Республиканский конкурс методических разработок по популяризации и изучению истории Республики Татарстан и культуры (литературы, искусства) народов, проживающих в Республике Татарстан
Фатхутдинова Гульнара Ирековна, классный руководитель 6 класса, учитель родного (татарского) языка
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ромодановская средняя общеобразовательная школа
Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Номинация «План-конспект, сценарий классного часа»
Тема:Татарстан – наш общий дом
Тема: Татарстан – наш общий дом.
Цели: Формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной державе; развитие мотивации учащихся к познанию историко-культурных традиций народов Татарстана; воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Форма классного часа: встреча с интересными людьми
Оборудование: Изображения флага и герба РТ; изображение герба и флага Алексееевского района РТ; аудиозапись: гимн РТ, карта РТ, рисунки, кинофильм о Татарстане ‘We can” (Фильм о Республике Татарстан.htm), пословицы «Ромашка», кроссворд, презентация.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
- Добрый день, ребята! У нас сегодня необычный урок. Как видите, к нам пришли гости - депутаты Ромодановского сельского поселения: Кладов Г. А., Чекалина И.А., Баршис Е.А. и учителя нашей школы.
А теперь начнём наш классный час!
Я хотела обратить ваше внимание на доску. Что мы видим, чему они посвящены. О чём мы будем сегодня говорить? Как вы думаете как звучит тема урока? (Буквами собирают тему урока «Татарстан – наш общий дом»)
Молодцы! Спасибо!
Эпиграфом урока взяла «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе—в этом наша сила». Но к этому вернемся в конце урока.
2. Из истории Республики Татарстан.
– В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. Наша Родина - Республика Татарстан - на карте занимает не так уж много места. Но по богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами Европы.
Символы РТ
– У каждого государства есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь, поэтому вы их должны отличать.
– Какие государственные символы вы знаете? (Флаг, герб, гимн).
Дети рассказывают о символике Татарстана
Герб РТ
На государственном гербе РТ изображён крылатый белый барс на фоне красного солнца. Барс олицетворяет богатство, силу. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, а цветок – долгую жизнь. Внутри зелёного кольца вышит татарский орнамент, символизирующий красоту и плодородие нашей земли.
Государственный флаг РТ
Государственный флаг – это лицо страны, символ независимости. Флаг Татарстана разделён на три части. Верхняя часть зелёная, нижняя – красная, а в середине узкая белая полоса. Каждый цвет имеет своё значение. Красный – это цвет солнца, огня, могущества и жизни. Зелёный – символ живой природы и молодости. Белый – символ чистоты, чести и мира.
Государственный гимн
– Скажите, что такое гимн? (Это торжественная песня).
– В каких случаях он исполняется? (В особых, торжественных случаях: во время подъема государственного флага, в дни торжественных праздников, в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях).
– Гимн РТ написал выдающийся татарский композитор Рустем Яхин. Когда исполняют гимн, люди встают, тем самым, выражая уважение к своей стране.
Звучит аудиозапись гимна РТ
Наша республика
В настоящее время Татарстан становится развитым промышленным и культурным центром. Площадь республики составляет 68 тыс. кв. км. Население около 4 млн людей. В республике 43 административных района. Природные богатства – нефть, газ, торф, известняк. Через республику протекают четыре крупнейшие реки: Волга, Кама, Белая, Вятка.
Республика Татарстан — один из самых быстроразвивающихся регионов России, регион с богатой и многогранной культурой. Столица Татарстана - Казань — город с тысячелетней историей, важный экономический, торговый и культурный центр, а также третья столица России после Москвы и Петербурга. Наша республика всегда стремится к большему, не останавливается на достигнутом.
А сейчас предлагаю посмотреть небольшой фильм о Татарстане.
Главный закон государства – Конституция Татарстана начинается такими словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…»
- Вдумайтесь в эти строки. Почему наша страна называется многонациональной?
- Потому что в Татарстане проживают представители многих национальностей, но все мы – единый народ. Так говорит главный закон. Так устроена наша жизнь. Так сложилась наша история.
- А сколько народов проживает в нашей республике?
В настоящее время Татарстан является одной из самых многонациональных территорий России – представители свыше 173 национальностей проживают на территории республики. Большинство из них татары, русские, чуваши.
Эти данные изменятся в этом году. Пройдет перепись населения и мы узнаем точное количество людей.
- Ребята, как вы думаете, чем отличается каждый из народов? (Каждый из народов отличается от другого языком, историей, культурой).
- Правильно. Даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это, прежде всего язык, фольклор, религия, обычаи, обряды и даже национальная кухня, одежда и прочее. Все нации сохраняют и берегут свои культурные, языковые и религиозные традиции.
5. Работа с пословицами
Но у всех людей есть нечто общее, то, что нас объединяет. Возьмем, наш класс. Что нас всех объединяет? (Общее дело, уроки, поручения школы, классный руководитель, хорошее отношение друг к другу.) То же можно сказать и о народах Татарстана, которые, не смотря на различия, схожи образом мыслей, отношением к жизненным устоям, о чем свидетельствуют пословицы. Ведь именно в них заложена мудрость народа.
«Ромашка». Как понимаете смысл пословиц?
Дружба рождается в беде, а закаляется в труде. (Украинская пословица.)
Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга. (Русская пословица.)
Каковы твои друзья, таков ты сам. (Мордовская пословица.)
Одно тёплое слово и в жестокий мороз согреет.(Китайская пословица.)
Где нет дружбы, там нет успеха. (Молдавская пословица.)
Только ваш настоящий друг скажет вам, что ваше лицо в грязи. (Итальянская пословица)
Без беды и друга не знаешь. (Азербайджанская пословица)
Дружить могут дети и взрослые, люди на разных концах Земли, дружить могут народы разных стран. Многие народы в нашей стране живут в мире и согласии, помогают друг другу в беде, вместе празднуют радостные события.
Мы сказали фольклор. Ребята, скажите, пожалуйста, какие народные игры вы знаете?
6.Физкультминутка
Я предлагаю вам поиграть в игру «Подбери платок» Для этого вам нужно встать в круг, пока музыка играет, вы делаете движения. Музыка останавливается, в это время кто-то должен поднять платок. Кто быстрый сейчас узнаем.
Вот и отдохнули. Спасибо. Садитесь на свои места.
Это игра моего детства
7. Наш посёлок
Мы говорим о Татарстане. Но где мы живём, наш район тоже является частью Татарстана. Что вы знаете о нём?
Выступление детей.
Что может быть милей
Бесценного родного края? (Н. Языков.)
Населённый пункт основан в 1710 году сподвижником Петра I губернатором Казанским и Астраханским Петром Матвеевичем Апраксиным. После Апраксина помещиком Алексеевской вотчины был известный владелец чугунолитейных заводов Демидов. После Демидова Алексеевское имение перешло к Александру Игнатьевичу Сахарову. И с тех пор – с 60-х годов-до настоящего времени Алексеевским имением владеют род Сахаровых.
Наш район –многонациональный. В 59 населенных пунктах проживают 26 тысяч человек. Все живут в мире и согласии. Знаете ли, какие национальности самые многочисленные ? Правильно, это русские, татары, чуваши, мордва.
Наш район богат знаменитыми людьми. Это и наши защитники, ветераны ВОВ , ученые, поэты. И как же здесь не упомянуть нашего поэта Александра Николаевича Бочкарева, который проработал в школе более 40 лет и знаменит стал своими стихами. У него вышло 4 сборника стихов. Также знаменитыми актрисами стали Минакова Гузель и Козлова Алена. Алексеевцы любят свой поселок – с современным дизайном его улиц, обилием зелени, великолепием цветников, гармоничным синтезом шума новостроек, домашнего уюта и деревенской тишины. Это наш общий дом. И никакие чудеса мира не затмят красоты малой родины.
Наш район растёт и становится краше.
8.Решение кроссворда
Что нужно, какие качества в людях нужны, чтобы страна, республика, район, наше село процветало? Ответим на этот вопрос, решив кроссворд.
1д | о | б | р | о | |||||||
2в | е | р | н | о | с | т | ь | ||||
3с | о | ч | у | в | с | т | в | и | е | ||
4н | а | д | е | ж | д | а | |||||
5л | ю | б | о | в | ь | ||||||
6б | р | а | т | с | т | в | о | ||||
Вопросы: 1. То, что хорошо, полезно, правильно, противоположно злу.
2. Преданность, неизменность в своих чувствах.
3. Отзывчивое отношение к чужому чувству, горю, несчастью.
4. Желание, ожидание чего-нибудь радостного, приятного, то, что не оставляет человека до последнего момента в трудную минуту.
5. Чувство привязанности, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости.
6. Дружеская связь, близость, тесное объединение группы людей.
Ключевое слово кроссворда – ДРУЖБА. Какое хорошее и доброе слово. Наверное, нет ни одного народа, который бы не ценил дружбу. У нас в народе говорят: «Народная дружба и братство дороже всякого богатства»
Как вы видите, каждый народ внес и вносит свой вклад в развитие и процветание страны, республики. Именно поэтому мы гордимся нашей родиной, нашими соотечественниками.
- А сейчас я бы хотела обратиться к эпиграфу нашего урока: «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе—в этом наша сила». Давайте поразмышляем над этими словами.
- Какое слово является здесь ключевым? «Мы», именно оно объединяет нас, таких разных, но живущих вместе. Мы богатые – духовно, интеллектуально, возможностями, которые предоставляет наше культурное многообразие. Но мы богаты, когда вместе, и сильны, когда едины, что подтверждает история нашей великой родины.
9. Слово гостям
-Давайте теперь предоставим слово нашим гостям, уважаемым депутатам, которые пришли к нам на урок.
Но хочу спросить у вас, ребята. Кто такие депутаты? Как вы понимаете, для нас новое слово.
Депутат — это человек, выбранный гражданами в органы власти. Он представляет интересы избирателей и защищает их права.
А потом ребята, вы сможете задать им волнующие вас вопросы.
- Вам слово Герман Александрович.
ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
10.Подведение итогов
- Ребята, вы узнали много интересного. Думаю, что сегодняшняя встреча с интересными людьми была для вас познавательной и полезной. Возможно, в будущем кто-то из вас станет депутатом, и вы сможете сделать нашу жизнь ещё лучше!
- Уважаемые депутаты, хочется выразить вам слова благодарности от учащихся нашей школы. Спасибо Вам за ваши интересные выступления, за огромную работу, проделанную во благо нашей Родины, нашего села.
А всем успехов и удачи!
Спасибо!