0-з/89/ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «дс «снегурочка» Мкр. Советский, дом 6, корпус 5, г. Новый Уренгой, ЯНАО, 629309 Телефон: (3494) 25-27-91. Факс: (3494) 25-27-91 ОКПО 87220032/ОГРН 1088904004694 ИНН 8904057799/КПП 890401001 E-mail: SnegurochkaDS@nur.yanao.ru | |
«ПРИНЯТО» | «УТВЕРЖДЕНО» |
Педагогическим советом | Заведующий МБДОУ «ДС «Снегурочка» |
/ Протокол № | ____________Н.В. Давидовская |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«СТУПЕНЬКА К УСПЕХУ»
Программу составили:
Тукуева Е.В., воспитатель
Новый Уренгой
2023г.
Содержание
Целевой раздел | |
Пояснительная записка 3 Нормативно-правовая база 3 | |
Актуальность и направленность программы 4 | |
Структура и характеристика содержания программы 4 | |
Формы и режим занятий 5 | |
Возрастные особенности детей 5-7 лет 6 | |
Цели и задачи 10 Планируемые результаты 11 | |
Содержательный раздел | |
Учебный план 12 | |
Календарно – тематическое планирование 12 | |
Педагогический мониторинг образовательной деятельности 20 | |
Организационный раздел | |
Материально-техническое обеспечение 21 | |
Методическое обеспечение 22 | |
Используемая литература 23 | |
Пояснительная записка
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества учащихся: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей Исследования психологов, многолетний опыт педагогов - практиков показывают, что наибольшие т/*рудности в школе испытывают не те дети, --/которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определённым набором тех качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Нормативно – правовой базой для составления программы послужили следующие документы:
- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
- приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)")
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей)
- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Уставом и локальными актами учреждения.Конвенция ООН о правах ребёнка;
Устав МБДОУ «ДС «Снегурочка»;
социальный заказ родителей (законных представителей ребенка).
Актуальность данной программы-всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к саморазвитию и само изменению, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности.
Программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития.
Поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, особенностью работы является то, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Эта цель реализуется в соответствии с этапами познания и возрастными особенностями развития детей в системе непрерывного образования. Программа «Весёлый счёт» по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста разработана на основе парциальной программы Л. Г. Петерсон «Раз - ступенька, два - ступенька...», и направлена на развитие мышления и творческих способностей детей. Реализация рабочей программы способствует созданию формирования интереса к занятиям математики. Данная образовательная программа вводится в целях обеспечения преемственности дошкольного и школьного образования.
Структура и характеристика содержания программы
Образовательная деятельность в рамках рабочей программы «Ступенька к успеху» рассчитана на два года, предназначена для воспитанников старших и подготовительных групп. Занятия проводятся в специально отведённом кабинете. Продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. для детей старших групп – 25 минут, для детей подготовительных - 30 минут.
Отличительной особенностью программы является ее направленность на детей, возраст которых 5-7лет. Решающая роль при освоении программы принадлежит деятельности ребенка, материал изучается с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка. Построение программы и наглядного методического обеспечения позволяет вносить изменения, исходя из открытий в области педагогики, психологии, а также возможностей детей, педагогов. Ребенок продвигается постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках. Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового (занятие открытия нового знания), повторению и закреплению пройденного (тренировочное занятие), проверке усвоения знаний детьми (итоговое занятие).
Особенностью занятий нового знания является то, что поставленные образовательные цели реализуются в процессе освоения новой для них содержательной области. Параллельно с этим тренируются их мыслительные операции, деятельностные способности, внимание, память, речь.
Структура занятий открытия нового знания имеет следующий вид:
На тренировочных занятиях акцент делается на тренировке познавательных процессов и мыслительных операций, навыков к выполнению различных видов деятельности и общению. На разных этапах игровой деятельности дети преодолевают индивидуальные затруднения, связанные с тренировкой запланированных воспитателем способов действий, навыков, мыслительных операций. Параллельно с этим идет закрепление предыдущих занятий. Основная цель занятий такого типа - тренировать (навык, мыслительную операцию, познавательный процесс, способность и т. д.)
Форма обучения очная. Программа рассчитана на 2 года обучения, для детей 5-7 лет. Программой предусматривается 72 занятия в год, 2 занятия в неделю во вторую половину дня. Проведение занятий по данной программе предполагает работу с подгруппами до 10 детей. Продолжительность занятия в группах от 5-ти до 6-ти лет 25 минут, от 6-ти до 7-ми лет - 30 минут. Каждая новая тема дается на протяжении нескольких занятий, чтобы дети смогли повторить, закрепить, и запомнить материал.
Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- подгрупповая (до 10 воспитанников)
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Возрастные особенности детей 5-7 лет
Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.
С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.
Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразного в русле математического развития.
Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку.
Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ).
Психологически способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем способность к анализу. То есть, если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные части. Именно поэтому столь серьезное значение уделяется в дошкольном возрасте деятельности, активно формирующей синтез, - конструированию.
Сначала это деятельность по образцу, то есть выполнение заданий по типу «делай как я». На первых порах ребенок учится воспроизводить объект, повторяя за взрослым весь процесс конструирования; затем - повторяя процесс построения по памяти, и, наконец, переходит к третьему этапу: самостоятельно восстанавливает способ построения уже готового объекта (задания вида «сделай такой же». Четвертый этап заданий такого рода - творческий: «построй высокий дом», «построй гараж для этой машины», «сложи петуха». Задания даются без образца, ребенок работает по представлению, но должен придерживаться заданных параметров: гараж именно для этой машины.
Для конструирования используются любые мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие этому возрасту и вызывающие у ребенка желание возиться с ними.
Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).
Показателем сформированности приема сравнения будет умение ребенка самостоятельно применять его в деятельности без специальных указаний взрослого на признаки, по которым нужно сравнивать объекты.
Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого.
Следует учитывать, что при классификационном разделении множества полученные подмножества не должны попарно пересекаться и объединение их подмножеств должно составлять данное множество. Иными словами, каждый объект должен входить только в одно множество и при правильно определенном основании для классификации ни один предмет не останется вне определенных данным основанием групп.
Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:
- по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.
Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например классификации: эти - большие, эти - маленькие; эти - красные, эти - синие; эти - летают, эти - бегают и др.
Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. И в этом большую помощь окажут развивающие занятия по дополнительной программе Л.Г. Петерсон, Н.П.Холиной «Раз ступенька, два - ступенька...»
Возрастные особенности детей 6-7 лет
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени. Практика показывает, - что затруднения первоклассников связаны, как правило, с необходимостью усваивать абстрактные знания, переходить от действия с конкретными предметами, их образами к действию с числами и другими абстрактными понятиями. Такой переход требует развитой умственной деятельности ребенка. Поэтому в подготовительной к школе группе особое внимание уделяют развитию у детей умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях: «равно», «больше», «меньше», «целое и часть», зависимостях между величинами, зависимости результата измерения от величины меры и др. Дети овладевают способами установления разного рода математических связей, отношений, например способом установления соответствия между элементами множеств (практического сопоставления элементов множеств один к одному, использования приемов наложения, приложения для выяснения отношений величин). Они начинают понимать, что самыми точными способами установления количественных отношений являются счет предметов и измерение величин. Навыки счета и измерения становятся у них достаточно прочными и осознанными.
Умение ориентироваться в существенных математических связях и зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создают предпосылки для развития их умственной деятельности в целом. Дети приучаются считать одними глазами, про себя, у них развиваются глазомер, быстрота реакции на форму.
Не менее важно в этом возрасте развитие умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения. У детей должны быть воспитаны устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.
Программа по развитию элементарных математических представлений подготовительной к школе группы предусматривает обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний, приобретенных детьми в предыдущих группах.
Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребёнка на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой для дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе. К шести годам ребёнок усваивает относительный круг знаний о числе, форме и величине предметов, способах элементарно ориентироваться в двухмерном и трёхмерном пространстве и времени. К моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости. Вся работа должна строиться на основе выделения парных противоположных понятий: «налево — направо», «вперед — назад» и т. п.
Особенно важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентацией. Они должны не только определять направления и отношения между предметами, но и уметь использовать эти знания: передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы и др.
К шести годам ребёнок усваивает относительный круг знаний о числе, форме и величине предметов, способах элементарно ориентироваться в двухмерном и трёхмерном пространстве и времени. К моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости. Вся работа должна строиться на основе выделения парных противоположных понятий: «налево — направо», «вперед — назад» и т. п.
Математические знания стимулируют интеллектуальное развитие ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей. Фактически, основная цель дошкольного образования в области математики - развитие интеллекта ребенка, его мышления. Полноценное развитие последнего невозможно без формирования известной логической культуры, поскольку логика - это универсальный элемент мышления. Приемы анализа и синтеза, умозаключения, полученные путем сопоставления известных фактов и явлений, искусство построения гипотез, ясных и стройных доказательств, различение известного и неизвестного и много другое человек осваивает в значительной мере именно благодаря изучению математики.
В математической подготовке дошкольников наряду с обучением детей счету, развитием представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, делению предметов на равные части большое внимание уделяется операциям с наглядно представленными множествами, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема сыпучих и жидких тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений.
Цели и задачи программы
Цель программы: формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, углубленное изучение математического анализа, логических задач и связей.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Планируемые результаты по освоению программы.
Предполагается, что по окончанию обучения учащиеся достигнут следующих результатов:
Учебный план
Вид деятельности | Количество в неделю | Количество в месяц | Количество в год |
Формирование элементарных математических понятий | 2 | 8 | 64 |
Календарно - тематическое планирование развивающих занятий (5-6 лет)
№ | Тема | Учебные действия |
1-10 | Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства. | -формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов; -закреплять представления детей о свойствах предметов (цвет., форма, размер, материал) -уточнить представления о формах геометрических фигур; -формировать представления о признаках сходства и различия. - формировать умение сравнивать группы предметов путем составления игр; -закрепить представления о порядке увеличения и уменьшения размеров; -закрепит понятия «равенство» - «неравенство» и умение правильно использовать знаки . |
11-16 | Отношение: часть - целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале). | - сформировать представление о сложении как объединении групп предметов. -продолжить знакомство со знаком «+»; |
17-18 | Пространственные отношения: на, над, под. | -уточнить пространственные отношения: на, над, под. |
19-20 | Пространственные отношения: справа, слева | -развивать пространственные представления, уточнить отношения: справа, слева; |
21-24 | Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале). | - формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. -продолжить знакомство со знаком «-» |
25-26 | Пространственные отношения: между, посередине. | -уточнить пространственные отношения: между, посередине. |
27-28 | Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один - много. | - сформировать представления о понятиях: один - много. |
29-30 | Число 1 и цифра 1. | -продолжать знакомить детей с числом. 1 и графическим, рисунком цифры 1. |
31-32 | Пространственные отношения: внутри, снаружи. | -уточнить пространственные отношения: внутри, снаружи |
33-34 | Число 2 и цифра 2. | -продолжать знакомить с образованием и составом числа 2, цифрой 2. |
35-36 | Образование и состав числа 2, цифрой 2. | -формировать представления о точке, линии, прямой и кривой линиях. |
37-38 | Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства. | -закрепит понятия «равенство» - «неравенство» и умение правильно использовать знак «=» |
39-40 | Представление об отрезке и луче. | -сформировать представление об отрезке и луче -формировать представления о замкнутой и незамкнутой линии. |
41-42 | Число и цифра 3 | -формировать знания об образовании и составе числа 3, цифры 3. |
43-44 | Представления о замкнутой и незамкнутой линиях. | -формировать представления о замкнутой и незамкнутой линии. |
45-46 | Представления о ломаной линии и многоугольнике. | -закреплять и развить понятие линия, многоугольник. |
47-48 | Число 4 и цифра 4. | -закреплять знания об образовании числа 4, составом числа 4, цифрой 4 -формировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 четырьмя точками. |
49-50 | Представления об углах и видов углов. | -сформировать представления о различных видах углов – прямом, остром, тупом; |
51-52 | Представление о числовом отрезке. | - сформировать умение о числовом отрезке, приемах присчитывания и отсчитывания единиц с помощью числового отрезка. |
53-54 | Число 5 и цифра 5 | - познакомить с образованием и составом числа 5, с цифрой 5. |
55-56 | Пространственные отношения: впереди, сзади. | -уточнить пространственные отношения: впереди, сзади. |
57-60 | Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше - меньше. | -формировать представления о сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар; -закреплять знание знаков «больше», «меньше». |
61-62 | Временные отношения: раньше, позже. | - расширить временные представления (детей, уточнить отношения раньше- - позже). |
63-64 | Упражнения по выбору детей. | -закрепить представление о свойствах предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей, геометрические представления. |
Календарно - тематическое планирование развивающих занятий (6-7 лет)
№ занятия | Тема | Учебные действия |
1-4 | Числа 1-5. Повторение | -повторить сравнение групп предметов по количеству с помощью; составления пар, знаки ==; < >; -повторить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, временные отношения раньше — позже. |
5-8 | Число 6 и цифра 6 | -повторить образование и состав числа 6, цифрой 6; -закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, -представления о свойствах предметов, геометрические представления; -закрепить счёт до 6, представление о составе чисел 2-6, -числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей |
9-16 | Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | -формировать умение сравнивать длины предметов с помощью непосредственного наложения, с помощью мерки; -познакомить с сантиметром и метром, формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков |
17-22 | Число 7 и цифра 7. | -познакомить с образованием и составом, числа 7, цифрой 7; -закрепить представление о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей, понятие .многоугольника; -закрепить порядковый и количественный счёт в пределах 7; -повторить сравнение групп предметов с помощью составления пар, приёмы присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц на числовом отрезке. |
23-28 | Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | -закрепить представление о понятиях тяжелее — легче на основе непосредственного сравнения по массе; -закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, представление о сложении и вычитании, составе числа 7; -формировать представление о необходимости выбора мерки при измерении массы, познакомить с меркой 1 кг; |
29-34 | Число 8 и цифра 8. | -познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8; -формировать счётные умения в пределах 8; -закреплять представления об измерении длины и массы- предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке; -закреплять представления о составе числа 8, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка. |
35-38 | Представления об объёме (вместимости).Сравнение объёма (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | -сформировать представление об объёме, сравнение сосудов по объёму с помощью переливания; -закрепить счётные умения в пределах 8. Взаимосвязь целого и частей. Закрепить понимание смысла сложения и вычитания; -сформировать представление об измерении объёмов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки. |
39-44 | Число 9 и цифра 9. | - закрепить образование и состав числа 9, цифры 9; -закреплять умение находить признаки сходства и различия фигур, взаимосвязь целого и частей, сложение и вычитание на числовом, отрезке; -закрепить знание о циферблате и часах, -сформировать представление об определении времени по часам.; -закрепить счёт в пределах 9, сформировать представление о цифре 9 и составе числа 9, взаимосвязи целого и частей; -повторить приём сравнения чисел на предметной основе, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке. |
45-48 | Представления о площади. Сравнения площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка - мелкая клетка). | -сформировать представление о площади фигур, сравнение фигур по площади непосредственно с помощью условной мерки; -закрепить порядковый и количественный счёт в пределах 9, состав числа 8 и 9, умение решать простые задачки на основе взаимосвязи целого и частей. |
49-52 | Число 0 и цифра 0. | -сформировать представления о числе 0 и его свойствах; -закрепить счётные умения в пределах 9, представление о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей; -закрепить представления о цифре 0, о составе чисел 8 и 9; -формировать умение составлять числовые равенства по рисунками наоборот, переходить от рисунков к числовым равенствам. |
53-54 | Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. | -сформировать представление о числе 10: его образовании, составе, записи; -закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умение распознавать треугольники и четырёхугольники |
55-56 | Пространственные фигурам - шар, куб, параллелепипед. | -формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда (коробки, кирпичика); -закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. |
57-58 | Пространственные фигурами - пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание. | -формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, конуса, цилиндра; -закреплять представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. |
59-60 | Символы. | познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, (форма, размер); -закрепить представления о составе чисел 8, 9, 10. |
61-62 | Повторение. Игра «Скоро в школу». | -повторить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав чисел в пределах 10; -закрепить представление о символах, сложении и вычитании чисел, на числовом отрезке. |
63-64 | Итоговое занятие. Игра - путешествие в страну Математику | -повторить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей!, состав чисел в пределах 10; -закрепить представление о сложении и вычитании. |
Педагогический мониторинг образовательной деятельности
С целью определения степени освоения учебного материала, предусмотренного содержанием данной программы, была разработана следующая система аттестации воспитанников:
Вид аттестации | Цели аттестации | Форма аттестации |
Входной контроль | Определение первичного уровня знаний воспитанников по программе | Входной контроль знаний: анкетирование (приложение №) |
Итоговая аттестация | Оценка степени овладения практическими навыками, перечень которых был определен задачами программы. | Отзывы педагогов |
Оценка степени усвоения теоретического материала, определенного содержанием данной программы. | Итоговый контроль знаний: анкетирование (приложение №) |
Шкала оценки степени освоения учебного материала
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем анкетирования, выполнения практических работ, отзывов педагогов. Уровень первичных знаний, а так же уровень знаний, приобретенных воспитанниками по завершению программы проверяются анкетированием. При анкетировании все верные ответы берутся за 100%, тогда оценка осуществляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Степень освоения программы |
90% и более | Учебный материал освоен в полном объеме — высокий уровень освоения программы |
75% - 89% | Освоена большая часть содержания программы — средний уровень освоения программы |
50%- 74% | Содержание программы усвоено частично — низкий уровень освоения программы |
49% и менее | Программа не освоена |
Организационный раздел
Организация занятий кружка
Численность детей на занятии не должна превышать 10 человек. Продолжительность занятий 1 академический час.
Занятия проходят во второй половине дня 2 раза в неделю.
Форма организации: подгрупповая.
Форма проведения занятий: игровая, с использованием ИКТ технологии. В каждое занятие включены физкультминутки, загадки, стихотворения тематически связанные с учебными заданиями.
Материально-техническое обеспечение
Кабинет для занятий
Тетради «Раз- ступенька, два- ступенька...» математика для детей 5-6 лет часть 1
Тетради «Раз- ступенька, два- ступенька...» математика для детей 6-7 лет часть 2
-Счетные палочки
-Ручки
-Цветные Карандаши
-Простые карандаши
-Фломастеры
-Альбомы
-Бумага А4
-Тетради в клетку
-Линейки
-Цветной и белый картон
-Палочки Кьюзенера
-Блоки Дьенеша
-Картотека загадок
-Картотека динамических пауз
-Касса цифр на магнитах - 1
-Наборы магнитных карточек:
-«Знаки' действий» -2
-«Цифры» -1
-«Числа от 1 до 20»
-Наборы тематических картинок
-Геометрическое лото
-Лото фрукты цветы овощи
-Кубики
-Наборы геометрических фигур
-Демонстрационный материал
-Дидактические игры
-Наборы цифр и знаков
-Трафареты с геометрическими (фигурами
-Модель циферблата часов с подвижными стрелками
-Чашечные весы
-Шнурки цветные
-Модели волшебных мешочков
-Конверты
Оборудование:
-Экран
-проектор
Методическое обеспечение
Успешная реализация программы зависит использования различных технологий, форм, приёмов и методов работы на развивающих занятиях.
На занятиях используются технологии:
Наглядного, демонстрационного, раздаточного материала.
Различные виды- деятельности .
двигательная
Используемая литература
Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд-во Ювента М.,2014.