Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект "История Нижнего Новгорода"

Цель формирование этнокультурной идентичности «Я-Нижегородец», воспитание гражданина и патриота своей страны. Задачи 1. Обогащать представления детей об исторических достопримечательностях Нижнего Новгорода парки и скверы, памятники, скульптуры, музеи, храмы. 2. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. 3. Развивать способности в восприятии и анализе различных видов искусства региона, выражать свои чувства в продуктивном творчестве. 4. Ориентировать родителей на нравственно-патриотическое воспитание детей в условиях семьи через ознакомление с культурным наследием Нижегородского края.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Проект: «История Нижнего Новгорода» Паспорт проекта

Название проекта: «История Нижнего Новгорода»

Вид проекта: краткосрочный (1 месяц).

Срок реализации: октябрь 2021 года

Тип проекта: познавательный, творческий, практико-ориентированный.

Участники проекта: воспитатели старшей группы, дети старшей группы 5-6 лет, родители (законные представители) воспитанников.

Продукты проектной деятельности:

- Мини-музей «Что сначала, что потом».

- Дидактическое пособие «Колесо истории – старый Нижний».

-Итоговая квест-игра «Защитники Кремля Нижегородского».

Актуальность проекта

Согласно ФГОС ДО, одним из принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей. В статье 2  304-ФЗ сказано: воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Большое значение для нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой родине.

Отсюда вытекает важная проблема: формирование и углубление знаний о родном городе, воспитание у детей патриотических чувств к малой Родине.

Цель: формирование этнокультурной идентичности «Я-Нижегородец», воспитание гражданина и патриота своей страны.

Задачи:

2.    Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

3.    Развивать способности в восприятии и анализе различных видов искусства региона, выражать свои чувства в продуктивном творчестве.

4.    Ориентировать родителей на нравственно-патриотическое воспитание детей в условиях семьи через ознакомление с культурным наследием Нижегородского края.

Этапы реализации проекта

I этап –организационно-подготовительный

Что знаю?

Что хочу узнать?

Как узнать?

Артём-это город, в котором я живу.

Кто основал наш город?

Почему его так назвали?

Посмотреть в интернете

Элина- нашему городу очень много лет.

Когда был основан наш город?

Спросить у бабушки

Нарина- это очень большой город.

Какой наш город был в самом начале?

Посмотреть в энциклопедии рисунки нашего города в старые времена

Юра- здесь живет много людей.

Какие люди жили в нашем городе давно-давно, много лет назад?

Прочитать в книге

Поля- очень красивый.

Каким был Нижний Новгород в самом начале?

Найти в интернете фото.

Сергей- в нашем городе есть кремль

Кто построил наш кремль, каким он был раньше?

Посмотреть альбомы в группе, найти в интернете, спросить маму.

Настя- в нашем городе много памятников

Какие великие люди жили в нашем городе?

Прочитать в энциклопедии.

Центр патриотического воспитания (образовательные области «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие)

-Обновление патриотического уголка России и Нижнего Новгорода (символика, геральдика, наглядно-дидактический и демонстрационный материал). –Сбор материала для тематических альбомов «Нижний Новгород», «С чего всё начиналось – история Нижнего Новгорода», «Мой родной город», «Достопримечательности города», «Знаменитые люди Нижнего Новгорода» -Сбор материала для дидактических игр о Нижнем Новгороде: «Прогулка по городу», «Кто быстрее доберется до Кремля?»

Центр конструирования (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

-Сбор материала для альбома «Архитектура Нижнего Новгорода прошлого века»; макета «Прошлое и настоящее Нижнего Новгорода»;

Центр познавательного развития (образовательная область «Познавательное развитие»)

-Разработать маршруты путешествий выходного дня по Нижегородскому кремлю.

- Собрать видеотеку видеофильмов о Нижнем Новгороде.https://www.youtube.com/watch?v=LOLsepRsmQM https://vk.com/video-14271687_456239123

Центр художественной литературы

П. Воронько «Лучше нет родного края», Г. Ладонщиков «Родная земля»; А. Прокофьев «Родимая страна»; Р. Хосянов «Мой Нижний Новгород» Легенды: Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Как зачинали Нижний Новгород», «Предание об основании Нижнего Новгорода», «Сказ о яростном олене», «Град на устье Оки», «Сказ о счастливой подкове», «Основание Нижнего Новгорода Юрием Всеволодовичем».

4. Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся (воспитанников)

-Знакомство родителей (законных представителей) с предстоящим проектом, его целями и задачами.

-Анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников по теме « История Нижнего Новгорода для ознакомления детей».

- Сбор копилки для создания мини-музея «Что сначала, что потом».

II этап- практический (этап реализации проекта)

Совместная деятельность детей и педагогов

«Говорящая стена» (своеобразный живой экран») Составление рассказов с использованием моделей: «О родном крае», «О Нижегородском Кремле».

«Литературная гостиная» Чтение стихов о родном крае: П. Воронько «Лучше нет родного края», Г. Ладонщиков «Родная земля»; А. Прокофьев «Родимая страна»; Р. Хосянов «Мой Нижний Новгород»

Беседы с детьми с последующим обсуждением: «Легенда об основание Нижнего Новгорода», «Как воевода Вышеслав строил город Нижний Новгород», «О чем размышлял воевода Вышеслав во время строительства Нижнего Новгорода», «В Нижний Новгород приходят переселенцы – люди разных профессий», «Нижний Новгород становится крупным торговым-ремесленным городом».

Сюжетные игровые ситуации: «Экскурсия по городу», «Мы строим город».

Оформление тематических альбомов: «С чего всё начиналось – история Нижнего Новгорода», «Мой родной город», «Достопримечательности города», «Знаменитые люди Нижнего Новгорода», «Прошлое и настоящее». Дети часто обращаются к этим альбомам, используя их как в свободной деятельности, так и при краеведении в организованной образовательной деятельности.

Книга «Легенды Нижнего Новгорода» в стиле коллаж.

В процессе использования книги, дети составляют рассказы об основании Нижнего Новгорода, делятся мнениями, дополняют книгу своими рисунками-иллюстрациями.

- Лэпбук «Из глубины веков».

Лепбук дети активно используют в самостоятельной деятельности. Материал периодически меняется, что дает возможность поддерживать интерес детей. Они сами придумывают загадки, зарисовывают материал для страниц лэпбука.

Серия дидактических игр о Нижнем Новгороде: «Прогулка по городу», «Кто быстрее доберется до Кремля?», «Сравни картинки», «Что лишнее», лото «Мой любимый город», «Чудесный чемоданчик», «Собери картинку».

Просмотр видеофильмов о Нижнем Новгороде: «Башни Нижегородского кремля», «История основания Нижнего Новгорода»https://welcome-nn.ru/video.html

Виртуальные прогулки: «Экскурсионный маршрут по территории Нижегородского Кремля».https://vestinn.ru/news/society/136885/

Создание макетов из подручного и строительного материала: «Матрёшка гуляет по Нижегородскому Кремлю».

Создание творческой галереи в технике батик «Нижегородский Кремль. История в веках».

Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся (воспитанников)

-Оформление тематического альбома «Исторические достопримечательности Нижнего Новгорода».

-Изготовление лэпбука «Из глубины веков». Он сделан в виде кремлевской стены с башнями. Каждая башня содержит фотографии, по которым дети составляют рассказ о городе (история основания Нижнего Новгорода, знаменитые люди, памятники Нижнего Новгорода). Также дети могут использовать фотографии для игры «Угадай по описанию». Дети берут фотографии из какой-то одной башни и не показывают друг другу. Каждый ребенок описывает свою фотографию не называя, что на ней изображено. Остальные дети отгадывают, о чем говорит их товарищ. Еще в лепбуке есть игра: «Заколдованный город». В этой игре нужно соотнести теневую форму с реальным объектом. «Кроссворд о городе» помогает детям вспомнить исторические факты, главные достопримечательности о родном городе.

-Создание мини-музея «Что сначала, что потом».

Разделы мини-музея, особенности использования, расположения:

  1.  «Домашняя утварь» - старинные предметы быта (изделия из дерева, металла, чугуна).

   2. «Рукотворный мир» - предметы рукотворного мира (творение умелых рук мастериц - вышивка, прядение).

Экспонаты данных коллекций собраны с помощью педагогов и родителей и находятся в свободном доступе детей.  Они могут пользоваться ими для сюжетных игровых ситуаций, для проведения подвижных игр, для театрализованной деятельности, могут быть применены в процессе организованной образовательной деятельности.

-Изготовление дидактического пособия «Колесо истории – старый Нижний» Пособие выполнено в форме колеса, где при помощи механизма, происходит смена фотографий города с его вековой историей. При вращении лопастей колеса в одну сторону, можно увидеть старую фотографию того или иного места, а при вращении колеса в другую сторону найти фотографию его же, но уже в современном формате.

- Семейная гостиная «Город мастеров»: мастер-класс по освоению техники рисования картин в стиле батик «Нижегородский Кремль. История в веках».

-Туристическое бюро «Нижегородский путешественник»: посещение инсталляции «Код Нижнего» и музея в Дмитриевской башне «Сокровища оружейной коллекции музея-заповедника».

-Выставки совместного творчества по теме: «Нижегородский Кремль – сила и мощь нашего города».

III этап –итоговый (заключительный)

- Выставка макетов «Далёкое прошлое Нижегородского Кремля»; «Развитие кремля Нижегородского».

Ребята провели презентацию макета для воспитанников подготовительной группы и предложили самостоятельно разработать наполнение для макета. Дети обыгрывают макеты, «развертывают сражения», дополняют макеты новыми экспонатами.

-Экскурсия по мини-музею «Что сначала, что потом». Музей расположен в театральном зале. Дети нашей группы проводят экскурсии и знакомят воспитанников старшего дошкольного возраста с экспонатами музея. Ребята становятся не только посетителями, но и принимают активное участие в создание экспонатов этого музея. Экспонаты музея используют для сюжетных игровых ситуаций, для театрализованной деятельности. Могут быть применены в процессе организованной образовательной деятельности.

-Итоговая квест-игра «Защитники Кремля Нижегородского» (Приложение).

В процессе игры дети попадают на виртуальную экскурсию «Нижний Новгород сквозь время и века», где взаимодействуют с историческими персонажами: Купцом Петром Егоровичем, Княжной Марией и Воеводой Кузьмой. С помощью «Колеса времени», воспитанники с героями отправляются в увлекательное путешествие, где им предстоит проявить смекалку, силу и находчивость, чтобы найти заветный ключ и спасти жителей города, закрыв ворота Кремля.

Ребята посещают тематическую площадку «Богатырская застава», на которой вместе с Воеводой-богатырём проходят препятствия: «Пройди через болото», «Проруби в колючих зарослях тропу», «Восстанови Кремлевскую стену».

На тематической площадке «Ярмарка мастеров» ребята от Купца узнают, что Волга издавна служила торговым целям и являлась местом обмена товаров между русскими и восточными купцами. Сколько разных умельцев с их ремеслом везли на продажу свои изделия, среди которых были лысковские шкатулки, павловские замки, балахнинское кружево, городецкая золотная вышивка, гончарный промысел: горшки, плошки и даже самовары.

Воспитанники пробуют себя в роли народных умельцев и расписывают много разной посуды, особенно тарелок.

Следующая тематическая площадка «Нижегородские просторы» позволила ребятам перенестись в 19 век и через игру «Заколдованный город» познакомиться с главными достопримечательностями этого периода.

Детям нужно узнать объекты Нижнего Новгорода через контур его изображения, размещённом на мультимедийном экране. Затем выбрать это здание среди макетов, спрятанных на Нижегородских просторах. Среди объектов воспитанники узнают следующие: Здание государственного банка, Усадьбу Рукавишникова, Ярмарочный дом, Александро - Невский Новоярмарочный Собор.

Выполнив задания, воспитанники видят, что на экране появился ключ, который при помощи «Колеса времени» отправляют в прошлое. Ключ исчезает, а на экране появляется фрагмент из мультфильма, где ликуют и радуются люди, закрывая ворота Кремля. Исторические персонажи прощаются с воспитанниками, отмечая, что ребята очень дружные, сплоченные, отважные. И благодаря этим качествам, смогли помочь жителям закрыть ворота Нижегородского Кремля. С тех давних пор наш Кремль находится под надёжной защитой. А Нижний Новгород развивается и процветает!

Рефлексия:

Проводим игру на рефлексию. Дети выбирают любую картинку с изображением Нижнего Новгорода. На обратной стороне написан вопрос, который озвучивает воспитатель.

-Была ли интересна для тебя эта работа?

-Хотел ли ты продолжать изучать историю нашего города дальше?

-Много ли ты узнал нового?

-Что именно тебе запомнилось?

- какие трудности возникли в процессе изучения истории Нижнего Новгорода?

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области