Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бачатская общеобразовательная школа - интернат»
652 680 Кемеровская область, Беловский р-он, п. Старобачаты, ул. Озерная 46, тел. 45-1-28
Рассмотрена на заседании | Принята на заседании | Утверждена |
Методического совета | педсовета школы | Директор школы |
Протокол № ____ | Протокол № ____ | _________И.Н.Шлей |
«__» _____2023 г | «__» _____2023 г | «__» _____2023 г |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по чтению
для 8 «А», «Б» класса
на 2023 – 2024 учебный год
Составитель: Григорьева Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
Беловский муниципальный район, 2023 г
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и учебным планом МКОУ «Бачатская оши» на 2023 – 2024 учебный год.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения учебного предмета «Чтение», которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Учебники: 1) чтение 8 класс, автор – составитель З.Ф.Малышева, Москва «Просвещение», 2023 год
Количество часов по учебному плану: 4 часа в неделю
Количество часов в год по программе: 136 часов
Срок реализации программы – 1год.
Адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)».
Цель обучения - развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности.
Задачи обучения:
− совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательных текстов;
− развитие навыков речевого обращения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
− развитие положительных качеств и свойств личности
Программа построена с учётом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающие трудности в обучении.
В школе для умственно-отсталых детей в старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» в 8 классе определяет следующие задачи:
− формирование четырёх качеств техники чтения: правильность, осознанность, выразительность, беглость;
− знакомство (через содержание читаемого материала) с новыми представлениями и понятиями;
− совершенствование умения отвечать на вопросы учителя своими словами и словами автора;
− совершенствование умения определять основную мысль и тему художественного произведения;
− развитие умения делить на части текст, формулировать заголовок пунктов плана;
− формирование умения выбирать интересующую литературу, самостоятельно читать художественную литературу;
− совершенствование умения заучивать наизусть стихотворения и прозаические отрывки;
− развитие и коррекция памяти и логического мышления.
На изучение чтения и развития речи в 8 классе по учебному плану выделено 4 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного курса по итогам обучения в 8 классе
Личностные результаты
− осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
− формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками разных социальных ситуациях;
− способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
− владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
− формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
− воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
− развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
− сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Предметные результаты
-совершенствовать навык правильного, осознанного, выразительного и беглого чтения;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;
- анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
-определять в произведении сюжет, композицию, изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно- художественного содержания произведения;
-формулировать собственное отношение к произведениям и их героям;
-понимать авторскую позицию и высказывать своёотношение к ней;
-пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка, цитат из текста;
-отвечать на вопросы по прочитанному тексту, формулировать собственные вопросы;
-создавать устные монологические высказывания разного типа;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям;
-понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
-совершенствовать умение пользоваться библиотекой, самостоятельно выбирать книги для досугового чтения.
Базовые учебные действия.
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых), слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия представлены умениями: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание учебного предмета.
Примерная тематика чтения
Устное народное творчество
Кто мы? Откуда мы? Произведения, формирующие понятия о народе, народной культуре, об исторической народной памяти.
Былины, исторические песни, предания, сказки.
Нравственный смысл сказки: добро должно побеждать зло; хочешь счастья — учись уму-разуму; не нарушай данного слова и т. д.
Народная точка зрения на добро и зло.
Образ русского человека в произведениях устного народного творчества.
Русская литература XIX века
(Примерный перечень как дополнение и расширение тематики для 7 класса.)
Биография и творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова,Н. А. Некрасова,И. С. Тургенева,К. Пруткова,
И. С. Никитина, А. П. Чехова, А. И. Куприна и др.
Русская литература XX века
(Примерный перечень как дополнение и расширение тематики для 7 класса.)
Биография и творчество М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Н. А. Островского, И. А. Бунина,А.Н. Толстого,
А. А. Платонова, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, А.Т. Твардовского,К. М. Симонова, К. Г. Паустовского, Н. М. Рубцова,
Ф. А. Абрамова, В. М. Шукшина,Р. П. Погодина, Ю. М. Нагибина,В. П. Астафьева,В. Г. Распутина,К. Булычёва, Ф. А. Искандера.
Навыки чтения
Дальнейшее совершенствование сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения в соответствии с нормами литературного произношения.
Самостоятельное чтение текста про себя с предварительными заданиями учителя.
Самостоятельная подготовка к выразительному чтению с последующей его оценкой классом.
Чтение по ролям и драматизация.
Работа с текстом
Совершенствование умения устанавливать смысловые связи событий, поступков героев, выделять части текста. Определение основной мысли каждой части и произведения в целом (с помощью учителя). Анализ (с помощью учителя) литературного произведения с точки зрения отражения в нём нравственных истин.
Составление характеристики героев путём отбора соответствующих мест текста для подтверждения определённых черт характера.
Выделение авторского отношения к изображаемым событиям и героям произведения (с помощью учителя).
Формирование умения размышлять над поступками героев с точки зрения современной жизни.
Нахождение в тексте фрагментов описательного и повествовательного характера, установление их различий.
Самостоятельное озаглавливание данных частей в простых по содержанию текстах.
Отбор опорных слов в каждой части для пересказа. Пересказ прочитанного.
Составление пересказа от имени одного из героев. Творческое продолжение рассказа.
Развитие умения ставить вопросы к тексту и задавать их классу, выступая в роли учителя, составлять ответы на вопросы, используя сложные предложения.
Совершенствование умения работать со словом, выделять особенности речи действующих лиц, их эмоциональное состояние. Нахождение в тексте слов и словосочетаний, употреблённых в переносном значении, установление их роли (с помощью учителя) в описании природы, изображении событий, героев.
Использование в пересказе образных средств языка. Формирование умения выделять незнакомые слова из текста и объяснять их.
Определение жанровых особенностей произведения.
Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение книг, газет, журналов. Обсуждение прочитанного. Ведение дневников внеклассного чтения (с помощью учителя).
Рекомендуемая литература (на выбор)
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Чтение (литературное чтение)".
Минимальный уровень:
− читать текст вслух правильно, выразительно, осознанно, в темпе, обеспечивающем его понимание;
− читать осознанно, молча доступные по содержанию тексты;
− участвовать в обсуждении прослушанного и (или) прочитанного текста (ответы на вопросы, высказывание собственного мнения, выслушивание мнений обучающихся с соблюдением правил речевого этикета и правил работы в группе), опираясь на содержание текста или личный опыт;
− устанавливать смысловые отношения между поступками героев, событиями (с помощью педагогического работника);
− определять тему произведения самостоятельно;
- определять основную мысль произведения (с помощью педагогического работника);
− учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей обучающихся);
− отвечать на вопросы по содержанию произведения своими словами и с использованием слов автора
− определять собственное отношение к героям (герою) произведения и их поступкам (с помощью педагогического работника); − пересказывать текст по частям на основе коллективно составленного
плана и после предварительного анализа; − находить в тексте непонятные слова и выражения, объясняя их значение и смысл с опорой на контекст;
− выбирать интересующую литературу (с помощью взрослого);
-самостоятельно читать небольшие по объёму и несложные по содержанию художественные произведения и научно-популярные тексты, выполнять посильные задания.
Достаточный уровень:
− читать правильно, бегло, выразительно, осознанно доступные художественные и научно-познавательные тексты вслух и молча;
− использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое),выборочное, поисковое);
− овладеть элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
− осознанно воспринимать и оценивать содержания и специфики различных текстов, участвовать в их обсуждении;
− целенаправленно и осознанно воспринимать произведения живописи и музыки, близкие по тематике художественным текстам;
− активно участвовать в диалоге, построенном на основе прочитанного и разобранного текста;
− уметь оценивать изложенные в произведении факты и явления с аргументацией своей точки зрения;
− делить самостоятельно на части несложный по структуре и содержанию текст;
− выбирать самостоятельно (или с помощью педагогического работника) интересующую литературу; − самостоятельно пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации;
− заучивать наизусть стихотворения и отрывки из прозаических произведений
Учебно-тематический план.
№ | тема | Количество часов | Внеклассное чтение |
1 | Устное народное творчество | 16 | 1 |
2 | Произведения русских писателей XIX века. | 49 | 3 |
3. | Произведения русских писателей 1-ой половины XIX века. | 32 | 2 |
4 | Произведения русских писателей 2-ой половины XIX века. | 39 | 3 |
всего | 136 | 9 |
Календарно-тематическое планирование .
8 «А» | 8 «Б» | № п⁄п | № ур | Тема программы. | Планируемые результаты | Домашнее задание. | |||
П | Ф | П | Ф | предметные | личностные | ||||
1. Устное народное творчество- 16 часов. | Личностные учебные действия: адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные учебные действия: слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; Регулятивные учебные действия: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; Познавательные учебные действия: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно- пространственную организацию; | ||||||||
1 | 1 | Вводный урок. Знакомство с учебником «Чтение». «Что ты читал летом?» | Выявление знаний школьников по данной теме. Работа над пониманием фольклорного текста, изучение жанров народного творчества. | ||||||
2 | 2 | Устное народное творчество. Статья «Сказки». | Стр.4 | ||||||
3 | 3 | Русская народная сказка «Волшебное кольцо». Герои сказки. | Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ сказки по вопросам учителя. Работа над выяснением морали сказки, признаков волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул. Словарная работа. | Стр.5-9 Стр.9-13 Стр.13-15 | |||||
4 | 4 | Русская народная сказка «Волшебное кольцо». Сюжет. | |||||||
5 | 5 | Нравственный смысл сказки «Волшебное кольцо». | |||||||
6 | 6. | Проверка техники чтения на начало учебного года | |||||||
7. | 7. | Пословицы и поговорки | Работа над смысловым значением пословиц и поговорок. Подбор пословиц и поговорок по разной тематике. | Стр. 16-17, наизусть | |||||
8 | 8. | Народная точка зрения на добро и зло | Работа в тетради | ||||||
9. | 9. | Баллады. Статья «Баллады». | Знакомство с новым жанром литературы.. Выборочное чтение. Анализ произведения по вопросам учителя. Выяснение идеи и главной мысли произведения. Составление характеристик персонажей. | Стр.17-18 | |||||
10 | 10 | Баллада В. А. Жуковского «Перчатка» | Стр.19-21 | ||||||
11 | 11 | Баллада «Нашла коса на камень» И. 3. Сурикова | Стр. 21-23 | ||||||
12. | 12. | Былины. Чтение статьи «Былины». | Продолжение знакомства школьников с былинами. Выявление особенностей этого жанра, отличия былины от сказки. Анализ произведения по вопросам учителя. Словарная работа | Стр. 24-26 | |||||
13 | 13 | «Садко» (былина) | Стр.26-28 | ||||||
14 | 14 | «Садко» (былина) | Стр.28-30 | ||||||
15 | 15 | Обобщающий урок по теме: «Устное народное творчество». Заключительная беседа. | Развитие техники чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания школьников. | Вопросы и задания | |||||
16 | 16 | Внеклассное чтение. Чтение произведений устного народного творчества разных жанров | сборник | ||||||
2. Произведения русских писателей XIX века- 49 часов. | |||||||||
17 | 1 | А. С. Пушкин. Биография | Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества А. С. Пушкина. | Личностные учебные действия: уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; Коммуникативные учебные действия: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.),слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый- незнакомый и т.п. Регулятивные учебные действия: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; Познавательные учебные действия: использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. | Стр.32-35 | ||||
18 | 2 | Статья М. Я. Басиной «Публичное испытание» | Анализ текста по вопросам учителя. Выборочное чтение. Словарная работа Работа с иллюстративным материалом. Развитие умения задать вопрос по тексту. Работа над пересказом текста по плану | Стр.35-38 | |||||
19 | 3 | И. И. Пущин «Записки о Пушкине» | Стр.39-42 | ||||||
20 | 4 | А. С. Пушкин. «Памятник» (отрывок), «Во глубине сибирских руд...» | Определение главной мысли стихотворений. Соотнесение текста стихотворения с историческими событиями. | Стр.42-43 | |||||
21 | 5 | А. С. Пушкин. «Зимнее утро» | Работа над средствами художественной выразительности | Стр.43-45 | |||||
22 | 6 | А. С. Пушкин. «И. И. Пущину», «19 октября 1827» | Составление рассуждения на тему дружбы. Определение главной мысли в стихотворениях. Соотнесение текстов стихотворений с реальными историческими событиями. | Стр.45-46 | |||||
23 | 7 | А. С. Пушкин. «Няне»,«На холмах Грузии.» | Соотнесение текстов стихотворений с реальными историческими событиями. Определение роли няни в жизни поэта. | Стр.46 | |||||
24 | 8 | А. С. Пушкин «Сожжённое письмо», «Я вас любил...» | Раскрытие темы любви в стихах Пушкина. | Стр.46-47 | |||||
25 | 9 | А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» | Работа над выяснением морали сказки, признаков бытовой сказки, поэтики сказки, сказочных формул. Работа с иллюстративным материалам. Работа над характеристиками персонажей, внешним видом, поступками. | Стр.47-50. Стр.50-53 | |||||
26 | 10 | А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» | |||||||
27 | 11 | Внеклассное чтение. Произведения А. С. Пушкина | Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. | Сборник | |||||
28 | 12 | Викторина по творчеству А.С. Пушкина. | Работа в тетради | ||||||
29 | 13 | М. Ю. Лермонтов. Биография | Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества М. Ю. Лермонтова. | Стр.54-56 | |||||
30 | 14 | М. Ю. Лермонтов«Смерть пота» (отрывок) | Определение главной мысли стихотворения. Соотнесение текста с реальными историческими событиями | Стр.56-57 | |||||
31 | 15 | М. Ю. Лермонтов «Родина» | Стр.58,Отр. н | ||||||
32 | 16 | М. Ю. Лермонтов «Парус», «Сосна» | Раскрытие темы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова. | Стр.58 | |||||
33 | 17 | М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича...», гл.1 (отрывки) | Работа над описанием красоты русской женщины. Работа с иллюстративным материалом. Краткая передача содержания. Характеристика главного героя. Составление плана рассказа о герое. Выражение своего отношения к героям. Прогнозирование событий. Выяснение отношения автора к событиям. | Стр.59-62 | |||||
34 | 18 | М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича...», гл.2, Образ купца Калашникова. | Стр.62-65 | ||||||
35 | 19 | М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича...», гл.3.Бой. | Стр.65-69 | ||||||
36 | 20 | М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича...».Итоговый урок. | Стр.69-72 | ||||||
37 | 21 | Внеклассное чтение. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» | Выражение своего отношения к героям произведений. | сборник | |||||
38 | 22 | И. А. Крылов. Биография | Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества И. А. Крылова. | Стр.73-75 | |||||
39 | 23 | И. А. Крылов. Басня «Волк на псарне». | Соотнесение басни «Волк на псарне» с реальными историческими событиями. Характеристика персонажей. Соотношение поступков и черт характера героев басен с поступками и чертами характера людей. Определение морали басен | Стр.76-77 | |||||
40 | 24 | И. А. Крылов. Басня «Осёл и соловей» | Стр. 78-79 | ||||||
41 | 25 | И. А. Крылов. Басня «Муха и пчела»». | Стр. 79-80 | ||||||
42 | 26 | Н. А. Некрасов. Биография | Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества Н. А. Некрасова | Стр. 81-83 | |||||
43 | 27 | Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда» (отрывок) | Работа над выразительным чтением стихотворения. | Стр. 84-85 | |||||
44 | 28 | Н. А. Некрасов.«В полном разгаре страда деревенская...» | Раскрытие темы тяжёлой жизни крестьянства и женской доли в поэзии Н. А. Некрасова. | Стр. 85-86 | |||||
45 | 29 | Н. А. Некрасов «Мороз, красный нос» (отрывок) | Раскрытие темы тяжёлой женской доли в поэзии Н. А. Некрасова. Характеристика героини по плану. Соотнесение стихотворения с реальными историческими событиями | Стр. 86-87 | |||||
46 | 30 | Н. А. Некрасов «Русские женщины» (отрывок) | Стр. 88-90 | ||||||
47 | 31 | И. С. Никитин. Биография. «Русь» | Знакомство с биографией и основными этапами творчества И. В. Никитина. | Стр.91-93 | |||||
48 | 32 | И. С. Никитин «Утро на берегу озера» | Определение чувств поэта. Деление стихотворения на смысловые части и озаглавливание | Стр.93-94 | |||||
49 | 33 | Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов | Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. | ||||||
50 | 34 | И. С. Тургенев. Биография | Знакомство с биографией и основными этапами творчества И. С. Тургенева. | Стр.95-97 | |||||
51 | 35 | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму», 1 глава | Соотнесение событий произведения с реальной исторической эпохой. Работа с иллюстративным материалом. Чтение по ролям. Характеристика героя по плану. Оценка поступка Герасима. Составление описания собаки. Составление рассказа об отношениях Герасима и Муму. Составление характеристики барыни. Выражение своего отношения к барыне и её поступкам. Деление текста на части и пересказ. | Стр.98-100 | |||||
52 | 36 | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму», гл.2. | Стр.101-102 | ||||||
53 | 37 | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму», гл.3. | Стр.103-106 | ||||||
54 | 38 | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму», гл.4. | Стр.107-109 | ||||||
55 | 39 | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»,гл.5. | Стр.109-110 | ||||||
56 | 40 | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»,гл. 6. | Стр.110-112 | ||||||
57 | 41 | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму», гл.7. | Стр.112-115 | ||||||
58 | 42 | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»,гл. 8. | Стр.115-117 | ||||||
59 | 43 | Обобщение по рассказу И. С. Тургенева «Муму», | Стр.118 | ||||||
60 | 44 | И.С. Тургенев. Рассказ «Муму» Характеристика героя по плану. | Стр.118 | ||||||
61 | 45 | Устное изложение одной из частей рассказа И.С.Тургенева | Стр.118 | ||||||
62 | 46 | Л. Н. Толстой. Биография | Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества Л. Н. Толстого. | Стр.119-122 | |||||
63 | 47 | Л. Н. Толстой «После бала». Гл.1. | Описание внешности и поведения полковника. Описание внешности Вареньки. Определение главной мысли произведения. | Стр.122-126 | |||||
64 | 48 | Л. Н. Толстой «После бала».гл.2 | Стр.126-129 | ||||||
65 | 49 | Обобщающий урок по теме: «Произведения русских писателей XIX века» | Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания школьников. | Работа в тетради | |||||
3.Произведения русских писателей 1-й половины XX века – 32 часа | |||||||||
66 | 1 | А. П. Чехов. Биография | Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества А. П. Чехова. | Стр.131-133 | |||||
67 | 2 | А. П. Чехов «Лошадиная фамилия» | Характеристика главных действующих лиц. Нахождение смешного и комичного в рассказе. | Стр.133-135 | |||||
68 | 3 | А. П. Чехов «Лошадиная фамилия». | Стр.135-137 | ||||||
69 | 4 | Внеклассное чтение. Рассказы А.П.Чехова.(«Толстый и тонкий) | сборник | ||||||
70 | 5 | В. Г. Короленко. Биография | Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества В. Г. Короленко. | Стр. 138-139 | |||||
71 | 6 | В. Г. Короленко «Слепой музыкант», гл.1 | Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Работа над характеристикой героев повести. Работа над пересказом содержания прочитанного. Работа над основной мыслью повести. | Стр. 139-140 | |||||
72 | 7 | В. Г. Короленко «Слепой музыкант», гл.2. | Стр. 141-145 | ||||||
73 | 8 | В. Г. Короленко «Слепой музыкант», гл 3. | Стр. 145-147 | ||||||
74 | 9 | В. Г. Короленко «Слепой музыкант», гл 4,5. | Стр. 147-149 | ||||||
75 | 10 | В. Г. Короленко «Слепой музыкант», гл.6,7. | Стр. 150-152 | ||||||
76 | 11 | В. Г. Короленко «Слепой музыкант», гл.8, 9. | Стр. 152-155 | ||||||
77 | 12 | В. Г. Короленко «Слепой музыкант»,гл.10. | Стр. 155-158 | ||||||
78 | 13 | В. Г. Короленко «Слепой музыкант», гл.11. Эпилог. | Стр. 158-161 | ||||||
79 | 14 | Итоговый урок по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант». | Стр.161 | ||||||
80 | 15 | М. Горький. Биография | Знакомство с биографией и основными этапами творчества А. М. Горького. | Стр.162-163 | |||||
81 | 16 | М. Горький «Макар Чудра» (отрывок) | Работа над характеристикой героев. Составление словесного портрета. | Стр.163-167 | |||||
82 | 17 | М. Горький «Макар Чудра» (отрывок) | Стр.167-170 | ||||||
83 | 18 | С. А. Есенин. Биография | Знакомство с биографией и основными этапами творчества С. А. Есенина. | Стр.171-173 | |||||
84 | 19 | С. А. Есенин «Спит ковыль...» | Раскрытие темы красоты русской природы и любви к родной земле в поэзии С. А. Есенина. | Стр.173 | |||||
85 | 20 | С. А. Есенин «Пороша» | Стр.173-175 | ||||||
86 | 21 | С. А. Есенин «Отговорила роща золотая...» | Стр.175. | ||||||
87 | 22 | А. П. Платонов. Биография. | Знакомство с биографией и основными этапами творчества А. П. Платонова. | Стр.176. | |||||
88 | 23 | А. П. Платонов. «Разноцветная бабочка». | Самостоятельное составление вопросов по тексту | Стр.176-179 | |||||
89 | 24 | А. П. Платонов. «Разноцветная бабочка» | Стр.179-180 | ||||||
90 | 25 | А. Н. Толстой. Биография. | Знакомство с биографией и основными этапами творчества А. Н. Толстого. | Стр.181-182 | |||||
91 | 26 | А. Н. Толстой.«Русский характер»,гл 1. | Раскрытие темы силы человеческого характера в произведении. | Стр.182-183 | |||||
92 | 27 | А. Н. Толстой. «Русский характер», гл.2. | Стр.183-186 | ||||||
93 | 28 | А. Н. Толстой.«Русский характер», гл.3 | Стр.187-188 | ||||||
94 | 29 | Внеклассное чтение. Рассказы о Великой Отечественной войне | Беседа о прочитанных произведениях с опорой на знания школьников. | Сборник | |||||
95 | 30 | Н. А. Заболоцкий. Биография. | Знакомство с биографией и основными этапами творчества Н. А. Заболоцкого. | Стр.189-190 | |||||
96 | 31 | Н. А. Заболоцкий.«Некрасивая девочка» | Описание внешнего вида девочки. Составление рассуждений о красоте души, о внешней красоте человека | Стр.190-191 | |||||
97 | 32 | Обобщающий урок по теме: «Произведения русских писателей 1 -й половины XX века» | Беседа о прочитанных произведениях с опорой на знания школьников. | ||||||
4.Произведения русских писателей 2 -й половины XX века- 39 ч | |||||||||
98 | 1 | К. Г. Паустовский. Биография. | Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества К. Г. Паустовского. | Личностные учебные действия: уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; Коммуникативные учебные действия: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.),слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый- незнакомый и т.п. Регулятивные учебные действия: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; Познавательные учебные действия: использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. | Стр.193-194 | ||||
99 | 2 | К. Г. Паустовский.«Телеграмма» (в сокращении) | Работа над характеристикой героев. Раскрытие темы одиночества в произведении. | Стр.194-196 | |||||
100 | 3 | К. Г. Паустовский.«Телеграмма» гл.2. Главная мысль рассказа | Стр.196-199 | ||||||
101 | 4 | Р. И. Фраерман. Биография. | Знакомство с биографией и основными этапами творчества Р. И. Фраермана. | Стр.200-201 | |||||
102 | 5 | Р. И. Фраерман. «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви», гл.1. | Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением.. Работа над характеристикой героев. Составление словесного портрета. Озаглавливание частей текста. Работа над пересказом. Работа над основной мыслью произведения. Раскрытие темы дружбы, взаимовыручки, первой любви в произведении. | Стр.201-205 | |||||
103 | 6 | Р. И. Фраерман. «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви», гл.2. | Стр.205-208 | ||||||
104 | 7 | Р. И. Фраерман. «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви», гл.3. | Стр.208-211 | ||||||
105 | 8 | Р. И. Фраерман. «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви», гл.3. | Стр.211-213 | ||||||
106 | 9 | Р. И. Фраерман. «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви», гл.4. | Стр.213-217 | ||||||
107 | 10 | Р. И. Фраерман. «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви», гл.4. | Стр.217-223 | ||||||
108 | 11 | Р. И. Фраерман. «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви», гл.5. | Стр.224-226 | ||||||
109 | 12 | Л. А. Кассиль. Биография. | Знакомство с биографией и основными этапами творчества Л. А. Кассиля. | Стр.227 | |||||
110 | 13 | Л. А. Кассиль.«Пекины бутсы», гл.1.. | Работа над характеристикой героя. Составление характеристики по плану. Озаглавливание частей текста | Стр.228-230 | |||||
111 | 14 | Л. А. Кассиль. «Пекины бутсы», гл.2. | Стр.230-231 | ||||||
112 | 15 | Л. А. Кассиль. «Пекины бутсы»,гл. 3. | Стр.232-234 | ||||||
113 | 16 | А. Т. Твардовский. Биография. | Знакомство с биографией и основными этапами творчества А. Т. Твардовского. | Стр.235 | |||||
114 | 17 | А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин» (отрывки из поэмы). Гармонь. Фронтовая жизнь. | Работа над характеристикой героя. Составление словесного портрета. Озаглавливание частей текста. Работа над пересказом. Работа над основной мыслью произведения. Раскрытие темы подвига в поэме. | Стр.235-242 | |||||
115 | 18 | А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин» (отрывки из поэмы).»Кто стрелял?». Подвиг Тёркина. | Стр.243-246 | ||||||
116 | 19 | А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин» (отрывки из поэмы). В наступлении. Характеристика Василия Тёркина. | Стр.246-248 | ||||||
117 | 20 | В. М. Шукшин. Биография. | Знакомство с биографией и основными этапами творчества В. М. Шукшина | Стр.249 | |||||
118 | 21 | В. М. Шукшин. «Гринька Малюгин» (в сокращении), гл.1. | Работа над характеристикой героя. Раскрытие темы подвига в произведении. Озаглавливание частей текста. | Стр.249-253 | |||||
119 | 22 | В. М. Шукшин. «Гринька Малюгин».гл.2. | Стр.253-256 | ||||||
120 | 23 | В. М. Шукшин. «Гринька Малюгин», гл. 3. | Стр.256-259 | ||||||
121 | 24 | Внеклассное чтение. В.М.Шукшин «Сильные идут дальше» | Беседа о прочитанных произведениях с опорой на знания школьников. | сборник | |||||
122 | 25 | В. П. Астафьев. Биография. | Знакомство с биографией и основными этапами творчества В. П. Астафьева. | Стр.260 | |||||
123 | 26 | В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка».Искусство музыки в рассказе. | Работа над характеристикой героя. Раскрытие темы грусти, одиночества в произведении. Озаглавливание частей текста. | Стр.261-264 | |||||
124 | 27 | В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка».Пересказ и анализ произведения. | Стр.264-266 | ||||||
125 | 28 | Р. П. Погодин. Биография. | Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества Р. П. Погодина. | Стр.267 | |||||
126 | 29 | Р. П. Погодин. «Алфред», гл.1. | Работа над характеристикой героев. Озаглавливание частей текста. Работа над пересказом. Работа над основной мыслью произведения | Стр.268-270. | |||||
127 | 30 | Р. П. Погодин. «Алфред»,гл.2. | Стр.270-272 | ||||||
128 | 31 | Р. П. Погодин. «Алфред»,гл.3. | Стр.272-277 | ||||||
129 | 32 | Р. П. Погодин. «Алфред»,гл.4. | Стр.277-279 | ||||||
130 | 33 | Р. П. Погодин. «Алфред»,5 глава. | Стр.279-282 | ||||||
131 | 34 | А. А. Сурков. Биография. | Знакомство с биографией и основными этапами творчества А. А. Суркова. | Стр.283 | |||||
132 | 35 | А. А. Сурков. «Родина» | Соотнесение текста с реальными историческими событиями. Работа над описанием природы | Стр.283-285 | |||||
133 | 36 | Внеклассное чтение. «Стихотворения русских поэтов о Родине» | Анализ прочитанных произведений. Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. | сборник | |||||
134 | 37 | Обобщающий урок по разделу: «Произведения русских писателей 2 -й половины XX века» | |||||||
135 | 38 | Проверка техники чтения. Рекомендации на лето по внеклассному чтению. | |||||||
136 | 39 | Внеклассное чтение. Чтение произведений зарубежных писателей | сборник | ||||||
Литература и средства обучения.
2018.
4.Чтение 8 класс, З.Ф.Малышева,, Москва «Просвещение», 2023 год
5.Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А. К. Аксенова. – М. : ВЛАДОС, 2004.
6.Словарь пословиц, поговорок и крылатых выражений /Составитель И.В.Ефимова. – М.: Эксмо, 2013.- 272 с.: ил.