Занятие
в старшей группе
«Путешествие в Речландию»
(О.О. речевое развитие)
Воспитатель:
Бондаренко М.В.
Брянск - 2021г.
Цель:
-обогащать словарный запас, привлечь внимание детей к лексическому значению слов;
-познакомить с многозначными словами, учить понимать их значение во фразах;
-развивать внимание, мышление.
Оборудование: предметные картинки (елка, еж, иголка, колокольчик-цветок, авторучка, дверная ручка, ключ дверной, скрипичный, гаечный, ключ-родник, гриб без ножки, мальчик без ножки, стул без ножки, стол без ножки, рыба-ерш); щетка-ершик, колокольчик, разрезные картинки (чайник, чемодан, зонт, девочка, кувшин, чашка).
Дети заходят в группу
В-ль : Посмотрите, ребята, что это лежит на столе? Наверное, сюрприз? Что такое сюрприз? (Неожиданность, радость). Воспитатель открывает конверт «Здравствуйте, дорогие ребята! Помогите нам пожалуйста. В нашем городе Речландии случилась беда, перепутались слова. Что делать мы не знаем. Помогите нам пожалуйста. Жители города Речландия.»
- Ребята, поможем жителям Речландии? Отправимся в путешествие?
Попадая в этот город, дети меняются. Я буду говорить, а вы будете подбирать слова «наоборот»: злые становятся наоборот добрыми, грустные — радостными, голодные-сытыми, драчливые-дружными, неряшливые-аккуратными, невоспитанные-воспитанными (дети подбирают антонимы)
- Итак, отправляемся в Речландию. А полетим мы с вами на воздушном шаре. Вот он какой, посмотрите (картинка).
Закройте глаза. Представьте, что сверху видим мы дома, леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха.
Открываем глаза и повторяем за мной:
-У-У-У – я лечу
-О-О-О – далеко
— Ши-Ши-Ши – выше крыши
— Шо-Шо-Шо — хорошо
В-ль: Вот мы и прибыли.
Появляется игрушка - мальчик Петя.
Петя: Здравствуйте, ребята,
Дети: Здравствуйте
Петя: меня зовут Петя, что вы здесь делаете?
В-ль: Мы получили письмо из вашего города с просьбой о помощи.
Петя: А мне как раз и нужна помощь, мама оставила записку. Помогите ее прочитать пожалуйста. (дети садятся)
В-ль: Давай ее прочитаем. (воспитатель вслух читает записку)
« Петя помоги мне, пожалуйста. Почисти лук и погладь вещи».
Петя: - Теперь мне все ясно. Хорошо. Сейчас я почищу свой лук (игрушка) щеточкой вот так, чтобы он был чистым-чистым, а теперь поглажу свои вещи (гладит рукой). (Воспитатель имитирует все действия куклы). Посмотрите , ребята, правда хорошо получилось?
В-ль: Ребята, как вы думаете, справился с заданием Петя?
Д: нет
В-ль: Что просила сделать мама Пети? (почистить овощ, а не игрушку)
- Какой лук просила мама почистить? (репчатый лук, снять кожуру )
- А разве так нужно было вещи погладить? (нет не рукой, а погладить утюгом)
В-ль: (ставит картинки с изображением лука – игрушки и человека, который чистит лук – овощ; человека, который гладит одежду) Правильно ребята. Получается, что Петя все перепутал и сделал все не так. Почему же так произошло? (ответы детей)
В-ль: Каждый предмет обозначается своим словом. Но есть слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы и действия.
Петя: Спасибо большое. Теперь мне все ясно. Я все делал неправильно, просто я не знал, что бывают такие слова. Сейчас все сделаю как надо. (Воспитатель имитирует действия куклы: гладит утюгом вещи и чистит лук).
В-ль: Слова, которые имеют много значений называются многозначными словами.
Физминутка
Взял я лук, одну стрелу. Натянул я тетиву.
Ты лети моя стрела в голубые небеса!
Прилетела в огород, где на грядке лук растет.
Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
В-ль: Многозначных слов очень много. Сейчас мы с вами в этом убедимся.
Отгадайте загадки.
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки,
На меня они глядят
Молока они хотят. (Ёж.)
Что это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (Сосна, ель.)
Железная рыбка ныряет,
А хвост на волне оставляет.
(иголка)
(Воспитатель выставляет картинки с изображением ежа, еловой ветки, швейной иглы).
В-ль: Подумайте, что общего есть на этих картинках? (иголки)
В-ль: Итак, сколько же значений у слова игла? (3 значения).
В-ль: Петя спрашивает, а какие бывают иглы?
В: А для этого Петя нужно слово «игла» употребить с другим словом.
Например, игла ежа - ежиная игла. Покажите мне ежиную иглу.
А как назовем иглу у елки? ( еловая игла). А игла для шитья, как будет называться? (швейная игла)
А чем похожи все эти иголки? (длинные, острые, колючие).
Петя: Какое удивительное это слово «иголка»! Слово одно, а обозначает разное.
В-ль: давайте поиграем в игру «Что бывает острым?»
Назовите предметы, про которые можно сказать: острый (нож, топор, меч, зуб), острая (пила, игла), острое (перо, стекло, копье), острые (ножницы, иглы)
Петя: А я знаю интересную игру «Какая, какой, какое?»
В-ль: мы тоже её знаем, да, ребята? Хорошая игра. Давайте поиграем.
Дети становятся в круг, воспитатель называет слово, а дети передают мяч по кругу и подбирают определения к заданному слову. (яблоко, дом, белка, пальто)
Петя: молодцы, ребята, вы умеете подбирать интересные слова. Спасибо теперь все слова на своих местах.
В-ль: раз так, пора нам отправляться назад в садик. (Петя опустил голову вниз) Что случилось, Петя, чего нос повесил?
Петя: Я? Как это? Я ничего не вешал. Никогда не слышал такого выражения.
В-ль: давайте ребята объясним Пете, что оно означает.
Д: повесить нос – грустить.
Петя: И правда мне грустно с вами расставаться. Надо запомнить это выражение. Вот будет кто-нибудь грустить, а я и спрошу: «Чего нос повесил?» Как интересно! А еще знаете какие-нибудь выражения, про нос, например?
В-ль: конечно. Как ты думаешь, что означает выражение «водить за нос»?
Петя: ха, конечно знаю. Взять кого-нибудь за нос и веди куда хочешь.
В-ль: ребята, правильно думает Петя?
Д: нет, это значит обманывает.
Петя: Аааа, обманывает?(дети приводят примеры). А еще знаете?
Д: да «клевать носом»
Петя: интересненько. Я же вам не птичка, носом клевать не умею. Не знаю такого выражения.
В-ль: ошибаешься, Петя, знаешь. Ребята расскажите, что означает «клевать носом»? (хотеть спать)
Петя: хорошо я постараюсь запомнить.
В-ль: да-да «заруби себе на носу»
Петя: ишь чего захотели!! Не буду я свой нос портить, больно будет.
В-ль: да что ты ничего не надо портить. Ребята, что означает это выражение? (запомнить)
Петя: ну всё запомнил. Спасибо вам, ребята, вы не только расставили по местам все слова, но и многому меня научили.
В-ль и д: до свидания, Петя!
Петя: до свидания! Приезжайте ещё!
В-ль: отправляемся обратно, ребята, закрывайте глаза, полетели. Открываем глаза. Вот мы и в детском саду. Понравилось путешествие в Речландию?
Д: да.
В-ль: Кому мы сегодня помогли? Что вам понравилось? (рефлексия)