шумело)
* Листья…(шумели)
* Лес… (шумел)
4. Работа над связной речью.
Для этого учу:
- рассуждать (продумывать, аргументировать, выражать отношение к высказываемому);
- выделять главное и второстепенное в объекте, сравнивать, выделяя общее и различное;
- строить логически обоснованное, правильное в языковом отношении высказывание.
При этом важнейшим условием работы является создание специальных коммуникативных ситуаций, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то. Высказывания детей могут быть в форме загадки, рассказа, сказки, воспоминания, непринуждённого разговора и т. д.
Ещё одно упражнение проведём его вместе:
Один из участников достаёт карточку со словом и описывает его, остальные должны это слово отгадать.
С целью обогащения словаря младших школьников лексикой человеческих отношений на уроках русского языка часто провожу минутки доброты. Считаю, что усвоение слов данной тематической группы имеет огромное значение в нравственном воспитании и усвоении правильных норм поведения учащихся. Приведу примеры некоторых заданий:
1. В каждой строчке найди однокоренные слова:
Добрый, чуткий, доброта.
Нежный, ласковый, нежность.
Отзывчивый, душевный, сердечный.
Равнодушие, равнодушный, безразличный.
С любым из этих слов составь предложение.
2. Подбери однокоренные слова к словам уважение, вера, отзывчивый.
В толковом словаре найди значения этих слов и запомни.
1) За что можно уважать человека?
2) Каждый ли человек достоин уважения?
3. Определи, какой частью речи является каждое слово.
Верный, верить, внимание, гостеприимный, доброжелательный, насмехаться, обидеть, добродушный, бессердечность, ненавидеть, любить, дружить, равнодушный, уважение, тревожиться, добрый, честный, правда, сердечный, жестокий, гуманный.
Напиши слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Назови положительные качества человека. Как понимать значение слов равнодушный и добродушный?
4. Подбери прилагательные, противоположные по смыслу. Напиши. Подчеркни орфограммы.
Добрый человек – злой; честный поступок - …; гуманное отношение - …; тактичный ученик - …; свирепый взгляд - …
Слова для справок: равнодушный, лживый, невежливый, добрый.
5. Словарный диктант.
Запиши в первый столбик слова, указывающие на то, какими должны быть люди, во второй столбик слова – какими не должны быть люди.
Добрыми, злыми, лживыми, справедливыми, честными, прилежными, учтивыми, сострадательными, мстительными, терпеливыми, правдивыми, милосердными, гуманными, чуткими, равнодушными, жестокими.
С любым словом устно составь предложение.
6. Сравни значения слова верный в предложениях.
Верный товарищ никогда не оставит в беде. У Маши верный ответ.
Какие слова подходят к первому предложению, какие ко второму: надёжный, преданный, точный, правильный.
7. С какими из приведённых ниже существительных можно сочетать слова жестокий и жёсткий?
Человек, слова, расправа, ветер, мороз, почва, матрац, волосы, рука, поступок, сроки.
8. Спиши, вставляя пропущенные имена прилагательные.
Моя мама.
Я сплю, вижу во сне залитый солнцем луг, бабочек много-много… И слышу, как ко мне прикасается…, … рука матери. Я узнаю её руку. …, … мама берёт меня, прижимает к себе, несёт куда-то, а я плыву, плыву. И мне так радостно, так приятно. Хочется, чтобы эта минута длилась бесконечно.
Слова для справок: тёплая, материнская, нежная, заботливая, ласковая.
9. Напиши слова с противоположным значением и объясни их.
Жестокий - …
Ласковый - …
Равнодушный - …
Внимательный - …
Вежливый - …
10. Спиши, вставляя словосочетание добрые люди. Определи падежи.
Везде нужны (кто?)… . Свет не без (без кого?)… . Пожелать здоровья (кому?)… . Ищу (кого?)… .Свет держится (кем?)… . Приятно говорить о (о ком?)… .
11. Найдите в пословицах близкие по смыслу слова.
1) Скупой глядит – как бы другому не дать, а жадный глядит – как бы у другого отнять.
2) Клевета и ложь – не одно и то ж. Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.
12. Перечислите качества людей, о которых рассказывают пословицы.
1) Моя хата с краю, я ничего не знаю.
2) В чужой лодке всегда больше рыбки.
3) Как собака на сене: сама не ест и другим не даёт.
(Равнодушие, зависть, жадность).
Комплекс методов, приёмов и упражнений в данной работе был подобран мною и адаптирован в соответствии с программой учебных предметов и особенностями детей моего класса.
Данный комплекс упражнений разнообразен и включает все виды, рассмотренные в классификации, что позволяет их использовать не только для закрепления словесных терминов, но и для коррекции различных психических процессов: памяти (зрительной и словесной), внимания, восприятия, логического мышления.
Итак, в данной работе выполнены поставленные задачи:
- проведён теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме формирования активного словаря у детей с ОВЗ
- определено и реализовано содержание работы по формированию активного
словаря у детей с ОВЗ
- разработана система упражнений, методов и приёмов по формированию активного словаря на уроках русского языка и литературного чтения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детям с ЗПР свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные знания, умения и навыки умственной деятельности в другие ситуации.
Поэтому, создание оптимальных условий ведет к реальным возможностям обогащения речи детей, а, следовательно, активизирует словарь младших школьников.
Формирование речевой деятельности – сложный и длительный процесс, требующий долгой и кропотливой работы.
В своей дальнейшей работе я ставлю цели:
- продолжать использовать комплекс заданий по теме;
- создавать на уроках и внеклассных мероприятиях коммуникативные ситуации, направленные на развитие речи школьников;
- работать над развитием письменных форм речи.
- Ну и последний вопрос к Вам: какая технология помогает формировать активный словарь у обучающихся?
Из всего выше приведенного можно сделать вывод, что игры и занимательный материал по русскому языку дают:
- возможность расширить речевой кругозор детей.
- обогатить лексику детей.
- развивать детское внимание, любознательность, логическое мышление.
- стимулировать фантазию детей, а каждому ребенку проявить творческие способности.
Введение элементов игры и занимательности на уроках – это главное орудие начальной школы, которым можно действовать как на умственное, так и на нравственное развитие учащихся, развивать их мысль и любознательность. Предлагаемые мною игры неоднократно проверены на практике. Они обогащают словарный запас детей, формируют речевые умения и навыки, стимулируют положительное отношение к учебному предмету, а главное формируют интерес. Постановка проблем, совместный поиск, игра и сказка – вот те средства, которые помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным.
Литература
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с. - (Коррекционная педагогика)
уроках. // Дефектология. – 1987. - №6 с. 329.
9.Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // М, 2003. - с.27-43.
11.Антипова Ж. Что? Где? Когда?: О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР
12. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития
школьника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития
младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт
национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.
(разговорной) речи //
Ляпидевского. – М.: Просвещение, 1999. – 247 с.
государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Асбестовская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
П Р И Л О Ж Е Н И Е
2017 г
*Обогащение словаря младших школьников.
Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным, в частности, по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. Главная причина недостаточного запаса нравственных представлений и уровня их обобщенности, по мнению психологов, заключается в том, что эта тематическая группа усваивается школьниками стихийно, эмпирически, без руководства со стороны учителя.
Выделение этих слов в особую группу в процессе обучения обусловлено рядом причин лингвистического, методического, дидактического и психологического характера.
Изучение лексики человеческих отношений даст учащимся больше знаний о языке, облегчит усвоение грамматических понятий, окажет благотворное влияние на формирование навыков правописания, повысит интерес к занятиям языком, позволит формировать у детей нравственные представления.
С целью обогащения словаря учащихся данной лексикой можно использовать задания следующего характера:
Указанные задания должны быть комплексными, чтобы заставить ребенка одновременно видеть, думать, сопоставлять, рассуждать.
Необходимо вводить лексику таким образом, чтобы не нарушить логики учебного процесса в целом, логики построения учебника. С этой целью можно предложить учащимся дополнительные задания к упражнениям или в течение 8-10 мин. проводить минутки доброты в начале урока или в конце после достижения основной цели урока по плану учителя.
Прежде чем предложить материал для работы, представим список слов, которые относятся к лексике человеческих отношений. При отборе лексического материала учитывалась степень доступности и употребительности слов. Они принадлежат к числу лексем, с которыми дети так или иначе встречались в речи окружающих, в печатных источниках (в учебниках, художественной литературе, газетах и журналах), в радио- и телепередачах: верность, верный, верить, внимание, внимательный, гостеприимство, гостеприимный, гуманность, гуманный; доброта, добрый, доброжелательность, доброжелательный; доверие, доверчивый, доверять; дружба, дружный, дружить; жестокость, жестокий, ожесточиться; забота, заботливый, заботиться; ласка, ласковый, ласкать; милосердие, милосердный; ненависть, ненавистный, ненавидеть, нежность, нежный, нежить; наивность, наивный; насмешка, насмешливый, насмехаться; отзывчивость, отзывчивый, отзываться; преданность, преданный; простота, простой; равнодушие, равнодушный; тактичность, тактичный; совесть, совестливый; уважение, уважаемый, уважительный; чуткость, чуткий; человечность, человечный; честь, честный; правда, правдивый; ложь, лживый, лгать.
Упражнения, в которых используются слова данной тематической группы.
Мороз, агроном, шофёр, доброта, уважительный, иней, заботится, комбайн, корабль, честный, инженер, равнодушие, ухаживать, внимательный.
Выполните по образцу.
Явления природы: мороз, ... ,
Профессии: агроном, …,
Машины: комбайн, …,
Человеческие отношения: доброта, …,
К слову доброта подберите однокоренные слова. Кого называют равнодушным человеком? Послушайте рассказ.
***
Жила в селе бабушка Арина, такая старая, что никто не помнил, сколько ей лет. У бабушки два соседа оба трактористы. У одного дочь Галя, семиклассница, а у другого дочь Нина, третьеклассница.
Однажды спросила Нина у бабушки:
Дождалась Нина утра, нарвала цветов и несет бабушке. А Галя спрашивает:
Засмеялась Галя и говорит:
Нину поразили слова Гали. Она спросила с удивлением:
( По В.А. Сухомлинскому.)
Что можно сказать о девочках?
Запись в словарики.
Равнодушный — безразличный, безучастный к людям, окружающему.
д . брота об . зательный п . з . ботился
бл . годарность вр . ждебный высм . ять
с . весть н . смешливый оск . рбить
Спишите. Вставьте пропущенные буквы.
Послушайте рассказ.
Верный, верить, внимание, гостеприимный, доброжелательный, насмехаться, обидеть, добродушный, бессердечность, ненавидеть, любить, дружить, равнодушие, уважение, тревожиться, добрый, честь, правда, сердечный, жестокий, гуманный.
Напишите слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Назовите положительные качества человека.
1.Скупой глядит — как бы другому не дать, а жадный глядит — как бы у другого отнять. 2. Клевета и ложь — не одно и то ж. 3.Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.
Чему посвящены эти пословицы?
Кого называют щедрым человеком, а кого скупым? Как люди оценивают щедрость, а как — скупость?
Не помнит зла (кто?) ... . Худо тому месту, где нет (кого?) ... . Поклонись в пояс (кому?) … . Поминай добром (кого?) … . Хорошо иметь дело (с кем?) … . Вспоминай чаще (о ком?) … .
Верный - …, внимательная - …, добрая - …, жестокое - …, равнодушный - …, гостеприимная - …, заботливое - …, нежная - …, ласковое - ….
Напишите словосочетания. Определите род имен существительных.
(Дружеский, дружный) класс; (жестокий, жесткий) человек; (скрытный, скрытый) характер; (обидчивая, обидная) женщина; (радушное, равнодушное) угощение; (гуманная, гуманитарная) помощь.
1.Моя хата с краю, я ничего не знаю.
2.В чужой лодке всегда больше рыбки.
3.Как собака на сене: сама не ест и другим не дает.
(Равнодушие, зависть, жадность).
Отбирая содержание для творческих работ, необходимо активизировать формирование у младших школьников положительного отношения к товарищам, членам семьи, старым людям, умение использовать в своих работах лексику человеческих отношений. С этой целью можно предложить детям следующие упражнения.
Работа по обогащению словаря учащихся лексикой человеческих отношений имеет большое значение для формирования навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи детей, потому что она развивает у школьников разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему, формирует у младших школьников уважительное и заботливое отношения к старикам, близким людям, товарищам.
Особенности проведения словарно-орфографической работы по системе Бакулиной Г.А. - кандидата педагогических наук.
В течение ряда лет система обучения русскому языку в начальных классах Г.А. Бакулиной получает все большее признание среди учителей. Она направлена на повышение качества устной и письменной речи детей, обеспечивает активное включение школьников в постановку, формулировку и решение учебных задач.
Детям дошкольного и младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. Они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают различными лингвистическими конструкциями. Без особого труда у них формируется речевой слух, артикуляция. Однако предрасположенность к языку, сочетание благоприятных внутренних условий для полноценного становления речи - явление временное. Возможность быстрого овладения языковыми формами с годами явно уменьшается. Более тог, если формирование речи по каким-либо причинам вовремя не осуществляется, то ее развитие в последующем крайне затрудняется. Более зрелый мозг и приобретенный жизненный опыт не является стимулирующим фактором в начальном усвоении речи.
Данная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Это достигается путем внесения определенных изменений в содержание и организацию процесса обучения по сравнению с традиционной системой.
Изменение содержания осуществляется за счет:
Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей, дает возможность плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития речевых способностей учащихся.
Более значительные изменения предусматриваются в организации процесса обучения русскому языку. Они связаны с реализацией ряда новых принципов проведения уроков.
К новым принципам, наряду с общепринятыми, относятся следующие:
Рассмотрим приёмы словарно-орфографической работы. Каждый приём имеет свою специфику использований и несёт определенную функциональную нагрузку.
Первый приём — поиск предназначенного для ознакомления слова, связанный с работой по фонетике и повторением изученного учебного материала, осуществляемый на основе точных установок учителя. Например, учитель на доске помещает следующее изображение:
ПФБКТХЕШСРЧЁЩЗЦА
и предлагает детям выполнить задание: «Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной фигуре, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово?» (см. фрагмент урока в приложении).
Этот приём, наряду с формированием лингвистических знаний и умений, обеспечивает увеличение объема и углубление сосредоточенности внимания, его оптимальное распределение, развитие аналитико-синтетического мышления и оперативной памяти.
Второй приём заключается в уменьшении количества конкретных указаний учителя, помогающих определить искомое слово. Например: «Вы прочитаете новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если найдете прямоугольник с его первой буквой и установите последовательность соединения остальных букв искомого слова:
Какое слово вы прочитали, и каким образом вы это осуществили?»
Возможный ответ: « Мы прочитали слово корабль. Начало с прямоугольника, который выделен ярче, чем другие. Он самый маленький. Далее искали прямоугольники более высокие и соединяли буквы, которые в них написаны» (см. конспект урока в приложении).
Третий прием состоит в полном отсутствии указаний учителя, координирующих действия учащихся. Например: «Внимательно посмотрите на данную запись и определите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке: ОЗАБВТЕРАДК.
Какие это слова? Как вы их нашли?» Возможный ответ: «Сегодня мы познакомимся со словами завтрак и обед. Чтобы их определить, надо соединить буквы, над которыми вверху стоят точки. Затем соединить буквы, под которыми внизу поставлены точки».
С помощью второго и третьего приемов продолжается дальнейшее совершенствование интеллектуальных качеств учащихся, развитие которых обеспечивалось использованием первого приема. Вместе с тем уменьшение или отсутствие координирующих установок учителя заставляет детей более напряженно и сосредоточенно мыслить, мобилизовывать свою волю, сообразительность, наблюдательность, развивает их речь. Это диктуется необходимостью во время ответа характеризовать свои действия, связанные с определением слова, так как на поставленный учителем вопрос ( или вопросы) дели должны ответить небольшим, логически построенным рассуждением или умозаключением.
Специфика четвертого приема заключается в применении для определения нового слова разнообразных шифром и кодов с конкретными указаниями учителя и без них. Например:
«Внимательно посмотрите на данный шифр:
1 2 3 4 5 6 7 8
1 А М Н О Р К В У
2 С Г Д Я Л Ч Ц Т
и ключ к нему: 2 — 1 1 — 4 2 — 5 1 — 4 1 — 2 1 — 1.
Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке» (см. фрагмент урока в приложении).
Систематическая работа с символами, кодами, шифрами позволяет формировать абстрактное мышление и, наряду с ним, совершенствовать ряд других качеств интеллекта.
В пятом приеме органически сочетаются самые разнообразные виды деятельности: нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор слова по составу, деление слов на слоги, орфографическая работа и т.д., в процессе которых совершенствуется орфографический навык, осуществляется многоплановая аналитико-синтетическая работа, развиваются объем и сосредоточенность внимания, оперативная память. Например, учитель сообщает: «Что бы узнать слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке, вы должны выполнить несколько заданий по определению каждой буквы искомого слова.
Задание 1. Первая буква искомого слова является согласной в последнем слоге слова комната.
Задание 2. Вторая буква — последняя согласная в корне слова север.
Задание 3. Третья буква — непроверяемая безударная гласная в слове завтрак.
Задание 4. Четвертая буква обозначает первый непарный звонкий твердый согласный звук в слове малина.
Задание 5. С пятой буквы начинается второй слог в слове овес.
Задание 6. Шестая буква является окончанием в слове солома.
Задание 7. Седьмая буква обозначает всегда звонкий мягкий согласный звук, который есть в слове урожай».
В шестом приеме основной акцент делается на развитие оперативной памяти учащихся, их аналитико-синтетических способностей, произвольного внимания. Учащимся дается установка запомнить слова, которые используются во время этапа урока, предшествующего словарно-орфографической работе. К ним ученики возвращаются вновь через 4-5 минут. Учитель предлагает задание: «Слово, с которым вы познакомитесь на уроке, вам надо составить самостоятельно. Для этого вспомните слова, которые были задействованы во время повторения изученного в порядке их записи на доске, и сложите их первые буквы» (см.фрагмент урока в приложении)
Определение лексического значения слова осуществляется как и на первом году обучения, путем совместного поиска-рассуждения, в котором в равной степени принимают участие учащиеся и учитель. Однако на втором году обучения эта часть работы со словом из словарика переводится на более высокий теоретический уровень. Учащиеся знакомятся с необходимыми для этого терминами: видовое понятие, родовое понятие, существенные признаки предметов. Используя их в процессе рассуждения, учащиеся самостоятельно формулируют определение предмета, обозначенного новым словом. Так, при ознакомлении со словом береза рассуждение может быть следующим.
У. Подберите родовое понятие к слову береза.
Д. Береза — это дерево.
У. Но ель, сосна — тоже деревья. Чем они отличаются?
Д. Береза — это лиственное дерево, а ель и сосна — хвойные.
У. Верно. Сформулируйте теперь правильно родовое понятие к слову береза.
Д. Береза — это лиственное дерево.
У. Назовите его существенные признаки.
Д. У березы белая кора и листья в виде сердечка.
У. Что же обозначает слово береза?
Д. Береза — это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка.
В процессе такого рассуждения у учащихся формируется понятийный аппарат. Они овладевают сложнейшими мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Существенным моментом в словарно-орфографической работе на данном этапе обучения является более широкое использование этимологических справок. Они даются учителем после формулирования лексического значения слова в виде небольшого сообщения. Этимологическая справка при изучении слова береза может иметь такой вид: «Береза растет в России с незапамятных времен. От цвета коры получила она свое имя, которое обозначает «белый», «светлый». Береза на Руси — самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. Березовой Новый год существовал до 1343 года. Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня. Ее изображение не сохранилось. Однако некоторые историки считают, что оно имело вид священного белого дерева — русской березы».
Работа такого рода повышает интерес не только к изучаемому слову, но и к языку в целом. Она углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии, позволяет комплексно подойти к ознакомлению с ним, увидеть слово с самых разных сторон.
Введение нового слова в активный словарь детей осуществляется на более высоком уровне их познавательной активности. Он обеспечивается путем реализации нескольких вариантов такого рода деятельности:
Если на первом году обучения таковых было не более трех, то на втором году вводится за один раз от трех и долее.
На втором году обучения предлагается три новых способа введения новых слов в активный словарь учащихся:
Подход первый предусматривает сравнение нескольких близких по смыслу слов с целью нахождения общего начала и исключение одного из них по какому-либо признаку, отличающему его от всех остальных, а также составление предложений, в которых одновременно отражается общее и различное в сравниваемых понятиях в указанной последовательности.
Так, после ознакомления со словом метро учитель предлагает сопоставить его со словами трамвай и трактор. Возможные ответы детей: Трамвай и метро — это городской транспорт, а трактор больше используется в сельском хозяйстве.
Метро и трамвай предназначены для перевозки людей, а трактор — для перевозки грузов.
Трамвай и трактор — наземный транспорт, а метро — подземный.
Мотор в трамвае и поезде метро работает от электричества, а в тракторе — от топлива.
Трамвай и поезд метро передвигаются по рельсам, а трактор — по обычной дороге.
Подход второй реализуется посредством сравнения слов, обозначающих понятия одной родовой принадлежности и последовательного составления сначала предложений, в которых отражаются только общие признаки всех указанных учителем слов, а затем предложений, в каждом из которых общие свойства противопоставляются отличительным. После ознакомления со словами капуста, картофель, огурцы, помидоры учащиеся могут составить такой последовательный рад предложений:
Капуста, картофель, огурцы, помидоры — это овощи,
Капуста, картофель, огурцы, помидоры — это овощи, привезенные в Россию из других стран,
В капусте, картофеле, помидорах, огурцах много полезных для здоровья человека веществ.
Второй способ введения новых слов в активный словарь детей (оперирование словами, не связанными собой по смыслу) также вариативен и направлен на развитие разнообразных интеллектуальных качеств, особенно различных видов внимания, памяти, речевых способностей.
Он может осуществляться посредством составления учащимися предложений, включающих в себя только что изученное словарное слово и слова из словарика, использованные на предыдущем этапе урока (во время повторения изученного материала, минутки чистописаний и т.д.). Последние вводятся детьми в любом количестве и порядке, но обязательно по памяти. Например, на словарно-орфографической работе учащиеся познакомились со словом трамвай, а во время повторения изученного были задействованы слова квартира, комната, малина, солома, овес.
Возможные ответы учащихся:
Трамвай остановился недалеко от нашей квартиры.
Трамвай внутри похож на продолговатую комнату квартиры.
Возле трамвая разбросана солома, рассыпан овес.
Варенье из малины везли в трамвае.
Водитель взял завтрак в трамвай.
В данном случае развиваются устойчивость, сосредоточенность и объем внимания, оперативная память, речь и творческое воображение учащихся.
Работа по введению новых слов в активный словарь детей на основе фольклорного материала является логическим продолжением аналогичной деятельности на первом году обучения. На втором году расширяются ее объем, разнообразие осуществляемых на базе фольклорного материала интеллектуальных операций, повышается самостоятельность учащихся в определении смысла пословиц, поговорок и значений фразеологических оборотов. Для заданий, связанных с самостоятельным определением сути пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, первоначально используются две-три фольклорные единицы, постепенно их количество увеличивается. Например, при ознакомлении со словом огород учитель предлагает детям определить значение двух фразеологических оборотов: огород городить; в огороде бузина, а в Киеве — дядька.
Используется фольклорный материал как дополнительный источник для определения качеств предмета, обозначенного изучаемым словом из словарика. Например, при знакомстве со словом овес учитель предлагает прочитать детям рад пословиц и определить, о каких новых качествах этого растения в них идет речь:
Сей овес в грязь, будешь князь.
Овес любит хоть в воду, но в пору.
Сей овес, когда босая нога на пашне зябнет.
Овес и сквозь лапоть прорастет.
На базе пословиц, поговорок, фразеологических оборотов осуществляется многоплановая аналитико-синтетическая работа. Во-первых, это деятельность по разграничению пословиц, поговорок, фразеологических оборотов как фольклорных единиц. Например, при ознакомлении со словом яблоко учитель предлагает детям такое задание: «Прочитайте написанное, на доске в такой последовательности: а) фразеологические обороты; б) пословицы. Определите их смысл.
Яблоку негде упасть; яблоко от яблоньки недалеко падает; конь в яблоках; яблоко раздора; как румяное яблоко».
Во-вторых, это деятельность по выявлению фольклорных единиц с определенным смыслом или значением. Так, при знакомстве со словом топор учитель предлагает прочитать ряд пословиц и фразеологических оборотов и выделить из них те, в которых идет речь о доброте человеческой:
За комаром не ходят с топором.
Хоть топор вешай.
Дал топор, дай и топорище.
Сказал, как топором отрубил.
Что написано пером, того не вырубишь топором.
Как тонет, топор сулит, вытащишь — и топорища жаль.
Топор острее, так и дело спорее.
Топор одевает, топор обувает.
Не топор тешет, а плотник.
В-третьих, это деятельность по выявлению общего смысла предложенных фольклорных единиц. Например, при ознакомлении со словом ягода учитель просит определить, можно ли данные пословицы объединить в одну группу и по какому признаку:
Гриб не хлеб, а ягода не трава.
С одной ягоды сыт не будешь.
Ягоду не видел сорок два года, а хоть бы и век, так нужды нет.
Обстоятельно организованная, продуманная систематическая словарно-орфографическая работа такого плана является эффективным средством интенсивного развития интеллектуальных качеств ребенка и базой для успешного проведения последующих этапов русского языка.
Работа с синонимами, антонимами, омонимами и многозначными словами.
*Синонимы.
Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой.
Русский язык очень богат синонимами. Так, в «Словаре синонимов русского языка» З.Е. Александровой к прилагательному глупый дано 37 синонимов, с глаголу сказать — 30, к существительному лицо — 16, к наречию всегда — 35 синонимов и синонимических оборотов речи. Конечно, не все эти синонимы должны быть усвоены учащимися начальных классов.
Синонимы — это слова, по-разному называющие одно и то же понятие. Они различаются по эмоционально-экспрессивной окраске и по сферам употребления.
Основной задачей словарной работы в начальных классах является обогащение активного словаря детей. В этом смысле значение синонимии огромно. Синонимия в языке свидетельствует о богатстве и выразительных возможностях данного языка. М.Р. Львов справедливо отмечает, что , «чем больше в словаре синонимов, тем богаче выразительные возможности как данного языка в целом, так и каждого его носителя». Синонимические средства языка позволяют точно и образно выразить мысль. Упражнения над синонимами расширяют и уточняют словарь учеников, способствуют точному выражению мысли, предупреждают повторение одного и того же слова.
Психологией доказано, что «наиболее восприимчивым и благоприятным возрастом в отношении языкового развития является младший школьный возраст». Исходя из этого, работу над синонимами следует целенаправленно и систематически проводить в начальных классах.
В начальных классах не дается никаких теоретических сведений о синонимах. Система практических упражнений по синонимам складывается из следующих элементов:
а) обнаружение в читаемых текстах слов, близких по значению; объяснение оттенков этих слов;
б) подбор близких по значению слов к данному, объяснение различий в значениях этих слов;
в) упражнения на употребление синонимов в речи.
Работа над синонимами начинается с I класса. Учебники начальной школы содержат большой материал для нее.
Для работы над синонимами не обязательно искать в тексте их группу, можно подыскивать синонимы самостоятельно.
Приведем основные типы упражнений с синонимами, которые применяются на уроках русского языка в начальных классах.
а) Выбор и группировка слов, близких по значению. В упражнении даны слова какой-то одной части речи (предположим, глаголы). Задание состоит в том, чтобы из этого списка слов выбрать две группы близких по смыслу глаголов; иногда дается 1-2 лишних (т.е. конфликтных) слова, например: бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит. Одна группа синонимов: бежит, мчится, несется; вторая группа: смотрит, глядит, глаз не сводит; конфликтное слово спит.
В зависимости от уровня подготовленности детей упражнение может облегчаться или усложняться. Так, для усложнения могут быть даны не два, а три синонимических ряда, введено 2-3 конфликтных слова, могут быть даны разные части речи и пр.
б) Расположение синонимов по возрастающей убывающей или убывающей степени какого-то признака (градация синонимов). Школьникам даются группы синонимов: огромный, гигантский, большой; маленький, крохотный.
Дети составляют ряды по возрастанию размеров: крохотный — маленький, большой — огромный — гигантский.
С этими словами составляются предложения, например: В траве копошатся маленькие кузнечики, крохотные жучки, букашки. В горах то и дело встречаются большие камни, огромные глыбы, гигантские утесы.
в) Подбор синонимов к данному слову. Даются слова, например: смешной (при изучении прилагательных), работать (при изучении глаголов), метель ( при изучении имен существительных).
Дети подбирают: смешной — забавный, потешный; работать — трудиться; метель — вьюга, буран, пурга.
Если необходимо, то составляются с каждым из них предложения, которые помогают понять значение синонима, его оттенки.
г) Замена синонима в предложении. Цель такого упражнения состоит в выборе более точного, более удачного слова. Приводим пример таких упражнений. Замена, выбор слова производится устно.
Детей чрезвычайно заинтересовывает такая работа. Замена синонимов в предложении обычно практикуется в процессе подготовки к рассказу или к письменному сочинению.
д) Выбор одного из данных близких по смыслу слов.
Дети обосновывают выбор синонима, например: «Лучше всего сказать: «Наступило жаркое лето». Можно и знойное, так говорят, если дождей нет, очень сухо. «Горячее лето» - так не говорят. А «теплое лето» - это неправильно, можно сказать весна теплая, а лето жаркое». (Приведено объяснение первоклассника).
Главная цель всего лексического упражнения — использование слов в собственной речи. Как используют учащиеся в своей речи синонимы? Опыт и специальная проверка показывают, что дети неплохо овладевают синонимами, если их систематически тренировать в этом на уроках.
Имена прилагательные по своим выразительным качествам не могут сравниться ни с одной частью речи. На значение обогащения словаря ребенка именами прилагательными указывал Н.С. Рождественский. Он писал: «Обогащение словаря ребенка прилагательными имеет важное значение потому, что с их помощью ребенок выделяет в предметах, лицах и явлениях те качества, которые осмысливаются им как наиболее важные для него по своей жизненной значимости в связи с его интересами и потребностями».
А М.Р. Львов отмечает, что «имена прилагательные в речи младших школьников занимают незначительное место, но их использование от класса к классу быстро растет: в первом классе — не более 2%, в третьем — 6% всего числа словоупотреблений, в пятом — 8% и в последующих — до 9%».
Испытанным средством активного обогащения словаря учащихся можно назвать работу с синонимами. Рассмотрим некоторые приемы ознакомления с синонимами в процессе выполнения заданий учебника.
Задание 1: Прочитайте. Разберите предложения (укажите главные и второстепенные члены предложения). Выпишите прилагательные и существительные, с которыми они связаны.
Жаворонок.
На солнце темный лес зардел.
В долине пар белеет тонкий.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
(В. Жуковский)
Можно усложнить задание, которое в большей степени будет способствовать развитию речи детей. Например, к выписанным прилагательным подобрать слова, близкие по смыслу, попутно объясняя значения прилагательных, объяснить детям, что автор использовал именно эти прилагательные, чтобы передать в стихотворении красоту родного края, что замена данных прилагательных синонимичными испортит текст, такая замена авторского текста не будет полноценной, еще раз показать ученикам удачность авторского выбора:
темный лес - …
тонкий пар - …
раннюю песню - …
звонкий жаворонок - …
Слова для справок: легкий, изящный; сумрачный, мрачный; серебристый, голосистый; первый, весенний.
Задание 2: «К данным прилагательным напишите прилагательные противоположного значения. Выделите окончания». Прилагательные даны в два столбика. А поскольку дети подбирают антонимы легче, чем синонимы, можно добавить еще задание: «К словам левого столбика подберите слова, близкие по значению, данные в «Словах для справок»:
старый - … узкая - …
веселый - … длинная - …
прилежный - … белое - …
тяжёлая - … сладкое - …
храбрая - … далёкое - …
Слова для справок: оживлённый, радостный, смешной; грузная; старательный; смелая; дряхлый, древний, ветхий.
Здесь же можно дать задание, связанное с лексической сочетаемостью прилагательного с существительным. Например, укажите, какие из прилагательных могут сочетаться с существительными, помещенными в скобках:
старый, дряхлый, древний, ветхий (человек, обувь, город, избушка).
Такая работа полезна для выбора слов с наиболее подходящим значением. Упражнения такого характера приводят к тому, что подбор синонимов при изложении не вызывает у учащихся серьезных затруднений.
Задания на подбор слов, близких по значению, могут сопровождать почти все упражнения учебника. Если учитель творчески подойдет к работе, то можно разнообразить однотипные задания учебника.
«Замените выделенное слово другим словом, близким по смыслу». Вот текст упражнения:
Робкая Чирика не успела остановить Чика (Боязливая, несмелая, трусливая, маленькая, грустная).
Воробей сорвался с ветки и помчался к большой рябине с дуплом (К крупной, к огромной, к громадной, к обширной, к ветвистой, к пушистой).
Упражнения такого типа учат детей быть внимательными к слову, развивают языковое чутье.
Имена прилагательные — это многозначные слова. Эту их особенность можно показать ученикам на упражнении с синонимами. Необходимо учитывать значения прилагательных в сочетании с существительными:
мелкий (почерк, дождь, интересы)
мягкий (пирог, свет, характер, вода)
лёгкий (сверток, задача, ветерок)
твердый (камень, характер)
Учитель вместе с детьми выясняет значение прилагательного в каждом конкретном случае. Для этого учитель использует любой толковый словарь (например, С.И. Ожегова) и выписывает для себя значения тех прилагательных, над которыми дети будут работать. Словарь помогает учителю установить общее между синонимами, их различные оттенки, обратить внимание на синонимы, имеющие разную лексическую сочетаемость.
Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по синонимии развивает у детей внимание и интерес к слову, делает их речь более точной и выразительной, формирует у них чувство языка, активизирует их умственную деятельность.
*Антонимы
Антонимы — слова с противоположным значением. Они используются в речи для контраста, для построения антитезы.
Контрастные картины, поставленные рядом, всегда воспринимаются ярче. Резкий переход от света к тени, от веселья к печали затрагивает чувства читателя, слушателя. Не случайно так часто антонимы используются в пословицах (Земелька черная, а хлеб белый родит; Человек от лени болеет, от труда здоровеет), а народные сказки, как правило, построены на противопоставлении добра и зла, красоты и безобразия, любви и ненависти, правды и лжи.
Работа над антонимами, как и над синонимами, начинается в I классе и, усложняясь, проводится постоянно главным образом в связи с читаемыми текстами и с некоторыми грамматическими темами, без изучения теории.
На уроках русского языка в связи с изучением частей речи детям задаются следующие упражнения с антонимами:
а) Группировка антонимов по парам. Дается список слов (например, имен прилагательных), которые могут образовывать антонимические пары. Могут быть включены «конфликтные» слова. Задание: выписать пары слов с противоположным значением.
Холодный, белый, сладкий, горячий, молодой, горький, синий, черный, старый, острый, тупой.
Упражнение могут быть осложнено составлением предложений с антонимами. Вот примеры, составленные второклассниками: Снег уже тает, на белом поле появляются черные проталины. Старые волки обучают молодых волчат охотиться.
б) Подбор антонимов к данным словам. Упражнения даются в связи с изучением имен существительных, прилагательных, глаголов и наречий, орфографических тем.
тьма - … зима - … юг - …
твердый - … мокрый - … смелый - …
пустой - … гладкий - … правдивый - …
поднять - … взять - … расширяется - …
В целях активизации работы над антонимами следует предложить учащимся составить с ними предложения или хотя бы словосочетания. Полезно также находить антонимы в пословицах, поговорках, в текстах произведений художественной литературы, грамматических упражнений, математических задач.
в) Замена антонимов в предложении.
Данные предложения.
Перестроенные предложения:
Полный колос тяжел, он к земле гнется. (III класс)
Наступило жаркое, цветущее лето. (II класс)
Зимой поздно рассветает. (II класс)
Черепаха ходит медленно. (III класс)
Осенью птицы летят с севера на юг.
Замена антонима в предложении требует его перестройки, добавления или замены некоторых слов. При этом нередко приходится использовать еще одну или даже две антонимические пары. В этом состоит развивающая цель упражнения.
г) Дополнение начатого предложения словами с противоположным значением (антонимами). Например:
Начало предложений: Дополнения:
а в уютном беличьем домике... . тепло и спокойно
огромные дубы, и высокие сосны,
и кустарники, и … . крохотные кустики брусники
3. На юге нашей страны уже
цветут сады, … . на севере еще свищут метели
зимой же … . они уменьшаются
еще светло, но … . в лесу уже сумрачно
Каждый ученик может дать собственное продолжение начатого предложения, внести творческие дополнения, но во второй части предложения необходимо использовать антоним.
д) Подбор антонимов к словам, выступающим в разных значениях.
Например: Земля — планета, земля — суша (антоним — вода), земля — почва и родная земля — Родина (антоним — чужбина).
Подбор различных антонимов к разным вариантам значения многозначного слова не только расширяет представления школьников о таком важном явлении, как многозначность слова, но и уточняет каждое значение этого слова.
Многозначность слов обнаруживается в словосочетаниях. Учащиеся должны подобрать сочетания по образцам с противоположными значениями, например:
свежий хлеб - черствый хлеб
свежий ветер - теплый ветер
свежие яблоки - сушеные яблоки
старый дом - новый дом
старый человек - молодой человек
Данное упражнение рассчитано на III класс, но отдельные задания такого типа применяются во II и даже в I классе.
е) Подбор синонимических групп антонимов. Нередко говорящий или пишущий использует рядом 2-3 синонима и достигает таким образом большей выразительности речи.
Люблю березу русскую.
То светлую, то грустную...
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
(А. Прокофьев)
Здесь два синонимических ряда ясную, кипучую и грустную, плакучую противопоставлены между собой, т.е. являются антонимами. Дети с интересом составляют подобные же противопоставленные ряды: Солнце яркое, жгучее; луна … (бледная, холодная). В лесу тихо, спокойно; в лесу … (шумно, тревожно).
Как и в других словарных упражнениях, в данном случае желательна активизация подобранных антонимических групп, т.е. составление предложений с ними.
Основная цель упражнения с антонимами — использование их в устной и письменной речи. Конечно, антонимы употребляются учащимися нечасто, применение их зависит от содержания высказывания. Однако умение вводить антонимы в свою речь должно служить одним из критериев оценки речевого развития школьников.
*Омонимы и многозначные слова.
На протяжении всего начального обучения систематически проводится словарная (лексическая) работа по выявлению значений слов. Эта работа не только имеет практическую направленность, но и подкрепляется теоретическими сведениями по лексике. Учащиеся узнают, что слово может иметь несколько значений (многозначность), слова могут быть близкими (синонимы) или противоположными (антонимы) по смыслу.
С многозначностью слов (полисемией) школьники сталкиваются постоянно, но далеко не всегда осознают ее. К пониманию многозначности они приходят от иносказания, от переносного значения слов. Однако на первых порах наличие у слова нескольких значений поражает ребенка. Нередко можно услышать такой, например, вопрос: «Почему ты говоришь: часы стоят, они не стоят, а висят на стене».
Программа по русскому языку уделяет большое внимание развитию речи учащихся. Одним из направлений развития речи является обогащение словарного запаса. В связи с этим большой интерес представляет работа над многозначностью слова. Обычно в методической литературе, в практической работе учителей обогащение словаря учащихся велось за счет количественного накопления новых слов, значения которых должны были усвоить ученики. В настоящее время в связи с возросшими требованиями к культуре речи учащихся необходимо работать не только над количественным, но и над качественным обогащением словарного запаса школьников. Эта работа должна пойти не по пути накопления новых лексических единиц, а в направлении раскрытия и усвоения многозначности уже известных слов.
Проблема изучения многозначности слова рассматривается в методической литературе в нескольких аспектах:
Многочисленные ошибки учащихся, связанные с использованием в речи многозначных слов, свидетельствуют о необходимости серьезной и систематической работы над многозначностью и — шире — над значением слова вообще. Школьники не знают, а часто не умеют использовать различные значения полисемантичных слов, очень распространенными являются и ошибки, связанные с употреблением в речи слов с переносным значением. Их типы очень многообразны и не сводятся только к употреблению слова в несвойственном ему значении. Общие элементы смысловых ошибок учащихся выделены в статье Д.И. Арбатского «Ошибки в толковании значений слов и пути их устранения». В ней содержится также на наш взгляд, очень существенная мысль, которую необходимо учесть при работе над многозначностью слова: для разграничения значений слова решающую роль играет контекст, конкретное словоупотребление.
Но немалое значение имеют и семантические определения, поэтому при изучении многозначности необходимы и упражнения, направленные на анализ определений различных значений в толковом словаре, а также упражнения на самостоятельное нахождение различий между значениями одного слова. Ошибки учащихся часто исходят и из незнания способов толкования лексического значения слова, неумения строить семантические определения — один из элементов развития речи учащихся.
От многозначности школьники переходят к ОМОНИМАМ. Теоретический материал по омонимам и многозначности в начальной школе не дается, поэтому задача учителя — познакомить младших школьников в практическом плане с этими лексическими понятиями (без сообщения терминов). Для правильной организации работы с омонимами и многозначными словами необходимо четко разграничивать данные языковые явления, следует вспомнить, что «омонимами называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению».
Омонимы обычно даются в игровых материалах в занимательных примерах:
Не хочет косой косить косой,
Говорит: «Коси, коса». (Скороговорка)
Какой город летает? (Город Орел) (Загадка)
Дружные сестрички.
Нет, еще — со шляпой...
(А. Шибаев)
Неодинаковость лексических значений сказывается и на различных возможностях словообразования. Так, от слова КОСА в значении «сельскохозяйственное орудие» нельзя образовать слово уменьшительным — ЧК, но КОСА (прическа) — КОСИЧКА. Таким образом, возможности функционирования омонимов в речи разные, они обусловлены лексическим значением слов.
Определим задачи работы со словами — омонимами на уроках обучения грамоте:
а) уточнить лексическое значение омонимных слов;
б) установить возможности словообразования, провести пропедевтические наблюдения за составом слов;
в) определить сочетаемость слов-омонимов с другими словами;
г) показать функционирование слов в связной речи (рассказ учителя, самостоятельное составление рассказов по наблюдениям, по картинке).
Исходя их поставленных задач, определяются наиболее целесообразные приемы работы, подбирается дополнительный языковый материал для наблюдений.
Анализ слов-омонимов можно начать с отгадывания загадки:
Щука ныряет, трава прилегает. (Коса)
Рассмотрим предметную картину, дети могут ответить на вопрос о том, из каких частей состоит коса (железный нож и деревянная рукоятка с небольшой перекладиной), какой формы каждая часть инструмента (железный нож длинный, изогнутый, деревянная рукоятка длинная, прямая, с перекладиной для руки), для чего нужна коса (для срезания травы).
Предлагаем детям такую загадку: «Красная девица сидит в темнице, а коса на улице». Анализируя содержание загадки, особое внимание уделяется слову КОСА, которое сходно по звукобуквенному составу с первым словом КОСА. Однако, ученики уже установили различие в значениях этих слов.
Следующая ступенька работы — осмысление возможностей словообразования. Дети читают рассказ и озаглавливают его «СЕНОКОС». В родственных словах сенокос, косит, коса, косилка и слух выделяется общая часть — КОС — (аналогично в словах КОСА (прическа) — косичка). Полезны упражнения по составлению предложений со словами — омонимами, а также определение их значений в подобранных словосочетаниях: острая коса, заплести косу, наточить косу, толстая коса.
В русском языке есть еще слова КОСА, значение которого толкуется так: узкая полоска земли. Дополняя ряд омонимов лучше предложить ученикам картинку и попросить составить по ней предложения. (Коса протянулась далеко в море. Мальчики рыбачили с косы).
В нашем языке одним и тем же словом могут называться разные предметы, признаки, действия. Например, словом «КИСТЬ» мы называем пучок волос на рукоятке для нанесения краски (малярная кисть), пучок ниток или шнурков, употребляемый для упражнений (пояс с кистями), плоды на стебле кустарника (виноградная кисть). Между данными предметами имеется сходство по форме. Младшими школьниками с помощью учителя устанавливается это сходство.
Усвоение многозначности слов способствует пониманию иносказательных оборотов речи, художественных образов, фразеологических единиц.
Приемы работы по обогащению фразеологического запаса младших школьников.
Понимание фразеологизмов (крылатых слов) при чтении художественной литературы, газет, при просмотре фильмов, употребление их в устной и письменной речи является показателем уровня владения родным языком. Фразеологизмы составляют национальное богатство языка, точно, метко и очень образно характеризуют или называют все стороны окружающей действительности. Помочь овладеть этим богатством хотя бы частично — задача школы.
Проблема усвоения фразеологизмов учащимися начальной школы на уроках родного языка не нашла еще должного решения: не разработаны принципы отбора фразеологического материала, нет выверенного списка фразеологизмов, рекомендованных для усвоения младшими школьниками.
Опираясь на опыт работы в школе, данные экспериментального обучения, при отборе фразеологизмов для усвоения в начальной школе мы руководствовались следующими критериями: 1) доступность фразеологизмов пониманию детьми младшего школьного возраста; 2) фразеологизмы должны привить детям этические нормы, формировать мировоззрение; 3) высокая употребительность фразеологизмов в различных жизненных ситуациях; 4) учет сферы их употребления (не водились фразеологизмы из жаргонной речи, исторической и публицистической литературы и др.); 5) соответствие фонетических, лексических, синтаксических особенностей фразеологизмов тому грамматическому материалу, который изучается в начальной школе.
Приведем некоторые рекомендации и типы упражнений, направленные на осознание фразеологизмов и актуализацию их в речевой практике.
В русском языке есть сочетания слов, которые нельзя разрывать, они имеют одно целостное значение. Например, нужно сказать, что мы очень рано встали. Для этого мы используем выражение чуть свет. Такое выражение называется фразеологизмом. (От учащихся запоминание термина не требуется, им пользуется учитель). Фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запоминать. Чем больше вы их будете знать, тем точнее и красочнее сможете выразить свою мысль.
Большинство фразеологизмов употребляется в переносном значении. Так, в Древней Руси сочетание слов бить баклуши означало разбивать обрубок дерева на мелкие части — баклуши, из которых потом делали ложки, т.е. делать очень простую, легкую работу. В настоящее время выражение бить баклуши означает бездельничать.
Наиболее эффективный прием ознакомления с фразеологизмом — это осознание его значения в контексте.
Дружнее этих двух ребят Ежатки — детки хоть
На свете не найдешь. куда, и что же тут дивиться?
О них обычно говорят: Ведь мама держит их
Водой не разольешь. всегда в ежовых рукавицах.
Мы долго спорили, Не знал, куда глаза девать.
Доказывали друг другу и, наконец,... Бить тревогу
Ручеек высох, деревья засохли, Находить общий язык.
И люди...
Мне было стыдно за тебя, я...
Замените выражение одним словом.
На ветках сухой макушки старой сосны друг против друга, помахивая хвостиками, сидели две птички. Они вели какой-то, только им понятный, сердечный разговор. И вдруг, заметив меня, одна птичка камнем упала с макушки, за ней — другая.
Они улетели в более укромное место. Подальше от посторонних глаз: третий лишний.
Из березовой рощи вновь раздался их птичий разговор. (Б.Павлов)
Помог ли вам этот текст понять выражение третий лишний?
Озаглавьте текст.
Покажем методику использования упражнений такого типа на уроке. Так при обобщении знаний учащихся о существительном учитель говорит:
Чтобы усвоение фразеологизмов не ограничилось только ознакомлением с их значением, необходима систематическая речевая деятельность, направленная на употребление этих выражений на уровне словосочетания, предложения, текста.
Наиболее распространенными фразеологическими упражнениями являются те, которые связаны с уточнением лексического и грамматического значения выражений.
золотые руки с глазу на глаз
закрывать глаза смотреть сквозь пальцы
плечом к плечу мастер на все руки
одним словом лодыря гонять
бить баклуши кот наплакал
один на один бок о бок
капля в море короче говоря
брать себя в руки спустя рукава
заварить кашу выходить из себя
первым делом расхлёбывать кашу
в лучшем случае на худой конец в последнюю очередь
3. Замените словосочетания выражениями:
привлекать внимание душа в душу
очень дружно сбиться с ног
сильно устать ни жив ни мёртв
круглые сутки ломать голову
сильно перепуган ни днём ни ночью
усиленно думать зеленая улица
глубоко волновать задевать за живое
свободный путь бросаться в глаза
Капля в море (мало), в темпе (быстро), без сучка и задоринки (хорошо), день за днем (постепенно), как снег на голову (неожиданно), в одну минуту (быстро), всей душой (сильно), всё время (постоянно), как зеницу ока (заботливо), как дома (свободно), как по маслу (легко), рука об руку (вместе), на скорую руку (быстро), битый час (долго), шаг за шагом (постепенно).
Закрывать(открывать) глаза, тратить(беречь) время, выходить(заходить) из тупика, терять(находить) силы, открывать(закрывать) собрание, вбить (выбросить) в голову.
6. Замените выражения близкими по смыслу глаголами.
Болеть душой (волноваться), брать за душу (волновать), держать в уме (помнить), попасть в точку (угадать), сложить голову (погибнуть), бить тревогу (беспокоиться), дрожать как осиновый лист (мерзнуть).
Рукой подать
За тридевять земель
Хоть пруд пруди
Повесить голову
Взять себя в руки
С гулькин нос
Воспрянуть духом
Выйти из себя
(За тридевять земель — рукой подать; повесить голову — воспрянуть духом; с гулькин нос — хоть пруд пруди; выйти из себя — взять себя в руки) ю
Фразеологизмы-антонимы представлены во «Фразеологическом словаре русского языка» С.А. Быстровой, А.П. Окуневой, Н.М. Шанского.
Держать … востро (уши, ухо)
Смотреть сквозь … очки (розовые, темные)
С … нос (голубиный, гулькин)
Делать из … слона (комара, мухи)
Не в своей … (чашке, тарелке)
Упражнения, направленные на формирование образности речи школьников.
1.Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему так считаете.
Ничего не помню, все вылетело из головы. — Ничего не помню;
Все Вы не слушайте Сережу: он всегда делает из мухи слона. - Вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает.
2.Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.
Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.