Михаил Михайлович Пришвин. Ребята и утята.
Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.
В местах, открытых для глаза человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперёд. Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. Всё время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать её, как утят, но тут я подошёл.
— Что вы будете делать с утятами? — строго спросил я ребят.
Они струсили и ответили:
— Пустим.
— Вот то-то «пустим»! — сказал я очень сердито. — Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?
— А вон сидит! — хором ответили ребята.
И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.
— Живо, — приказал я ребятам, — идите и возвратите ей всех утят!
Они как будто даже и обрадовались моему приказанию, прямо и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята — пять штук. И так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала своё путешествие к озеру.
Радостно снял я шапку и, помахав ею, крикнул:
— Счастливый путь, утята!
Ребята надо мной засмеялись.
— Что вы смеётесь, глупыши? — сказал я ребятам. — Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите «до свиданья»!
И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:
— До свиданья, утята!
Фрагмент урока по литературному чтению
Тема урока: Михаил Михайлович Пришвин. Ребята и утята.
Этап урока: Закрепление умения определять правильную интонацию на основе анализа иллюстраций.
ОДЗ: Закрепить умение определять правильную интонацию на основе анализа иллюстраций с точки зрения мимической и пластической выразительности.
Вид работы: анализ иллюстрации с точки зрения мимической и пластической выразительности.
Задача для учителя: закрепить умение определять правильную интонацию на основе анализа иллюстрации с точки зрения мимической и пластической выразительности.
Учебная задача для учащихся:
Учитель: Ребята, чтобы понять, с какой интонацией нужно читать и как передать настроение героев рассказа «Ребята и утята», нам нужно внимательно изучить героев.
Практическая задача:
Учитель: Для этого мы поработаем с иллюстрацией, на которой изображены рассказчик и мальчики.
Организация контроля:
Учитель: Давайте решим, как мы будем контролировать ответы друг друга.
Ученики: Будем показывать сигнальные карточки по критериям.
Учитель: Давайте выделим критерии.
Ученики: Ответы должны быть полными и всем слышны.
Ученики: Ответы не должны повторяться.
Учитель: Какой же будет главный критерий?
(далее совместно с учителем определяют, что главным критерием является правильность определения чувств героев)
Ученики: Главным критерием является правильность определения чувств героев.
Организация деятельности:
Учитель: Кто изображены на иллюстрации?
Ученики: Мальчики с утятами в шапках и рассказчик.
Учитель: Что вы ещё можете сказать об иллюстрации?
Ученики: На иллюстрации изображён момент из рассказа «Ребята и утята», где рассказчик подошёл к мальчикам и сказал им, что нельзя так обращаться с утятами.
Учитель: Что делают герои?
Ученики: Мальчики держат утят, двое опустили взгляд, а третий смотрит вдаль.
Ученики: Третий мальчик смотрит на маму-утку!
Ученики: Рассказчик положил руку на плечо одного из мальчиков и смотрит на мальчиков.
Учитель: Как вы думаете, можно ли по иллюстрации понять, какие чувства испытывают герои?
Ученики: Да.
Ученики: Конечно!
Учитель: Как мы можем это сделать?
Ученики: Мы можем понять чувства героев по глазам.
Ученики: Мы можем посмотреть на положение бровей.
Ученики: Также мы можем понять, какие чувства испытывают герои по губам.
Ученики: Мы можем понять, какие чувства испытывает герой по положению головы и тела.
Ученики: Мы можем понять чувства героев по жестам.
Учитель: Вы так много знаете!
Учитель: Какое выражение лиц у мальчиков?
Ученики: У мальчиков сведены брови, спрятаны глаза, у двоих из мальчиков они опущены, сжаты губы.
Учитель: Когда так делают?
Ученики: Так делают, когда стыдно.
Учитель: В каких случаях бывают такие выражения?
Ученики: Такие выражения лиц бывают, когда сделал что-то нехорошее и понимаешь это.
Учитель: Какое выражение лица у рассказчика?
Ученики: У рассказчика сведены и опущены брови, взгляд направлен на мальчиков, сжаты губы.
Учитель: Когда так делают?
Ученики: Так делают, когда сердятся.
Учитель: В каких случаях бывают такие выражения?
Ученики: Такие выражения бывают, когда тебе не нравится чей-либо поступок, он тебя злит.
Учитель: Попробуйте сделать такие же выражения лица, как и у мальчиков.
(Каждый ученик повторяет выражения лица мальчиков, сидя за партой)
Учитель: Что вы при этом чувствуете?
Ученики: Мы чувствуем себя виновато.
Ученики: Мы чувствуем стыд.
Учитель: Так каково же мальчикам? Почему?
Ученики: Мальчики чувствуют вину и стыд за то, что поймали гусят, забрали их у матери, не дали спокойно продолжить свой путь.
Ученики: Так же им стыдно, что они и мать-утку хотели поймать.
Учитель: : Как вы думаете ребята хотели причинить вред утятам и утке?
Ученики: Нет, мальчики не хотели причинить утятам вред, их поступок не обдуман.
Учитель: А теперь попробуйте сделать такое же выражения лица, как и у рассказчика.
(Каждый ученик повторяет выражение лица рассказчика, сидя за партой)
Учитель: Что вы при этом чувствуете?
Ученики: Мы чувствуем злость, гнев.
Учитель: Так почему рассказчик разозлился на мальчиков?
Ученики: Рассказчик разозлился на мальчиков, потому что он знает, что нельзя так относится к утятам, и поступок ребят считает неверным.
Содержание:
Контрольно-регулировочный компонент:
Контроль со стороны учителя: следит за правильностью ответов на вопросы, мледит за дисциплиной в классе.
Контроль со стороны учащихся: контролируют ответы на вопросов учеников с помощью сигнальных карточек по критериям.
Оценочно – результативный компонент:
Учитель: Удалось ли вам определить эмоциональное состояние героев по иллюстрации?
Ученики: Да!
Учитель: Оцените свою работу. Поставьте + на полях те, кому удалось правильно определить чувства героев, поставьте ? те, у кого были затруднения и -, те, кому ещё нужно потренироваться.