Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие познавательной деятельности на уроках химии

Поделиться опытом применение различных технологий, методов, средств и приемов организации учебной деятельности учеников для развитие познавательной деятельности на уроках химии

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроках химии.

Автор: Зайчикова Ирина Николаевна, учитель химии и биологии

МБОУ «Пригородная СШ» г. Ульяновск

В современном мире образование ориентировано на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей. Перед школой, перед каждым педагогом стоят теперь не только цели обучения, но в равной мере воспитания, развития и социализации личности. Современный выпускник школы должен обладать помимо набора предметных знаний развитыми способностями применять эти знания в реальной жизни, иметь сформированные навыки самообразования, быть мотивированным к постоянному продолжению обучения на протяжении всей жизни.

Развитие познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Решить эту проблему возможно развитием познавательной активности учеников.

Познавательная деятельность ученика - это процесс приобретения новых знаний, умений и навыков, а также развитие критического мышления и способности анализировать информацию. Она может проявляться в различных формах:

Познавательная деятельность ученика способствует развитию самостоятельности, творческого потенциала и активной жизненной позиции. Она помогает ученику лучше понять окружающий мир, расширить свои знания и навыки, а также применять их на практике.

К познавательным психическим процессам можно отнести психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. Это ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь. Именно благодаря этим процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. развитие самих познавательных процессов — внимания, памяти, мышления, способностей и личности ребенка. Однако в большинстве случаев именно сами знания и навыки рассматриваются как конечный итог успешного обучения. В результате на каждом новом, более высоком этапе обучения учащийся испытывает большие затруднения в усвоении и использовании нового учебного материала. Главная причина таких затруднений состоит не только в пробелах предшествующего этапа обучения, но и в неразвитости самих познавательных процессов, неподготовленности к постановке и решению более сложных проблем, пониманию нового учебного материала, обоснованию найденного решения, выражению собственной мысли.

Важную роль в формировании познавательного интереса играют активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация. Мотив – это то, что побуждает человека к действию, это конкретные причины, заставляющие действовать, совершать поступки. В роли мотивов выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы (личностные смыслы). Познавательные мотивы направлены на получение знаний и связаны с познавательной деятельностью

Аспекты методики развития познавательного деятельности на основе познавательного интереса включают три момента:

Познавательный интерес в очень высокой степени повышает эффективность уроков, активизирует познавательную деятельность учащихся. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу того имеют хорошие оценки по предмету. У большинства неуспевающих учеников обнаруживается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты.

Условия, для проявления познавательной деятельности:

Включаясь в совместную с учеником учебно-поисковую деятельность, учитель направляет ее, опираясь на оценку возможностей учащегося. Для сотрудничества необходимы два условия: создание мотивации обучения и развитие даже самых малых способностей детей. Знания, полученные путем включения ребенка в деятельность, будут более глубокими и прочными. Совместная деятельность учителя и ученика может быть организована в виде бесед, в которых ученики выдвигают различные гипотезы, осуществляют поиск решений каких-либо проблем, или дискуссий, когда ученик высказывает свое мнение, учится обосновывать и доказывать свою точку зрения.

Мозг школьника устроен так, что знания довольно редко проникают в его глубину, чаще они остаются на поверхности, и поэтому непрочны. Важно применять различные формы и методы, которые бы вовлекли ученика в работу. Например, создание ситуаций, в которых учащиеся сами должны:

К формам организации урока, направленным на развитие познавательной деятельности можно отнести практические и исследовательские работы, семинары и пресс-конференции, интерактивные уроки.

Методы, которые я применяю на своих уроках:

Далеко не все в учебном материале может представлять для учащихся какой-либо интерес. Поэтому необходимо уделять внимание процессу деятельности учащихся, т.е. требуется таким образом организовывать учебную деятельность, чтобы сам процесс учения привлекал школьников. На своих уроках я стремлюсь организовать учебную деятельность таким образом, чтобы ученики стремились проявить себя, использовать свои знания и умения, смогли почувствовать себя в ситуации успешной личности.

Исследовательская работа на уроке заключается, прежде всего, в проведении лабораторных и практических работ, перечень которых определяется программой. В стандарте образования прописано, что выпускник должен уметь проводить наблюдения, распознавать вещества на основании внешних признаков и характерных химических реакций. Помимо основных работ, определенных программой я часто провожу лабораторные опыты в парах или небольших группах при изучении нового материала. Учащимся предлагается небольшая задача ответ на которую можно найти лишь проводя эксперимент. Например: при изучении темы «Превращение веществ» в 8 классе я предлагаю учащимся доказать, что при химических явлениях образуются новые вещества. Проводя химическую реакцию окисление меди в пламени спиртовки или получение гидроксида меди (II) ученики наглядно убеждаются в образовании нового вещества и описывают его свойства (цвет, агрегатное состояние, растворимость в воде и др.). При изучении темы «Соединения железа» в 9 классе я предлагаю учащимся самим определить с помощью учебника и химических реактивов содержимое трех баночек с «испорченными» этикетками, содержащими неполные названия веществ. Я считаю, что такая форма организации учебной деятельности имеет большое значение при изучении химических свойств веществ, особенно в 9 классе. Она способствует активизации мыслительной деятельности, лучшему пониманию химических процессов, формирует навыки работы с лабораторным оборудованием, реактивами, при этом осуществляется взаимоконтроль, который развивает чувство ответственности за полученный результат работы. Также на уроках химии я провожу демонстрационные опыты, не предусмотренные программой. Так как они способствуют формированию и развитию интереса к предмету. Например, при изучении темы «Признаки химических реакций» в 8 классе я провожу следующие опыты: извержение вулкана, черная змея, волшебные цилиндры, жидкость – хамелеон и другие. Для развития познавательной активности я применяю на уроках метод проблемного обучения. Это может быть химический эксперимент или задания, которые ставят ученика в проблемную ситуацию, подводят к необходимости решения проблемы. Такие задания всегда включают эмоциональную и волевую сферу деятельности.

Примеры таких заданий:

Учащимся нравится не только отгадывать такие загадки, но и придумывать их самим. Такие задания предусматривают самостоятельное применение знаний и способов действий, поиск информации в дополнительной литературе и интернете, что может быть возможно только при активной мыслительной деятельности.

В завершение я хочу отметить, что развитие познавательной деятельности не только помогает школьникам получить определенную сумму умений и навыков, но и способствует развитию самостоятельности у обучающихся, что позволяет им продолжать образование, эффективно адаптироваться в современном развивающимся мире, становиться творческой и активной личностью, способной вести самостоятельный поиск, умеющей делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области