Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение №30 «Малыш»
Конспект НОД по познавательному развитию:
Формирование элементарных математических представлений в старшей группе
«Буратино в детском саду»
Составитель: воспитатель
Патюкова Татьяна Викторовна
МО г. Дубна
май 2023г.
Программное содержание:
закреплять знания геометрических фигурах, предлогов «над», «под», умение ориентироваться на листе бумаги; умение составлять из счётных палочек по заданию воспитателя; упражнять в прямом счёте; закреплять знание о последовательности цифр и их соседей; развивать внимание, логическое мышление; продолжать формировать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.
Демонстрационный материал: игрушка Буратино, цифры от «0» до «9», квадрат с геометрическими фигурами.
Раздаточный материал: счётные палочки, квадратные листы бумаги, чёрные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня утром я встретила Буратино, мы с ним разговорились про математику и, представляете, он мне не поверил, что в детском саду ребята знают цифры, геометрические фигуры и умеют считать.
Поэтому, я пригласила его к нам в группу, что бы вы рассказали ему, что вы знаете про цифры, числа и фигуры, и что вы умеете делать. Согласны?
Дети: да.
Воспитатель: Тогда слушайте внимательно, с старайтесь всё выполнять правильно. Только помните, нужно отвечать по одному, а не кричать с места.
- На доске расположены цифры от «0» до «9» (на по порядку), посмотрите внимательно правильно ли они расположены. Если есть ошибка исправьте её (воспитатель вызывает детей по одному: 3-4 варианта).
- Молодцы, а теперь давайте поиграем в мяч, но мяч не простой, а математический (воспитатель бросает ребёнку мяч и задаёт различные вопросы:
* посчитай от 2 до 5;
* посчитай от 7 до 4;
* посчитай от 1 до 5;
* посчитай от 4 до 2;
* назови число, которое стоит после 6;
* назови число, которое стоит перед 4;
* назови число, которое стоит после 9.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданиями. Ну, что, Буратино, мы убедили тебя, что в д\с дети не только гуляют и играют? Нет?!
- Ребята, мы с вами немножко поиграем, а потом удивим Буратино своими умениями
Физкультминутка:
Раз – согнуться, разогнуться. Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим.
Воспитатель: Подойдите к столам, давайте разделимся на 4 группы. Перед вами цветные крышки и схема. Вам, надо будет, пользуясь схемой, выложить из крышек цветок, цвет и расположение крышек должно совпадать со схемой (дети выполняют задания, помогают друг другу).
Воспитатель: У всех получилось? Молодцы!
-- Чем же нам ещё удивить Буратино? Придумала, садитесь за столы.
– Перед вами квадратные листы бумаги и чёрные карандаши, мы будем рисовать узор из геометрических фигур, но не кто – где хочет, а где я скажу, а потом посмотрим, совпадёт ли ваш узор с моим.
Слушайте внимательно:
- Теперь давайте проверим, все ли справились (воспитатель поворачивает лист с правильным узором, дети проверяют – самоконтроль).
Воспитатель: Ваши пальчики, наверное, очень устали, столько трудиться. Давайте мы с ними поиграем.
Пальчиковая гимнастика:
- Вот помощники мои, Их как хочешь поверни (вертят руками).
Раз, два, три, четыре, пять – Не сидится им опять (соединяем пальцы поочерёдно, в одну и другую стороны).
Постучали, повертели, (движения согласно тексту) Считать снова захотели (встряхнуть кисти рук).
Воспитатель: (игра со счётными палочками «Выложи узор»)
- Перед вами на столе счётные палочки, отсчитайте три палочки и сложите треугольник. Потом отсчитайте ещё две палочки и сложите ещё один треугольник. Все догадались как это сделать?
- Сколько у вас треугольников? (2);
- Сколько четырёхугольников? (1);
- Как называется четырёхугольник? (ромб).
- Теперь отсчитайте ещё две палочки и сделайте ещё один треугольник. Сколько теперь треугольников? (3). А как называется четырёхугольник, который у вас получился? (трапеция).
- Сколько трапеций? (1).
Воспитатель: Вы большие молодцы! Я думаю, что Буратино понял, что в д\с мы не только играем. Скажите, что было самым трудным? А какое задание для вас самое простое?
- Вы отлично потрудились и теперь можете поиграть, а Буратино посмотрит, в какие игры вы любите играть.