Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР

Статья посвящена проблеме развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр. Представлены результаты эмпирического исследования, подтверждающие целесообразность использования театрализованных игр для развития коммуникативных умений, при соблюдении определенных педагогических условий.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР

А. В. Полежаева,
Воспитатель МАДОУ №65, г. Вологда, Вологодская область

Ключевые слова: общение, коммуникативные умения, театрализованные игры.

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр.
Представлены результаты эмпирического исследования, подтверждающие целесообразность использования театрализованных игр для развития коммуникативных умений, при соблюдении определённых педагогических условий.

Общение – важная часть жизни человека. Каждому человеку необходимо на протяжении всей жизни постоянно учиться общению, непрерывно обогащать свой коммуникативный опыт, совершенствовать свои умения и навыки. Ребенок начинает проявлять интерес к общению еще в раннем возрасте. Общение ребенка не ограничивается семьей, он так же взаимодействует с другими взрослыми и сверстниками. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнера, т.е. у них не сформированы в достаточной мере основные коммуникативные умения, значимость которых обусловлена и таким важнейшим документом в сфере дошкольного образования, как ФГОС ДО.

Имеется значительное число работ, посвященных исследованию общения, коммуникативных умений детей. М.И. Лисина рассматривала специфику общения ребенка со сверстниками, выделила формы общения ребенка со сверстниками. Сущность и структуру коммуникативных умений выделил А.В. Мудрик. В этом же направлении проводила свои исследования Е.О. Смирнова, давшая свое определение и типологию коммуникативных умений.

Существует много средств развития коммуникативных умений, среди которых достойное место занимает игра. В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в разных играх. Из всех видов игр, в которые играет ребенок старшего дошкольного возраста, мы хотим выделить театрализованные игры, поскольку театрализованная игра является важнейшим средством развития у детей эмпaтии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия, что во многом обеспечивает успешность коммуникации.

Вопросами изучения театрализованных игр занимались Л.В. Артёмова, Н.С. Карпинская, Д.Б. Менджерицкая, Л.Г. Стрелкова, отмечавшие, что у детей, благодаря театрализованным играм, развивается произвольность, особая чуткость и внимание к действиям людей в жизни, умение видеть и понимать значение простейших действий человека, его чувств, взаимоотношений с людьми (A.B. Запорожец, Л.Г. Стрелкова, Е.Л. Трусова, Д.Б. Эльконин и др.)

Обзор источников показал, что вопросы развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста, в частности, посредством театрализованных игр, являются предметом интереса ряда исследователей, но в их работах четко не выделены педагогические условия, определяющие эффективность использования театрализованных игр в процессе развития коммуникативных умений старших дошкольников.

Следовательно, возникает противоречие между необходимостью и возможностью развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих эффективность этого процесса.

Данное противоречие, в свою очередь, порождает проблему исследования: каковы педагогические условия развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр? Для её решения мы обратились к анализу психолого-педагогической литературы, и рассмотрели определения понятия «коммуникативные умения», сформулированные Ю.А. Каляевой, С.В. Конченко, А.В. Мудриком, С.Л. Рубинштейном, Б. Тепловым, Е.В. Сидоренко, Н.Н. Яковлевой.

В качестве же рабочего мы выбрали определение С.В. Конченко. По его мнению, коммуникативные умения являются, по сути, осознанными коммуникативными действиями дошкольников, а также их способностью правильно выстраивать свое поведение и управлять им с учетом определенных задач общения. [1]

Рассмотрев мнения разных авторов (Л.H. Галигузовой, Е.О. Смирновой, Р.С. Немова) на специфику общения детей старшего дошкольного возраста, мы обобщили их позиции и выделили следующие особенности: яркая эмоциональная насыщенность; нестандартность детских высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов; преобладание инициативных высказываний над ответными; богатство назначения и функций общения; разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон.

Что касается особенностей развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, то нами были выделен следующий комплекс:

- коммуникативные умения старших дошкольников развиваются в процессе общения как со взрослыми, так и со сверстниками;

- в общении со взрослыми идёт процесс обучения: дети усваивают нормы общения, и в общении со взрослым придерживаются определенных норм, а в общении со сверстниками они часто нарушают эти нормы, проявляют свою активность, и тем самым нарушают процесс коммуникации;

- для ребенка наиболее важно его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника он не поддерживает, и такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей, поэтому многие дети дошкольного возраста в разной степени сталкиваются с трудностями в овладении коммуникативными умениями;

- большую роль в развитии коммуникативных умений играет речь, поэтому важен отбор средств развития коммуникативных умений, к которым относятся игры, в том числе и театрализованные.

Театрализованная игра – одно из средств социализации ребенка дошкольного возраста в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка, обеспечивающее внешнее выражение коммуникативных умений.

В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости и др.

Театрализованные игры способствуют развитию трёх групп коммуникативных умений (информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные, аффективно-коммуникативные), выделенных Л.Р. Мунировой. Развитие этих групп умений, позволяет детям с легкостью вступать в процесс общения и выстраивать свое поведение и управлять им с учетом определенных задач общения. [2]

Мы проанализировали классификации театрализованных игр разных авторов, и условно разделили игры на 2 группы: режиссерские и драматизацию. В режиссерской игре носителем ролей являются игрушки или их заместители, а в играх-драматизациях - ребенок-артист, он самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли.

Но театрализованные игры являются эффективным средством развития коммуникативных умений у старших дошкольников лишь при создании определённых педагогических условий в группе детского сада.

В качестве первого педагогического условия мы выделили регулярное включение театрализованных игр в комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в группе с обязательной постановкой задач развития коммуникативных умений старших дошкольников.

Реализация данного условия позволит упорядочить этот процесс, избежать дублирования задач, наметить логику усложнения при их постановке, учитывая уровни развития коммуникативных умений детей.

Следующим условием, на наш взгляд, является отбор литературных произведений для театрализованных игр, наполненных диалогами, поскольку в рамках диалогов, дети учатся вступать в контакт со сверстниками, выражать просьбы, приветствия, договариваться.

Также необходимо, чтобы после прочтения произведения с воспитателем, у детей возникло желание и возможность попробовать обыграть эту сказку самостоятельно, а для этого в группе должны быть необходимые атрибуты и реквизит, мотивирующие детей к игровой деятельности.

Большую роль в развитии коммуникативных умений детей играет правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, а именно, театральный уголок. В группе для детей 5-7 лет должны быть представлены разные виды театра, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям, а также зона должна отвечать интересам, как мальчиков, так и девочек.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению. В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в театральном уголке должны быть представлены разные виды кукольного театра, ширма для показа, маски, детские рисунки, природный и бросовый материал, отрезы ткани для ряженья и др.

При реализации данного условия процесс развития коммуникативных навыков становится эффективнее, так как дети могут в самостоятельной и совместной деятельности попробовать обыграть прослушанное произведение при помощи атрибутов, игрушек, рассмотреть иллюстрации к этому произведению, еще раз повторить его ход и т.д.

Соответственно, ещё одним условием развития коммуникативных умений у старших дошкольников посредством театрализованных игр является обогащение театрального уголка материалами, атрибутами и реквизитом в соответствии с читаемыми литературными произведениями для стимулирования свободной самостоятельной деятельности детей.

Еще одно необходимое условие - это использование индивидуально-дифференцированного подхода при включении детей в театрализованную игру.

Выделение данного условия связано с тем что, уровень развития коммуникативных умений у всех детей разный, и то, что легко дается одним, для других - тяжело.

Рассмотрев классификацию театрализованных игр Л.С. Фурминой, мы считаем, что деление игр на предметные и непредметные можно использовать при реализации индивидуально-дифференцированного подхода. Например, детям, которым сложно выражать эмоции, передавать характер персонажей, лучше предложить предметные театрализованные игры, так как в предметных играх дети говорят от лица куклы, игрушки. А детям, у которых более высокий уровень овладения коммуникативными умениями, предложить непредметные театрализованные игры.

Все дети разные, у некоторых есть трудности в общении, и поэтому необходимо использовать индивидуально-дифференцированный подход, чтобы давать детям задания по их силам, чтобы развивать у них интерес к театрализованным играм, тем самым способствуя развитию их коммуникативных умений.

Итак, комплекс, включающий в себя четыре педагогических условия, является необходимым и достаточным для успешного использования театрализованных игр в процессе развития коммуникативных умений у старших дошкольников в ДОУ.

Результаты эмпирического исследования, проведённого нами на базе МАДОУ «Детский сад» г. Череповца, в котором принимали участие 20 детей старшей группы и воспитатели, свидетельствуют, что у детей, лучше всего развиты регуляционно-коммуникативные умения (высокий уровень развития этих умений наблюдается у 30%, средний уровень у 60% и низкий уровень всего лишь у 10% детей). Это умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями своих товарищей по общению, доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься, не всегда могут использовать свои индивидуальные умения для решения общей цели.

Всех хуже у детей развита группа аффективно-коммуникативных умений (высокий уровень данных умений выявлен у 15% детей, средний уровень у 55 %, и низкий у 30% детей), к ним относятся умения делиться своими чувствами, интересами, проявлять сопереживание, заботу и именно данные умения, как показал анализ источников, успешно развиваются через театрализованные игры.

Промежуточное место заняли информационно-коммуникативные умения (высокий уровень овладения данными умениями составляет 25% детей, средний 50 %, и низкий 25% детей). К этой группе относятся умения вступать в процесс общения, понятно и грамотно выражать просьбы, приглашения, ориентироваться в партнерах и ситуациях общения, правильно соотносить средства вербального и невербального общения.

Изучая специфику работы воспитателей, следует отметить, что потенциал выделенных нами педагогических условий использования театрализованных игр в процессе развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, используется лишь частично.

Полученные результаты исследования подтверждают целесообразность выделенных нами педагогических условий.

Таким образом, исходя из анализа литературы, мы считаем, что комплекс педагогических условий, включающий, во-первых, регулярное включение театрализованных игр в комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в группе с обязательной постановкой задач развития коммуникативных умений старших дошкольников, во-вторых, отбор литературных произведений для театрализованных игр, наполненных диалогами, в-третьих, обогащение театрального уголка материалами, атрибутами и реквизитом в соответствии с читаемыми литературными произведениями для стимулирования свободной самостоятельной деятельности детей, в-четвертых, использование индивидуально-дифференцированного подхода при включении детей в театрализованную игру, позволит обеспечить эффективное использование театрализованных игр в развитии коммуникативных умений старших дошкольников, сделать этот процесс более комфортным и продуктивным.

Литература

1. Конченко С.В. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2017. – № 9. – С. 334-337.
2. Мунирова Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дид. игры: Дис. канд. пед. наук. – М., 1993. – 205 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области