Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект "Юный банкир".

Цель проекта - формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о банковских работниках, финансовой грамотности через проектную деятельность.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9» г.Копейск

ПРОЕКТ

По ранней профориентации в подготовительной к школе группе

«Юный Банкир»

Руководитель проекта: воспитатели Аликулова Айнагуль Урынтаевна

Копейск - 2023г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

1этап – Организационный; 2 этап – Практический;

3 этап – Заключительный

Итоговое мероприятие «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИНАНСОВ»

Введение

«Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умелорасходовать – искусство»

А. Бертольд

Проект по формированию ранней профориентации и финансовой грамотности «Юный банкир» включает:

Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Проект по формированию ранней профориентации и финансовой грамотности «Юный банкир» разработан в целях финансового просвещения детей подготовительной к школе группе в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Данный проект реализован с воспитанниками подготовительной к школе группе «Звездочки».

Актуальность

В современном мире ребенок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги»,

«цена» и пр. Дети стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются

собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Финансовая грамотность - понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.

Финансовая грамотность - это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше.

И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту, легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним

будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает направления развития и образования детей: социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Постановка проблемы:

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Цель проекта:

Задачи:

Образовательные

«товар», « банк», потребность», «зарплата», « кредит», «карта» и др.;

Развивающие

Воспитательные

Участники проекта:

Сроки реализации проекта

Краткосрочный. Срок реализации проекта март-апрель 2023 года в подготовительной к школе группе «Звездочки» в МДОУ

«Детский сад № 9» города Копейск Челябинской области.

Тип проекта

Этапы проекта:

1этап – Организационный:

«Юный банкир».

Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Изготовление лэпбука по финансовой грамотности.

Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально- познавательной игры совместно с родителями «Путешествие золотой монетки».

Предполагаемые результаты

В конце реализации проектапланируется сформировать у детей следующие понятия и представления:

На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Совместная работа педагога и семьи даёт хорошие результаты и способствует более серьёзному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей:

-Пополнение РППС.

Реализация проекта

Направления работы

Работа с детьми

Беседы

Что лучше - копить или тратить?

Совместное составление правил обращения с деньгами. «Осторожно - деньги!», составление рассказов на тему «Кем работает моя мама»

Чтение художественной

литературы

Чтение пословиц и поговорок, сказок «Приключение Буратино, «Муха – Цокотуха», «Как старик корову продавал», «Жадный мельник», «Кот в сапогах»,

«Добрый жаворонок», «Скупой» и др., отгадывание загадок

Дидактические и сюжетно -

Дидактические игры «Кто кем работает?», «Можно и нельзя купить», «Разложите товар»,«Что важнее?»,

Ролевые игры

«Хочу и надо», «Товар или услуга», «Где живут деньги?»

«Мы - художники», «Доход – расход» Сюжетно - ролевые игры «Магазин», «Аптека»,

«Рынок», «Банк», «Семья. Все зарабатывают деньги». Работа с лэпбуком по финансовой грамотности.

Организованная образовательная деятельность

Картотека ООД по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

Работа воспитателей

Практическая

деятельность

Изготовление атрибутов к СРИ (Магазин, дидактическая игра «Путешествие золотой монеты»,

Деньги, картотека сказок), лэпбук по финансовой грамотности.

Работа с родителями

Анкета для

родителей

«Финансовая грамотность детей»

«Рекомендации для родителей по экономическому

воспитанию»

Практическое

задание для родителей

Пополнение РППС. Изготовление атрибутов для игр

(кошельки, визитницы, банковские карты).

Совместная деятельность родителей и детей

Просмотр мультфильмов

Фиксики «Как делают деньги», «Азбука денег тетушки Совы», «Смешарики. Финансовая грамотность – благородное дело», «Трое из Простоквашино»,«Как старик корову продавал»,

«Муха – Цокатуха» и др.

Викторина по экономическому воспитанию

«Путешествие в страну финансов»

Обобщая результат проекта «Юный банкир» можно сделать вывод, что к концу проекта у 90% детей сформированы первичные экономические представления о понятиях: «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет». Сформировано правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию. Дети познакомились с такими нравственными понятиями, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. Дети умеют правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, в аптеке; плата за проезд в транспорте: деньгами, банковской картой; за услуги нужно платить). Ребята овладели начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

Родители активно, с интересом принимали участие в проекте.

Таким образом, следует считать, что работа по проекту прошла успешно.

Литература:

/Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».

Приложение 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9 » города Копейск.

Сценарий викторины по финансовой грамотности для детей подготовительной к школе группы

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИНАНСОВ»

(итоговое мероприятие )

Составили: воспитатели

Минеева Н.А.

Аликулова А.У.

2023 г.

Цель:формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в ходе игровой деятельности.

Задачи

Образовательные:

Развивающие:

- развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

Воспитательные:

Предварительная работа

«Мы - художники», «Доход – расход»

«Банк», «Семья. Все зарабатывают деньги»;

Атрибуты и оборудование:

эмблемы команд, коробочки для денег, конверты с заданиями, монеты бумажные для жюри, конфеты по количеству игроков, монеты бумажные 20 штук, купюры разрезанные – 2 штуки, карточки с ребусами, наборы российских рублей, шоколадные монеты по количеству детей.

Ход викторины

Ведущий:

Мы собрались сегодня с вами, чтобы отправиться в путешествие в необычную страну – Страну финансов. Наше путешествие будет веселым и увлекательным, вы узнаете, что финансы могут быть совсем не скучными. Всем понадобится смекалка, внимание и сообразительность.

Дети читают стихи:

Только о себе и родной своей семье.

Ставим перед собой вполне реальную задачу И не надеемся мы - только на удачу.

Чтоб освоить «дело» лично.

Ведущий:

1 Этап «Знакомство с командами»

В нашей викторине принимают участие две команды. Сейчас мыс ними познакомимся. (Капитаны представляют свои команды)

Команда «Экономисты»

Девиз: «Дебет слева, кредит справа - экономистам нашим слава!»

Команда «Бизнесмены»

Девиз: «Есть закон один для всех:

Деловитым, энергичным Подчиняется успех!»

Команды поприветствуйте друг друга.

Ведущий:

В любых состязаниях бывают судьи и у нас сегодня есть жюри, члены которого будут внимательно следить за выступлением команд, за правильностью и за скоростью ответов. За каждый правильный ответ вы будете получать монетку. Вам, наверное, очень хочется заработать как можно больше монеток, правда? А для этого нужно приложить все усилия и правильно выполнять задания. А по окончании нашей викторины будет подведен итог, жюри определит и наградит победителей.

Соревнуясь в этом зале

Вы все останетесь друзьями. Пусть кипит буря страстей,

А ваша дружба крепнет в ней.

Ведущий:

Вопросы:

2 Этап «Разминка»

6. Как называются российские деньги? (рубли)

Ведущий:

3 Этап « Третий лишний»

Из ряда слов нужно назвать то, которое не имеет отношение к остальным. Цена 1 монета за каждый правильный ответ.

4 Этап «Загадки»

Ведущий:

Сбереженья ваши в ...(в банке)

Выдают за труд ..(зарплату).

Та, что с дыркой на спине (копилка)

Из кармана в карман скачет (монета)

Выдаётся нам зарплата? (банкомат)

Ведущий:

Сегодня ваши родители будут помогать вам зарабатывать дополнительные очки. А вот и задание для них. За каждый правильный ответ 1монета.

Вопросы:

Ведущий:

5 Этап «Как поступить»

Каждой команде нужно будет послушать ситуацию и предложить правильное решение. Правильный ответ 2 монеты.

Ситуация первая.

В магазин завезли новую игру, о которой вы давно мечтали. Но мама сказала, что сейчас у семьи нет на нее денег и нужно подождать до зарплаты. Как правильно нужно поступить? Послушайте варианты:

Ситуация вторая.

Мама или папа получили зарплату. Как правильно нужно ею распорядиться? Послушайте варианты ответов:

Ведущий: А теперь немного подвигаемся. Но сначала давайте вспомним как называются российские деньги? (Рубли) Правильно, российские рубли. На этом этапе вам нужно наполнить кошельки деньгами нашей страны.

6 Этап «Наполни кошелёк»

Команды постройтесь друг за другом в колонну. Ваша задача добежать до стола, взять одну купюру, положить в кошелёк, вернуться обратно и передать кошелёк следующему. Из всех купюр выбрать нужно только российские деньги. Чья команда сделает это правильно и быстро, та и победит в этом конкурсе. Понятно задание? Будьте внимательны, на столе лежат не только российские деньги.

Ведущий: Продолжаем нашу викторину.

7 Этап « Реши задачу»

Ведущий: Пришло время ваших помощников. Напоминаю, что за правильный ответ вы заработаете 1 монету в копилку ваших детей. Родители для вас следующее задание. Вам нужно разложить выражения, которые соответствуют понятиям «Дорого» и «Дешево»:

Ведущий:

Цена этапа– 2 монеты.

8 Этап «Конкурс капитанов»

Ведущий. Купюра разделена на части - вам нужно собрать из частей целую купюру на скорость.

Ведущий: Давайте вспомним. Что такое товар?

Дети: Товар - это то, что производится для продажи.

Ведущий:

Капитан команд «Экономисты» поднимает красные флажки, если слышит, что речь идет о товаре, капитан команды «Бизнесмены» поднимает синие, если слышит, что речь идет не о товаре:

Фермер привез на рынок молоко (товар). Папа починил детям игрушку (не товар).

Мама испекла пирог к празднику (не товар). Плотник сделал шкаф и продал его (товар). Маша сварила варенье для друзей (не товар).

На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар). Бабушка сшила фартук для своей внучки (не товар).

В издательстве напечатали много детских книг (товар).

Ведущий: У нас осталось ещё одно задание.

9 Этап «Доход-расход»

Те деньги, которые мы зарабатываем и вкладываем в семейный бюджет, называются …(доход), а то, что мы тратим на определённые нужды, называется …(расход).

Я начну говорить, а вы мне отвечайте: доход или расход Родители получили зарплату ...(доход)

Бабушка заболела …(расход). Выиграли в лотерею …(доход). Потеряли кошелёк… (расход).

Продали часть урожая картофеля…(доход). Нашли клад…(доход).

Купили новую игрушку…(расход). Заплатили за воду… (расход).

Получили вознаграждение…(доход). Отправились в путешествие …(расход)

Ведущий: Дорогие наши, родители, вам выпал шанс заработать ещё по 2 монеты для своих игроков. Предлагаю разгадать шифр, в котором спрятаны слова, имеющие отношение к экономике:

СИПЕНЯ (пенсия)ПАРТАЛАЗ (зарплата)

Ведущий. Вот и подошла наша викторина к концу. Вы все замечательно потрудились, заработали монеты своими знаниями, своим трудом.

Сейчас жюри подведет итог нашей викторины «Путешествие в мир финансов»,

посчитает ваш доход. Сколько же вам удалось заработать денег?

Жюри объявляет, сколько «заработала денег» каждая команда и капитанам выдаются выигранные «деньги».

Ведущий.

В дальнейшей жизни, честная компания, Всегда пригодятся ваши знания.

Ум и находчивость вы проявляйте И на весь мир о себе заявляйте.

Мои юные финансисты, а все ли можно купить? ( Ответы детей) Я предлагаю вам купить то, что находится в «Черном ящике» (в ящике шоколадные монеты) Их делают из разного материала, у одних людей их много, а у других - мало, в разных странах их называют по-разному. Что это такое? (деньги)

Правильно , в ящике лежат монетки-шоколадки, спасибо вам за участие в викторине, желаю вам успехов.

Литература:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области