Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование комплекса современных методов формирования речи-повествования у дошкольников при общем недоразвитии речи.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Использование комплекса современных методов формирования речи-повествования у дошкольников при общем недоразвитии речи.

Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Были изучены современные формы, методы и приёмы, которые можно использовать для работы по формированию речи-повествования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Один из методов, который особенно близок и понятен детям, – это использование сказки, которая привлекает своей загадочностью и волшебством. Сказка как сокровищница народной мысли способствует формированию у детей, имеющих речевые нарушения, связных монологических высказываний, в том числе и повествовательных [5,13,14].

Любовь к родной земле, её традициям и истории прививается с детства. Пока маленькие дети верят нам и прислушиваются к нашим словам, необходимо находить с ними общий язык. Один из действенных способов понять друг друга – это сказка. Поэтому не удивительно, что логопеды с удовольствием используют сказку как форму коррекционной работы с детьми, помогающую развитию речевой активности и связной речи, накопление и активизации словарного запаса, формировании грамматических категорий языка [1,9].

С позиций литературоведения, педагогики, этнографии сказкам присущи:

- лексико-образная функция, это способность формировать языковую культуру личности, овладевать многозначностью народной речи, её художественно-образным богатством, композиционно-сюжетной вариантностью;

- коммуникативная функция, развивающая социальные качества личности, её способность к общению, пониманию, диалогу.

Привлекая сказку для работы по развитию монологической речи, логопеды используют картинки – наглядное изображение предметов, их признаков, а также ситуаций, событий, эпизодов. По картинкам педагогу легче проводить с детьми живую, непринуждённую беседу, активизировать их лексику.

Из сказок дети получают первые представления о времени и пространстве, связи человека с природой, предметным миром, стараются понять, что такое храбрость и стойкость, добро и зло. Сказка в работе с детьми, имеющими речевые недостатки, используется как средство обучения, развития и воспитания. Дети учатся думать, оценивать поступки героев, тренируют память, внимание, развивают речь. Обучение по сказке превращается в увлекательную игру, путешествуя вместе с героями сказки и опосредованно, у ребёнка формируются, уточняются детские представления об окружающем мире, расширяется кругозор, развиваются психологические познавательные процессы. [11].

В занятие – сказку легко и органично включаются задания на развитие психофизической сферы детей: игры и задания на внимание, голосовые и дыхательные упражнения, упражнения на развитие всех анализаторных систем.

Именно использование сказочного сюжета позволяет добиться устойчивости внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Это очень важно: ведь дети с различными речевыми нарушениями часто нестабильны в психоэмоциональном отношении, с трудом сосредотачиваются, быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый материал. Сказка максимально ориентирована на потребность ребёнка в эмоциональном общении с логопедом, в ней одновременно и участники, и зрители происходящего[1].

Очень близок при работе со сказкой такой метод, как мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации. Использование мнемотехники сегодня становится всё более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной монологической речью.

Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определённая информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса -рыжая, мышка -серая, ёлочка -зелёная.

При использовании мнемотаблиц повествовательный монолог могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого. Большая работа идёт с детьми по обучению чтению символов.

Чем раньше дети будут учиться рассказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовятся они к школе.[8,10].

В своей работе учитель-логопед очень часто использует малые фольклорные формы: чистоговорки, считалки, потешки, пестушки, песенки, заклички, приговорки, дразнилки, прибаутки, шутки, перевёртыши, докучные сказки. Они помогают в работе над дикцией.

Эта форма применяется для развития выразительности речи и согласованности слов и движений в хороводных играх и играх с пением. Подобные игры также формируют произвольное запоминание текстов и движений. «Слово и движение» - это не просто слово, а народная мудрость, не просто движение, а пластический образ, выражающий это слово.

Разучивание новых песен, стихотворений, инсценировок начинается с тщательной словарной работы, пока не станет понятен детям весь текст.

Это в свою очередь подготавливает детей к участию в театральных постановках, которые начинаются с представления небольших спектаклей. Эти спектакли содержат песни, танцы, много музыки и речи с движениями. Театрализация – это мощный вид деятельности речевого развития ребёнка – дошкольника.

Воспитание театром способствует развитию эмоциональности, сопереживания, творческого воображения, создаёт благоприятные условия для развития эстетического восприятия, нравственного воспитания детей, упражняются в диалогическом взаимодействии.

В театральных постановках дети проявляют активное отношение к действительности, передают внутренний мир персонажей, учатся критически оценивать поступки и чувства, которые значимы не только для них, но и для окружающих людей.

Театрализованная деятельность предоставляет возможность использовать театральное искусство и как своеобразный инструмент психической и речевой коррекции, обеспечивающий гармоничное развитие личности ребёнка. Творческий характер деятельности, реализуемый в театральных постановках, поддержание положительного настроя в их ходе и по окончании, необходимость совершенного владения речью, её выразительностью.

Использование фольклора, сказки и театрализованных игр способствует развитию творческого мышления ребёнка, фантазии, воображения; развитию чувства ритма, выразительности движений; совершенствовать вербальные средства; развивать способность к образному мышлению, установлению причинно-следственных связей; развивать эмпатию и умению слушать [7].

Следующим современным методом является куклотерапия. Что же это такое? Куклотерапия – это подвид игротерапии, основанный на идентификации детей с образом любимого героя сказки, мультфильма, игрушки и разыгрывании «режиссёрской игры» в психокоррекционных целях.

Куклы имеют особое значение для психического развития детей, они выступают атрибутом детства, детской культуры.

Как считает В.С Мухина, кукла для ребёнка – партнёр по общению во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в обеспечении монолога, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. Играя с ней, малыш учится рефлексии, эмоциональному отождествлению. По воле ребёнка, с помощью его воображения «кукла ведёт себя» так, как это нужно в данный момент её хозяину.

Игра с куклой – это мир реальности, в котором живёт ребёнок. Она позволяет объединить интересы ребёнка и взрослого [4,12].

Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное).

Приемы развития речи составляют основную специфику методик. Обоснованный, разумный отбор нужных приемов во многом решает дело. Благодаря использованию приемов развития речи происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к определенному речевому действию.

Обучение языку и развитие речи рассматриваются в контексте развития общения друг с другом и со взрослыми. Комплекс современных методов, которые будут формировать у детей дошкольного возраста повествовательную речь, позволит сделать речь детей более грамотной, выразительной, понятной для других, дети будет точнее выражать свои мысли.

Используемый список литературы:

1.Антонова, О.А. Сказка как вид логопедической работы с детьми / О.А. Антонова // Логопед: научно-методический журнал. – 2009. - №8(40). – С.84-90.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.

3.4. Дошкольное образование. Словарь терминов / [Сост.Виноградова, Н.А. и др.] – M.: Айрис-пресс, 2005. – 400с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

4.5. Кабачкова, Ж.В. Сказка как средство развития речи и воспитания детей /Ж.В. Кабачкова // Логопед: научно-методический журнал. – 2009. - №6(38). – С.64-70.

5.7. Макарова, Т.В. Использование фольклора как средство повышения эффективности логопедической работы / Т.В. Макарова // Логопед в детском саду. – 2009. - №5(40). – С.17-33.

6.8. Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Т.Б. Полянская. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО», 2009. – 64с.

7.9. Поштарёва, Т.И. Использование народных сказок в образовательном процессе / Т.И. Поштарёва // Дошкольное воспитание. – 2009.- № 5. – С. 24-28.

8.10. Савченко, С.Г. Мастер-класс «Моделирование связной речи у детей с ОНР приёмами мнемотаблиц» / С.Г. Савченко //Логопед в детском саду. – 2009. - №4 (39). – С.24-35.

9.11. Сёмушкина, Ю.В. Нас сказка учит говорить / Ю.В.Сёмушкина // Дошкольное воспитание. – 2009.- №12. – С. 54-66.

10.12. Фаустова, И.В. Использование метода куклотерапии в логопедической работе с дошкольниками / И.В. Фаустова // Логопед в детском саду. – 2008. - №9-10 (34-35). – С.71-78.

11.13. Шевченко, И.Н. Логопедические сказки / И.Н.Шевченко // Логопед в детском саду. – 2009. - № 2(34). – С.56-64.

12.14. Шорохова, О.А. Использование сказкотерапии в работе с младшими дошкольниками / О.А. Шорохова // Логопед: научно-методический журнал. – 2006. - № 5. – С.16-24.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 07.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области