ДИПЛОМ ЗА ОДИН ДЕНЬ
размышления педагога дополнительного образования
о роли детских исполнительских конкурсов
Исполнительские конкурсы играют большую роль в деле выявления талантливых детей. Это бесспорно! Но по отношению к ним существуют разные мнения.
Одни считают, что конкурсы приносят реальную пользу, заключающуюся в возможности сравнивать достижения учащихся и педагогов. Другие указывают на чрезмерную нагрузку, которую испытывают участники. Третьи – на существующую необъективность в оценивании исполнителей. При этом все, несомненно, правы.
Природа конкурсов весьма противоречива – имеет и преимущества, и недостатки. Как в такой ситуации не навредить ребенку? Участие в конкурсе соответствует естественной потребности ребенка соревноваться. Но чтобы победить, нужно потрудиться. Вот и начинается предконкурсная «гонка». Творческая составляющая работы преподавателя и ребенка превращается в «натаскивание». Вместо того, чтобы двигаться вперед, длительный период они работают над одним конкурсным произведением, а из учебной программы напрочь исчезает принцип: музыка должна дарить детям счастье и радость.
Конечно, дети побеждают, и тщеславию педагога нет предела. Постепенно такой «марафон» становится смыслом его работы. А как же остальные дети? Ведь при грамотной работе педагога дети со средними способностями тоже могут добиться успехов, могут раскрыться и показать себя с лучшей стороны.
Ни для кого не секрет, что предконкурсный режим толкает педагога на работу только с наиболее одаренными и способными детьми. Нам приходится «отбирать» детей. И поверьте, на душе становится скверно, когда собственноручно занижаешь оценку невыбранных детей, воздвигая тем самым у них преграду перед желанием заниматься музыкальным искусством. А ведь любой, даже самый скромный ребенок имеет право на развитие своего творческого потенциала, даже если у него нет природной музыкальной одаренности.
Нужны ли конкурсы? Несомненно, нужны! Но, не должно быть состояния марафона, когда конкурсная гонка становится самоцелью, а ребенок с одним и тем же произведением «кочует» с одного мероприятия на другое, не успевая психологически восстановиться. Педагогу важно почувствовать момент «пика» и вовремя закрыть конкурсный сезон. Получается это сделать? Всё в нашем деле хорошо в меру. Параллельно с конкурсным движением нужно найти время и для овладения новым музыкальным материалом, потому и нельзя забывать, что участие в конкурсах не больше, чем другая профессиональная деятельность педагога.
Толкает на участие педагогов в многочисленных конкурсах, фестивалях, концертах и другая причина. Это желание заработать большее количество баллов, что позволит увеличить размер стимулирующей части заработной платы.
Наконец, споры рождает и то, что на конкурсах отсутствует живое общение педагога с членами жюри, чья позиция зачастую бывает консервативной: исполнительское «своеволье» не только не приветствуется, но и наказывается. Вот и происходит, что начинающий никому неизвестный, но грамотно исполняющий произведения коллектив, не будет отмечен. А награду получит как всегда известный коллектив.
Получив определенный опыт, возьму на себя смелость, предложу рекомендации организаторам конкурсов. Необходимо учитывать разно уровневую подготовку детей: профессиональный или самодеятельный коллектив. Отсюда и критерии оценок буду разные. И начинающие коллективы не останутся в стороне от наград.
Уверена, что исключив многие организационные сложности, и педагоги, и обучающиеся будут воспринимать подобные мероприятия весьма безболезненно.
Т.А. Воробьева,
педагог дополнительного образования