Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 63»
Автор: Иваницкая Ольга Степановна
Должность: учитель химии
Методическая разработка урока
«Химическое равновесие » в 11 классе в
контексте подготовки к ЕГЭ
Цель : систематизировать и углубить знания учащихся о химическом равновесии в контексте подготовки к ЕГЭ.
Задачи: Обучающие : сформировать предметные компетенции, основанные на знаниях , умениях и навыках в рамках раздела « Химическая реакция» при подготовки к ЕГЭ по химии.
Воспитывающие : продолжить формирование мировоззрения учащихся на примере единства и борьбы противоположностей .
Развивающие : развивать у учащихся речь, умение анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить и разрешать проблемы.
Методы обучения: объяснительно – иллюстрационный (рассказ, объяснение ,беседа);
репродуктивный (индивидуальная работа у доски; самостоятельная работа с учебником );
поисковый (опережающие задания ).
Материально – техническая база: компьютер, медиапроектор, электронное пособие « Общая химия»
Ход урока
Проверки домашнего задания . Задания №1 - 6 стр. 105 – 106. Химия. 11 кл.: рабочая тетрадь к учебнику «Химия. Базовый уровень.11 класс/ О.С. Габриелян, С.А. Сладков: - М: Дрофа, 2014 г
Изучение нового материала
Самостоятельная работа . Задания №1 - 3 Стр. 106 – 108. Химия. 11 кл.: Рабочая тетрадь
Учитель. Какой образ возникает у вас, когда вы слышите слово равновесие ? ( Весы). Ученик. Сообщение «Весы Фемиды». (Приложение 1) Учитель. С какими словами ассоциируются слова добро и зло? (Запись на доске) Добро – забота, внимание, нежность, верность, свет, любовь, дружба, радость. Зло - жадность, эгоизм, месть, предательство, ложь, зависть, ненавесть Учитель. Кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему, деятельно добр. Добро и зло познаются в единстве, одно через другое, хотя они противоречат друг другу Закон единства и борьбы противоположностей – основной закон развития природы и общества .
Учитель.Что можно считать равновесием ? (Запись на доске) Примерные ответы
Р- это гармония
А – это совместимость несовместимого
В-это то чего не должно быть , но может быть
Н-это устойчивое соответствие между чем-либо
О- это состояние покоя, неподвижности
В- это спокойствие
Е- это уравновешенность в настроении , в каких – нибудь отношениях
С- это согласие друг с другом , с природой
И – это состояние , при котором существуют соответствие между
ожидаемым и результатами
Е- это равенство Учитель. А как дать определение химическому равновесию? (Слайды из презентации «Химическое равновесие» электронное пособие « Общая химия»: - Волгоград «Учитель» Самостоятельная работа ( работа в парах)
Прочитать § 16 с. 137 – 138 и составить план ответа. Химия 11 класс: учеб. / авт. О.С.Габриелян – М.: Дрофа, 2014
Рабочая тетрадь Задание №1 - 4 с. 108 – 109. Химия 11 класс: учеб. / авт. О.С.Габриелян и С.А. Сладков – М.: Дрофа, 2014
Учитель.Почти столетие развивалось учение о химическом равновесии . Ученые сыгравшие роль в развитие учения о химическом равновесии:
русские – Н.Бекетов , Л. Потымицина;
немецкие – Г.Гольголь;
норвежские – Г.К.Гульдбрег, П.Вааге;
голландский – Я.Вант – Гоффман;
французские – К.Бертолле, Ф.Малагути, А.Девиля, Ле- Шателье.
В 1884 году Ле Шателье сформулировал общий закон смещения химического равновесия. Спустя 3 года немецкий физик Ф. Браун пришел к такому же выводу , как и Ле Шателье:
Состояние равновесия может смещаться и на всякое действие есть
противодействие .
Как же вывести систему из химического равновесия ? Самостоятельная работа Составить схемы,: классификация реакций по направлению протекания( привести свои примеры) и смещения равновесия по принципу Ле Шателье. Работа с учебником §16 с. 139 – 140.( Запись на доске)
Примерная схема ответа
Схема 1. Классификация реакций по направлению протекания
Химические реакции
Необратимые Обратимые
BaCl2+K2SO4 BaSO4 +2KCI H2+N2 2NH3
NaOH+HCI NaCI+H2O SO2 + O2 2SO3
K2CO3 + 2HCI H2O + CO2 + 2KCI
Схема 2. Смещение равновесия по прнципу Ле Шателье
При Cpear , при Cper ;
При P (для газов ) в сторон уменьшего V,
При P в сторону большего V;
3) При T в сторону эндотермической реакции;
4) При T в сторону экзотермической реакции.
Катализатор не смещает равновесие , но ускоряет его достижение
Учитель Задание классу ( 2 варианта)
В – 1. Дать характеристику реакции 3H2+N2 2NH3 + Q. Как необходимо изменить условия для смещения равновесия в сторону прямой реакции (образования NH3). При ответе использовать схемы и знаки (После выполнения заданий проводится обсуждение ответов. Запись на доске). Примерная схема ответов В – 1 Характеристика реакции.
3H2+N2 2NH3 + Q соединения
обратимая
о.в.р.
экзотермическая
гомогенная
некаталитическаяУсловия смещения равновесия в сторону прямой реакции (образования NH3)
3H2+N2 2NH3 + Q C (H2) и C (N2), т.к. эти вещества исходные, а С (NH3) продукта реакции
P, т. к. до реакции 4V (3V(H2) +1V(N2)), а после реакции 2 V(NH3)
Т, т.к. экзотермическая реакция (с выделекнием теплоты)
В – 2. Дать характеристику реакции. Как необходимо изменить условия для смещения в сторону обратной реакции (образования N2 и H2) :
3H2 + N2 2NaH3 + Q
C (NH3), т.к. это вещество теперь исходное, а
C (H2) и C (N2) продуктов реакции реакции
P, т. к. до реакции 2 V(NH3), а после реакции 4V (3V(H2) +1V(N2))
T, т.к. эндотермическая реакция (с поглащением теплоты)
(После выполнения задания проводится обсуждение ответов).
Закрепление :
Выполнить задания по рабочей тетради:
1 группа – задание №4а с.112; 2 группа – задание №8а с.113; 3 группа – задание №6 с.113; 4 группа – задание №7а с.113 5 группа – задание №5а с.112; 6группа – задание №7б с.113
Рефлексия
Каждый ученик высказывается об уроке, выбирая начало фразы из слайда (приложение 2).
Домашняя задание : §16 выучить. Ответить: устно на вопросы 1 – 4, 7,8; письменно на вопросы 5, 6 с. 142 – 143. Дополнительное задание http://distant-lessons.ru/smeshhenie-ximicheskogo-ravnovesiya.html
Подготовить мини – проект по теме «Роль воды в природе» (1 группа).
Список используемой литературы
http://kak.znate.ru/docs/index-93144.html
http://festival.1september.ru/articles/578062/
http://distant-lessons.ru/smeshhenie-ximicheskogo-ravnovesiya.html
«Общая химия»: электронное пособие – Волгоград «Учитель»
ЕГЭ Универсальные материалы для подготовки учащихся Химия 2011: учеб. пособие / авт. А.А. Каверина – М.: Интелект - центр, 2011
Пособие по химии для поступающих в вузы: учеб.пособие / авт. Г.П.Хомченко,2011 Настольная книга учителя 11 класс : учеб.пособие/ авт. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Веденская – М.: Дрофа, 2004
Приложение 1 Фемида - древнегреческая богиня права и законного порядка Главными атрибутами Фемиды являются меч и весы, ныне повсеместно используемые судебными и правоохранительными органами в своей эмблематике. В левой руке она держит весы, в правой - обоюдоострый меч. Глаза ее закрыты повязкой. Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. В древних мифологиях владыки загробного мира взвешивали добрые и злые поступки людей, и посмертная их судьба зависела от того, какая чаша перевесит. Весы находятся в левой руке богини - левая сторона тела считается воспринимающей. Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия.Меч держится острием вверх, что указывает на "волю небес", высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини - обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука - правая: это сторона действия,символ силы, "правого дела". Меч опущен - оконченная борьба, возврат воина к миру. Победа одержана - оружие опущено. Мантия - торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае правосудия. .Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Судья не взирает на их имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде, выслушавая обе стороны. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву. |
Приложение №2
Рефлексия
Каждый ученик высказывается об уроке , выбирая начало фразы :
Было трудно...... Было интересно..... Сегодня я узнал......
Теперь я могу...... Я понял что...... Теперь я смогу......
Я почувствовал что...... Я приобрел...... Я научился..... Я выполнил задания...... Я смог ...... Урок дал мне для жизни...... Меня удивило...... Я попробую...... Мне захотелось......