Конспект НОД
в средней группе:
«Я и мое имя»
Подготовила: Исмаилова З.Р
Цель:дать знания о том, что у каждого человека есть свое имя.
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Образовательные задачи:
• Совершенствование лексического строя речи. Обогащение, активизация и расширение словаря по теме «Имя» – знакомство с происхождением имен; уточнение значения слов «Отчество», «Тезка».
• Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
• Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; образование полных имен, отчества.
Развивающие задачи:
• Развитие связной речи. Активизация диалогической речи (беседа об именах); стимулирование собственных высказываний детей – вопросы, ответы, реплики.
• Совершенствование общей и мелкой моторики: координация речи с движением.
Интеграция образовательных областей:
• Коммуникация, познание,
• социализация,
• чтение художественной литературы,
• физическая культура.
Ход занятия:
Воспитатель: - На Земле живет много людей – миллиарды. Все люди похожи, но каждый человек неповторим.
- Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга?
Ответы детей
Воспитатель: - Да, вы правы - Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, полом, формой носа и рта, характером, походкой….
И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.
Чтобы узнать, о чем я говорю, отгадайте загадку:
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у внучки есть.
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (Имя).
- Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется его пол – мальчик это или девочка, мужчина или женщина
(дети приводят примеры).
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о наших именах. Представьте на миг, что исчезли все имена, остались мальчики и девочки, бабушки и дедушки, а имен ни у кого нет. Мы даже не сможем ни к кому обратиться, позвать, не сможем общаться друг с другом. Вот видите, как необходимо человеку имя. Есть даже в Конституции статья, в которой записано: «Каждый человек имеет право на имя». Когда вы родились, вам всем дали имя и выписали первый в вашей жизни документ – «Свидетельство о рождении»
Показ документа
Воспитатель: – В этом документе пишут ваше имя, отчество, фамилия.
А вам нравятся ваши имена? - Хотели бы вы, чтобы вас звали по-другому? Как? Почему?
Воспитатель: - Имя для человека играет огромное значение. В народе говорили: «С именем – Иван, без имени - болван». Все имена что-то означают, например, Марина – морская.
Воспитатель: - На свете очень много разных имен, но встречаются люди, у которых имена одинаковые, вот и в нашей группе есть дети с одинаковыми именами. Вспомним их и перечислим.
Людей с одинаковыми именами называют «тезками».
Воспитатель: - Ребята, имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя маленькое: Сашенька, Кристиночка, Машенька…а когда пойдешь в школу, твое имя станет полным: Александр, Кристина, Мария…
А давайте поиграем в игру «Назови ласково по имени»
Игра «Назови ласково по имени»
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем мы играть.
Кто тебя сейчас похвалит,
Ласковое имя подарит
Дети называют выбранного ребенка ласково по имени- Машенька,Сашенька и т. д., а тот должен догадаться кто это сказал
Пальчиковая гимнастика «Наша группа».
В нашей группе все друзья. (Дети сжимают пальцы в кулачки.)
Самый младший - это я. (Разжимают кулачки, начиная с мизинца.)
Это Женя, это Саша. (Действуют одновременно обеими руками.)
Это Лиза, это Даша.
Воспитатель: - К взрослому человеку принято обращаться по имени отчеству. Этим мы проявляем к нему уважение. Когда вы станете взрослыми, к вам тоже будут обращаться по имени отчеству. В русской культуре отчество дается по имени отца.
- Саша, как зовут твоего папу?
Значит, твое отчество … –
- Давайте вместе узнаем и назовем ваше отчество.
Игра «Назови свое отчество»
(Дети называют свое имя и отчество).
Воспитатель: -А теперь попробуйте угадать о ком я говорю – о взрослом человеке или о ребенке.
• Иван Александрович очень любит играть в шахматы
• Полине очень нравится ходить в гости
Физминутка.
Раз, 2,3,4,5,
Отправляемся гулять. (Дети ходят врассыпную)
По извилистым дорожкам (Идут змейкой за ведущим)
Мы пройдем совсем немножко.
Вправо, влево посмотрели (Повороты головы вправо, влево)
И на корточки присели. (Присесть на корточки)
Встали дружно, потянулись (Стоя на носочках, потянуться,
руки вверх).
И, как кошечки, прогнулись. (Выпрямить спину)
А теперь прыжки на месте (Прыжки на месте)
И похлопаем все вместе. (Хлопки в ладоши)
Итог.
- Дети называют ласкательные имена, кто их так называет.
- Называют ласкательные имена, которые хотели бы услышать.
- Закрепляются понятия «тезка», «отчество».