Консультация для родителей
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»
В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения с взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. В дошкольном детстве формируется также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувство побуждает детей
к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
В среднем дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более осознанными. У детей формируется чувство любви к родному краю, чувство уважения и признательности к трудящимся людям.
В тех семьях, где родители правильно воспитывают своих детей, объясняют им, что такое хорошо, что такое плохо вырастают добропорядочные, отзывчивые, уважительные граждане нашей страны.
Одно из направлений приобщения детей к культурному наследию: широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п.).
Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности.
Припевками, приговорками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить. С раннего детства ребенок откликается на потешки, приговорки. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок.
Потешки обычно обыгрываются разными способами: сопровождают чтение
действием игрушки, используя пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей.
Пословицы и поговорки — краткие изречения, заключающие в себе вывод из
наблюдений за окружающим, которые понятны детям более старшего дошкольного возраста. Обращенные к дошкольникам пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы, например: «Поспешишь — людей насмешишь».
В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, где высмеиваются человеческие недостатки и восхваляются положительные качества. Благодаря такой содержательности фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Загадки — форма словесного народного творчества, образной народной речи.
Желательно предлагать детям такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Дело не просто в том, чтобы ребенок быстро разгадал загадку, а в том, чтобы его ум активно сопоставлял, сравнивал, искал ответ.
Сказки - самый доступный пример для детей. Дети учатся различать добро и зло, правильные и неправильные поступки, положительных и отрицательных героев. И как следствие делают выводы, как нужно поступать в жизни.
Сказка – особый вид устного народного творчества. Она пришли к нам из далекого прошлого. Так наши предки выражали свое отношение к действительности, к окружающему миру, пытались объяснить главные законы жизни. Менялась действительность, менялись и сказки, но всегда оставался главный смысл: вера в добро, в силу духа, в любовь.
Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности. Бытовые, например, учат, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье – это семья, труд, любовь. Не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.
Сказки о животных – настоящая летопись человеческих отношений. Каждое животное наделено особыми чертами. Медведь всегда добродушен и силен, волк – сильный, но глупый и грубый, лиса – воплощение хитрости и изворотливости, заяц –трусоват и беззащитен. Как часто в повседневной жизни нас окружают такие вот "зайцы" и "лисицы", "волки" и "медведи"!
Что касается волшебных сказок, то это – огромнейший пласт поэтического воплощения самого главного закона жизни: добро всегда побеждает зло. Традиционны герои: главный герой обязательно умный, сильный и смелый, героиня – непременно красавица, рукодельница. И противостоит им целая "армия зла": Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Кикимора болотная. Но главный герой всегда победит, потому что он смелый и великодушный, потому что он готов пожертвовать собой.
Путь к победе нелегок. Герою обязательно нужно преодолеть "испытание". Сказки – это еще и великолепное воплощение настоящей поэтичности русской речи.
А. С. Пушкин писал: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма". Не случайно столько поэтов и писателей, музыкантов и художников обращались к этому источнику
мудрости и чистоты, напевности и красоты. Читая сказки, мы приобщаемся
к великому русскому слову, к культуре речи, к мудрому народному опыту.
Наша задача вести эту работу в системе и совместно с вами. Уделяйте свое драгоценное время своим детям это ваше будущее. Прежде чем посадить ребенка перед телевизором, ноутбуком, компьютером присядьте рядом с ним и посмотрите этот мультфильм, обсудите после просмотра. Подумайте, стоит ли в, последствии смотреть его. Ведь любой просмотр должен нести какую-то определенную познавательную функцию. В русских народных сказках добро всегда побеждает зло. Мы взрослые должны объяснять детям, что зло оно и в жизни будет наказано, что за плохие поступки всегда придется отвечать. Читая русские народные сказки, вы также прививаете любовь и уважение к нашему народу, людям, которые слагали эти сказки. Таким образом, сказки – это огромный мир, с его законами и обычаями, это мощный пласт народной культуры, в котором воплотилась вековая мудрость народа. Сказки учат нас добру и гуманности, учат быть сильными, смелыми, учат верить в то, что зло обязательно будет наказано, а добро победит. «Сказка ложь, да в ней намек – добрым людям всем урок».
Консультация для родителей
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»
Воспитатель: Лоренцева Е.И.
.