Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ТЕМА РАБОТЫ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

ОГЛАВЛЕНИЕ;

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ.

1.1. Анатомо-физиологическая характеристика слабовидящих детей 4

1.2. Особенности организации учебного процесса слабовидящих детей.

ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ.

2.1. Характеристика физических упражнений, используемых на укрепление здоровья слабовидящих детей. 10

2.2.Организация исследования 11

2.3.Результаты исследования 13

ВЫВОДЫ 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

ПРИЛОЖЕНИЕ 16

Введение

Здоровье–это состояние полного социального биологического и психологического благополучия, когда функции всех органов и систем органов уравновешены с природой и окружающей средой, отсутствуют какие-либо болезненные состояния и физические дефекты.

Под физическим воспитанием подразумевается система мероприятий, направленных на укрепление и развитие детского организма. Сюда относятся создания необходимых санитарно-гигиенических условий, занятия физической культурой и спортом, и ряд других мероприятий, способствующих охране и укреплению здоровья детей. Физическое воспитание связано с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и политехническим обучением. При проведении мероприятий по физическому воспитанию слабовидящих детей необходимо иметь в виду, что почти все они перенесли те или иные заболевания и в частности мозговые.

Объект исследования: Учебный процесс, слабовидящих детей 8 класса.

Предмет исследования: Физические упражнения, используемые в учебном процессе для укрепления здоровья слабовидящих детей.

Цель исследования: Выявить эффективность использования физических упражнений на укрепление здоровья слабовидящих детей.

Гипотеза исследования: Физические упражнения, включенные в учебный процесс слабовидящих детей, положительно влияют на их общее состояние здоровья.

Задачи исследования:

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ.

1.1. Анатомо-физиологическая характеристика слабовидящих детей.

Зрение -- самый мощный источник информации о внешнем мире. 85--90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка. Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций. Принято различать пять основных зрительных функций: 1) центрального зрения; 2) периферического зрение; 3) бинокулярного зрения; 4) светоощущения; 5) цветоощущения.

У слабовидящих детей отмечаются различные состояния полей зрения, обусловленные характером и степенью зрительной патологии. Учителю физкультуры важно иметь сведения о состоянии как центрального, так и периферического зрения у каждого ученика. На уроках физкультуры, ЛФК, ритмики, в процессе пространственной ориентировки используется периферическое зрение, а при чтении, рассмотрении рисунков, наглядных пособий на уроках химии, биологии и др. -- центральное. Эти сведения следует учитывать в процессе пространственной ориентировки, в передвижениях, в играх, при выполнении метания в цель. Т.А. Зельдович В. В. Васильев. отмечают, что в условиях специального обучения, под воздействием подвижных и спортивных игр у занимающихся улучшается поле обзора, пространственное зрение, улучшается зрительный и осязательный контроль за выполнением движений.

Благодаря цветовому зрению человек способен воспринимать и различать все многообразие цветов в окружающем мире. Появление реакции на различение цвета у маленьких детей происходит в определенном порядке. Быстрее всего ребенок начинает узнавать красный, желтый, зеленый цвета, а позднее -- фиолетовый и синий. Глаз человека способен различать разнообразные цвета и оттенки при смешивании трех основных цветов спектра: красного, зеленого и синего (или фиолетового).

Учителям необходимо иметь сведения о цветоразличительных возможностях учащихся. Это важно при демонстрации и использовании цветного спортивного инвентаря (мячи, обручи, скакалки, лыжи и пр.), наглядных пособий, рассматривании репродукций и т.д. При изготовлении наглядных пособий для детей с нарушением зрения используются преимущественно красный, желтый, оранжевый и зеленый цвета.

1.2 Особенности организации учебного процесса слабовидящих детей.

У учащихся в процессе учебных занятий активно участвует в работе очень небольшое количество мышц тела. Остальные находятся либо в состоянии относительного бездействия, либо несут статическую нагрузку. Мышцы спины и или даже при наличии самого удобного сидения испытывают значительное статическое напряжение. При этом возрастает внутримышечное давление, нарушается нормальное кровообращение.. Застой крови в брюшной полости является причиной недостаточного поступления крови, а с ней и кислорода в головной мозг, что снижает работоспособность нервных клеток.

В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности: ухудшаются внимание и память, удлиняется латентный период двигательной реакции. В результате длительного поддержания статической позы нарушается осанка. При этом у школьников отличается тенденция к увеличению наклона головы и туловища вперед и искривлению позвоночника.

С целью предупреждения снижения работоспособности целесообразно сократить периоды непрерывной работы. Это позволит более рационально организовать учебную деятельность и высвободить время для отдыха учащихся.

Чередование учебных занятий и активного отдыха, включающего физические упражнения в разных формах, способствует снятию утомления, вызванного учебной деятельностью, и повышению работоспособности учащихся.

В первой половине учебного дня работоспособность школьников постепенно повышается, достигая наиболее высоких показателей к 10-11 часам. Проведение гимнастики до учебных занятий способствует достижению оптимального сочетания возбудимости и функциональной подвижности нервной системы, благодаря чему ускоряется «вхождение» организма школьников в работу. Эффективным активным отдыхом является проведение физкультурных минут на общеобразовательных уроках. Применение кратковременных физических упражнений способствует снижению утомления и повышению умственной работоспособности, что в свою очередь позволяет гораздо более эффективно продолжать занятия.

Уроки физической культуры лишь частично пополняют недостаток движений – около 40% суточной потребности или 11% недельной. И если школьник дополнительно не будет заниматься физическими упражнениями и спортом, это может повлечь за собой задержу в развитии моторики.

Виды физкультурно-оздоровительной работы – гимнастика до учебных занятий, физкультурные минутки на общеобразовательных уроках, физические упражнения и игры на переменах, спортивный час – равномерно распределяются в течение учебной недели и вместе с уроками физической культуры составляют ежедневный стабильный двигательный режим, обязательный для всех школьников.

При проведении занятий физическими упражнениями в учебном процессе можно выделить два направления: оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности, повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы и соответствующих ступеней комплекса ГТО.

В процессе физического воспитания в школе МБОУ КСШ№4, необходимо использовать устную речь. Включение речевого материала в содержании уроков физической культуры положительно влияет на накопление и осмысление словарного запаса, связанного с формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков на развитие интеллекта слабовидящего ребенка.

Урок – основная форма физического воспитания.

Урок физической культуры является основной и обязательной формой физического воспитания в школе. На уроке ученики получают необходимый минимум знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по физической культуре для детей, повышают уровень своего физического развития.

Структура урока физкультуры в школе включает 3 части: подготовительную, основную и заключительную. Каждая из них имеет свое обоснование и содействует решению задач урока.

Программа состоит из разделов: теоретические сведения, гимнастика с элементами ритмики, легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные игры, плавание.

Теоретические сведения сообщаются учащимся в процессе изучения физических упражнений на уроке так, как эти сведения способствуют усвоению учебного материала. На занятиях гимнастики дети должны овладеть навыками: в простейшем построении и перестроении; ходьбе, бега по прямой и с изменением направления и скорости передвижения, лазания; перелезания; техники прыжка и метания. Общеразвивающие гимнастические упражнения направлены на воспитание координации движений и развития двигательных качеств.

Упражнения на формирование правильной осанки направлены на воспитание и исправление дефектов опорно-двигательного аппарата. Физические упражнения, выполненные в воде, также способствуют формированию правильной осанки.

В разделе лыжной подготовки предусмотрено обучение детей простейшей технике спусков, подъемов на пологие склоны и передвижению по ровной местности. Уроки проводятся при температуре не ниже -12С.

Подвижные игры позволяют совершенствовать технику основных движений в более сложных условиях. Необходимо выбрать те игры, которые способствуют развитию чувства равновесия, двигательной координации, зрительной ориентации, внимания, скорости движения, навыков бега, метания, прыжков, лазания, перелезания.

Речевой материал дается во время изучения и совершенствования упражнений и включает в себя словарь и фразеологию.

Оценка успеваемости на уроках физкультуры в школе выставляется в форме текущего учета за качество исполнения упражнений и за выполнение требований по программе.

ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ.

2.1. Характеристика физических упражнений, используемых на укрепление здоровья слабовидящих детей.

Гимнастика до занятий в КСШ№4 решает задачи: организует учащихся в начале учебного дня, повышает работоспособность учеников на первых уроках, предупреждает искривление осанки. С этой гимнастики должен начинаться учебный день, она является составной частью физкультурно-оздоровительной работы школы. Ее цель – оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности центральной нервной системы, воздействовать на все органы и системы организма.

Основным положением методики являются составление комплекса, состоящего из 5–7 упражнений динамического характера, воздействующего на все группы мышц; правильное выполнение упражнений с особым вниманием к осанке и дыханию, чего легче достичь, используя наглядность. Комплексы должны постоянно обновляться, их характер и интенсивность выполнения соответствовать времени года.

Цель этих двух форм – вернуть уставшему ребенку работоспособность, внимание, снять мышечное и умственное утомление, предупредить нарушение осанки.

Организация включает подготовку помещения (открытие окон, форточек) и учащиеся для выполнения упражнений выходят из-за парт, ослабляют пояса, воротники.

Требования при проведении этих форм следующие:

-упражнения не должны быть трудными для изучения;

-упражнения должны быть комбинированными;

-упражнения должны легко дозироваться, не вызывать утомления, не включать упражнения, требующие сильного напряжения на силовую выносливость.

Целесообразно менять упражнения в комплексах не все сразу, а постепенно заменяя одно – два изученных и усвоенных новыми, придерживаясь основной схемы в течение 2 – 4 месяцев;

Желательно использовать метод слитного проведения.

Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах проводятся в качестве активного отдыха с целью снижения утомления, возникшего в результате учебной деятельности и повышения умственной работоспособности. Они содействуют формированию положительного отношения к организованной коллективной деятельности, повышению объема умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Интерес и физические возможности мальчиков и девочек 5–9 классов уже значительно различаются. Поэтому наряду с совместными рекомендуется проводить игры отдельно с мальчиками и девочками.

Организуется для школьников подготовительной, специальной медицинской группы или имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Основная задача ЛФК – укрепление здоровья занимающихся, повышение их физической кондиции с целью перевода в основную группу. Занятия проводит учитель физкультуры.

На практике мы проводили занятия ЛФК в 8-х классах. На каждом занятии присутствовало 3-5 человек. Занятия проводили как в спортзале, так и на свежем воздухе, но решалась одна и та же задача: исправление осанки. На проведение ЛФК отводилось время с 14.00 до 15.00 часов.

2.2 Организация исследования.

Первый этап (09.09.22-.9.10.23). Проведен анализ научной литературы по теме исследования, что позволило изучить особенности физического состояния детей с нарушением зрения, а также построить гипотезу и сформулировать задачи исследования. На данном этапе были также апробированы в предварительных экспериментах все используемые методы исследования. На этом этапе была разработана методика ЛФК, подобраны разнообразные подвижные игры, физкультминутки, был проведен педагогический эксперимент по выявлению эффективности используемых упражнений на физическое развитие детей с нарушением зрения.

Принцип построения недельного цикла занятий, проводимых нами в течение учебного года с детьми, представлен в таблице 1

Таблица 1

Мероприятия

Дни недели

Пн.

Вт. Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

Вс.

1 .Занятия утренней гимнастикой дома

+

+

+

+

+

+

+

2.3анятия физической культурой

+

+

+

3.Физкультурные паузы

+

+

+

+

+

. Дополнительные занятия ЛФК (в игровом зале)

+

+

5 .Самостоятельная двигательная активность в течение дня не менее

+

+

+

+

+

+

+

Второй этап (10.11.23-02.23). Были систематизированы и статически обработаны полученные экспериментальные данные. Исследование проводилось на базе МБОУ КСШ№4 г.Кукмор. В исследовании принимали участие 8 учащихся 8 «А» класса. с нарушением зрения. Собрали данные по физическому развитию: рост, вес, окружность грудной клетки; А/Д, на начало и конец учебного года.

Для того, чтобы раскрыть цель работы мы ознакомились с годовым планом оздоровительных мероприятий, которые проводятся в КСШ№4. Занимались подбором специальной литературы, беседовали с учителем физкультуры, а также с медработником, который постоянно работает в этой школе.

Проводили занятия ЛФК с детьми, у которых имеются нарушения зрения.

Таблица №2

имя

рост

вес

ОГК

А/Д

сент

март

сент

март

сент

март

сент

март

1

Саид

180

182

65

67

90

90

март

100/80

2

Ксюша

164

166

55

54

83

82

95/70

95/70

3

Глория

158

159

52

53

82

82

100/80

95/80

4

Арина

173

176

64

67

87

84

90/70

95/70

5

Ильмир

172

177

59

61

76

78

110/85

110/80

6

Сабина

170

174

60

62

89

91

100/70

110/80

7

Никита

160

163

37

40

58

57

90/75

95/80

8

Илья

180

181

69

70

86

86

115/100

110/95

Для того чтобы раскрыть цель работы мы ознакомились с годовым планом оздоровительных мероприятий, которые проводятся в школе. Занимались подбором специальной литературы, побеседовали с медсестрой школы, которая постоянно работает в этой школе.

Проводили занятия ЛФК со слабовидящими детьми.

Собрали данные по физическому развитию: рост, вес, окружность грудной клетки; А/Д, , на начало учебного года по март. Определи уровень физического развития и сравнительный анализ этих результатов.

2.3 Результаты исследования.

Тестирование проводилось с учащимися 8 «А» класса в количестве 8 человек с нарушениями зрения. Результаты исследования приведены в приложении.

Анкетирование проводили также детьми.

В результате, выявили, что слабовидящие дети, которые регулярно занимались физической культурой и спортом меньше болеют, легче справляются с бытовыми нагрузками и с большими физическими нагрузками. Всегда чувствуют себя бодро.

2010

2011

2022

2023

ОРВИ

6

4

ГРИПП

1

0

ЖКТ

2

2

Гипертония

2

1

Благодаря тренировкам организм более приспособлен к нагрузкам. Занятия физической культурой и спортом дают высокие показатели физической подготовленности детей с ослабленным здоровьем. Все это благодаря регулярным посещениям занятий физической культурой, тренировок, соблюдая режим дня школы. По данным анкетирования, можно сказать, что у детей проявляется интерес к физической культуре и спорту, поэтому они регулярно посещают уроки физической культуры, все внеурочные физкультурные мероприятия, тренировки и занимаются самостоятельно.

Физические упражнения благоприятно влияют на организм слабовидящих детей. Вследствие чего улучшается сердечно-сосудистая система, дыхательная система, центральная нервная система и другие системы. Исходя из этого можно сказать о хороших результатах в обучении, физическом развитии и воспитании, особенно это проявляется у тренированных детей.

ВЫВОДЫ.

Список используемой литературы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Комплекс ЛФК

Тема

Содержание

ОБЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Строевые упражнения (5 ч.)

1.Строевые упражнения

зевай».

2. Строевые упражнения.

3. Строевые упражнения

«Разойдись!», «Смирно!», «Вольно!».

4. Строевые упражнения

5. Строевые упражнения

Общеразвивающие упражнения (7 ч.)

1.Общеразвивающие упражнения

1.Построение 2.Ходьба 3.Легкий бег

2.Общеразвивающие упражнения

3.Общеразвивающие

упражнения

4.Общеразвивающие упражнения

5.Общеразвивающие упражнения

6.Общеразвивающие

упражнения

Общеразвивающие упражнения с предметами (3 ч.)

1.Общеразвивающие упражнения с предметами

2.Общеразвивающие упражнения с предметами

3.Общеразвивающие упражнения с предметами

Упражнения, формирующие основные движения (4 ч.)

1.Упражнения,

формирующиеосновные движения.

2.Упражнения,

формирующиеосновные движения.

4.Упражнения, формирующиеосновные движения.

Дыхательные упражнения (2 ч.)

1.Дыхательные

упражнения

2.Дыхательные

упражнения

Упражнения на ориентировку и координацию (6 ч.)

1. Упражненияна ориентировку и координацию движений

2.Упражненияна

ориентировку и координацию движений

4. Упражненияна ориентировку и координацию движений

5. Упражненияна ориентировку и координацию движений

6. Упражненияна ориентировку и координацию движений

.

Упражнения на осанку (4 ч.)

1.Упражнения на осанку

2.Упражнения на осанку

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области