Конспект фронтального занятия с детьми с общим недоразвитием речи в старшей логопедической группе
Тема: «Дифференциация звуков С – Ц»
Цель: закрепить правильное произношение звуков С - Ц в речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Уточнить артикуляционный уклад звуков с-ц.
2. Учить дифференцировать звуки С - Ц на слух и в собственной речи.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
2. Развивать фонетико-фонематические процессы.
3. Развивать грамматический строй речи.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, активность на зянятии.
Оборудование: слоненок, цыпленок, мешочек, собака, цветок, кольцо, лиса, автобус, заяц.
Раз, два, три, четыре, пять,(сгибаем каждый палец на обеих руках одновременно)
Начинаем мы играть.(сжимаем и разжимаем кулачки)
За руки возьмемся,(движение «рукопожатие»)
Друг другу улыбнемся,(улыбнуться соседу)
Будь внимателен, дружок,(движение указательным пальцем «внимание»)
Начинается урок!(сложить руки друг на друга)
Логопед: сегодня к нам пришли необычные гости. Знакомьтесь, это слоненок по имени Сэм и его друг - цыпленок по имени Цыпа. Ребята, имена друзей начинаются со звуков, с которыми мы будем продолжать знакомиться. Для начала покажем друзьям веселую зарядку для язычка.
Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Хоботок»
«Мостик»
«Метелочка»
Логопед: хорошо! Давайте определим какой первый звук слышится в имени слоненка Сэма? Первый звук в имени цыпленка Цыпа?
Ответы детей.
Логопед: как правильно произносить звук С?
Губы в улыбке, зубы немного разомкнуты, язык за нижними зубами, упирается в бугорки, воздушная струя холодная, голос не работает.
Теперь произнесите звук С протяжно.
Проговаривание звука С хором и индивидуально.
А как произносится звук Ц?
Губы в улыбке, в начале спинка языка касается бугорков за верхними зубами, затем опускается вниз, кончик языка за нижними зубами.
Попробуйте звук Ц произнести громко
Проговаривание звука Ц хором и индивидуально.
Логопед: я буду произносить звук С или Ц, а вы должны будете узнать, какой звук я произнесла. Если я произнесу звук С – потопайте ногами, как слоненок Сэм, а если звук Ц – постучите пальчиками (пальцы собраны в виде «клювика») по ладошке, как цыпленок Цыпа.
Логопед: я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте и исправляйте ошибки.
Кольсо, гусениса, цтакан, светок, цава, водиса, пальсы.
Логопед: Ребята, веселые друзья так разыгрались, что перепутали все предметы. У меня в мешочке предметы, надо узнать их на ощупь, назвать и сказать, какой звук - С или Ц, и где его место в слове (в начале, в середине, в конце).
Собака, цветок, кольцо, лиса, автобус, заяц.
И цыпленок, и слоненок,
Приготовились к зарядке!
Поднимайся, милый друг (встают).
Посмотри-ка ты вокруг! (повороты головы из стороны в сторону).
Повернулись влево, вправо, (повороты туловищем)
Приседанья делай справно. (выполняют приседания)
Здесь есть ты (вытягиваем руки вперед).
Здесь есть я (кладем правую руку себе на грудь).
Будем дружными всегда! (хлопаем в ладоши над головой)
Логопед: Наши веселые друзья предлагают составить предложения с предметами, которые принесли.
Ребята составляют предложения с предметами на столе: собака, цветок, кольцо, лиса, автобус, заяц.
Лежать, собака, будка, в.
Скрыться, кусты, в, заяц.
Цветок, поставить, Соня, в, ваза.
Отец, кольцо, мама, дарить.
Жить, лес, лиса, в.
Автобус, остановка, стоять, на.
Логопед складывает предметы обратно в мешочек, задавая вопросы:
Нет кого? – нет собаки и т.д.
По выбору педагога.
Раз, два, три, четыре, пять,(сгибаем каждый палец на обеих руках одновременно)
Мы закончили играть.(сжимаем и разжимаем кулачки)
За руки возьмемся,(пальцы рук собрать в «замок»)
Друг другу улыбнемся,(улыбнуться соседу)
Будь внимателен, дружок,(движение указательным пальцем «внимание»)
Завершается урок!(сжимаем и разжимаем кулачки)
Логопед: отлично, ребята! Все молодцы! Напомним слоненку и цыпленку какие звуки мы научились различать.