Активизация внимания обучающихся на уроках русского языка и литературы
Каждый учитель, несомненно, ставит перед собой задачу – удержать внимание класса в целом, на протяжении всего урока. И это порой непросто сделать.
Для активизации внимания на своих уроках необходимо делать акцент на следующие моменты: создание положительного эмоционального настроя на уроке; использование различных приемов активизации внимания (“ловушки”, “провокации”, задания с недостатком данных и другие).
Остановимся на приемах активизации более подробно.
Как известно, по активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное (пассивное или эмоциональное) –это внимание, при котором отсутствуют усилия со стороны человека, направленные на сосредоточение на объекте. Активизации этого вида внимания, к примеру, на этапе начала урока способствуют разнообразные разминки, создающие яркий эмоциональный тон, целью которых является вовлечение учащихся в активную работу.
Непроизвольное внимание возможно вызвать и на этапе объяснения новой темы необычной подачей нового материала. Поскольку предмет, вызвавший удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает внимание. Можно раздать тексты, в которых они должны догадаться, о чём или о ком идёт речь.
Возникшее устойчивое непроизвольное внимание способствует активизации произвольного впоследствии. При таком внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания связано с целью деятельности и волевым усилием.
Задания типа «Исправь ошибку» направлены на развитие такого качества внимания, как избирательность. Их можно проводить как в форме игры, так и просто предложить исправить ошибки. Обучающимся предлагается текст или набор слов с ошибками в некоторых словах. Задания могут подразделяться по уровню сложности: с указанием количества ошибок, без указания количества ошибок и с ограничением по времени или введением элементов соревнования между обучающимися.
Третий вид внимания — послепроизвольное. При нем снижается волевое напряжение. Это вид внимания возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности. При послепроизвольном внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим.
Для активизации послепроизвольного внимания предлагаем выполнить дополнительно к основному домашнему заданию творческое.
Такие приёмы активизации внимания могут использоваться на различных этапах урока и во время выполнения дифференцированных заданий.