«В мире устного счета»
Введение
Математику уже затем
изучать следует, что она ум в
порядок приводит»
М.В. Ломоносов
С древних времен в своей повседневной жизни человек не мог обойтись безсчета. У каждого народа необходимость в простейших арифметических подсчетах возникала задолго до появления первых зачатков письменности, потому что постижение Мира во всем его многообразии постоянно требовало количественной оценки обретенных знаний.
ГЛАВА ПЕРВАЯ,
в которой рассказывается о самом большом, известном в мире, числе
В классе мы с ребятами часто спорим: кто знает больше чисел. Все знают, что тысяча тысяч – это миллион и тысяча миллионов – это миллиард . Миллиард еще называют биллион («би»- по-латыни – два). Тысяча миллиардов – 1 000 000 000 000 – триллион («три» - по-латыни – три), дальше –1 000 000 000 000 000 – квадриллион (квадра – четыре), дальше квинтиллион, секстиллион, септиллион, октиллион, нониллион, дециллион.
Все числа пересчитать невозможно, поскольку за каждым числом следует на единицу больше, однако очень большие числа в обыденной жизни не нужны.
А вот самое интересное, что я узнал – ученые-физики подсчитали, что количество атомов – мельчайших частиц вещества – во всей Вселенной не превосходит числа, записанного единицей со ста нулями. Это число получило специальное название – гугол. Поэтому, наверное, так и назвали огромную поисковую сеть в Интернете.
ГЛАВА ВТОРАЯ,
в которой рассказывается о любопытных свойствах числа 37
В передаче «Минута славы» я увидел двух мальчиков, которые очень быстро и правильно умножают и складывают большие числа в уме. Мне стало очень интересно и любопытно: как они это делают? Я спросила об этом у своей учительницы. Она объяснила, что эти дети наделены большим талантом. Но есть и несколько секретов, которыми она со мной поделилась. Например, умножение числа 37:
37 х 3 = 111
37 х 6 = 222
37 х 9 = 333
37 х 12 = 444
37 х 15 = 555
37 х 18 = 666
37 х 21 = 777
37 х 24 = 888
37 х 27 = 999
Заметили: умножая число 37 на числа от 3 до 27 (причем только те, которые кратны 3) получаются трехзначные числа, записанные одинаковыми цифрами, причем второй множитель увеличивается на 3, а в произведении увеличивается цифра на 1.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ,
которая поможет ученикам, которым трудно запоминается таблица умножения на 9
В классе моей младшей сестры все ученики хорошо выучили таблицу умножения. Но есть ребята в школе, которым трудно дается математика. Я очень переживаю: смогут ли овладеть таблицей умножения другие ученики. Поэтому хочу поделится одним интересным способом:
Таблица умножения... на пальцах
Для начала положим свои руки на стол и мысленно пронумеруем пальчики слева направо от 1 до 10. Чтобы выполнить действие умножения, допустим 9 х 3 = ?, загибаем третий слева пальчик. Всё! Ответ готов: оставшиеся не загнутыми пальчики слева образуют количество десятков в ответе, а не загнутые справа — количество единиц. Считаем, и говорим ответ: 27!
Таким образом можно получить ответ для любого числа. Вот здесь, допустим, пример 9 х 7 = 63.
Но, конечно, мне хотелось бы, чтобы ученики пользовались этой подсказкой, но не всегда. Со временем, чтобы они все же выучили таблицу умножения полностью.
Заключение.
В процессе работы над этим проектом я получил полное и глубокое удовлетворение от сделанного. Надеюсь, что она всем понравится, будет интересной для всех, кто любит математику и станет полезной для тех, кому математика дается с большим трудом. Желаю всем успехов в учении и удачи в жизни!
Автор проекта: Смирнов Илья, учащийся 11 класса МКОУ «Первомайский сельский лицей» Приютненского района Республики Калмыкия
Консультант: учитель математики Керимова Н.Е.