Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №18 ст. Павловская
Мастер – класс:
«Использование здоровьесберегающих технологий
с детьми раннего возраста»
Подготовила воспитатель МКДОУ №18:
Сёмка Зоя Васильевна
2023г.
Дети- цветы жизни. Чтобы цветы росли здоровыми, счастливыми, красивыми и ухоженными, необходимо создать и поддерживать благоприятные условия, о них нужно всегда заботиться. Одним из таких условий является использование здоровьесберегающих технологий в семье и детском саду, где ребенок проводит большую часть своего времени.
Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети часто и тяжело болеют. В связи с этим появляется необходимость профилактических мероприятий по охране и укреплению здоровья детей.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Ранний возраст - это возраст, который ограничен малыми возможностями самих малышей, но одновременно очень важный период в жизни человека, в котором закладываются все основные кирпичики его будущего благополучия. Наиболее характерной особенностью поведения ребенка этого возраста является высокая двигательная активность, эмоциональность, большой интерес к окружающему, большая потребность в частом общении с взрослыми.
В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.
Все виды здоровьесберегающих технологий отлично подходят для решения этой задачи.
1 Закаливающие мероприятия - например «Кран откройся- нос умойся», «Водочка, водичка», «Мыла мышка лапки с мылом», обязательное проветривание групповой комнаты и спальни.
2 Динамические паузы- мини комплексы «Зоркие глазки», «Где же наши ручки», «Пальчики гуляют» проводятся для всех детей во время занятий, в качестве профилактики утомления. Благодаря динамическим паузам дети лучше усваивают материал, занятие становится более интересным.
3 Следующий вид использованных мною технологий – это подвижные игры и спортивные упражнения. Они проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности. Например, «Догони», 2Собери мячики в корзинку», «Солнышко и дождик», «Солнечный зайчик». «Проползи в тоннеле», «Перепрыгни лужицу» и т.д.
4 Пальчиковая гимнастика. Проводится индивидуально либо с подгруппой детей, ежедневно. Проводится в любое удобное время. Регулярно выполняя пальчиковую гимнастику мы не только развиваем мелкие мышцы рук, но и готовим руку ребенка к письму, к дальнейшему обучению в школе. (Пальчиковая гимнастика, игры с прищепками).
5. Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает гимнастика для глаз. Упражнения: «Крылья»- моргание глазами с перерывом 5 секунд.
«Жмурки» - крепко зажмуриться на несколько секунд, после чего открыть глаза и повторить 2-3раза.
6 Дыхательная гимнастика – основная цель данных упражнений – укрепление мышц речевого аппарата. («Сдуй бабочку с цветочка», «Горячий чай», «Голодные фрукты».
7. Гимнастика пробуждения – стараюсь включать спокойную музыку и делаем упражнения на кроватях «Весёлая зарядка», «Мы проснулись», после чего мы идем одеваться по дорожкам здоровья.
8 Ходьба по дорожкам здоровья- с малышами 2 – 3 лет организуется и проводится как профилактическое мероприятие – ходьба по дорожкам здоровья, в ходе проведения которых дети не только оздоравливаются, но и вооружаются стремлением выполнять комплекс общеразвивающих упражнений, которые включены в процесс выполнения гимнастики после сна. При ходьбе на ножку ребенка действуют разные раздражители – мягкие и жесткие, давая различные ощущения стопе. Коврики могут использоваться в гимнастике после сна. Ребенок встает на коврик и выполняет действия, озвученные словами, вот некоторые из них.
Я иду, я иду.
Поднимаю ножки, (Ходьба вокруг обруча, высоко поднимая ноги)
У меня на ногах новые сапожки.
Ой-ой-ой, посмотри,
Лужа – то какая,
Ай-ай-ай, ай-ай-ай
Лужа-то большая. (Остановка, поворот лицом к центру, вытянув руки вперед)
Высоко-высоко-высоко,
Подпрыгну,
Не боюсь, не боюсь,
Лужу перепрыгну! (Прижав руки к щекам покачивание головой
В заключении можно сказать, что используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Закончить свое выступление хочу словами Сухомлинского В.А.: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».