Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методический сборник подвижных игр для воспитателей детских садов и педагогов

Формирование доброжелательных взаимоотношений между детьми воспитание доброжелательности старших дошкольников подвижных играх

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Торохова В.Т

Методический сборник подвижных игр для воспитателей детских садов и педагогов

Якутск 2022

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………….3

Роль подвижной игры……………………………………………………………5

Методика воспитания у детей старшего дошкольного возраста в процессе подвижных игр …………………………………………………………………...8

Примерные конспекты подвижных игр:

-конспект подвижной игры «Перемени предмет»…………………………….11

-конспект подвижной игры «Быстро возьми, быстро положи»……………...13

-конспект подвижной игры «Вороны и воробьи»…………………………….15

-конспект подвижной игры «Жмурки»………………………………………...18

-конспект подвижной игры «Забрось мяч в кольцо»…………………………………………………………………………...21

Примерные конспекты подвижных игр на якутском языке:

тиэмэтэ: «Биьиги кордоох о5олорбут»………………………………………..24

тиэмэтэ: «Дьиэ5ин бул»………………………………………………………...27

тиэмэтэ: «Араадьыйа»……………………………………………………..…...29

тиэмэтэ: «Албын саьыл»……………………………………………………….32

Физкультминутки ………………………………………………………………34

Считалки ………………….………………………………………………….…39

Картотека подвижных игр……………………………………………………..41

Заключение…………………………………………………………………..…49

Список использованных источников…………………………………………50

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проблемы: Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника.

Подвижные игры являются одним из важных средств воспитания детей дошкольного возраста.

Подвижная игра считается одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она содействует физическому, интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию малыша. Широко используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в процессе физического воспитания. Но зачастую инструкторы по физкультуре и родители недооценивают их влияние на развитие на развитие и формирование психической сферы личности ребенка. Во время подвижных игр у дошкольников формируются и улучшаются различные способности в основных движениях: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Стремительная смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это позитивно воздействует на совершенствовании двигательных способностей.

Основные задачи подвижных игр:

- Укреплять здоровье играющих;

- Способствовать их правильному физическому развитию;

- Содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них;

- Воспитывать необходимые морально-волевые и физические качества;

- Прививать организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.

По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

В создании теоретических основ нравственного воспитания дошкольников значительную роль сыграли психолого-педагогические исследования (Б.Г. Ананьев, А.А Аржанова, А.В. Запорожец, Е.И. Кульчицкая, Г.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Л.А. Пеньевская, Т.А. Репина и др.), направленные на анализ возрастных особенностей нравственного развития и разработку педагогических условий формирования нравственного поведения и взаимоотношений в дошкольном детстве. Материалы исследований в области дошкольной педагогики свидетельствуют не только о необходимости, но и возможности воспитания гуманного, а, следовательно, и доброжелательного отношения к сверстникам.

Цель методического сборника: формирование доброжелательных взаимоотношений между детьми воспитание доброжелательности старших дошкольников подвижных играх.

Теория и практика исследования развития физических качеств и внимания детей старшей группы

Организм ребенка-дошкольника находится в периоде становления функций, их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания (режим, гигиена, закаливание, активные движения, подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи — воспитание здорового, гармонически развитого ребенка.

Под физическими качествами и способностями мы понимаем такие качества и способности, которые характеризуют его физическое состояние, это - прежде всего состояние его морфофункционального развития: конституция его организма и физиологические функции последнего. К числу признаков, характеризующих конституцию организма, относятся, в частности, такие показатели его телосложения, как рост, вес, окружность тела и др. Среди разнообразных физиологических функций человеческого организма особо следует отметить двигательную функцию, которая характеризуется способностью человека выполнять определенный круг движений и уровнем развития двигательных (физических) качеств.

Нервная система детей дошкольного возраста отличается большой пластичностью, на основе чего у ребенка легко образуются новые условные связи. Это свойство необходимо использовать для формирования в раннем возрасте различных двигательных навыков, а также навыков самообслуживания. Однако организм дошкольника еще мало сопротивляется неблагоприятным условиям среды: у детей легко возникает желудочно-кишечные, простудные и другие заболевания. Теория физического воспитания учитывает психофизиологические особенности детей дошкольного возраста: возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразия преобладающего вида деятельности в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается «переход ребенка к новой высшей ступени его развития».

В общей системе воспитания развитие двигательных качеств детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.

Формирование двигательных качеств, навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка с воспитанием нравственно-волевых черт личности.

На развитие физических качеств дошкольника оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения направленные на развитие способности быстро выполнять движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или наоборот, со снижением требований.

Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения по координации и условиям проведения: применение необычных исходных положений (бег и исходное положение стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения стоя спиной к направлению движения; быстрая смена различных положений; изменения скорости или темпа движения; выполнения взаимосогласованных действий несколькими участниками. Большое значение имеет количество повторений: небольшое не содействует развитию силы, а чрезмерно большое может привести к утомлению. Необходимо также учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз должно выполняться. В силовых упражнениях предпочтение следует отдавать горизонтальным и наклонным положениям туловища. Они разгружают сердечно-сосудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнения. Упражнения с мышечным напряжением целесообразно чередовать с упражнениями на расслабления.

Для развития выносливости больше всего подходят упражнения циклического характера (ходьба, бег, прыжки, плавание и др.). В выполнении этих упражнений принимает участие большое количество групп мышц, хорошо чередуются моменты напряжения и расслабления мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения.

В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении движений ребенок теряет его смысл, а, следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия.

Необходимо, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности. В детских дошкольных учреждениях средствами развития двигательных качеств служат физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические и социально-бытовые факторы.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ

Характеристика

подвижных игр в разных возрастных

группах

Объяснение игры

Распределение ролей, выбор

ведущего

Руководство ходом игры

Подведение итогов игры

Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, введению заданий на коллективное соревнование.

При соревновании небольших групп учитываются физическое развитие и индивидуальные особенности детей. Используются игры-эстафеты, спортивные игры.

Количество ролей увеличивается (до 3-4), роли распределяются между всеми детьми.

Желательна такая последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия.

Если в игре есть слова, то специально их разучивать во время объяснения не следует, дети естественно запомнят их в ходе игры.

Если игра знакома детям, то вместо объяснения надо вспомнить с ними отдельные важные моменты.

Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала объясняется главное, а затем по ходу игры все детали.

Воспитатель объясняет правила перед игрой, а затем задает вопросы, чтобы убедиться, что все дети поняли правила игры.

Дети могут до игры рассказать правила сами или ответить на вопросы воспитателя.

Ведущая роль всегда соблазн, поэтому во время распределения ролей случаются разные конфликты.

Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение, как доверие, как уверенность воспитателя в том, что ребенок выполнит важное поручение.

Вы бор воспитателя обязательно должен быть мотивирован.

Часто используются считалки (считают сами дети).

На кого выпало последнее слово, тот будет водить.

За рукой считающего ревниво следят все, поэтому делить слова на части нельзя.

Возможен выбор на роль по желанию ребенка.

Можно использовать загадку (кто первый отгадал, тот и водит).

Можно выбирать на роль при помощи «волшебной стрелки».

Как поощрение, по жребию.

Для назначения нового ведущего в ходе игры основным критерием является качество выполнения движений и правил.

Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны.

Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих.

Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить ведущих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает

статических поз, регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.

Отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила.

Называет тех, кто нарушал правила.

Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре.

Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме.

К обсуждению

Проведенной игры надо

Привлекать всех детей.

Это приучает их к анализу своих

поступков, вызывает более сознательное

отношение к

выполнению правил игры и движений.

Примерные конспекты проведения подвижных игр у старших дошкольников

Подвижная игра: «Перемени предмет»

Программное содержание:

Цель: Закреплять у детей навыки быстрого бега,

Образовательные: Учить детей действовать по сигналу.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательные отношения между детьми

Развивающие: Развивать ловкость, быстроту.

Материал: Мешочки с песком, кубики, обручи.

Усложнение: Прыжки на двух ногах, бег между кеглями.

Этапы

Содержание

Примечание

Мотив

-Дети! Подумайте над загадкой.

Ноги и мышцы все время в движении-

Это не просто идет человек.

Такие вот быстрые передвижения

Мы называем коротко -… (Бег)

Молодцы ребята! Конечно же, это бег.

Заинтересовываю детей темой игры.

Загадываю загадку.

Целеполагание

-Ребята, сейчас мы поиграем в игру: «Перемени предмет».

Знакомлю детей с названием игры.

Средства

Для того, чтобы наша игра прошла очень интересно и увлекательно. Вы должны быть аккуратными, быстрыми, ловкими и внимательными.

Даю наставление детям.

Ход работы

-Ребята, сейчас мы поделимся на три команды поровну. Напротив каждой команды расположен обруч с мешочком внутри. Сейчас я каждому из вас раздам кубик. По моему сигналу вы должны побежать к обручу и положить кубик в обруч, а мешочек взять с собой и передать следующему игроку. Предмет вы должны класть именно в обруч, нельзя бросать, если игрок не точно положен в кружок, то он должен вернуться и поправить предмет.

Итак, давайте для начала попробуем! Потом, начнем играть.

Слежу за ходом игры.

Подаю сигнал.

Анализ результатов игры

Вот и закончилась наша игра. Победителем у нас становится вторая команда. Остальные тоже молодцы старались. Как называется игра, в которую мы сейчас поиграли? Что вам в ней понравилось? Что вы в ней делали?

Ребята вы такие молодцы! Я знала, что вы умеете быстро бегать.

Добиваюсь, чтобы дети давали развернутый ответ.

Хвалю детей.

Подвижная игра «Быстро возьми, быстро положи»

Программное содержание:

Цель: Продолжить работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.

Образовательные: Учить детей ходить, бегать по кругу, действовать по сигналу, развивать ловкость, быстроту.

Воспитательные: Воспитывать у детей желание играть в совместные игры.

Развивающие: Развивать интерес к игровому творчеству.

Материал: Кегли, обручи, бубен, свисток.

Усложнение: Имитация движений животных и птиц.

Этапы

Содержание

Примечание

Мотив

-Дети! Послушайте внимательно стихотворение.

Встаньте дети в хоровод!

Игра в гости нас зовет

Будем бегать и скакать,

И предметы поднимать.

Заинтересовываю детей темой игры.

Читаю стихотворение.

Целеполагание

-Ребята, сейчас мы поиграем в игру: «Быстро возьми, быстро положи».

знакомлю детей с названием игры.

Средства

Для того, чтобы наша игра прошла очень интересно и увлекательно. Вы должны быть предельно внимательными, быстрыми и ловкими.

Даю наставление детям.

Ход работы

-Ребята, встаньте вокруг обручей с кеглями. Сначала вы должны идти по кругу, затем постепенно перейти на бег. По моему сигналу «Бери!», вы должны остановиться у предмета и поднять его вверх. Тот, кто не успел, я даю штрафной балл. Затем я уберу один обруч, и вы снова начнете бежать с предметом в руке. По сигналу «Положи!», вы должны положить предмет в обруч. Тому, кому не хватило места, тоже получит штрафной балл.

Итак, давайте для начала попробуем! Потом, начнем играть.

Слежу за ходом игры.

Подаю сигнал.

Анализ результатов игры

Вот и закончилась наша игра. Победителем у нас становится Саша, у него нет ни одного штрафного очка. Остальные тоже молодцы старались. Как называется игра, в которую мы сейчас поиграли? Что вам в ней понравилось? Что вы в ней делали?

Молодцы ребята вы отлично поиграли!

Добиваюсь, чтобы дети давали развернутый ответ.

Подвижная игра «Вороны и воробьи»

Задачи:

Развивающий: Развивать у детей внимательность, ловкость, быстроту;

Образовательный: Учить бегать по сигналу. Формировать определенных систем двигательных умений и навыков;

Воспитательный: Формировать положительных и нравственных и волевых черт. Воспитывать у детей дисциплинированность, смелость, коллективизм;

Усложнения: Также игра для двух команд, только теперь потребуются два вида разных предметов, например, мячики и кубики. Предметы раскладываются по разные стороны от команд. Игроки по командам водящего-взрослого выполняют несложные задания (приседают, наклоняются, поднимают руку или ногу). Водящий может неожиданно произнести слово «воробьи» (тогда все бегут и хватают по мячику) или «вороны (тогда все должны схватить по кубику). За каждый принесённый правильный предмет команда получает по очку. Побеждает та команда, которая по итогам нескольких раундов заработает большее число очков.

Этапы

Содержание

Примечание

Мотивация

- Ребята, отгадайте загадки:

Птичка-невеличка

В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)

Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона. 
Кто она?... 
(Ворона)

Молодцы! Отгадали мои загадки!

- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Вороны и воробьи»

Загадываю загадку детям.

Целеполагание

Для того, чтобы наша игра прошла интересно, вам нужно быть очень внимательными, быстрыми и ловкими.

Знакомлю детей с названием игры.

Средство. Ход игры

-Послушайте, правила игры, вот смотрите первые две линии - это линии старта, вторые - домики. Вы будете выстраиваться спиной друг к другу около первых линий (т.е. на расстоянии 1-1,5 метров). Команд будет две, одна из них называется воробьи, а вторая - вороны. Ведущий встает между командами и называет слова: воробьи или вороны. Если ведущий сказал: вороны, то вороны догоняют воробьев, которые пытаются убежать за вторую линию, т.е. спрятаться в домик. Все пойманные воробьи становятся воронами. Если ведущий говорит воробьи, то воробьи бегут и ловят ворон. Игра может продолжаться до тех пор, пока в одной команде не останется играющих. Или игра идёт определенное количество раз, и тогда побеждает команда, в которой больше играющих. 

Когда бегаем, не толкаем, друг друга.

- Все поняли правила игры? (Да!)

-Первые сделайте шаг вперед, вы будете воробьи, а вторые вороны.

И так идем в свои линии, вороны ваш дом будет в правой стороне, тогда ваш старт, в каком стороне будет? (в левом)

- Молодцы, идите к линии старта.

- А воробьи тогда ваш старт, в каком стороне? (в правой стороне)

- Молодцы! Я буду водящим и так начинаем играть!

- Воробьи! Не толкаемся. Кого поймали сразу встаем с воронами.

Даю наставление детям. Объясняю правила игры.

Результат

-Дети, в какую игру мы поиграли?(«Вороны и воробьи») А вам понравилось игра? А почему? Команда воробьев сегодня была немного быстрее, молодцы!

Молодцы, все сегодня были очень быстрыми и очень постарались. Задаю вопросы детям.

Подвижная игра «Жмурки»

Задачи:

Воспитательная: Воспитывать у детей дисциплинированности, смелости, коллективизма, доброжелательности;

Развивающая: Развивать у детей внимательность, ловкость, быстроту;

Образовательная: Учить бегать по сигналу. Формировать определенных систем двигательных умений и навыков;

Усложнения: Двое водящих

Этапы

Содержание

Примечание

Мотивация

- Ребята, внимание, отгадайте загадку:

Я не вижу ничего,

Даже носа своего.

На моём лице повязка,

Но не бинт, не перевязка.

Есть такая вот игра,

Вся играет детвора.

Наступил на хвостик Мурки.

Извини, котёнок… (Жмурки)

Молодцы! Отгадали загадки!

Загадываю загадку детям.

Целеполагание

- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Жмурки»

-Для того, чтобы нам удалось поиграть в эту игру, вы знаете, что нам понадобится? Правильно повязка.

А также, вы должны быть очень осторожными.

Знакомлю детей с названием игры. Знакомлю детей со средствами игры. Даю наставление.

Средство

- Дети, вы знаете правила игры? (Нет)

Тогда, послушайте, правила игры выбираем одного водящего, завязываем глаза водящего и выводим на середину площадки, затем поворачиваем его несколько раз вокруг собственной оси и вы должны разбегаетесь по площадке.

И водящий читает стишок:

Я считаю до пяти, не могу до десяти!

Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать!

Знакомю с правилами игры.

Ход занятия

Кто не убежал я не виноват!

Задача жмурки это поймать игрока. Когда жмурка подходит к опасному предмету, все должны кричать «огонь», чтобы избежать травм. Но нельзя использовать этих слов, чтобы отвлечь внимание от игрока, который не может убежать. Нельзя убегать далеко прятаться за какие-то предметы. Жмурка должен узнать пойманного игрока не снимая повязки. Всем понятно правила игры? (Да) Тогда начинаем играть!

Результат

-Дети, в какую игру мы поиграли? («Жмурки») А вам понравилось игра? А почему? (да)

- Кого не поймали?

Молодцы, все сегодня очень хорошо играли. А особенно Вася и Маша были очень ловкими.

Задаю вопросы детям

Подвижная игра «Забрось мяч в кольцо»

Программное содержание:

Цель: Познакомить с игрой - баскетбол.

Образовательные: Научить детей попадать в цель на расстоянии 2 метра.

Воспитательные: Воспитывать у детей желание играть в совместные игры.

Развивающие: Развивать интерес к игровому творчеству. Развивать глазомер, силу и ловкость.

Материал: Щит с кольцом, баскетбольные мячи по количеству детей.

Усложнение:

Этапы

Содержание

Примечание

Мотив

-Дети! Послушайте внимательно загадку.

В этом спорте игроки

Все ловки и высоки.

Любят в мяч они играть

И в кольцо его кидать.

Мячик звонко бьет об пол,

Значит, это … (Баскетбол)

Да, ребята это баскетбол!

Посмотрите, я поставила кольцо. Для какой игры оно предназначено? Правильно, для баскетбола! Баскетбол- это спортивная игра с мячом, в которой соревнуются две команды, состоящих из 5-ти игроков.

Заинтересовываю детей темой игры.

Загадываю загадку.

Кратко рассказываю о баскетболе.

Целеполагание

-Ребята, сейчас мы поиграем в игру: «Забрось мяч в корзину».

Ознакамливаю детей с названием игры.

Средства

Нам потребуются: баскетбольное кольцо и баскетбольные мячи. А для того, чтобы наша игра прошла очень интересно и увлекательно. Вы должны быть меткими, ловкими и внимательными.

Даю наставление детям.

Ход работы

-Ребята, теперь можете подойти к корзине за мячами. Берем по очереди, не толкаясь. – Встаньте за линией в колонну, в двух метрах от кольца, и бросать мяч и при этом вы должны соблюдать технику выполнения правильного броска, толчком от груди. Затем встаете в конец колонны и ждете своей очереди.

-Сейчас я вам покажу. Кто забросит самое большее количество попаданий тот- победитель.

- Итак, первый пошел!

-Ребята! Бросайте правильно.

- Бросившие, в темпе вставайте в конец колонны!

Слежу за ходом игры.

Подаю сигнал.

Считаю очки.

Анализ результатов игры

-Самое большое количество мячей у нас забросила Настя! Молодец! Ты наверно будущая баскетболистка! Остальные тоже молодцы старались! Как называется игра, в которую мы сейчас поиграли? Что вам в ней понравилось? Что вы в ней делали?

Вы хотите ее играть в следующий раз? Молодцы ребята вы отлично поиграли!

Добиваюсь, чтобы дети давали развернутый ответ. Задаю вопросы.

Тиэмэтэ: Биьиги кордоох о5олорбут

Сыала – соруга:

Иитэр соруктар: о5о ойун-санаатын, коруутун сайыннарыы, коллективка кохтоох кыттыылаах буоларга уорэтии

Сайыннарар соруктар: тыынын, хаанын эргиитин сайыннарыы

Үөрэтэр соруктар: хамсаныытын тупсарыы, тургэнник суурэргэ-которго уорэтии

Туттар тэриллэр: саьыл маската

Сүһүөхтэрэ

Ньымалар

Үлэ ис хоһооно

Туттар тэриллэр

Матыыптааһын

Оҕолор интириэстэрин тардарга халпаак кордоробун

О5олоор, оонньуоххутун ба5ара5ыт дуо? Оччого бастатан туран таабырынна таайын эрэ:

Тыа5а олорор,

Уьун муруннаах,

Сэргэх кулгаахтардаах,

Коп туулээх кутуруктаах,

Кыьыл комус туулэрдээх,

Ол кимий?

(Саһыл)

Саамай соп оҕолоор! Маладьыастар!

Бастатан туран, туттар тэриллэрбитин бэлэмниибит. Туттар тэриллэрбит: саһыл маската

Сыалы сабаҕалааһын

Чуолкайдык сыалы туруоруу

Чэйин эрэ ооньуоххайын, биьиги оонньуубут аата «Биьиги кордоох о5олорбут». Билэ5ит дуо бу оонньууну? Миэхэ быраабылатын санатын эрэ

Көмө-ньыма

Быһаарыы

Көрдөрүү

Ыйытыы

Өйдөтөөһүн

Билигин биьиги ахсаанынан саһылбытын талыахпыт.

Көрсүө-сэмэй,

Мааны талба,

Кылбар-халбар

Албын саһыл

Эн, таҕыс,

Оонньуубутун саҕалаа!

Биьиэхэ саһыл Радик буолла. Радик, бүгүн эн албын саһыл буолаҕын, онон олус болҕомтолоох буолуохтааххын, барыларын хаба сатыыгын.

Ахсаанынан аа5ыныы бэлэмниибит.

Үлэни тэрийии

Оҕо тугу хайдах оҥорорун көрдөрөн-ыйан, быһааран биэрии. Оҕо интириэһин үлэҕэ тардыы,

Оҕону кытта сэһэргэһии.

Биьиги саһылбыт площадка ортотугар турар, атыттар площадка биир оттутугэр тура5ыт. О5олор бары бииргэ этэллэр:

Биьиги кордоох о5олорбут,

Суурэрбитин, ыстанарбытын собулуубут,

Ситэн корууй биьигини,

Биир, икки, ус – хап!

“Хап!” диэн эппиттэрин кэннэ эьиги площадка биир оттутугэр тургэнник сууруохтээххит, онтон саһыл эьигитин хаба сатыахтаах. Хабыллыбыт о5олор ыскамыайка5а тиийэн олороллор. Санатабын бэйэ бэйэ5итин кытта анньыспаккыт, тардыаласпакыт. Дьэ эрэ о5олоор, оонньуубутун са5алаатыбыт!

Түмүк

Үлэни түмүктээһин.

Хайҕааһын.

Дьэ эрэ о5олоор, ханнык оонньууну бугун оонньоотубут? Собулээтигит дуо? Бары маладьыастар! Олус кохтоохтук кытынныгыт, бары тургэн, сыыдам о5олоргут. Аныгыс сырыыга оссо оонньуохпут.

Тиэмэтэ: Дьиэҕин бул.

Сыала – соруга:

Иитэр соруктар: тулалыыр эйгэни бас билии, коллективка кохтоох кыттыылаах буоларга уорэтии

Сайыннарар соруктар: сымсах, тургэнник хамсанарга, болҕомтону сайыннарыы

Үөрэтэр соруктар: хамсаныытын тупсарыы, тургэнник суурэргэ-которго уорэтии

Туттуллар матырыйааллар: араас өҥнөрдөөх фигуралар, обруч

Сүһүөхтэрэ

Ньымалар

Үлэ ис хоһооно

Туттар тэриллэр

Матыыптааһын

Оҕолор интириэстэрин тардарга таабырын таайтарыы.

Ыйытыылар.

Хайҕааьын.

Оҕолоор, биһиги бары уһаайбалаахпыт, дьиэлээхпит. Эһиги хайдах дьиэҕэ олороҕут? (Оҕолор эппиэттэрэ) Наһаа үчүгэй дии, оҕолор биһиги ханна да тиийдэрбит, ханна да баар буолларбыт күндү төрөөбүт, улааппыт дьиэбит туохтааҕар да кунду, чугас буолар биһиэхэ, ону өйдөөн.

Оҕолор, оонньуоххутун баҕараҕыт? (Оҕолор эппиэттэрэ). Олус үчүгэй, бүгүн биһиги олус көрдөөх ооньууну ооньуохпут «Дьиэ5ин бул» диэн ааттаах, эһиги сөбүлүөххүт.

Бастатан туран, туттар тэриллэрбитин бэлэмниибит. Туттар тэриллэрбит:

Сыалы сабаҕалааһын

Чуолкайдык сыалы туруоруу

Бүгүн биһиги ооньуубутун саҕалыырга бастатан туран быраабыланы болҕомтолоохтук истэбит, ким да мэниктээбэт, кэпсэппэт.

Көмө-ньыма

Быһаарыы

Көрдөруу

Ыйытыы

Өйдөтөөһүн

Билигин оҕолор, бастатан туран икки хамаандаҕа арахсаҕыт.

Улэ5э сыьыаннаах хартыына

Үлэни тэрийии

Оҕо тугу хайдах оҥорорун көрдөрөн-ыйан, быһааран биэрии. Оҕо интириэһин үлэҕэ тардыы,

Оҕону кытта сэһэргэһии.

Бастатан туран мин эһигини икки хамаандаҕа араарыаҕым, хас биирдиигит талыллыбыт миэстэлэргэ туруоххут. Мин хамаандам кэннэ эһиги араас муннуктарга сүүрэҕит, ким ханна баҕар, гынан баран олус ырааппаккыт. Онтон «Дьиэҕин бул!» диэн хамаандам кэннэ, оҕолор эһиги ханнык хамаанданан бастаан турбуккутунан тураҕыт, миэстэҕитин түргэнник булаҕыт.

Түмүк

Үлэни түмүктээһин.

Хайҕааһын.

Оҕолоор, сөбүлээтигит дуо оонньууну? Кэлин өссө оонньуохпут.

Тиэмэтэ: “Араадьыйа”

Сыала-соруга: о5о ойун-санаатын, бол5омтотун сайыннарыы, тас эйгэни кытта сибээстээьин, ой, бол5омто, санаа кууьэ, хамсаныы суолтатын билии, коллективка кохтоох кыттыылаах буоларга уорэтии

Туттуллар тэриллэр: араадьыйа

Суьуохтэрэ

Ньымалар

Улэ ис хоьооно

Туттар тэриллэр

Матыыптааьын

О5о интириэьин тардыы

О5олоор, биир олус интэриэьинэй, сана оонньууну оонньуоххутун ба5ара5ыт дуо? Таабырынна таайын эрэ оҕолоор:

Истибиппин испэр иҥэрбэппин

Ол тугуй о5олоор? Саамай соп маладьыастар араадьыйа буолар.

Бастатан туран, туттар тэриллэрбитин бэлэмниибит. Туттуллар тэриллэр: араадьыйа эбитэр уруьуй.

Сыалы саба5алааьын

Чуолкайдык сыалы туруоруу

Бугун биьиги сана оонньууну ооньуохпут “Араадьыйа” диэн ааттаах. Билэ5ит дуо о5олоор радионан куруук санарар киьини? Саамай соп диктор.

Комо-ньыма

Быһаарыы

Көрдөруу

Ыйытыы

Өйдөтөөһүн

Бугун араадьыйанан диктор биьиги группабыт о5олорун кордуо5э. Болҕойон көрүн эрэ оҕолоор ким эрэ тиийбэт дии биһиги группабытыгар. Ону биһиги араадьыйа нөҥүө билиэхпит, диктор кими эмит сиьилии кэпсиэ5э, онтон биьиги кини кэпсээнинэн таайыахтаахпыт ким суппутун. Бэлэмҥит дуо оҕолоор?

Улэни тэрийии

Оҕо тугу хайдах оҥорорун көрдөрөн-ыйан, быһааран биэрии.

Оҕо интириэһин тардыы.

Оҕону кытта сэһэргэһии

Бастаан мин диктор буолуом, бары Бол5ойун! Бол5ойун! Кыыс суппут, кини кыьыл аранас сибэккилэрдээх былааччыйалаах, манан бантиктаах уонна аранас тууппулэлээх. Дьэ ким суппут эбитий таайдыбыт эрэ? (О5олор эппиэттэрэ).

Онтон билигин сана дикторда талыаххайын эрэ, ол таларбытыгар ахсаанынан аа5ан талыахпыт. Ким эмит билэр дуо?

Куттас куобах

Баран испит,

Мутук тыаһа

Тыс гыммыт,

Тыс-тас,

Тыс-тас

Куттас куобах

Ыстаммыт.

Биьиэхэ сана диктор Настя буолла.

Тумук

Үлэни түмүктээһин.

Хайҕааһын.

Уай, наьаа маладьыастар! Соруда5ы бары бэккэ толордугут! Оонньуубут ким диэн ааттаах этэ? Оонньууну собулээтигит дуо? Аныгыскыга оссо оонньуоххутун баҕараҕыт дуо? Оссо оонньуохпут.

Тиэмэтэ: Албын саьыл

Сыала – соруга:

Иитэр соруктар: о5о ойун-санаатын, коруутун сайыннарыы, коллективка кохтоох кыттыылаах буоларга уорэтии

Сайыннарар соруктар: тыынын, хаанын эргиитин сайыннарыы

Үөрэтэр соруктар: хамсаныытын тупсарыы, тургэнник суурэргэ-которго уорэтии

Сүһүөхтэрэ

Ньымалар

Үлэ ис хоһооно

Туттар тэриллэр

Матыыптааһын

Оҕолор интириэстэрин тардарга халпаак кордоробун

О5олоор, оонньуоххутун ба5ара5ыт дуо? Бастатан туран мин эьиэхэ таабырын таайтарыам:

Тыа5а олорор,

Уьун муруннаах,

Сэргэх кулгаахтардаах,

Коп туулээх кутуруктаах,

Кыьыл комус туулэрдээх,

Ол кимий?

Маладьыастар! Саамай соп, саьыл буолар.

Сыалы сабаҕалааһын

Чуолкайдык сыалы туруоруу

Бугун о5олор, биьиги “Албын саьыл” диэн кордоох оонньууну оонньуохпут.

Көмө-ньыма

Быһаарыы

Көрдөрүү

Ыйытыы

Өйдөтөөһүн

О5олор, бары тула эргийэн турдубут, илиибитин кохсубут кэннигэр тутабыт. Онтон мин о5олор кэннилэригэр хаамабын уонна кимиэхэ да биллэрбэккэ биир эмит о5ону таарыйабын, ол таарыллыбыт о5о саьыл буолар.

Үлэни тэрийии

Оҕо тугу хайдах оҥорорун көрдөрөн-ыйан, быһааран биэрии. Оҕо интириэһин үлэҕэ тардыы,

Оҕону кытта сэһэргэһии.

Ол кэнниттэн мин о5олорго бэйэ бэйэ5итин бол5омтолоохтук корун, албын саьылы хараххытынан койдоон диэн этэбин. Ким да кыайан булбата5ына бары ыйыталлар: “Албын саьыл, ханна5ыный?”. Устэ этиллибитин кэннэ, талыллыбыт саьыл эппиэттиир “Бу баарбын!” диэбитин кэннэ о5олору хабыталыыр. О5олор эьиги куота охсуохтааххыт, икки ус табыллыбыт о5о кэнниттэн, оонньуубут тумуктэнэр. Дьэ эрэ о5олоор, бэлэмнит дуо? Оонньуубутун са5алаатыбыт!

Түмүк

Үлэни түмүктээһин.

Хайҕааһын.

Дьэ эрэ о5олоор, ханнык оонньууну бугун оонньоотубут? Собулээтигит дуо? Бары маладьыастар! Олус кохтоохтук кытынныгыт, бары тургэн, сыыдам о5олоргут. Аныгыс сырыыга оссо оонньуохпут.

Физкультминутки в старшей группе

Вышли мышки. № 1

Вышли  мышки как-то раз  ( ходьба на месте)

Поглядеть, который час.( повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами)

Раз, два, три, четыре  ( хлопки над головой в ладоши )

Мышки дернули за гири.  ( руки вверх и приседание с опусканием рук «дернули за гири».)

Вдруг раздался страшный звон, ( хлопки перед собой)

Убежали мышки вон ( бег на месте.)

Девочки и мальчики. № 2

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,

Прыгают, как мячики: топ, топ, топ!

Весело хохочут: ха, ха, ха!

Глазками моргают           ( ритмичное зажмуривание глаз )

После отдыхают                ( приседают, руки свободные )

Буратино. № 3

Буратино потянулся, ( руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,                   ( наклоны корпуса в перед )

Руки в сторону развел,           ( руки развести в стороны )

Ключик, видно, не нашел.       ( повороты вправо и влево )

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать  ( руки на поясе, подняться на носочки

Солнце. № 4

Солнце вышло из- за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки. ( Потягивания – руки вверх )

Руки в стороны потом        

Мы пошире разведем.   ( Потягивание – руки в стороны )

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинка.

Вместе по лесу идем. № 5

Вместе по лесу идем,

Не спешим, не отстаем.

Вот выходим мы на луг.     ( Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг!     ( Потягивания – руки в стороны.)

Вот ромашка, василек,

Медуница, кашка,  клевер.

Расстилается ковер

И направо и налево.   ( Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот – правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули.  ( Потягивания – руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели.                  ( Дети садятся.)

Будем прыгать, и  скакать! № 6

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать!      ( Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. ( Наклоны туловища влево - вправо.)

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки     ( Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку,                           ( Присели на пол.)

Разомнем мы ножку,

Согнем правую ножку   ( Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли       (  Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали                     (  Движения головой.)

И все дружно вместе встали.                             ( Встали.)

Бегут, бегут со двора №7
Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.) 
Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.) 
Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.) 
Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.) 
Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.) 
Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.) 
Свинка-топ стоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.) 
Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.) 
Баран-крутороган-чики-брыки, (Хлопаем в ладоши.) 
Корова-комол а-тпруки-муки, (Топаем ногами.) 
Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)

Вверх рука и вниз рука №8
Вверх рука и вниз рука. 
Потянули их слегка. 
Быстро поменяли руки! 
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) 
Приседание с хлопками: 
Вниз — хлопок и вверх — хлопок. 
Ноги, руки разминаем, 
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.) 
Крутим-вертим головой, 
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

Бегал по двору щеночек №9
Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)

Будем прыгать, как лягушка №10
Будем прыгать, как лягушка, 
Чемпионка-попрыгушка. 
За прыжком — другой прыжок, 
Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.) 

Бабочка №11
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) 
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) 
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) 
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) 
Солнце утром лишь проснется, 
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Белки №12

Белки прыгают по веткам.

Прыг да скок, прыг да скок!

Забираются нередко

Высоко, высоко! (прыжки на месте.)

Будем в классики играть

Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

А теперь ещё немножко

На другой поскачем ножке. (прыжки на одной ножке.)

Самолёт №13
Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)

Солнце №14
Солнце вышло из-за тучки, 
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.) 
Руки в стороны потом 
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.) 
Мы закончили разминку. 
Отдохнули ножки, спинки.

Мы не будем торопиться №15
Разминая поясницу,
Мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)
Чтобы стать ещё умнее,
Мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два,
Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)
Раз-два-три-четыре-пять,
Ноги надо нам размять. (Приседания.)
Напоследок, всем известно,
Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
От разминки польза есть?
Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)

К речке быстрой №16
К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)
Но не отправимся домой

Считалки в старшей группе

№1 Лиса по лесу ходила,

Лиса голосом вопила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела –

Куму двое, себе трое,

И детишкам по лаптишкам!

Кто лаптишки найдёт,

Тот водить пойдёт!

№2 Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять,

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдёт,

Тот и прятаться пойдёт!

(Тот тогда водить пойдёт!)

№3 Раз, два, три, четыре, пять –

Букой вздумали пугать;

Три, четыре, пять и шесть –

Вы не верьте, что он есть;

Пять, шесть, а дальше семь –

Буки, братцы, нет совсем!

№4 Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Небо, звезды, луг, цветы —

Ты пойди-ка, поводи!

№5 Три копейки – медный грош,

Выбирай, кого ты хошь!

Три копейки по рублю!

Выбирай, кого люблю!

№6 Раз, два, три, четыре,

Кошку грамоте учили:

Не читать, не писать,

А за мышками скакать!

№7 Шёл баран

По крутым горам.

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто травку возьмёт,

Тот водить пойдёт!

№8 Ехала телега темным лесом

За каким-то интересом.

Стуки, звон,

Выйди вон!

№9 Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

№10 Катится яблочко

С крутой горы,

Кто поднимет –

Тот выходи!

№11 Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала,

Оказалась впереди,

Кто не верит – выходи!

№12 Вышел месяц из тумана,

Вынул пышку из кармана:

- Буду деточек кормить,

А тебе, дружок, водить!

№13 Сидел петух на палочке,

Считал свои булавочки:

- Раз, два, три,

В этот счет выходишь ты!

№14 На златом крыльце сидели

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной,

Кто ты такой?

Говори поскорей,

Не задерживай добрых и честных людей.

№15 Куба-куба-кубака,

Больно ямка глубока.

Там мышки сидят,

Все на солнышко глядят

И считают: раз, два, три –

В этот счёт выходишь ты!

№16 Уж как зоренька-заря

Русы косыньки плела.

Кто те косы расплетёт,

Первый кон водить идёт!

Картотека подвижных игр в старшей группе

№ 1«Водяной»

Цель: Воспитывать доброжелательные отношения между детьми

Ход игры: Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами: Дедушка Водяной, Что сидишь под водой? Выгляни на чуточку, На одну минуточку. Круг останавливается. Водяной встаёт и с закрытыми глазами подходит к одному из играющих. Его задача — определить, кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если Водяной отгадывает имя игрока, то они меняются ролями и игра продолжается

№2 «Поводырь»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительное отношение.

Ход игры: В комнате разложены предметы – «препятствия» (стулья, кубики, обручи и т.д.). Дети распределяются по парам: ведущий и ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.

№3 «Подарок»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение к друзьям.

Ход игры: Дети образуют круг. Выбирается «именинник». Он встает в центр круга. Остальные дети «дарители». Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов «преподносит» его имениннику. Можно подарить реальные предметы (конфета, шарик), а можно подарить дружбу, хорошее настроение и т.д. Именинник должен догадаться, что ему подарили, и поблагодарить. Затем выбирается новый «именинник».

№4 «Передай хорошее настроение»

Цель: формировать доброжелательное отношение к близким людям.

Ход игры: Играющие, образуя круг, закрывают глаза. Ведущий «будит» своего соседа и показывает ему какое-либо настроение (грустное, веселое, тоскливое). Дети, передав настроение ведущего по кругу, обсуждают, что он загадал. Затем ведущим становится любой желающий.

№5 «Волшебные очки»

Цель: помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

Ход игры: воспитатель говорит, что у него есть волшебные очки, глядя в которые можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить» очки: посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом.

№6 «Верные друзья »

Цель: формирование представление о взаимопомощи и дружелюбии.

Ход игры: разделить комнату мелом или веревками на две части. Одна часть – суша, другая море. Дети берутся за руки и под музыку ходят по кругу.

Когда музыка обрывается, все останавливаются. Те дети из круга, которые оказались на «суше», должны спасти тех, кто оказался в «море». Для этого дети выполняют разные задания, которые предлагает им педагог.

№7 «Как надо заботиться»

Цель: формирование представлений о добре, любви и заботе.

Ход игры: дети встают в круг. Педагог обходит круг и вкладывает в руки детей разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя, например, кошку. Тот, у кого в руках оказывается кошка, выходит на середину круга и просит детей по очереди рассказать, как нужно заботиться о кошке. Ребенок в центре круга дарит свою игрушку тому, чей рассказ понравился ему больше.

№8 «Только хорошее»

Цель: формирование у детей представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.

Ход игры: педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда воспитателем произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность).

В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

№9 «Любимое качество»

Цель: развитие в детях понимания явлений действительности с позиций нравственно-этических норм.

Ход игры: Попросить детей сесть в круг и предложить им подумать о своем любимом качестве. Затем по очереди дети называют свое любимое качество. Если какое-либо качество нравится большинству детей, этому качеству предлагается поселиться в группе. Ему выделяется красивый стул, который становится стулом доброты, заботливости, наблюдательности или храбрости. В дальнейшем на стуле того или иного качества может посидеть любой ребенок, который хочет, чтобы в нем выросло это качество.

Также, если кто-либо из детей плохо себя ведет, плачет, плохо слушает, педагог предлагает ему посидеть на стуле того или иного качества. Дети могут выбирать каждую неделю новое качество и предлагать ему поселиться в своей группе.

№10 «Колечко красоты»

Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.

Ход игры: сказать детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

№11 «Круг честности»

Цель: формирование социальные и нравственные отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребенка.

Ход игры: дети делятся на две команды. Члены одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности. Вторая команда встает в цепочку, друг за другом под веселую музыку вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку. Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга. Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках. Затем команды меняются местами.

№12 «Палочка-выручалочка»

Цель: воспитание в детях чувства взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной речи.

Ход игры: дети встают в круг и по очереди вспоминают какую-либо ситуацию, когда им нужна была помощь.

Например: плохое настроение, болел зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку. У педагога в руках красивая палочка-выручалочка.

Когда первый ребенок расскажет о своей проблеме, педагог говорит: «Палочка-выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Тот из детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог передаёт ему палочку-выручалочку. Этот ребенок прикасается палочкой к своему другу и рассказывает, как можно помочь ему.

Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к тому или иному человеку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.

№13 «Жизнь в лесу»

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры: воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей): Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы?

Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись...

Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д.

№14 «Добрые эльфы»

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры: воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя): - Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы.

С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их...

№15«Птенцы»

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры: воспитатель: - Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в Скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ.) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир - познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат.

№16 «Круг честности»

Цель: продолжить формировать социальные и нравственные отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств — честности ребенка.

Дети делятся на две команды. Члены одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности. Вторая команда встает в цепочку друг за другом, под веселую музыку вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку. Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга. Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках. Затем команды меняются местами.

№17 «Только хорошее»

Цель: помочь детям формировать представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.

Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

№18 «Муравьи».

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры: воспитатель (рассадив детей вокруг себя).

«Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь тола иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатываю знатный пир. У меня такое предложение: роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

Таким образом подвижная игра создает у детей общее радостное настроение, вызывает чувство удовольствия, радости, что положительно влияет на развитие дружеских взаимоотношений. В подвижных играх ребенок ставится в такие условия, когда ему самому приходится решать, как действовать, чтобы достичь цели. Характер движений во многих играх заставляет действовать быстро, проявлять сообразительность, умение увернуться, преодолеть препятствия.

В ходе игр от действия одного участника зависит ход всей игры, из-за опоздания одного проигрывает вся команда. Это является стимулом для развития умения подчинять свои действия и желания коллективу, чувства ответственности за свои поступки, т.е. в единстве и взаимовлиянии идет развитие важнейших нравственных качеств: товарищества, дружбы, взаимопомощи. При проведении подвижных игр воспитатель наблюдает за поведением детей: кто из них любит «выручать», а кто беспокоится только о себе. Это является стимулом для проведения индивидуальной работы с детьми

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области