Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Современные визуальные методы организации и систематизации данных, применяемые на уроках русского языка и литературы

Рассказать о современных визуальных методах организации и систематизации данных, применяемые на уроках русского языка и литературы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Современные визуальные методы организации и систематизации данных, применяемые на уроках русского языка и литературы

В своей статье я хотела бы рассказать о современных визуальных методах организации и систематизации данных, применяемые на уроках русского языка и литературы.

Известно, что метод визуализации учебной информации является одним из эффективных технологий активизации обучения. Применение визуальных форм усвоения учебной информации позволяет изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщение, умение анализировать понятия, свёртывать и развёртывать информацию.

-Метод визуализации учебной информации позволяет заинтересовать ученика, повысить его мотивацию, сделать так, чтобы ему было не скучно на уроке, усвоить программный материал. Одной из эффективных технологий активизации обучения и формирования навыка читательской грамотности является как раз метод визуализации учебной информации.

Визуализация – это наглядный способ представления любой информации, которая лучше усваивается учащимися, если есть опора на зрительный образ. Использование на уроке различных средств и приемов визуализации делает урок более информативным и эффективным. Визуализация также помогает уплотнить учебную информацию, большой объем информации скомпоновать в маленькую блок-схему, увидеть причинно-следственные связи, создать зрительную модель.

Существует большое разнообразие традиционных способов визуализации урока: опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, презентации, видеоролики, фрагменты кинофильмов, тренажеры и т.д. С развитием информационно-коммуникационных технологий появляются новые средства визуализации: скрайбинг, инфографика, плейкаст, интеллект-карты, облако слов, лента времени, коллаж, различные интерактивные задания, основанные на визуальном ряде, интерактивные презентации и др. Их задача - представить и структурировать основной учебный материал; дополнить его; обеспечить логичность в изложении информации.

К методам и приемам визуализации относятся:

Интеллект-карты (в оригинале Mind maps) — это инструмент визуального отображения информации, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать ее.
MindMap — интеллект-карта или карта мыслей – наглядный инструмент для визуализации процесса мышления. В центре помещается центральный образ (идея, концепция, мысль или тема), от которого отходят ветви - ключевые слова и образы и т.д.

Структура может быть сколько угодно разветвленной.
MindMap помогает фиксировать даже большие объемы информации;
Запоминать информацию (визуализация улучшает восприятие);
Анализировать информацию – такое изображение помогает найти все взаимосвязи между деталями. Кроме того, MindMap позволяет увидеть и картину в целом, и ее мелкие детали.

Интеллект-карта или ментальная карта - это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал. Суть метода состоит в выделении главного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут не запутаться в сложном проекте.

Моделирование текста - один из приемов работы, который способствует формированию у старшеклассников умения выявлять проблему текста и комментировать ее при подготовке к сочинению. Оно основывается на глубоком понимании текста, его содержания и структуры, роли авторских языковых средств.

Облако слов - эта форма визуализации данных, представляет собой набор ключевых слов и словосочетаний, написанных разными размерами шрифта и, иногда цвета. Важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Чем крупнее шрифт, тем чаще ключевое слово употребляется в тексте.

Задания, созданные в виде «облака» можно применять на уроках подготовки к ЕГЭ по литературе и русскому языку, т. к. в последнее время появляются задания, требующие от учащихся сопоставить, провести параллели между героями, событиями, проблемами.

Эйдос- (греч. éidos — вид, образ) - термин древнегреческой философии и литературы, первоначально (как и «идея») означал «видимое», «то, что видно», «наружность»
конспект – краткое изложение или краткая запись содержания чего-н.


Эйдос-конспект - изображение и краткое рассуждение, дающие толкование своего видения темы и образов художественного произведения. Достоинства работы с эйдос-конспектами помогает увидеть образ, созданный художником, глазами учащегося;
позволяет проверить уровень восприятия произведения, а иногда и творчества, так как комментарий к ЭК показывает, насколько глубоко текст понят учеником;
требует от учащегося самостоятельной работы в выборе тем, образов, учит его исследовательской деятельности; развивает творческие способности учащегося, интегрирует разные виды искусства: литературу и живопись;
для более неподготовленного читателя ЭК, составленный одноклассником, является своего рода помощником при чтении: учит сравнивать разные точки зрения. Эйдос - конспект состоит из 2 частей: темы, цитатного материала, “рождающего” образ - рисунок (схему, сочетание цветов, фотографию), - а на лицевой стороне
комментария по теме (развёрнутое рассуждение, дающее толкование своего видения темы и образов в произведении) - с обратной.

Метод ассоциации. Один из самых удачных способов убедиться, понимает ли ученик специфику образа героя - это попросить его подобрать ассоциацию. Создать коллаж или подобрать картинку, главное условие - не портрет человека.

Особенно важно: письменно аргументируй свой выбор. 

Ассоциация как элемент образного мышления как любая установленная функциональная связь между двумя или более элементами, при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого. Явления могут сближаться и образовывать прочные связи в силу их смежности, сходства или контраста. Психофизиологической основой ассоциации является условный рефлекс, который возникает самопроизвольно в ответ на стимул. В момент ассоциации сознание возвращается к своей подсознательной основе, обновляя взаимосвязи, обретая доступ к новым образам и энергиям.

Нестандартно подготовленные задания позволяют поддерживать активность класса и интерес обучающихся к предмету.

В заключение хочется подчеркнуть, что применение визуальных техник на уроках имеет ряд преимуществ, а именно: чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. Тем самым урок становится более ярким и интересным.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области